Статьи

Трогать, видеть, слушать

Онлайн‑образование в музейной сфере открывает перед детьми широкие возможности для развития. При правильном подходе оно не только обогащает кругозор ребёнка, но и делает его жизнь осмысленной.
Анастасия Подорожная
В мире, где никогда не прекращается информационный шум, важно понимать, как наши дети воспринимают и усваивают полученные знания. Каждый ребёнок уникален не только по характеру и темпераменту, но и по способу восприятия окружающего мира.

Визуалы, которые лучше всего усваивают информацию через зрительные образы, аудиалы, для которых главным инструментом познания является слух, и кинестетики, которым необходимо активное взаимодействие с предметами и окружающей средой.

Понимание, к какому типу восприятия относится ребёнок, позволяет создать эффективную образовательную среду. Предложив информацию в удобном для него формате, мы не только повышаем качество обучения, но и способствуем развитию природных способностей ребёнка.

Важно помнить, что успешное усвоение знаний возможно только при грамотном сочетании различных методов подачи.

Для детей‑кинестетиков, которым важно активное взаимодействие с окружающим миром, разработаны специальные образовательные программы.

В Дарвиновском музее эксперты‑биологи проводят развивающие онлайн‑занятия для детей от 4 до 12 лет. Сочетают игру, обучение и творчество, используют натуральные объекты природы: раковины, зубы, окаменелости и другие экспонаты из музейной коллекции. Общаются с детьми простым языком, избегая терминов, и включают в программу интерактивные элементы: викторины, соревнования, опыты и задания на логику и внимательность.

Государственный музей Востока приглашает в путешествие по культурам мира через онлайн‑программу «Музей детям». Каждую неделю здесь изучают новую тему, а юные художники раскрашивают узоры народов Севера, маски Индонезии, сюжеты Вьетнама, орнаменты Африки, пагоды Мьянмы и корейские узоры. Программа регулярно пополняется новыми странами, включая Японию, Индию и другие уголки мира.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проводит онлайн‑мероприятия в рамках программы «Пушкинский.Ю». Проект «Полторы комнаты» предназначен для тех, кто не может посетить музей лично. Каждую неделю по понедельникам с 15 : 00 до 18 : 00 по московскому времени музей приглашает всех желающих в онлайн‑коворкинг. Ведущие программы — куратор «Пушкинский.Ю» Рита Левашова и Настя Львова.

Для детей, которые любят слушать и погружаться в истории, Детское радио подготовило серию подкастов «Однажды в музее». В каждом выпуске юные слушатели вместе с любознательным Андрейкой и мудрым совёнком Шушей отправляются в увлекательное путешествие по самым интересным музеям страны. Они узнают тайны экспонатов, учатся проводить эксперименты и замечать удивительное в обычных вещах. Андрейка и Шуша не просто рассказывают о музеях — они учат задавать вопросы и искать ответы.

Сказочница Музейного комплекса имени И.Я. Словцова приглашает детей в мир искусства через волшебные истории. Каждый вечер, укутавшись в одеяло, маленькие слушатели отправляются в путешествие по музейным залам, не выходя из дома. Спокойные, наполненные добротой и мудростью рассказы знакомят детей с художниками, картинами и музейными предметами, создавая атмосферу уюта и помогая быстрее заснуть.

Для детей‑визуалов, которые любят наблюдать и анализировать, Фонд «Страна» подготовил мотивирующие уроки на основе фильмов с глубоким духовно‑нравственным содержанием. Эти фильмы не только вдохновляют, но и формируют ценности, основанные на традициях и культуре России.

Фильм «Русский ковчег» 2002 года предлагает зрителям уникальное путешествие по истории Зимнего дворца. Два путешественника — французский маркиз первой половины XIX века и современный петербуржец — исследуют пространство и время. Их диалоги раскрывают разные взгляды на русскую историю и культуру, а зрители становятся свидетелями ключевых событий, от балов до блокады Ленинграда, и знакомятся с жизнью обитателей дворца, включая Петра I, Екатерину II, Пушкина и семью Николая II.
Печатается по: Подорожная А. Трогать, видеть, слушать // Мир Музея. 2025. №8. С.9.
См. также:
Подорожная А. Вдохните и задержите дыхание // Мир Музея. 2025. №6. С.31.
Подорожная А., Пищулин Т. Нужны ли музеям социальные сети? // Мир Музея. 2024. №11. С.50–53.
Цифровaя трaнсформaция как она есть. Беседа Ксении Сергазиной с Данилом Путильцевым // Мир Музея. 2025. №8. С.6–9.