Статьи

От Рождества до Крещения

2024-01-23 13:50
Любите ли вы зиму или, как только похолодает, ждёте лета? Зимнее время го­раз­до проще любить, если отмечать зимние праздники и делать это так, как делали наши предки — с толком и расстановкой.
Русские святочные традиции близки польским или немецким традициям Святок, или Святых дней, которые не прерывались и адаптировались к реалиям современного города.
Святки начинаются с Рождества, кульминация святок — Васильев вечер и Маланьина свадьба, совпадающие календарным январским Новым годом, а завершается цикл Крещением.
В Российской империи этот период длился с вечера 24 декабря (по новому стилю это 6 января) до 6 января (19 января) включительно.

Хотя праздничный цикл длился 12 дней, к нему начинали готовиться заблаговременно. По осени, когда забивали скот, готовили мясные блюда — колбасы, ветчины, сосиски, сальтисон, лепили пельмени, заготавливали то, что может храниться на морозе. Заранее ставили обрядовые напитки — пиво и настойки, — пекли пряники. Соответственно, разнообразные соленья и варенья также делали заранее к зимним праздникам. Готовились и к ряжению — делали маски и костюмы.

Обычай наряжать ёлку к Рождеству возник в России в XIX веке и пришёл к нам из Германии, так же как и в Англию [1]. Когда‑то, в до­хри­сти­ан­скую эпоху кельтов, омела считалась особым, священным, растением, ею украшали жилище в дни солнцестояний. В России на Святки крестьянские дома украшали «пауком» — подвесной ажурной конструкцией из соломки. Окна украшали ватой и игрушками, возможно, вы ещё застали такие окошки в деревнях или видели их в мультфильмах или в кино.
В России Рождество предваряет Филипповский пост, поэтому праздник Рождества, несомненно, долго­жданный.

Дом к праздникам тщательно убирали, запасали праздничную еду, так чтобы можно было провести это время вне повседневных хлопот. В целом, многие исследователи отмечают, что праздничный период и традиционные праздничные обычаи, в том числе святочные, направлены на создание особого, сакрального пространства и действий, которые отличаются по своей наполненности от рутинного хода повседневности. В традиционной культуре считалось, что зимой время останавливается — длится период безвременья, когда в мире одновременно присутствуют и живые люди, и божественные силы, и предки, и разные нечеловеческие существа, которых изображают ряженые: дед, медведи, козы, журавль, лешие и кикиморы.

Особое состояние создаётся и через праздничные блюда и их ночное поедание — то, чего мы не делаем в обычное время. Обрядовое пищевое изобилие в праздничные дни обещает достаток и изобилие на грядущий год.
Давайте пройдём вместе по праздничным дням святочного ­цикла.

Сочельник
Перед Рождеством крестьянские дома застилали соломой. В некоторых местах на столе делали крест в кругу из зёрен, сверху клали солому и только потом скатерть. Все эти действия должны были сделать ритуальное пространство праздника безопасным от нечистой силы. Кроме того, солому в доме раскладывали в память о том, что Хрис­тос родился в хлеву.

Любопытно, что в скотоводческих культурах юга Европы и Ближнего Востока со времён бронзового века до недавнего времени был распространены роды в хлеву (как в России — в бане). В Болгарии ещё в середине XX века женщины отдалённых деревень рожали в хлеву. Это удобно с практической точки зрения — есть корыто с водой, много соломы, которую просто убрать, если она испачкается. Быт здесь смыкается с тради­циями.

Вечером в канун Рождества вся семья собирается вместе; после службы (после «первой звезды») можно приступить к трапезе. Блюда Сочельника ещё постные: овсяный кисель, кутья, или сочиво (сладкая каша из цельных зёрен с мёдом, которая и дала название Сочельнику), блины, сочни, лепёшки на постном масле. К полуночи стол меняли на скоромный — разговлялись. Обязательно должен был присутствовать целый запечённый поросёнок или гусь, образ целостности жизненных сил, плодородия и изобилия.

Рождество
В Рождественскую ночь не спали. Разводили во дворах костры из соломы, говорили, что таким образом «греют Христа», «греют родителей» (те есть предков) или «ножки родителей». Ходили на ночные службы.
В Рождественскую ночь «кормили мороз», дух холода. Кормили его блюдами с Рождественского стола. Хозяин с миской еды выходил на порог дома и громко кричал: «Мороз‑Мороз, ступай к нам кутью есть, а летом не приходи, не бей рожь и жито, а придёшь — будем кнутом бить». Этот обычай должен был предотвратить заморозки после засевания полей весной. Дед Мороз как зимний сказочный образ по­явил­ся только в советскую эпоху.

На Рождество начинали ходить колядовщики и ряженые. Обычно этим занималась молодёжь — те, кому важно «выпустить пар». Традиционное общество строго иерархично и полно предписаний в обычное время, которые всем необходимо неукоснительно выполнять.

Соответственно, антиподом обычного становится время, когда можно вести себя «не как обычно», когда можно стать кем‑то другим и под маской сказать и сделать, что, возможно, очень хотелось в обычное время, но было нельзя. Учёные называют эти действия «ритуальным бесчинством», необходимым для снятия социального напряжения, а также для того, чтобы законно дать возможность молодёжи, молодым парням, перебеситься. Обычай колядовать распространён и сегодня.

Рассказывают, что молодые парни могли во время Святок насолить соседям, с которыми у них были свои счёты, — утащить или закинуть на крышу дрова, перевернуть во дворе всё вверх дном, кто во что горазд.

Считается также, что ряженые на время святок становятся духами, в том числе духами предков, поэтому и ведут себя не как люди. При этом считалось, что приход ряженых — благоприятное событие. Они, конечно, могут и почудить, но в целом их действия — «магия плодородия». Ряженые и колядовщики поздравляют с Рождеством, поют величальные песни хозяевам, желают добра и благополучия на весь будущий год. Их обязательно нужно отблагодарить вкусной едой. Если так не сделать — это не сулит ничего хорошего, о чём тоже поётся в колядках.
Не дадите пирога —
мы корову за рога,
Не дадите нам кишки (сосиски) —
мы корову за виски.

Святки
Значимым святочным действием было гадание. Много гадали девушки — на суженого‑ряженого. В романе «Евгений Онегин» кроме гадания на суженого упоминаются и подблюдные гадания. Девушки кладут в блюдо свои личные вещи (перстенёчки, серёжки), всё это накрывается платком. Затем одна из девушек поёт гадательные песни, а другая вытаскивает вещь: «Кому вынется — тому сбудется». Слова песен могли предрекать замужество, богатство или даже смерть. Поэтому они и назывались страшными.

Гадали и на урожай. Моя бабушка рассказывала, что под икону ставили на ночь 12 «плошек» из луковой шелухи, в которые насыпали соль. Каждая шелуха соответствовала одному месяцу. Наутро смотрели, что стало с солью. Если в каких‑то плошках соль стала влажной — значит, этот месяц будет дожд­ливым.

Конечно, на Святки устраивали и вечёрки, но хороводы не водили, кроме одного, особенного. Девушки и парни выстраиваются в две линии друг напротив друга и по очереди движутся навстречу друг другу, а после отходят. При этом одни их них задают загадку, а другие отвечают. Загадки про природные явления — месяц, звёзды, солнце, дождь, камни.

Собор Богородицы
В следующий день после Рождества Христова Церковь чествует Богоматерь — праздником Собор Пресвятой Богородицы.
В народе этот день зовётся «Бабьи каши», так как бабы‑роженицы отмечают этот праздник вместе с повитухами, благодарят их за помощь в родах. Бабы готовят кашу, вместе навещают повитух, собираются, как бы мы сейчас сказали, женским кругом и душевно проводят время. Старшие женщины проводят обряды защиты для младенцев. Любопытно, что у финно‑угорских народов об этом дне говорят, что бабы ходят «дорогой Калтысиня». В одних финно‑угорских языках «калтысинь» — это «послед» (то есть плацента, которая рождается после малыша), в других — дух, оберегающий детей, а у хантов Калтысинь — женская богиня, которая помогает душам воплотиться в мире людей, помощница беременных и рожениц.

Степанов день
Третий день Святок — Степанов день, когда мужчины встречаются на «корпоративах». Работодатели накрывали стол для работников, чтобы попраздновать, пообщаться, возможно, высказать претензии и снять напряжение, чтобы не тянуть его в новый цикл. В этот день пересматриваются договорённости: работники могли расторгнуть договор или обновить его.

Маланьина свадьба
Следующая значительная веха Святок — Васильев вечер и Маланьина свадьба. Именно эти праздники выпадают на современный Новый год. Другое название праздника — «богатая кутья», «щедрый вечер». В этот раз стол должен быть максимально богатым и изобильным.

Колядовщики ходят вечером с поздравлениями и величаниями хозяев, а наутро ходят девушки, которые «маланкуют», то есть поздравляют с Маланьиной свадьбой (в целом традиции этого дня схожи со свадебными), а мужчины — посевают, то есть приходят во двор, поздравляют хозяев, сыплют «фейерверк» зерна, чтобы весь следующий год был урожайный и хлебородный. Ранее этот обычай был распространён везде в России. Сейчас же можно встретить «посевающих», например, в отдалённых станицах на Кубани — они делают это утром 13 января, ровно на старый Новый год.

Крещение
Завершает череду Святок праздник Крещения, или Богоявления. Все Святки по земле ходила «нечистая сила» — и вот пришло время ряженым смыть с себя все личины, всё нечеловеческое, что гуляло в святочное время в пространстве мира людей. Снова накрывают постный стол, который называют «голодная кутья», на столе поминальные блюда — кутья, блины, кисель, хлеб. Считается, что вода в канун Крещения обладает особой целительной силой во всех источниках. Поэтому особенно полезно в неё окунуться и запасти воду на год вперёд. Крещенской водой освящают дом, очищают его от всего, что могли нанести в дом в период безвременья домочадцы и ряженые.

После Святок на Западе начинается tempus per annum, «рядовое время» — от Крещения до Пепельной среды, начала Великого поста.
Фото Татьяны Антипиной.

[1] Там до XIX века дом украшали веточками омелы, которые и сейчас можно купить на анг­лий­ских рождественских базарах и которые часто изображают на рождественских открытках.

В Доме русского зарубежья
Традиции Рождества и Святок поддерживают и в музеях. Музей Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве приглашает на время Святок фольклористов и исторических реконструкторов, которые погружают гостей в атмосферу дореволюционных празднований. Во дворе музея устанавливают ёлку, украшенную ретроигрушками, колядовщики шествуют со звез­дой, поют колядные песни и рождественские гимны, проводят обряд посевания для гостей и святочные гадания.
Печатается по: Кормачёва А. От Рождества до Крещения // Мир Музея. 2024. №1. С. 18 – 20.
На фото: Барышня‑колядовщица на Святочных гуляниях в Доме Русского Зарубежья имени А. Солженицына. 8 января 2023 г.
См. также:
Сергазина К. Новый год в сентябре // Мир Музея. 2018. № 9. С. 30 – 31.
Вера и люди. Беседа Ксении Сергазиной с Ксенией Толоконниковой // Мир Музея. 2023. № 2. С. 39 – 43.