Потомки знают этого художника лишь по одной картине. Прежде он писал только акварелью, считавшейся низшим жанром по сравнению с благородным маслом. Этот холст с изображением интерьера храма Христа Спасителя, хранящийся в Государственном Русском музее, вызывает восхищение великолепно построенной перспективой церковного пространства, воздушностью, филигранной передачей росписей — тем, чему художник научился на Афоне.
Михаил Талалай
Фёдор Андреевич Клагес (1814 – 1900), к концу своей карьеры — профессор Императорской Академии художеств, при рождении имел другое имя — Фридрих‑Генрих Клаес (Klaes). Он родился в приснопамятном 1812 году в Петербурге в семье типичных российских немцев, поставивших свои таланты и знаменитый «немецкий характер» на службу новой отчизне. Россия их благосклонно принимала, часто обеспечивая видные роли на государственной службе и в культуре.
Ещё мальчиком Фридрих‑Генрих, учась в Катариненшуле, лютеранской немецкой гимназии, проявил очевидные наклонности к рисованию, и посему, по благословению родителей, поступил в Академию художеств, в ученики к художнику и архитектору Александру Павловичу Брюллову, брату «великого Карла». Заметим, что братья Брюлловы по происхождению также были немецкими протестантами (с французскими гугенотскими корнями).
Получив звание «вольного художника» и проработав помощником А.П. Брюллова на разных столичных стройках, Клагес ощутил, что на берегах Невы ему, как зодчему, не пробиться, и отправился в Москву, где ему было предложено место преподавателя в Архитектурном училище.
Но и старая столица разочаровала Клагеса. В 1851 году он уехал за границу, официальным образом, но за свой счёт, испросив позволения пребывать вне отчизны три года. Разрешение он благонадёжным образом периодически продлевал и в итоге провёл в разных европейских странах, преимущественно в Италии, целых 10 лет.
По возвращении в Россию в 1861 году вольный художник получил звание художника‑академика, должность библиотекаря (по сути, стал основателем библиотеки Академии художеств), и напоследок, в 1883 году — звание профессора той же Академии.
Расчёт Клагеса — накопить художественный опыт и связи за границей и задействовать всё это затем в России, — по его мнению, не оправдался. Он не добился ни важной государственной должности, ни престижных заказов. Не сделавший себе имени, после своей кончины в 1900 году Клагес был забыт потомками. Скончался он в тихом пригородном Павловске, куда на склоне лет переехал жить из экономии.
Однако внутри его 10‑летней европейской эпопеи существовал исключительный эпизод, который, на наш взгляд, сыграл существенную роль в жизни художника. Это пребывание на Святой Афонской горе, которое длилось целых 14 месяцев. Такой большой срок поражает, тем более если учесть, что Клагес по рождению был лютеранином, — но мы не можем исключить, что на Афоне он принял православие и из Фридриха‑Генриха окончательно превратился в Фёдора Андреевича.
Нет сомнений, что великое византийское наследие, накопленное в святогорских монастырях, его увлекло и поразило. Свидетельство этого — великолепная афонская серия, которую он привёз в Петербург и за которую получил звание академика. Многие свои афонские работы он передал Академии художеств, и они сохранились в её Научно‑исследовательском музее [1]. Однако искусствоведы к этим работам не обращались, и они остались неизвестными.
Командировка (используя современную терминологию) состоялась при следующих обстоятельствах. В середине XIX века на Афон отправился пионер в области его исследования, знаток раннехристианской культуры Пётр Иванович Севастьянов (1811 – 1867). Свою первую афонскую экспедицию 1857 года он устроил частным образом, однако собранные им материалы произвели сенсацию. В результате личная инициатива исследователя обратилась в важное государственное задание: Севастьянов, принятый ко двору, был определён членом Археографической комиссии с чином действительного статского советника и в 1859 году получил крупный бюджет на новую святогорскую экспедицию.
Теперь на Афон отправлялся официальный представитель русского правительства. Квалифицированных членов экспедиции было решено набирать в Европе, где в то время ипребывал вольным художником Ф. Клагес. Он описал начало своей афонской командировки: «29 июля 1859 года мы плыли в Пирей, где пересели на русский пароход „Ласточка,“ который доставил нас в монастырь св. Пантелеймона, лежащий на западном берегу Афонского полуострова, а на следующий день мы уже находились на пути в скит св. Андрея Первозванного, главную квартиру экспедиции. Чтобы дать понятие о размерах экспедиции, я упомяну только о том, что для перевозки необходимых материалов и провизии потребовался целый караван, состоявший из 20 мулов» [2].
В состав экспедиции, помимо её руководителя Севастьянова и Клагеса, вошли: русский художник‑архитектор Михаил Грановский, русский чертёжник‑топограф Матвей Зур, французский художник и фотограф Эжен‑Николя Воден, французский художник и топограф Антуан Леборн (среди русских иногда назывался Леборий), болгарский переводчик Христо Христофоров.
Базой исследователей стал Андреевский скит, бывшая резиденция константинопольских патриархов Серай, относившаяся к Ватопедскому монастырю и приобретённая в 1841 году русскими старцами Виссарионом и Варсонофием. Длилась российская экспедиция 14 месяцев.
По программе, которую составлял сам Севастьянов, Клагес обошёл главные афонские монастыри — Лавру, Ватопед, Иверон, Хиландар, Эсфигмен. Особенно долго он задержался в сербском монастыре Хиландаре, как ради его художественных богатств, так и благодаря тёплым отношениям, которые у него сложились с братией. Не следует забывать, что в ту эпоху Афон находился в составе Оттоманской империи, угнетённые славянские подданные которой чаяли освобождения не без помощи России. Выученик столичной Академии, блестяще владевший искусством построения перспективы, Клагес превосходно справлялся с заданиями по обмеру монастырских ансамблей, храмов, фрагментов их художественного убранства, церковной утвари. Свои необыкновенно точные рисунки акварелью он подписывал: «Снимал с натуры Ф. Клагес».
Его роль была шире, чем умелого фиксатора святогорского наследия: к примеру, по заданию Севастьянова он научился атрибутировать старинные росписи. Вот как он пишет об этом руководителю экспедиции: «Я, со своей стороны, с помощью бинокля, окончил перепис<ыв>ать названия Святых, в чем месяцеслов, который изволили мне прислать, немного помог» [3].
Клагес также приводил в порядок монастырские библиотеки, о чём сообщает в другом письме Севастьянову: «Стараясь исполнить Вашу просьбу, отец Леонтий (из Хиландарского монастыря. — М.Т. ) начал делать осмотр библиотеки, <...> на что я и согласился <...> В два присеста, то есть в три часа мы успели записать только семьдесят четыре книги, которых около двухсот» [4]. Позднее этот опыт пригодился Клагесу в Петербурге на посту библиотекаря Академии художеств.
Краткое резюме его командировки подвёл сам Севастьянов в специальном свидетельстве, подготовленном по просьбе Клагеса: «Адъюнкт‑художник Российской императорской академии художеств Фёдор Клагес, в течение полутора лет [5]1859 и 1860 годов находившийся при образованной по Высочайшей воле под управлением моём на Афоне экспедиции для розыскания византийских памятников и снятия с них копий, во всё время своего служения при прекрасном поведении оказывал постоянное усердие и совершенное знание своего дела, в удостоверение чего и выдаю ему сие свидетельство 7 сент [ября] 1860 года. Русский скит святого Андрея Первозванного на Афоне Подписал: действительный статский советник Пётр Севастьянов» [6]. Свидетельство, к сожалению, особо не помогло Клагесу в карьере, как мы уже говорили выше. Италия. Милан. Благодарю за оказанную помощь при подготовке материала Николая Яковлева (Санкт‑Петербург).
Примечания. [1] Собрание Ф.А. Клагеса в НИМ РАХ насчитывает 116 экспонатов. Кроме афонских видов и обмеров в нём представлены работы, сделанные в России, Италии и Греции.
[2] Клагес Ф.А. Из путешествия по Афону // Зодчий. 1872. №4. С.52.
[3] Письмо Ф.А. Клагеса к П.И. Севастьянову, 18 марта 1860 г. Цит. по: Савельев Ю.Р., Вах К.А. Архитектор Ф.А. Клагес в экспедиции П.И. Севастьянова на Афоне. 1859–1860 гг. // Православный Палестинский сборник. Вып.117. М., 2019. С.361 (в этой статье опубликованы некоторые текстовые документы — письма, счета и проч. — из Фонда П.И. Севастьянова в Отделе рукописей РГБ, однако не представлены созданные Клагесом артефакты).
[4] Там же.
[5] Срок тут несколько завышен: в действительности афонская экспедиция длилась 14 месяцев.
[6] РГИА. Ф.789. Оп.14. Д.35–К. Л. 122. Цит. по: Савельев Ю.Р., Вах К.А. Архитектор Ф.А. Клагес в экспедиции П.И. Севастьянова на Афоне. 1859–1860 гг. // Православный Палестинский сборник. Вып.117. М., 2019. С. 360. В данной статье опубликована только фотография документа; собственно текст Севастьянова публикуется впервые.
Печатается по: Талалай М. Афонская командировка // Мир Музея. 2024. №7. С.45–48.
На илл.: Карея. Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Перспективный вид. 1859–1860. Бумага, тушь, акварель. 38,4×30,7. На главной странице: Хиландар. Вид части двора монастыря. 1859–1860. Бумага, карандаш, акварель. 49,9×34,6.