Любите ли вы зиму или, как только похолодает, ждёте лета? Зимнее время гораздо проще любить, если отмечать зимние праздники и делать это так, как делали наши предки — с толком и расстановкой.
Русские святочные традиции близки польским или немецким традициям Святок, или Святых дней, которые не прерывались и адаптировались к реалиям современного города. Святки начинаются с Рождества, кульминация святок — Васильев вечер и Маланьина свадьба, совпадающие календарным январским Новым годом, а завершается цикл Крещением. В Российской империи этот период длился с вечера 24 декабря (по новому стилю это 6 января) до 6 января (19 января) включительно.
Хотя праздничный цикл длился 12 дней, к нему начинали готовиться заблаговременно. По осени, когда забивали скот, готовили мясные блюда — колбасы, ветчины, сосиски, сальтисон, лепили пельмени, заготавливали то, что может храниться на морозе. Заранее ставили обрядовые напитки — пиво и настойки, — пекли пряники. Соответственно, разнообразные соленья и варенья также делали заранее к зимним праздникам. Готовились и к ряжению — делали маски и костюмы.
Обычай наряжать ёлку к Рождеству возник в России в XIX веке и пришёл к нам из Германии, так же как и в Англию [1]. Когда‑то, в дохристианскую эпоху кельтов, омела считалась особым, священным, растением, ею украшали жилище в дни солнцестояний. В России на Святки крестьянские дома украшали «пауком» — подвесной ажурной конструкцией из соломки. Окна украшали ватой и игрушками, возможно, вы ещё застали такие окошки в деревнях или видели их в мультфильмах или в кино. В России Рождество предваряет Филипповский пост, поэтому праздник Рождества, несомненно, долгожданный.
Дом к праздникам тщательно убирали, запасали праздничную еду, так чтобы можно было провести это время вне повседневных хлопот. В целом, многие исследователи отмечают, что праздничный период и традиционные праздничные обычаи, в том числе святочные, направлены на создание особого, сакрального пространства и действий, которые отличаются по своей наполненности от рутинного хода повседневности. В традиционной культуре считалось, что зимой время останавливается — длится период безвременья, когда в мире одновременно присутствуют и живые люди, и божественные силы, и предки, и разные нечеловеческие существа, которых изображают ряженые: дед, медведи, козы, журавль, лешие и кикиморы.
Особое состояние создаётся и через праздничные блюда и их ночное поедание — то, чего мы не делаем в обычное время. Обрядовое пищевое изобилие в праздничные дни обещает достаток и изобилие на грядущий год. Давайте пройдём вместе по праздничным дням святочного цикла.
Сочельник Перед Рождеством крестьянские дома застилали соломой. В некоторых местах на столе делали крест в кругу из зёрен, сверху клали солому и только потом скатерть. Все эти действия должны были сделать ритуальное пространство праздника безопасным от нечистой силы. Кроме того, солому в доме раскладывали в память о том, что Христос родился в хлеву.
Любопытно, что в скотоводческих культурах юга Европы и Ближнего Востока со времён бронзового века до недавнего времени был распространены роды в хлеву (как в России — в бане). В Болгарии ещё в середине XX века женщины отдалённых деревень рожали в хлеву. Это удобно с практической точки зрения — есть корыто с водой, много соломы, которую просто убрать, если она испачкается. Быт здесь смыкается с традициями.
Вечером в канун Рождества вся семья собирается вместе; после службы (после «первой звезды») можно приступить к трапезе. Блюда Сочельника ещё постные: овсяный кисель, кутья, или сочиво (сладкая каша из цельных зёрен с мёдом, которая и дала название Сочельнику), блины, сочни, лепёшки на постном масле. К полуночи стол меняли на скоромный — разговлялись. Обязательно должен был присутствовать целый запечённый поросёнок или гусь, образ целостности жизненных сил, плодородия и изобилия.
Рождество В Рождественскую ночь не спали. Разводили во дворах костры из соломы, говорили, что таким образом «греют Христа», «греют родителей» (те есть предков) или «ножки родителей». Ходили на ночные службы. В Рождественскую ночь «кормили мороз», дух холода. Кормили его блюдами с Рождественского стола. Хозяин с миской еды выходил на порог дома и громко кричал: «Мороз‑Мороз, ступай к нам кутью есть, а летом не приходи, не бей рожь и жито, а придёшь — будем кнутом бить». Этот обычай должен был предотвратить заморозки после засевания полей весной. Дед Мороз как зимний сказочный образ появился только в советскую эпоху.
На Рождество начинали ходить колядовщики и ряженые. Обычно этим занималась молодёжь — те, кому важно «выпустить пар». Традиционное общество строго иерархично и полно предписаний в обычное время, которые всем необходимо неукоснительно выполнять.
Соответственно, антиподом обычного становится время, когда можно вести себя «не как обычно», когда можно стать кем‑то другим и под маской сказать и сделать, что, возможно, очень хотелось в обычное время, но было нельзя. Учёные называют эти действия «ритуальным бесчинством», необходимым для снятия социального напряжения, а также для того, чтобы законно дать возможность молодёжи, молодым парням, перебеситься. Обычай колядовать распространён и сегодня.
Рассказывают, что молодые парни могли во время Святок насолить соседям, с которыми у них были свои счёты, — утащить или закинуть на крышу дрова, перевернуть во дворе всё вверх дном, кто во что горазд.
Считается также, что ряженые на время святок становятся духами, в том числе духами предков, поэтому и ведут себя не как люди. При этом считалось, что приход ряженых — благоприятное событие. Они, конечно, могут и почудить, но в целом их действия — «магия плодородия». Ряженые и колядовщики поздравляют с Рождеством, поют величальные песни хозяевам, желают добра и благополучия на весь будущий год. Их обязательно нужно отблагодарить вкусной едой. Если так не сделать — это не сулит ничего хорошего, о чём тоже поётся в колядках. Не дадите пирога — мы корову за рога, Не дадите нам кишки (сосиски) — мы корову за виски.
Святки Значимым святочным действием было гадание. Много гадали девушки — на суженого‑ряженого. В романе «Евгений Онегин» кроме гадания на суженого упоминаются и подблюдные гадания. Девушки кладут в блюдо свои личные вещи (перстенёчки, серёжки), всё это накрывается платком. Затем одна из девушек поёт гадательные песни, а другая вытаскивает вещь: «Кому вынется — тому сбудется». Слова песен могли предрекать замужество, богатство или даже смерть. Поэтому они и назывались страшными.
Гадали и на урожай. Моя бабушка рассказывала, что под икону ставили на ночь 12 «плошек» из луковой шелухи, в которые насыпали соль. Каждая шелуха соответствовала одному месяцу. Наутро смотрели, что стало с солью. Если в каких‑то плошках соль стала влажной — значит, этот месяц будет дождливым.
Конечно, на Святки устраивали и вечёрки, но хороводы не водили, кроме одного, особенного. Девушки и парни выстраиваются в две линии друг напротив друга и по очереди движутся навстречу друг другу, а после отходят. При этом одни их них задают загадку, а другие отвечают. Загадки про природные явления — месяц, звёзды, солнце, дождь, камни.
Собор Богородицы В следующий день после Рождества Христова Церковь чествует Богоматерь — праздником Собор Пресвятой Богородицы. В народе этот день зовётся «Бабьи каши», так как бабы‑роженицы отмечают этот праздник вместе с повитухами, благодарят их за помощь в родах. Бабы готовят кашу, вместе навещают повитух, собираются, как бы мы сейчас сказали, женским кругом и душевно проводят время. Старшие женщины проводят обряды защиты для младенцев. Любопытно, что у финно‑угорских народов об этом дне говорят, что бабы ходят «дорогой Калтысиня». В одних финно‑угорских языках «калтысинь» — это «послед» (то есть плацента, которая рождается после малыша), в других — дух, оберегающий детей, а у хантов Калтысинь — женская богиня, которая помогает душам воплотиться в мире людей, помощница беременных и рожениц.
Степанов день Третий день Святок — Степанов день, когда мужчины встречаются на «корпоративах». Работодатели накрывали стол для работников, чтобы попраздновать, пообщаться, возможно, высказать претензии и снять напряжение, чтобы не тянуть его в новый цикл. В этот день пересматриваются договорённости: работники могли расторгнуть договор или обновить его.
Маланьина свадьба Следующая значительная веха Святок — Васильев вечер и Маланьина свадьба. Именно эти праздники выпадают на современный Новый год. Другое название праздника — «богатая кутья», «щедрый вечер». В этот раз стол должен быть максимально богатым и изобильным.
Колядовщики ходят вечером с поздравлениями и величаниями хозяев, а наутро ходят девушки, которые «маланкуют», то есть поздравляют с Маланьиной свадьбой (в целом традиции этого дня схожи со свадебными), а мужчины — посевают, то есть приходят во двор, поздравляют хозяев, сыплют «фейерверк» зерна, чтобы весь следующий год был урожайный и хлебородный. Ранее этот обычай был распространён везде в России. Сейчас же можно встретить «посевающих», например, в отдалённых станицах на Кубани — они делают это утром 13 января, ровно на старый Новый год.
Крещение Завершает череду Святок праздник Крещения, или Богоявления. Все Святки по земле ходила «нечистая сила» — и вот пришло время ряженым смыть с себя все личины, всё нечеловеческое, что гуляло в святочное время в пространстве мира людей. Снова накрывают постный стол, который называют «голодная кутья», на столе поминальные блюда — кутья, блины, кисель, хлеб. Считается, что вода в канун Крещения обладает особой целительной силой во всех источниках. Поэтому особенно полезно в неё окунуться и запасти воду на год вперёд. Крещенской водой освящают дом, очищают его от всего, что могли нанести в дом в период безвременья домочадцы и ряженые.
После Святок на Западе начинается tempus per annum, «рядовое время» — от Крещения до Пепельной среды, начала Великого поста. Фото Татьяны Антипиной.
[1] Там до XIX века дом украшали веточками омелы, которые и сейчас можно купить на английских рождественских базарах и которые часто изображают на рождественских открытках.
В Доме русского зарубежья Традиции Рождества иСвяток поддерживают ивмузеях. Музей Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына вМоскве приглашает на время Святок фольклористов иисторических реконструкторов, которые погружают гостей ватмосферу дореволюционных празднований. Во дворе музея устанавливают ёлку, украшенную ретроигрушками, колядовщики шествуют со звездой, поют колядные песни и рождественские гимны, проводят обряд посевания для гостей исвяточные гадания.
Печатается по: Кормачёва А. От Рождества до Крещения // Мир Музея. 2024. №1. С. 18 – 20.
На фото: Барышня‑колядовщица на Святочных гуляниях в Доме Русского Зарубежья имени А. Солженицына. 8 января 2023 г.