Для исторической науки фотография — ценный документальный источник, носитель объективной информации о реально происходивших событиях, фактах в жизни людей и общества, и попадая в музей, она получает бессмертие. Вот почему так важно сотрудничество профессиональных фотографов с музеем. Анатолий Михайлович Виноградов (1926–2008) это понимал.
Лариса Рамазанова. Национальный музей Республики Башкортостан
В начале 2000‑х годов, работая над созданием постоянной экспозиции советского периода Национального музея Республики Башкортостан, мне довелось общаться с мастером — сухощавым седовласым красивым мужчиной с военной выправкой. К тому моменту он, несмотря на солидный возраст, лишь последние несколько лет находился на пенсии — беспокоила нога.
Одна из комнат квартиры в доме за дворцом Орджоникидзе была отдана хозяину, точнее, под его фотоархив. Сам Анатолий Михайлович с утра до вечера разбирал позитивы и негативы, подробнейшим образом аннотировал, упаковывал, словом, составлял картотеку. Многолетняя работа с нескончаемым информационным потоком, освещавшимся газетой «Совет Башҡортостаны» требовала от фотокора высокой организованности и профессионализма. С неподдельным уважением к человеку труда делал он свои записи на оборотной стороне снимка. Помощь, которую он тогда оказал музею, очевидна всем — раздел истории республики советского периода построен на его работах. Когда Анатолия Михайловича не стало, родные безвозмездно передали весь архив Национальному музею.
Персональные фотовыставки к юбилеям А.М. Виноградова проходили в 1986 году в Музее этнографии народов Башкортостана, в 2006 году в Национальном музее Республики Башкортостан — посвящённая 80‑летию мастера «Пою мое Отечество, Республику мою». В рамках празднования 450‑летнего юбилея основания столицы Башкортостана и в Национальном музее Республики 11 июня открылась выставка фотоархива А. М. Виноградова из музейной коллекции «Фотолетопись Уфы».
Анатолий Михайлович работал в событийном, портретном, пейзажном, бытовом жанрах. Из нескольких тысяч фотоснимков передовиков производства, выступлений коллективов художественной самодеятельности, первомайских и ноябрьских демонстраций для выставки были отобраны более 40 фотографий. Хронологически она охватывает период с конца 1940‑х годов, когда участник войны, молодой офицер принял решение оставить военную карьеру и связать свою судьбу с фотографией, до переменчивых 1990‑х.
Этот период характеризуется значительными изменениями в разных сферах жизни Уфы — столицы динамично развивающейся автономной республики. Реализуя генеральный градостроительный план развития 1959, 1971 годов, активно застраивался единый город, соединяя старую, историческую Уфу с промышленным Черниковском. Теме эстетики каменной летописи Уфы посвящён один из разделов выставки.
Большой пласт в творчестве А.М. Виноградова занимает тема образования. Эта группа фотографий вошла в рубрику «Детский сад и школа в жизни уфимцев советского поколения». Она пронизана ощущением радости от познания нового мира, которое бывает только в детстве.
Фотолетопись повседневной жизни уфимцев 1950 – 1990‑х годов отражена в третьем тематическом разделе выставки.
Последняя, завершающая часть демонстрирует хронику событий общественно‑политической жизни горожан: от шествий ветеранов Великой Отечественной войны в парадном строю в День Победы 1970 – 1980‑х годов до экологических митингов протеста горожан 1990‑х.
В объёмной витрине разместился также личный вещевой комплекс фотографа, связанный с профессиональной деятельностью: верные соратники — фотоаппараты «ФЭД–5в», «Киев», «Смена», репортёрская сумка, домашняя фотолаборатория, бобины с фотоплёнкой. И трогательные семейные снимки любимой супруги Клавдии Петровны и дочерей Веры и Елены.
Еще 27 работ фотографа, объединённых темой детства, вошли в электронную презентацию «Солнечное детство» и опубликованы в соцсетях.
Одна из комнат квартиры в доме за дворцом Орджоникидзе была отдана хозяину, точнее, под его фотоархив. Сам Анатолий Михайлович с утра до вечера разбирал позитивы и негативы, подробнейшим образом аннотировал, упаковывал, словом, составлял картотеку. Многолетняя работа с нескончаемым информационным потоком, освещавшимся газетой «Совет Башҡортостаны» требовала от фотокора высокой организованности и профессионализма. С неподдельным уважением к человеку труда делал он свои записи на оборотной стороне снимка. Помощь, которую он тогда оказал музею, очевидна всем — раздел истории республики советского периода построен на его работах. Когда Анатолия Михайловича не стало, родные безвозмездно передали весь архив Национальному музею.
Персональные фотовыставки к юбилеям А.М. Виноградова проходили в 1986 году в Музее этнографии народов Башкортостана, в 2006 году в Национальном музее Республики Башкортостан — посвящённая 80‑летию мастера «Пою мое Отечество, Республику мою». В рамках празднования 450‑летнего юбилея основания столицы Башкортостана и в Национальном музее Республики 11 июня открылась выставка фотоархива А. М. Виноградова из музейной коллекции «Фотолетопись Уфы».
Анатолий Михайлович работал в событийном, портретном, пейзажном, бытовом жанрах. Из нескольких тысяч фотоснимков передовиков производства, выступлений коллективов художественной самодеятельности, первомайских и ноябрьских демонстраций для выставки были отобраны более 40 фотографий. Хронологически она охватывает период с конца 1940‑х годов, когда участник войны, молодой офицер принял решение оставить военную карьеру и связать свою судьбу с фотографией, до переменчивых 1990‑х.
Этот период характеризуется значительными изменениями в разных сферах жизни Уфы — столицы динамично развивающейся автономной республики. Реализуя генеральный градостроительный план развития 1959, 1971 годов, активно застраивался единый город, соединяя старую, историческую Уфу с промышленным Черниковском. Теме эстетики каменной летописи Уфы посвящён один из разделов выставки.
Большой пласт в творчестве А.М. Виноградова занимает тема образования. Эта группа фотографий вошла в рубрику «Детский сад и школа в жизни уфимцев советского поколения». Она пронизана ощущением радости от познания нового мира, которое бывает только в детстве.
Фотолетопись повседневной жизни уфимцев 1950 – 1990‑х годов отражена в третьем тематическом разделе выставки.
Последняя, завершающая часть демонстрирует хронику событий общественно‑политической жизни горожан: от шествий ветеранов Великой Отечественной войны в парадном строю в День Победы 1970 – 1980‑х годов до экологических митингов протеста горожан 1990‑х.
В объёмной витрине разместился также личный вещевой комплекс фотографа, связанный с профессиональной деятельностью: верные соратники — фотоаппараты «ФЭД–5в», «Киев», «Смена», репортёрская сумка, домашняя фотолаборатория, бобины с фотоплёнкой. И трогательные семейные снимки любимой супруги Клавдии Петровны и дочерей Веры и Елены.
Еще 27 работ фотографа, объединённых темой детства, вошли в электронную презентацию «Солнечное детство» и опубликованы в соцсетях.
Печатается по: Рамазанова Л. Фотолетопись Анатолия Виноградова // Мир Музея. 2024. №8. С.30–31.
См. также: Хамидуллина Э. Башкирская юрта // Мир Музея. 2024. №8. С.11–14.
Гуреев М. Чёрно‑белый взгляд // Мир Музея. 2023. №4. С.2–3.
Гуреев М. Небо Прокудина‑Горского // Мир Музея. 2023. №8. С.23–25.
Дин (Хохолева) И. Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С.10–15.
«Cтоит снимать только о том, о чём хочется кричать». Беседа Алексея Ковалёва с Михаилом Перловским // Мир Музея. 2023. №12. С.41.
Плетникова Л. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С.10–14.
Гуреев М. Чёрно‑белый взгляд // Мир Музея. 2023. №4. С.2–3.
Гуреев М. Небо Прокудина‑Горского // Мир Музея. 2023. №8. С.23–25.
Дин (Хохолева) И. Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С.10–15.
«Cтоит снимать только о том, о чём хочется кричать». Беседа Алексея Ковалёва с Михаилом Перловским // Мир Музея. 2023. №12. С.41.
Плетникова Л. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. №12. С.10–14.
На фото: Студенческая свадьба. Жених — Гуго Вильгельмович Клаус, студент IV курса БГУ, невеста — Раиса Петровна Воробьёва, преподаватель иностранных языков. 1966 г.
На главной странице: Массаж выполняет Мария Назаровна Данилова — участковая медсестра детской поликлиники №3. 1987 г.
Все фото — из фотоархива А.М. Виноградова, хранящегося в ГБУКИ РБ. Национальный музей РБ.
На главной странице: Массаж выполняет Мария Назаровна Данилова — участковая медсестра детской поликлиники №3. 1987 г.
Все фото — из фотоархива А.М. Виноградова, хранящегося в ГБУКИ РБ. Национальный музей РБ.