В фондах Российского национального музея музыки хранится уникальная коллекция наградных военных серебряных сигнальных труб — боевые награды полкам Русской армии, проявившим мужество и отвагу во время Русско‑австро‑французской войны 1805–1807 годов, Отечественной войны 1812–1814 годов и в последующих военных исторических событиях первой половины XIX века.*
Пётр Табак, Российский национальный музей музыки
Традицию награждения отдельных полков Русской армии серебряными сигнальными трубами ввела императрица Анна Иоанновна. В 1737 году, во время турецкой кампании, батальон лейб‑гвардии Измайловского полка был награждён двумя серебряными трубами за мужество, проявленное при взятии крепости Очаков [1]. Больше всего наградных военных серебряных сигнальных труб было пожаловано императором Александром I за проявленный героизм в ходе Отечественной войны 1812–1814 годов, часть из них вошла в состав уникальной музейной коллекции наградных военных серебряных сигнальных труб Российского национального музея музыки. Коллекция насчитывает 40 инструментов.
До настоящего времени специалистам не удавалось установить происхождение и имена мастеров‑изготовителей российских наградных военных серебряных сигнальных труб [2]. Дело в том, что на духовых инструментах, которые российские императоры приобретали для нужд армии или в личное пользование, как правило, имеются гравированные авторские подписи российских или европейских мастеров. В фондах Российского государственного военно‑исторического архива хранится документ, свидетельствующий о закупке императрицей Елизаветой Петровной в Вене у мастера Антона Кёрнера духовых инструментов для шляхетного кадетского корпуса [3]. Повествуя о повседневной жизни российского императорского двора ХIХ–ХХ веков, И.В. Зимин приводит свидетельства о затратах Николая I на покупку в личное пользование музыкальных духовых инструментов в Германии у таких мастеров, как Габлер, Грислинг & Шлотт, а также у петербургских инструментальных мастеров И. Эшенбаха и А. Гине [4], тогда как на наградных военных серебряных сигнальных трубах авторские подписи мастеров отсутствуют.
При атрибуции мундштучных духовых инструментов из коллекции Российского национального музея музыки автор статьи 12 марта 2017 года на латунной сигнальной трубе с инвентарным номером МИ–1595 с гравировкой на венчике раструба: „Tranzschel St. Petersburg“ обнаружил уникальные детали, совпадающие с деталями конструкции наградных военных серебряных сигнальных труб:
мундштучная трубка инструмента прикреплена ко второму крону скобкой, гравированной растительным или геометрическим рисунком;
стойка, укрепляющая настроечный крон, скреплена дополнительными напайками в форме листьев, гравированными растительным рисунком;
настроечный крон «реверсивный», верхняя трубка («кулиса» настроечного крона) накрывает мундштучную трубку, нижняя часть («штанга» настоечного крона) входит в трубку второго крона;
длина настроечного, реверсивного, крона одновременно выполняет функцию инвенции, которая позволяет понизить основной тон натурального инструмента на полтона и на тон.
Совпадение вышеперечисленных конструктивных деталей у наградных военных серебряных сигнальных труб с конструкцией латунной сигнальной трубы, подписанной петербургским мастером Траншелем, позволило выдвинуть предположение о российском происхождении наградных военных сигнальных серебряных труб и возможном участии мастера в их изготовлении. Благодаря ходатайству руководства Музея музыки исследования были продолжены в фондах исторических архивов Российской Федерации.
25 мая 2017 года в фондах Российского государственного военно‑исторического архива (РГВИА) [6], в котором хранятся дела Инспекторского департамента Военного министерства эпохи правления императоров Александра I и Николая I, обнаружены документальные свидетельства, что цеховой инструментальных дел мастер Кристиан Иванович Траншель дал согласие и подписал договор на гербовой бумаге [7] с указанием условий и сумм денежных выплат от Военного министерства за изготовление наградных военных серебряных сигнальных труб для Главного штаба его императорского величества [8].
Документы позволяют восстановить порядок изготовления инструментов: канцелярия Главного штаба передавала к исполнению указы императора «о приготовлении» наградных серебряных труб для отличившихся полков в Комиссариатский департамент военного министерства [9].
29 марта 1815 года комиссионер 13‑го класса Яковлев приложил к рапорту договор на гербовой бумаге с описанием условий, на которых инструментальных дел мастер К. Траншель (C. Tranzschel) согласился сотрудничать с Военным министерством.
В 1816 году император Александр I издал указ об изъятии в полках всех старых, ранее пожалованных, сигнальных труб за период с 1805 по 1814 год в Комиссариатский департамент Военного министерства и перемене их на новые по утверждённому его императорским величеством образцу [10]. Этот документ указывает, что ранее пожалованные и вручённые полкам трубы изымались и переделывались по новому образцу — с реверсивным настроечным кроном, позволявшим играть в двух тональностях.
Руководить обменом серебряных труб был назначен придворный капельмейстер оркестра императорской гвардии Антон Иванович Дёрфельд [11].
Документы Комиссариатского департамента военного министерства свидетельствуют, что петербургский инструментальных дел мастер Кристиан Иоганн Траншель продолжал в течение многих лет исполнять заказы Военного министерства на изготовление наградных военных серебряных сигнальных труб.
Император Николай I продолжил традицию награждения полков военными сигнальными серебряными трубами. Указом от 6 ноября 1832 года Николай I утвердил принятый ранее императором Александром I образец наградных военных сигнальных труб. Комиссариатский департамент военного министерства вновь обратился к инструментальному мастеру К.И. Траншелю. На тот момент он уже состоял в звании придворного инструментального мастера, проживающего на Итальянской, 33 (в книге адресов за 1837 год на странице 1453) [12]. Этого почётного звания удостаивались мастера, имеющие собственное производство и поставляющие в течение более 10 лет изделия высокого качества двору его императорского величества.
Начиная с 1837 года Комиссариатский департамент устраивал торги, на которые приглашали по повесткам известных инструментальных мастеров. Выполнять заказ Военного министерства на изготовление новых и переделки старых военных сигнальных труб предоставляли тому, кто соглашался выполнять работу за самую низкую цену. Документы описывают острую конкуренцию мастеров на выполнение заказа по изготовлению 40 инструментов. Капельмейстер Гвардейского корпуса Газе рекомендовал мастера Йогана Андерста как лучшего инструментального мастера («За работу других мастеров я не могу поручиться» [13]). 11 марта 1837 года Й. Андерст за два хора (два комплекта по 20 инструментов), то есть за 40 инструментов, потребовал за работу 75620 рублей, К.И. Траншель — 43600 рублей, Г. Регизер — 67544 рублей. В течение месяца мастера поочерёдно снижали цены за изготовление инструментов. К 8 апреля 1837 года заказ получил Генрих Регизер, предложивший наименьшую цену. Он согласился изготовить 40 инструментов всего за 20 000 рублей.
Торги «на исправление 10 серебряных труб» состоялись в 1844 году [14]. В них участвовали Й. Андерст, К. Траншель и К. Нерике. Заказ получил Карл Нерике, предложивший цену за исправление 10 труб — 85 рублей 71 3/7 копейки серебром или по 8 рублей 57 1/7 копейки серебром за одну трубу.
Представленные документы из фондов Российского государственного военно‑исторического архива подтверждают российское происхождение наградных военных серебряных сигнальных труб, сделанных по указу императора Александра I.
Выполнять работы по производству серебряных сигнальных труб по новому образцу согласился петербургский цеховой инструментальных дел мастер, позднее придворный инструментальный мастер Кристиан Иоганн Траншель. Именно он выполнял заказы Комиссариатского департамента Военного министерства на изготовление наградных военных серебряных сигнальных труб (позже оркестровые комплекты наградных латунных с серебряными раструбами хроматических инструментов) в течение 17 лет.
Проведённое исследование нанесённых клейм на наградных серебряных трубах из коллекции Российского национального музея музыки позволило впервые идентифицировать именники российских серебряных дел мастеров Егора Помо (Георг Фридрих Помо) (на 12 инструментах) и Йохана Теодора Бунцеля (один инструмент), а также клейма государственных пробирных мастеров Михаила Михайловича Карпинского и Александра Ильича Яшинова (Яшинкова, Яшенкова), которые ранее не были расшифрованы при атрибуции наградных серебряных труб. Достоверность расшифровки вышеуказанных имён подтвердил заведующий отделом научной реставрации Государственного научно‑исследовательского института реставрации кандидат технических наук Михаил Дубровин.
Некоторое количество сохранившихся наградных серебряных и латунных труб, изготовленных К. Траншелем, хранятся в коллекциях Исторического музея и Военно‑исторического музея артиллерии в Санкт‑Петербурге.
До настоящего времени специалистам не удавалось установить происхождение и имена мастеров‑изготовителей российских наградных военных серебряных сигнальных труб [2]. Дело в том, что на духовых инструментах, которые российские императоры приобретали для нужд армии или в личное пользование, как правило, имеются гравированные авторские подписи российских или европейских мастеров. В фондах Российского государственного военно‑исторического архива хранится документ, свидетельствующий о закупке императрицей Елизаветой Петровной в Вене у мастера Антона Кёрнера духовых инструментов для шляхетного кадетского корпуса [3]. Повествуя о повседневной жизни российского императорского двора ХIХ–ХХ веков, И.В. Зимин приводит свидетельства о затратах Николая I на покупку в личное пользование музыкальных духовых инструментов в Германии у таких мастеров, как Габлер, Грислинг & Шлотт, а также у петербургских инструментальных мастеров И. Эшенбаха и А. Гине [4], тогда как на наградных военных серебряных сигнальных трубах авторские подписи мастеров отсутствуют.
При атрибуции мундштучных духовых инструментов из коллекции Российского национального музея музыки автор статьи 12 марта 2017 года на латунной сигнальной трубе с инвентарным номером МИ–1595 с гравировкой на венчике раструба: „Tranzschel St. Petersburg“ обнаружил уникальные детали, совпадающие с деталями конструкции наградных военных серебряных сигнальных труб:
мундштучная трубка инструмента прикреплена ко второму крону скобкой, гравированной растительным или геометрическим рисунком;
стойка, укрепляющая настроечный крон, скреплена дополнительными напайками в форме листьев, гравированными растительным рисунком;
настроечный крон «реверсивный», верхняя трубка («кулиса» настроечного крона) накрывает мундштучную трубку, нижняя часть («штанга» настоечного крона) входит в трубку второго крона;
длина настроечного, реверсивного, крона одновременно выполняет функцию инвенции, которая позволяет понизить основной тон натурального инструмента на полтона и на тон.
Совпадение вышеперечисленных конструктивных деталей у наградных военных серебряных сигнальных труб с конструкцией латунной сигнальной трубы, подписанной петербургским мастером Траншелем, позволило выдвинуть предположение о российском происхождении наградных военных сигнальных серебряных труб и возможном участии мастера в их изготовлении. Благодаря ходатайству руководства Музея музыки исследования были продолжены в фондах исторических архивов Российской Федерации.
25 мая 2017 года в фондах Российского государственного военно‑исторического архива (РГВИА) [6], в котором хранятся дела Инспекторского департамента Военного министерства эпохи правления императоров Александра I и Николая I, обнаружены документальные свидетельства, что цеховой инструментальных дел мастер Кристиан Иванович Траншель дал согласие и подписал договор на гербовой бумаге [7] с указанием условий и сумм денежных выплат от Военного министерства за изготовление наградных военных серебряных сигнальных труб для Главного штаба его императорского величества [8].
Документы позволяют восстановить порядок изготовления инструментов: канцелярия Главного штаба передавала к исполнению указы императора «о приготовлении» наградных серебряных труб для отличившихся полков в Комиссариатский департамент военного министерства [9].
29 марта 1815 года комиссионер 13‑го класса Яковлев приложил к рапорту договор на гербовой бумаге с описанием условий, на которых инструментальных дел мастер К. Траншель (C. Tranzschel) согласился сотрудничать с Военным министерством.
В 1816 году император Александр I издал указ об изъятии в полках всех старых, ранее пожалованных, сигнальных труб за период с 1805 по 1814 год в Комиссариатский департамент Военного министерства и перемене их на новые по утверждённому его императорским величеством образцу [10]. Этот документ указывает, что ранее пожалованные и вручённые полкам трубы изымались и переделывались по новому образцу — с реверсивным настроечным кроном, позволявшим играть в двух тональностях.
Руководить обменом серебряных труб был назначен придворный капельмейстер оркестра императорской гвардии Антон Иванович Дёрфельд [11].
Документы Комиссариатского департамента военного министерства свидетельствуют, что петербургский инструментальных дел мастер Кристиан Иоганн Траншель продолжал в течение многих лет исполнять заказы Военного министерства на изготовление наградных военных серебряных сигнальных труб.
Император Николай I продолжил традицию награждения полков военными сигнальными серебряными трубами. Указом от 6 ноября 1832 года Николай I утвердил принятый ранее императором Александром I образец наградных военных сигнальных труб. Комиссариатский департамент военного министерства вновь обратился к инструментальному мастеру К.И. Траншелю. На тот момент он уже состоял в звании придворного инструментального мастера, проживающего на Итальянской, 33 (в книге адресов за 1837 год на странице 1453) [12]. Этого почётного звания удостаивались мастера, имеющие собственное производство и поставляющие в течение более 10 лет изделия высокого качества двору его императорского величества.
Начиная с 1837 года Комиссариатский департамент устраивал торги, на которые приглашали по повесткам известных инструментальных мастеров. Выполнять заказ Военного министерства на изготовление новых и переделки старых военных сигнальных труб предоставляли тому, кто соглашался выполнять работу за самую низкую цену. Документы описывают острую конкуренцию мастеров на выполнение заказа по изготовлению 40 инструментов. Капельмейстер Гвардейского корпуса Газе рекомендовал мастера Йогана Андерста как лучшего инструментального мастера («За работу других мастеров я не могу поручиться» [13]). 11 марта 1837 года Й. Андерст за два хора (два комплекта по 20 инструментов), то есть за 40 инструментов, потребовал за работу 75620 рублей, К.И. Траншель — 43600 рублей, Г. Регизер — 67544 рублей. В течение месяца мастера поочерёдно снижали цены за изготовление инструментов. К 8 апреля 1837 года заказ получил Генрих Регизер, предложивший наименьшую цену. Он согласился изготовить 40 инструментов всего за 20 000 рублей.
Торги «на исправление 10 серебряных труб» состоялись в 1844 году [14]. В них участвовали Й. Андерст, К. Траншель и К. Нерике. Заказ получил Карл Нерике, предложивший цену за исправление 10 труб — 85 рублей 71 3/7 копейки серебром или по 8 рублей 57 1/7 копейки серебром за одну трубу.
Представленные документы из фондов Российского государственного военно‑исторического архива подтверждают российское происхождение наградных военных серебряных сигнальных труб, сделанных по указу императора Александра I.
Выполнять работы по производству серебряных сигнальных труб по новому образцу согласился петербургский цеховой инструментальных дел мастер, позднее придворный инструментальный мастер Кристиан Иоганн Траншель. Именно он выполнял заказы Комиссариатского департамента Военного министерства на изготовление наградных военных серебряных сигнальных труб (позже оркестровые комплекты наградных латунных с серебряными раструбами хроматических инструментов) в течение 17 лет.
Проведённое исследование нанесённых клейм на наградных серебряных трубах из коллекции Российского национального музея музыки позволило впервые идентифицировать именники российских серебряных дел мастеров Егора Помо (Георг Фридрих Помо) (на 12 инструментах) и Йохана Теодора Бунцеля (один инструмент), а также клейма государственных пробирных мастеров Михаила Михайловича Карпинского и Александра Ильича Яшинова (Яшинкова, Яшенкова), которые ранее не были расшифрованы при атрибуции наградных серебряных труб. Достоверность расшифровки вышеуказанных имён подтвердил заведующий отделом научной реставрации Государственного научно‑исследовательского института реставрации кандидат технических наук Михаил Дубровин.
Некоторое количество сохранившихся наградных серебряных и латунных труб, изготовленных К. Траншелем, хранятся в коллекциях Исторического музея и Военно‑исторического музея артиллерии в Санкт‑Петербурге.
Огонь, вода и серебряные трубы
Из материалов Военно‑исторического архива.
30 марта 1815‑го. Военного министерства в Коммисарский департамент коммисионера 13‑го класса Яковлева рапорт. Во исполнение предписания Коммисариатскаго департамента от 24‑го числа сего... №1963 о приискании желающих для приготовления лейб‑гвардии полкам: Кавалергардскому, Конному, Кирасирскому, Драгунскому, Уланскому и конному Артилерийских серебряных труб; во исполнении сего объявлено мною было: приготовляемые прежде таковые трубы серебряному мастеру Поммо, на что и объявил в присуждении департамента цену за сделание каждой трубы по 250 рублей, но как противу прежде платимой ему очень возвышена, то приискал я другого цехового инструментальных дел мастера Траншеля, который соглашается сделать из собственного своего серебра с заплатою за каждый фунт 84‑й пробы по курсу тому, когда от его представлены будут трубы, и за работу по местам с лучшей позолотою по 180 рублей за каждую, сроком делать и представлять для каждого полка чрез три недели, с коим и заключено мною условие, которое при сем представляю и имею честь донести Коммисариатскому департаменту, что заказано мною оному мастеру сделать для образцов три трубы с Георгиевскими крестами, которые по приготовлении представлены будут для утверждения в Департамент, на что поджидаю разрешения. Коммисионеръ 13‑го класса Яковлев.
РГВИА. Ф. 396. Оп. 4. Д. 323. Л. 25 – 25 об.
Из материалов Военно‑исторического архива.
30 марта 1815‑го. Военного министерства в Коммисарский департамент коммисионера 13‑го класса Яковлева рапорт. Во исполнение предписания Коммисариатскаго департамента от 24‑го числа сего... №1963 о приискании желающих для приготовления лейб‑гвардии полкам: Кавалергардскому, Конному, Кирасирскому, Драгунскому, Уланскому и конному Артилерийских серебряных труб; во исполнении сего объявлено мною было: приготовляемые прежде таковые трубы серебряному мастеру Поммо, на что и объявил в присуждении департамента цену за сделание каждой трубы по 250 рублей, но как противу прежде платимой ему очень возвышена, то приискал я другого цехового инструментальных дел мастера Траншеля, который соглашается сделать из собственного своего серебра с заплатою за каждый фунт 84‑й пробы по курсу тому, когда от его представлены будут трубы, и за работу по местам с лучшей позолотою по 180 рублей за каждую, сроком делать и представлять для каждого полка чрез три недели, с коим и заключено мною условие, которое при сем представляю и имею честь донести Коммисариатскому департаменту, что заказано мною оному мастеру сделать для образцов три трубы с Георгиевскими крестами, которые по приготовлении представлены будут для утверждения в Департамент, на что поджидаю разрешения. Коммисионеръ 13‑го класса Яковлев.
РГВИА. Ф. 396. Оп. 4. Д. 323. Л. 25 – 25 об.
Наградные серебряные трубы из коллекции Российского национального музея музыки [5]
Фото Сергея Новосёлова.
Автор благодарит Михаила Феликсовича Дубровина (отдел научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации) за помощь в подготовке статьи.
* Читатели журнала выбрали эту статью лучшей публикацией 2018 года.
Автор благодарит Михаила Феликсовича Дубровина (отдел научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации) за помощь в подготовке статьи.
* Читатели журнала выбрали эту статью лучшей публикацией 2018 года.
Примечания.
[1] См.: Зарудко В.М. Коллекция серебряных труб — награды русской армии. М., 2002. С.1.
[2] Там же. С.4.
[3] РГВИА. Ф.314. Оп.1. Д.3034. Л.144–144 об. Указ императрицы Елизаветы Петровны
[4] Зимин И.В. Повседневная жизнь российского императорского двора // Музыкальные увлечения членов императорской семьи. М., 2013. С.281–298.
[5] В таблице только 40 труб являются военными наградными. Пп. 5, 8 и 13 не являются наградными.
[6] РГВИА. Ф.396. Оп.4. Д.323. Л.25–25 об.
[7] Гербовая бумага — особая бумага с печатью. На печати герб России, над гербом «1814 года», под гербом «ДВА РУБЛИ». Она использовалась правительством как юридический документ при заключении договоров частными лицами с государственными предприятиями и служила пошлинным сбором в пользу государства. Введена в России Петром I в 1699 году.
[8] РГВИА. Ф.396. Оп.4. Д.839. Л.6–6 об, 7–7 об.
[9] РГВИА. Ф.396. Оп.4. Д.332. Л.21–21 об.
[1] См.: Зарудко В.М. Коллекция серебряных труб — награды русской армии. М., 2002. С.1.
[2] Там же. С.4.
[3] РГВИА. Ф.314. Оп.1. Д.3034. Л.144–144 об. Указ императрицы Елизаветы Петровны
[4] Зимин И.В. Повседневная жизнь российского императорского двора // Музыкальные увлечения членов императорской семьи. М., 2013. С.281–298.
[5] В таблице только 40 труб являются военными наградными. Пп. 5, 8 и 13 не являются наградными.
[6] РГВИА. Ф.396. Оп.4. Д.323. Л.25–25 об.
[7] Гербовая бумага — особая бумага с печатью. На печати герб России, над гербом «1814 года», под гербом «ДВА РУБЛИ». Она использовалась правительством как юридический документ при заключении договоров частными лицами с государственными предприятиями и служила пошлинным сбором в пользу государства. Введена в России Петром I в 1699 году.
[8] РГВИА. Ф.396. Оп.4. Д.839. Л.6–6 об, 7–7 об.
[9] РГВИА. Ф.396. Оп.4. Д.332. Л.21–21 об.
На фото:
Наградная военная серебряная сигнальная труба со знаком св. Георгия. Мундштук и труба серебряные (84 пробы). Мундштучная трубка, декоративные кольца на раструбе, ободок раструба и внутренняя часть раструба позолочены. Высота 525 мм, ширина раструба 135 мм. Труба натуральная. Строй ре. При выдвижении крона строй становится до. На раструбе знак св. Георгия с образом на эмали в центре (частично разрушен), гравировка «За храбрость противу неприятеля при Фер-Шампенуазъ 13 марта 1814-го года», которыми удостоились лейб-гвардии Конный полк (19 трубами) и лейб‑гвардии Драгунский полк (19 трубами). Победа в этом сражении с превосходящими силами противника открыло прямую дорогу на Париж.
Наградная военная серебряная сигнальная труба со знаком св. Георгия. Мундштук и труба серебряные (84 пробы). Мундштучная трубка, декоративные кольца на раструбе, ободок раструба и внутренняя часть раструба позолочены. Высота 525 мм, ширина раструба 135 мм. Труба натуральная. Строй ре. При выдвижении крона строй становится до. На раструбе знак св. Георгия с образом на эмали в центре (частично разрушен), гравировка «За храбрость противу неприятеля при Фер-Шампенуазъ 13 марта 1814-го года», которыми удостоились лейб-гвардии Конный полк (19 трубами) и лейб‑гвардии Драгунский полк (19 трубами). Победа в этом сражении с превосходящими силами противника открыло прямую дорогу на Париж.
Печатается по: Табак П. Дело мастера Траншеля // Мир Музея. 2018. №7. С.30–34.
См. также: Ахметьева В. «Термен играет Глюка на вольтметре!» // Мир Музея. 2023. №8. С.40–42.
Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С.13–15.
Хрустальная часовня. Беседа Ирины Новосёловой с Ольгой Косибород // Мир Музея. 2023. №4. С.49–51.
Наследник «Могучей кучки». Беседа Ксении Сергазиной с Анной Арзамановой // Мир Музея. 2023. №4. С.46–48.
Сергазина К. Звуколюди и бутылофоны // Мир Музея. 2024. №12. С.38–39.
Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С.13–15.
Хрустальная часовня. Беседа Ирины Новосёловой с Ольгой Косибород // Мир Музея. 2023. №4. С.49–51.
Наследник «Могучей кучки». Беседа Ксении Сергазиной с Анной Арзамановой // Мир Музея. 2023. №4. С.46–48.
Сергазина К. Звуколюди и бутылофоны // Мир Музея. 2024. №12. С.38–39.
Лучшие публикации:
Алтынбеков К., Чарлина Л., Алтынбекова Э. Реставрация как она есть // Мир Музея. 2024. №2. С.34–37.
Крючков Г. Чуковские. В одной лодке // Мир Музея. 2023. №11. С.22–25.
Черепицина А., Косынкина Д. О доблестях и славе // Мир Музея. 2022. №8. С.24–28.
Удовенко И. Зде лежащих и повсюду... // Мир Музея. 2021. №4. С.30.
Лупанова Е. Весь мир — кунсткамера // Мир Музея. 2019. №11. С.2–5.
Алтынбеков К., Чарлина Л., Алтынбекова Э. Реставрация как она есть // Мир Музея. 2024. №2. С.34–37.
Крючков Г. Чуковские. В одной лодке // Мир Музея. 2023. №11. С.22–25.
Черепицина А., Косынкина Д. О доблестях и славе // Мир Музея. 2022. №8. С.24–28.
Удовенко И. Зде лежащих и повсюду... // Мир Музея. 2021. №4. С.30.
Лупанова Е. Весь мир — кунсткамера // Мир Музея. 2019. №11. С.2–5.