Статьи

Цифровизация наследия

В XXI веке цифровые технологии и искусственный интеллект открывают новые горизонты в изучении истории, позволяя сохранять и анализировать прошлое с помощью современных методик. Компьютерные методы уже активно используются для работы с историческими источниками, что меняет традиционный образ профессии. О том, как это происходит, рассказывает руководитель пресс‑службы Сарапульского музея‑заповедника.
Как с помощью цифровых технологий и искусственного интеллекта изучать прошлое? Задача историков обманчиво проста: сохранить способность анализировать прошлое, используя при этом компьютерные методы для изучения исторических источников. Образ учёного, работающего с большими данными, уже стал реальностью мира науки, но при этом пока далёк от традиционного восприятия профессии.

Современные технологии объектно‑ориентированного обучения позволяют учащимся глубже понимать историю, используя 3D‑модели для анализа и сопоставления информации из различных источников. Опыт британских музеев стал примером того, как можно интегрировать интерактивные элементы в учебный процесс. Использование виртуальной и дополненной реальности помогает посетителям музеев погрузиться в исторические события и пространства, открывая новые формы взаимодействия с прошлым.

Одним из основных инструментов стали технологии 3D‑моде­ли­ро­ва­ния, позволяющие ре­кон­стру­и­ро­вать и визуализировать исторические артефакты. Музеи теперь предоставляют доступ к 3D‑кол­лек­ци­ям, например, через платформу Sketchfab, что значительно расширяет возможности ис­следо­вания.

Кроме того, 3D‑печать способствует восстановлению крупных архитектурных объектов, таких как Кёльнский собор, а также позволяет создавать точные копии исторических артефактов, помогая тем самым сохранять культурное наследие.

Не менее важно применение искусственного интеллекта для обработки оцифрованных исторических источников. Системы распознавания рукописных текстов и алгоритмы, восстанавливающие древние надписи, значительно облегчают работу историков. Например, система под названием Ithaca помогла учёным датировать древнегреческий текст, определить, где он был написан, и восполнить утраченные фрагменты.

Активная цифровизация Сарапульского музея‑заповедника, в том числе работа с Государственным каталогом Музейного фонда Российской Федерации, обеспечивает широкой аудитории доступ к культурному наследию. Уже более 145 тысяч экспонатов музея представлены в Госкаталоге. Большая роль уделяется качеству визуальных материалов и обучению специалистов в области цифровой документации.

Центр коллекций, открытый в 2024 году, активно участвует в исследовательской и образовательной деятельности. На официальном сайте музея доступны виртуальные туры, публикации и афиши мероприятий, превращающие его в платформу для общения и просвещения.
Музей также активно работает в социальных сетях, используя разнообразный контент для вовлечения аудитории. Сенсорные киоски и мультимедийные экраны в экспозиции делают взаимодействие более интерактивным.

Инновации становятся стратегическим вектором развития, позволяя музею сохранять и интерпретировать культурное наследие, создавая новые форматы культурного опыта. В будущем планируется развитие мобильного приложения и интеграция новых технологий, таких как искусственный интеллект.
Удмуртия, Сарапул.
На фото: Юные исследователи знакомятся с материалами Госкаталога в новом музейном пространстве — Центре коллекций, открытом фондохранилище. Декабрь 2024 г.
Печатается по: Сахаутдинов Р. Цифровизация наследия // Мир Музея. 2025. №10. С.33–34.
См. также: Жизнь онлайн. Беседа Алексея Ковалёва с Виктором Вороном // Мир Музея. 2025. №10. С.41.
Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С.6–9.
Цифровaя трaнсформaция как она есть. Беседа Ксении Сергазиной с Данилом Путильцевым // Мир Музея. 2025. №8. С.6–9.
Дин (Хохолева) И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.