Статьи

Кто придумал диамат?

2023-06-29 04:48
Переводчик Дени Дидро, историк философии, успевший побывать руководителем сектора науки Наркомпроса РСФСР, директором Института мировой литературы имени Горького, главным редактором Государственного издательства художественной литературы, первооткрыватель Ленина-философа, один из основателей советского диалектического материализма...

Прошло 80 лет со дня смерти Ивана Капитоновича Луппола (1896#nbsp; (1890?)#nbsp;–#nbsp;1943), нашего отца-основателя, первого ответственного редактора журнала «Советский музей», человека, который многое сделал для российской гуманитарной науки, но ещё больше, наверное, так и#nbsp;не успел совершить.

Все ответственные редакторы журнала «Советский музей» были личностями яркими и#nbsp;неординарными. Эти люди к моменту вступления в#nbsp;должность накопили большой багаж знаний и#nbsp;имели за плечами богатую историю. Журнал менялся не только с#nbsp;течением времени, но и когда на пост ответственного редактора приходил новый человек со своим пониманием музейной действительности.

Перед тем, как стать первым ответственным редактором «Советского музея», Иван Капитонович Луппол сыграл главную роль в#nbsp;подготовке и проведении I#nbsp;Всероссийского музейного съезда. В#nbsp;докладе, прочитанном на съезде, И.К.#nbsp;Луппол определил новой основополагающей идеей музейного дела диалектический материализм. Того же подхода он придерживался и работая в журнале. Луппол считал, что на пути строительства социализма в#nbsp;новом государстве было необходимо «на основе метода диалектического материализма перестраивать музеи „снаружи“ в#nbsp;смысле их сети, в#nbsp;смысле типов музеев, и „внутри“#nbsp;— в#nbsp;смысле экспозиции материала, который характеризует и#nbsp;определяет тот или иной музей... Мы должны сами переделывать наши музеи, мы должны превращать их из старых музеев в новые, построенные на принципах диалектического материализма». [1]

Суть этого подхода И.К.#nbsp;Луппол объяснял тем, что все материальные предметы находятся между собой в отношениях, а#nbsp;также в постоянном историческом движении. Если принять во внимание утверждение о единстве бытия и#nbsp;мышления, то музей, являясь собранием вещей и#nbsp;предметов, должен был показывать и#nbsp;историческое бытование этих предметов, и#nbsp;классовую борьбу, в#nbsp;которой они существовали, опираясь на диалектическое единство материальной действительности.

И.К.#nbsp;Луппол считал, что «диалектический материализм учит партийности»#nbsp;[2], учит на основе познания определять с#nbsp;революционной точки зрения все «за» или «против» того или иного явления. Значит, и#nbsp;музеи должны были всей своей экспозицией не только объективно показывать отражаемую смену явлений или борьбу классов, но вместе с тем подводить посетителей к оценке этих феноменов. Музейный посетитель должен был оказаться партийным, если он внимательно осмотрел экспозицию, партийным в#nbsp;том смысле, в#nbsp;каком говорил В. И. Ленин о философии,#nbsp;— то есть обязательно должен высказываться либо за, либо против. По этой причине с первого же выпуска журнала «Советский музей» под руководством И. К. Луппола повторялась идея значимости музея как политико‑просветительского учреждения, действующего согласно задачам и#nbsp;установкам партии.

Такой оригинальный подход к музейной проблеме неслучаен: Луппол к тому времени был крупным философом и литературоведом: в 1924#nbsp;– 1927#nbsp;годах он#nbsp;— заведующий философским кабинетом Института К.#nbsp;Маркса и#nbsp;Ф.#nbsp;Энгельса, член редколлегии журнала «Летописи марксизма», в#nbsp;1925#nbsp;– 1931#nbsp;годах#nbsp;— профессор кафедры исторического материализма этнологического факультета МГУ, в#nbsp;1925#nbsp;–#nbsp;1938#nbsp;годах#nbsp;— заведующий кафедрой марксистско‑ленинской философии Института красной профессуры.

К моменту проведения музейного съезда и#nbsp;создания журнала И.#nbsp;К.#nbsp;Луппол уже давно и#nbsp;плотно занимался анализом и#nbsp;исследованием истории философии. Он написал монографию «Дени Дидро», которая стала первой книгой, посвящённой анализу идей французского философа в России. Луппол также был первым переводчиком и издателем работ Дидро. Под руководством своего учителя А.М.#nbsp;Деборина он участвовал в#nbsp;выпуске 10‑томного собрания сочинений Дидро на русском языке в 1935#nbsp;году. Он написал множество работ о философии просвещения, включая «Пути философской мысли в СССР» «Мировоззрение Гёте», «Лев Толстой. История и современность», «Философский путь В.Г.#nbsp;Белинского», «Дени Дидро. Очерки жизни и#nbsp;мировоззрения», был редактором книги «История философии XIX#nbsp;века», с его предисловиями были изданы сочинения классиков русской и#nbsp;мировой литературы. [3]

И.К.#nbsp;Луппол начал формировать свои философские представления о#nbsp;диалектическом материализме в музейном деле ещё в 1924#nbsp;– 1927#nbsp;годах. Он опубликовал ряд работ, в#nbsp;которых проанализировал философские идеи в трудах Ленина, став первопроходцем этой темы. В#nbsp;1924#nbsp;году были опубликованы работы «Ленин в#nbsp;борьбе за диалектический материализм», «Ленин как теоретик пролетарского государства», в#nbsp;1925#nbsp;году#nbsp;— «Проблема культуры в постановке Ленина». И.К.#nbsp;Луппол подчёркивал, что все работы Ленина были насыщены философским содержанием и его философские взгляды являются прикладной диалектикой.

И.К.#nbsp;Луппол, один из организаторов Института философии, принадлежал к#nbsp;деборинской школе философов. Однако после того, как А.М.#nbsp;Деборин отказался писать статью о#nbsp;Сталине как о#nbsp;«величайшем философе всех времён и народов» [4] для газеты «Правда», деборинская школа попала в опалу. Вследствие разгрома школы И.К.#nbsp;Луппол вынужден был сместить акцент с#nbsp;философии на вопросы литературоведения, издательского дела и#nbsp;музееведения.

Журнал «Советский музей» стал не первым и не последним крупным научно‑просветительским проектом, реализованным Лупполом. С конца 1920-х годов он проводил масштабную научно‑организационную работу: в 1927#nbsp;– 1929#nbsp;годах состоял ответственным секретарём Центрального бюро Союза работников просвещения; в 1929#nbsp;– 1932#nbsp;годах заведовал сектором науки Наркомпроса и#nbsp;до января 1934#nbsp;года был членом коллегии Наркомпроса. В#nbsp;1932#nbsp;– 1934#nbsp;годах Луппол возглавлял Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ), в 1934#nbsp;– 1938#nbsp;годах#nbsp;— издательство «Художественная литература». В#nbsp;журнале «Научный работник» регулярно печатались статьи И.К.#nbsp;Луппола по вопросам организации науки в‑стране. Следуя за своим учителем Дебориным, он активно продвигал идеи зарубежных стажировок для молодых специалистов и сам неоднократно выезжал в#nbsp;Европу на крупные философские конференции. [5]

Вполне возможно, что благодаря положительному взгляду И.К.#nbsp;Луппола на обмен опытом с#nbsp;западными научными кругами в#nbsp;журнале «Советский музей» и возникла рубрика «За границей», в#nbsp;которой крупные музейные деятели описывали различные европейские музеи на основе своего опыта посещения их в#nbsp;командировках. Эти статьи имели именно просветительский характер, в них описывались такие особенности музейной деятельности, которые можно было бы использовать и#nbsp;в#nbsp;СССР.

В июне 1935 года И.К.#nbsp;Луппол стал первым директором Института мировой литературы, впоследствии включивший в себя Музей и архив А.М.#nbsp;Горького. Луппол был также директором Всесоюзной Пушкинской выставки, организованной в#nbsp;100‑летнюю годовщину гибели А.С.#nbsp;Пушкина. Как известно, на основе этой выставки был создан Музей А.С. Пушкина в#nbsp;Москве.

Наш первый главный редактор был удивительным человеком и профессионалом, чья деятельность повлияла и на музейную сферу страны, и на всю советскую философскую школу. К сожалению, о#nbsp;его личной жизни сохранилось мало данных. Луппол знал, что он, знаменитый и уважаемый человек, ходил по острию и не мог не нажить себе врагов. Группа «механистов» (Л.И.#nbsp;Аксельрод, А.И.#nbsp;Варьяш, А.А.#nbsp;Ческис), которая выступала с#nbsp;зачастую лживыми нападками на «диалектиков», в#nbsp;итоге одержала победу и#nbsp;не простила Лупполу его смелых и глубоких научных изысканий, коими сами «механисты» не отличались.

В 1941 году И.К.#nbsp;Луппол был арестован по обвинению в#nbsp;контрреволюционной деятельности и#nbsp;приговорён к смертной казни. В 1942#nbsp;году смертная казнь была заменена заключением в#nbsp;исправительно-трудовом лагере на 20#nbsp;лет, где он скончался от истощения 26#nbsp;мая 1943#nbsp;года. Реабилитирован и восстановлен в#nbsp;звании академика посмертно 26#nbsp;мая 1956#nbsp;года.

И.К.#nbsp;Луппол смог организовать работу журнала, собрать ведущих музейных деятелей страны в#nbsp;редакционную коллегию. Именно благодаря его глубоким познаниям в разных областях «Советский музей» приобрёл свой первоначальный вид. Были обозначены главные направления, задачи и#nbsp;основные идеи, которых придерживался журнал: применение метода диалектического материализма к#nbsp;различным типам музеев, музеи и#nbsp;индустриализация страны, музеи и#nbsp;коллективизация сельского хозяйства, музеи и#nbsp;оборона, музей и школа, музей и#nbsp;национальное строительство, музей и#nbsp;антирелигиозная пропаганда#nbsp;— то есть все пути развития музейного дела, которые продолжали в#nbsp;той или иной степени освещаться даже после ухода первого ответственного редактора с поста.

И.К.#nbsp;Луппол понимал весь масштаб отсталости музейной деятельности к 1931#nbsp;году, о#nbsp;чём писал в#nbsp;передовой статье первого выпуска журнала, и#nbsp;видел своей целью уничтожить эту отсталость, оживить музейный мир, создать орган для взаимной помощи, обсуждения и#nbsp;обмена опытом.

[1] Луппол И.К. Диалектический материализм и#nbsp;музейное строительство: доклад на Первом Всероссийском съезде 1#nbsp;декабря 1930#nbsp;года. М., 1931. С.#nbsp;32.

[2} Там же.

[3] Корсаков С.Н. Иван Капитонович Луппол: ренессансный человек в#nbsp;тисках сталинского режима#nbsp;//#nbsp;Философский журнал. 2013. №#nbsp;1. С.#nbsp;139.

[4] Там же.

[5] Иван Капитонович Луппол: ренессансный человек в#nbsp;тисках сталинского режима#nbsp;//#nbsp;Философский журнал. 2013. №#nbsp;1. С.#nbsp;153–156.

Печатается по: Полина Форминская. Кто придумал диамат?#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;5. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;39.

На илл.: Обложка журнала «Советский музей». 1931. №2.
На обложке: И.К.#nbsp;Луппол и#nbsp;философ А.А.#nbsp;Максимов на могиле Гегеля во время научной стажировки в#nbsp;Германии. Фото 1928#nbsp;г.
См. также:
Полина Форминская. Музееведение в#nbsp;СССР: начало#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №12. С.#nbsp;45#nbsp;–#nbsp;47.

Полина Форминская. 19‑летний капитан#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №1. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;25.

Полина Форминская. Планетарий «на коленке»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;29.

Полина Форминская. Журнал жалоб и предложений#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №3. С.#nbsp;45.

Полина Форминская (Трифонова). PR-стратегии 1930-х#nbsp;// Мир Музея. 2022. №10. С.#nbsp;39#nbsp;–#nbsp;41.