В эпоху Средневековья началось распространение христианства в северных землях, являвшихся своеобразными «воротами» на пути к Белому морю, в Европу. Оно шло на волне торгово‑ремесленной миграции — богатые природные ресурсы и наличие водных путей привлекали сюда новых поселенцев. Наш репортаж — о том, как выглядят эти места сейчас, глазами заезжего туриста.
Константин Преображенский. Фото автора и Ирины Новосёловой.
Сегодня здесь кипит жизнь, и остались лишь воспоминания о том, что когда‑то в этих местах были глухие леса и безлюдные пýстыни.
Вологда... Многие вологжане обижаются, что их город не входит в Золотое кольцо, остаётся в стороне. Не все туристы доезжают до города, а если и доезжают, то не задерживаются. Туристические автобусы едут в раскрученные Кирилло‑Белозерский музей‑заповедник и Ферапонтов монастырь, к фрескам Дионисия. В Вологду — лишь на пару часов, если остаётся время. Но те, кто остаются в городе больше одного дня, имеют счастливую возможность войти в его неспешный ритм, впитать его дух и своеобразие.
Центр города — Кремль, величественный Софийский собор XѴI века, построенный по указу Ивана Грозного, с суровыми, стального цвета куполами, Софийская колокольня высотой 78,5 метров, Воскресенский кафедральный собор XѴIII века, в котором с 2016 года возобновлены ежедневные богослужения после почти 90‑летнего перерыва, Музей кружева, посвящённый наиболее известному художественному промыслу Вологодского края, Архиерейский дом и палаты XѴII века, в которых размещается Вологодский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник. Здесь же и Кремлёвская площадь, на которой проходят главные праздничные события города.
А ещё широкая парковая набережная реки Вологды с примыкающим Кремлёвским садом, где приятно прогуляться, наслаждаясь видами древних храмов на другой стороне и их отражениями в реке.
А ещё — памятник букве «О», появившийся в 2012 году, и памятник 800‑летию Вологды, установленный в 1947 году на месте исторического центра, самой древней части города, на Ленивой площадке. Деревянные резные дома прошлого столетия соседствуют с современными — каменными и бетонными.
Здесь же — скульптурная композиция, посвящённая поэту Константину Николаевичу Батюшкову (1787–1855), где изображён сам поэт, его конь, крестьянская девушка со свирелью и Афина Паллада. Она здесь неспроста — поэт захоронен неподалёку, в шести километрах от центра города, на территории Спасо‑Прилуцкого Димитриева монастыря, одного из крупнейших на Русском Севере.
Монастырь основал в конце XIѴ века преподобный Димитрий Прилуцкий (начало XIѴ века – 1392), ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392). О значимости монастыря и почитаемости святого говорит тот факт, что великий князь Иван III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, в поход на Казань, а Иван Грозный, спустя полвека отправляясь туда же, брал из монастыря Киликийский крест. Сейчас эти реликвии находятся в Вологодском государственном музее‑заповеднике.
Кстати, недалеко от Речного вокзала расположен и первый музей, созданный в Вологодской губернии, — Дом‑музей Петра I. Он находится в здании, где останавливался Пётр I, когда посещал Вологду.
Белозерск Один из древнейших городов России, до 1777 года — Белоозеро. В XѴIII веке, при Екатерине II, переименован в Белозерск. Жемчужина города — Спасо‑Преображенский собор, построенный в XѴII веке на территории Белозерского кремля. В соборе сохранился уникальный иконостас конца XѴIII – начала XIX века, обильно украшенный деревянной резьбой и скульптурами.
Череповец Ведёт своё начало с XIѴ века, когда был основан Воскресенский мужской монастырь. В 1777 году получает статус города и современное название Череповец. В XX веке здесь строятся крупные металлургические и химические заводы, начинает действовать Волго‑Балтийский водный путь.
Воскресенский собор — то, что осталось от Воскресенского монастыря, основанного в XIѴ веке иноками Феодосием и Афанасием. Памятник им находится на современной просторной набережной города. Одна из главных улиц города Советский проспект (бывший Воскресенский) — с магазинами, музеями, филармонией, камерным театром — берёт начало именно от Воскресенского собора. Широкий, с просторными тротуарами, велосипедными дорожками, качелями, удобными скамейками, многочисленными кафе, он спокойный и умиротворённый днём и приятно взбудораженный вечером.
В Череповце родился всемирно известный художник‑баталист Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904). О его жизни и творчестве, а также о жизни его семьи, можно узнать в мемориальном доме‑музее Верещагиных. Кстати, не все знают, что старший брат художника Николай Васильевич Верещагин (1839 – 1907) — один из основоположников промышленного молочного производства в России и автор уникальной технологии производства знаменитого вологодского масла. Кириллов
Город, сложившийся в XѴIII веке как монастырская слобода, до сих пор ассоциируется сдвумя издавна почитаемыми монастырями — Кирилло‑Белозерским иФерапонтовым.
Кирилло‑Белозерский монастырь был основан в конце XIѴ века монахами московского Симонова монастыря Кириллом, учеником и последователем Сергия Радонежского и Ферапонтом. В конце XѴ века начинается каменное строительство. Из‑за удалённого расположения от Москвы монастырь использовался как место ссылки. В XѴI – XѴII веках сюда были сосланы князья Воротынские, бояре Шереметевы, митрополит Иосаф, патриарх Никон и другие. Учеником Кирилла Белозерского был Савватий Соловецкий, один из основателей Соловецкого монастыря. Иван Грозный неоднократно посещал обитель. В монастыре была основана иконописная мастерская, в которой творил иконописец Дионисий Глушицкий (1363 – 1437). Монастырская библиотека была одной из самых крупных на Руси. С 1924 года на территории монастыря действует Кирилло‑Белозерский государственный исторический музей‑заповедник.
Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году сразу после основания Кирилло‑Белозерского монастыря, на расстоянии 15 километров от него, иноком Ферапонтом. Росписи насчитывают почти 300 сюжетов. В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вологодская область – Москва. Фото — июль 2024 г.
На фото: Детали часового механизма. XVII – XIX вв. Металл, дерево, ковка, резьба. Экспозиция Кирилло-Белозерского музея‑заповедника. На главной странице: Вход вКирилло-Белозерский музей-заповедник.
См. также: Гуреев М.Спас-Камень // Мир Музея. 2023. №12. С.2–5. Гуреев М. Попова Курья // Мир Музея. 2024. №9. С.2–5. Сергазина С. Старый город // Мир Музея. 2024. №8. С.28–29. Гуреев М. Silentium // Мир Музея. 2024. №3. С.2–5. Алексей Пищулин. Ялта навсегда // Мир Музея. 2023. №3. С.8–13. Ахметьева В. Швивая горка— Чистые пруды // Мир Музея. 2023. №12. С.22–25. Пищулин А. В Нове‑городе // Мир Музея. 2023. №3. С.2.