Статьи

Сокровенный человечек

В один из дней октября 1941 года по городу Уфе шёл человек в пальто и без головного убора...
На пересечении улиц Гоголя и Коммунистической человек остановился. Было видно, что он чем‑то изрядно раздосадован.

— Гражданка, — обратился он к проходившей мимо молодой мамаше с коляской, — я пребываю в абсолютно отчаянном положении!
От неожиданности женщина остановилась как вкопанная.
— Что, извините?
— Да‑да, я нахожусь в безнадёжном положении!
— Что случилось, товарищ?
— У меня украли чемодан, — с трудом выдавил из себя человек в пальто и закрыл лицо ладонями, — в нём вся моя жизнь!
— Жизнь в чемодане?
— Именно!
— Даже если это так, во что мне верится с трудом, то убиваться из‑за этого не следует. — Женщина качнула коляску вперёд. — Бывает, не переживайте. Вот у моего мужа на первомайской демонстрации украли кошелёк с деньгами и парт­билет. Последствия были ужасны... Я про парт­билет, разумеется.
— Боже, о чём вы говорите! В чемодане были мои рукописи! — Человек горестно затрясся.
— Рукописи? Вы писатель?
— Да.
— И какая же ваша фамилия?
— Климентов.
— Климентов? Не знаю такого писателя.
— А кого вы, позвольте полюбопытствовать, знаете?
— Ну, если из современников, то Горького знаю, Фадеева, Серафимовича...
— Да, и они тоже писатели, — задумчиво проговорил человек в пальто и без головного убора.
Затем, резко подойдя к женщине почти вплотную, он смущённо проговорил:
— Простите, я хотел бы ущипнуть вашего славного малыша!
— Вы сумасшедший?
— Нисколько...
— А меня, товарищ, вы не хотите ущипнуть?
— Нет, вас не хочу, хочу ущипнуть только вашего безмятежного малыша, этого сокровенного человечка, перед которым открыта новая бездна, новый блистающий мир!
— Гражданин, немедленно оставь­те нас в покое, или я позову милицию...
После этих слов лицо человека по фамилии Климентов стало ещё более печальным. Он растерянно развёл руками, поклонился и стал пятиться назад, приговаривая при этом:
— Простите, простите меня...
Вернувшись домой, молодая женщина рассказала о происшедшем своему мужу Донату Исааковичу Мечику и свекрови Раисе Рафаиловне.
— Писатель Климентов, говоришь? — переспросил жену Донат Исаакович.
— Да... что‑то не слышала о ­таком.
— Это Андрей Платонов. Его повесть «Впрок» в «Красной нови» напечатали, а товарищ Сталин его «сволочью» обозвал.
— Боже мой, — всплеснула руками Раиса Рафаиловна, — и он ущипнул нашего Серёженьку?
— Кто? Сталин?
— Не говори глупости, Донат! Этот, как там его, Климентов?
— Ещё чего не хватало! — загадочно улыбнулась молодая женщина и наклонилась к малышу, который мирно спал в своей коляске.

Серёжа Мечик родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в доме №56 по улице Гоголя, куда из Ленинграда в эвакуацию приехали его родители и бабушка.

Здесь Мечики оказались благодаря содействию депутата Верховного Совета СССР, народной артистки СССР Екатерины Павловны Кор­ча­ги­ной‑Алек­сан­дров­ской, которая обратилась в Баш­сов­нар­ком с просьбой оказать помощь ленинградской актрисе Норе Довлатовой, эвакуированной с семьёй в Уфу.

Дом, в котором поселились Мечики‑Довлатовы, был построен в 1930‑х годах в стиле позднего конструктивизма для сотрудников НКВД. Здесь во дворе круглосуточно дежурил милиционер, и из окна кухни можно было наблюдать, как он под дождём или снегом, на пронизывающем ветру или на июльской жаре отмеривал расстояние от подъезда к подъезду, от дверей чёрного хода к коллектору мусоропровода и обратно, а затем замирал в проёме арки, выходившей на улицу.

Владельцем квартиры № 20 на третьем этаже дома №56 по улице Гоголя, где и поселились Мечики‑Довлатовы, был товарищ Копчунас, который, как и всякий прибалт, предпочитал мрачно выпивать в одиночестве.

Правда, курить он всегда выходил на кухню, видимо, чтобы пообщаться с контингентом, тем более что людей театра он встречал нечасто.

Неспешно открывал форточку, садился на подоконник, долго смотрел на несшего свою вахту дворового милиционера, а потом начинал говорить, вернее, бубнить. Прибалтийский акцент добавлял его повести депрессивной размеренности и невыносимого уныния.

Самым его благодарным слушателем в коммуналке была, как ни странно, Раиса Рафаиловна.

— Вот ведь как странно получается, Раиса Рафаиловна, вы жена врага народа, и семья ваша — семья врага народа, а я тут с вами разговариваю по душам, и живёте вы у меня...
Формально «врагом народа» в семье Мечиков был дед, муж Раисы Рафаиловны — Исаак Моисеевич Мечик, расстрелянный в январе 1938 года.
О своей родословной Сергей Довлатов писал так: «Наш прадед Моисей был крестьянином из деревни Сухово. Еврей‑крестьянин — сочетание, надо отметить, довольно редкое. На Дальнем Востоке такое слу­чалось».

— И вот как мне с этим быть? — не унимался Копчунас.
Не получив ответа на свой сакраментальный вопрос, он угрожающе замолкал.
— Мы вам так благодарны, Йонас Вайткусович, за то, что приютили нас у себя, — нарушала тягостную тишину Раиса Рафаиловна, — что бы мы без вас делали...
— Меня тут благодарить не за что, — ещё более мрачнел Копчунас. — Мне партия приказала вас поселить, я и поселил, а приказала бы расстрелять как врагов народа, в расход пустил бы, не задумываясь, хотя вы, я вижу, люди хорошие, хоть и еврейской нации, но партии видней.
С этими словами Копчунас захлопывал форточку и уходил к себе в комнату, где допоздна разбирал, чистил и вновь собирал свой табельный ТТ, из которого он и застрелится в марте 1953 года, когда ему предъявят обвинение в подготовке заговора литовских буржуазных националистов с целью совершения государственного переворота.

А Раиса Рафаиловна возвращалась к себе и думала, почему этот Андрей Платонов захотел ущипнуть её внука, а может быть, даже и ущипнул его на самом деле...

Версия первая: писатель Климентов, более известный как Платонов, которого тов. Ста­лин обозвал «сволочью», не ущипнул годовалого Серёжу Довлатова, потому что его мама Нора Сергеевна Довлатова (Довлатян) решительно пресекла эту попытку неведомого ей гражданина, назвавшегося пи­са­телем.
Версия вторая: Андрей Платонович Платонов всё‑таки ущипнул Серёженьку на пересечении улиц Коммунистической и Гоголя (сам он, кстати, жил в паре кварталов отсюда, на улице Амурской, 35), — нет, не доверяла Раиса Рафаиловна своей невестке. А посему это свершилось по ходу дела, в порядке вещей, практически незаметно. И Нора даже не подняла крик, не позвала милицию (хотя бы того пос­то­во­го, что нёс дежурство во дворе её дома), потому что, услышав слово­соче­та­ние «сокровенный человечек», изумилась до беспамятства, ведь так её сына ещё никто никогда не называл.

Ущипнул Платонов и удалился со словами «простите, простите меня».

— Вот сволочь! Куда только мать смотрела! — грохнула Раиса Ра­фаи­лов­на принесённый с кухни чайник на стол, да так, что Серёжа проснулся и заплакал...

В доме на Гоголя семья Мечиков‑Довлатовых прожила под присмотром товарища Копчунаса около года, вплоть до того момента, когда в составе труппы Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринка), в котором служил Донат Исаакович, не эвакуировалась дальше на восток в Ново­сибирск, а вернее, в Сталинск (ныне Ново­кузнецк), где отец Серёжи получил должность ассистента режиссёра и завлита местного театра «Красный факел» и где он принял участие в постановке пьесы в стихах лау­реа­та двух Сталинских премий Владимира Александровича Соловьёва «Фельдмаршал Ку­тузов».

Впоследствии Нора Сергеевна, конечно, рассказывала своему сыну про Уфу, про Климентова, про то, как они жили на пересечении Гоголя и Коммунистической. Серёжа слушал мать и понимал, что присутствует при рождении мифа. Может быть, поэтому так больше в Уфу он и не приехал, ведь миф и реальность — «две вещи несовместные», как гений и злодейство, например.
Уфа – Москва . Фото автора, 2024 г.

На фото: Артобъекты в Довлатовском дворе.
Печатается по: Гуреев М. Сокровенный человечек // Мир Музея. 2024. №8. С. 32–36.
См. таже: Гуреев М. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С. 25–27.
Гуреев М. «Псковская история» // Мир Музея. 2023. №9. С. 36–38.
Узнавание отца. Публикация Максима Гуреева // Мир Музея. 2023. №11. С. 20–21.