Статьи

Журнал жалоб и предложений

К 1980‑м годам во всех крупных изданиях существовали отделы писем, которые могли получать 100 тысяч и более писем в год. Авторы большинства из них стремились придать огласке конкретные проблемы в разных сферах жизни народа. Вспомните рубрику «Письмо позвало в дорогу...» — журналисты из Москвы и Ленинграда ездили в командировки в разные уголки страны ради того, чтобы самостоятельно увидеть описанные проблемы, осветить их и способствовать решению.

В современных реалиях, в том числе музейных, принято делиться друг с другом исключительно достижениями — в особенности на конференциях и в печати, особо не обсуждая внутренние проблемы. Это создаёт информационные лакуны. Мы хотим впустить свежего воздуха: наконец узнать у вас, сотрудников музеев, какие проблемы — нынешние и прошлые — вас тревожат, и попытаться совместно найти решения.

Сегодня музеи по всей стране переживают расцвет: они пользуются авторитетом и популярностью у публики, считаются двигателями общественной жизни, каждая неделя музейного работника расписана по часам, и расписание включает в себя многочисленные познавательные или развлекательные мероприятия для разных категорий и возрастов посетителей. Но все мы знаем, что так было далеко не всегда, — и сегодня существуют музеи, которые могут стать центрами культурной жизни для населения, способны привлекать туристов, но пока не имеют такой возможности. Может, они бы и хотели, но не знают, как это сделать, и не понимают, как другие музеи смогли преодолеть застой в работе.

В прошлом существовали такие же проблемы, которые пытались решать, что называется, «сверху». Об этом статья К. Селяниной «О методической помощи периферийным музеям», опубликованная в журнале «Советский музей» [1]. «Одной из важных обязанностей центральных, краевых и областных музеев, — пишет автор, — является методическая помощь низовым музеям. Об этом часто говорят, но лишь немногие реально представляют себе, какой должна быть практически эта помощь, и фактически периферийные музеи помощи почти не получают. <…> На каждом музейном совещании непременно поднимается „вечно юный“ вопрос о методической помощи. Со стороны районных музеев несутся жалобы на отсутствие помощи; работники областных и краевых музеев ссылаются на занятость. Пора серьёзнее продумать этот вопрос и организовать действительную помощь сильных музеев слабым. Низовым музеям нужна авторитетная, вдумчивая и систематическая помощь. <...> Существует мнение, что методическое руководство должен взять в свои руки инспектор по музейной работе. Мотивируется это тем, что инспектор чаще общается с музеями, лучше других знает их нужды и недостатки. В том случае, если сам инспектор не в состоянии оказать музею ту или иную помощь, он обязан найти соответствующих специалистов» [2].

И вот мы вновь оказались в той же ситуации. Относясь с пониманием к нынешнему уровню загруженности музейных работников, конечно, не имеет смысла предлагать успешному музею патронаж над другим, менее успешным, но вопрос о межмузейной коммуникации сегодня стоит так же остро. Сейчас, в эпоху переизбытка информации, бывает сложно выбрать правильный вектор движения, найти выход из затруднительной ситуации, а сами музейные сотрудники делятся накопленным опытом с коллегами не так часто. Более того, одно из противоречий, существовавшее и 80 лет назад, и сегодня, — это разрыв теории и практики музейного дела. Многие разрабатываемые методические материалы в итоге так и не доходят до своих потребителей, не используются в музеях.

«Мир Музея» готов стать проводником между музеями, аккумулировать те проблемы, которые нуждаются в решении именно сейчас, и сопоставить их со знаниями, которые привели к успеху лучшие музеи страны. Какие‑то решения можно найти и в прошлом музейном опыте, с помощью архивных публикаций «Советского музея», но далеко не все. Мы приветствуем сотрудничество с музейными специалистами страны и верим, что сегодня каждому музейному работнику есть чем поделиться с коллегами. Пишите нам о примерах преодоления трудностей, о поиске и нахождении решений в сложных ситуациях и о трудностях — о том, что, как вам кажется, сдерживает развитие музея. Представьте себе, что где‑то существует музейный работник, который знает, как выйти из этой ситуации, что уже есть понятные шаги для выхода из кризиса, или, напротив, что ваш опыт и ваши знания могут помочь коллегам.

[1] Селянина К. О методической помощи периферийным музеям // Советский музей. 1939. № 4. С. 25.

[2] Там же.

Печатается по: Полина Форминская. Журнал жалоб и предложений // Мир Музея. 2023. № 3. С. 45.

См. также:
Полина Форминская. Музееведение в СССР: начало // Мир Музея. 2022. № 12. С. 45 – 47.

Полина Форминская. 19‑летний капитан // Мир Музея. 2023. № 1. С. 22 – 25.

Полина Форминская. Планетарий «на коленке» // Мир Музея. 2023.  2. С. 29.

Полина Форминская (Трифонова). PR-стратегии 1930-х // Мир Музея. 2022. № 10. С. 39 – 41.