Статьи

Париж, Пекин, далее везде

Музеефицировать кино — задача непростая, хотя бы по той причине, что кино само себя музеефицирует на плёнке, само себя делает экспонатом и демонстрирует с разной степенью успеха. Тут скорее речь должна идти о сохранении того, что остаётся за кадром, а потому категорически неведомо зрителю. Конечно, всякий режиссёр или продюсер скажет: а нужно ли это ему знать — все эти коллизии и перипетии, все эти накладки и провалы? Ответ: да, нужно. Потому что в этом таятся те самые муки творчества, без которых кино никогда бы не стало искусством. А оно — искусство. Хотя в последние годы сомнения в этом закрадываются всё больше и больше…
Франция
Французская Синематека (Cinémathèque Française)
Париж.
Один из старейших музеев кино в мире. Создан в 1936 году кинорежиссёром Жоржем Франжю и одним из основателей Международной федерации киноархивов Анри Ланг­луа. Коллекция фильмов музея — крупнейшая в мире, в ней около 60 тысяч картин. В фондах — множество оригинальных документов, среди которых рукописи сценариев, крупнейшая в мире коллекция кинокамер, насчитывающая несколько тысяч экземпляров, а также множество предметов, используемых в процессе подготовки к съёмкам и в самом процессе: костюмы, в которых играли актёры культовых картин, фрагменты декораций, фотографии со съёмочных площадок и многое другое. Семи­этажное здание музея в парижском районе Берси, выстроенное по проекту Франка Гери, включает несколько кинозалов, библиотеки, выставочные павильоны. Уникальные экспонаты: первые кинокамеры, платье Вивьен Ли из «Унесённых ветром», кафтан Николая Черкасова из «Ивана Грозного». Сайт музея: <https://www.cinematheque.fr/>.

Италия
Итальянский Национальный музей кино (Museo nazionale del cinema)
Турин.
Расположен внутри башни Моле Антонеллиана. Спроектированная архитектором Алессандро Антонелли в 1863 году, она была завершена лишь в 1889 году. В то время — самое высокое каменное здание в Европе высотой 167,5 метра. Швейцарский дизайнер Франсуа Конфино создал в музее иллюзию погружения в атмосферу кино, которая возникает благодаря неожиданным визуальным и слуховым эффектам. Львиная доля собрания — коллекция киномана Марии Адрианы Проло — плакаты, костюмы, барабаны, оружие и другой реквизит из итальянских фильмов. Часть экспозиции посвящена Тиму Бёртону (личный архив режиссёра). В девяти тематических разделах — более 500 примеров оригинальных произведений — от начала до недавних проектов, включая эскизы, картины, рисунки, фотографии, концепт‑арт, рас­кад­ров­ки, костюмы, макеты, куклы и инсталляции. Сайт музея: <https://www.museocinema.it/it>.

Нидерланды
Нидерландский институт кино EYE (EYE Film Institute Netherlands)
Амстердам.
Его предшественник — Голландский исторический киноархив, основанный в 1946 году. Нидерландский институт кино основан в 1952 году, в 2012 году пере­ехал в новое здание, созданное по проекту австрийской компании Delugan Meissl Associated Architects. Окружённое водными каналами, оно напоминает застывший айсберг или большую устрицу в раковине. На территории института — музей кино, библиотека, студийные павильоны. Фильмофонд включает более 45 тысяч картин — от первых лент мирового кино до современных образцов. Музей даёт самое широкое представление об истории нидерландского кино. Выставочный зал — помещение, окружённое подвижными фрагментами из фильмов, которые управляются с помощью движущиеся панелей. Много интерактивных экспонатов. Сайт музея: <https://www.eyefilm.nl/>.

Китай
Китайский национальный музей кино (China National Film Museum)
Пекин.
Самый крупный музей, посвящённый киноискусству. Основан в 2005 году, к 100‑летию китайского кинематографа. Площадь музея — 38 тысяч квадратных метров. В коллекции — экспонаты, рассказывающие об истории развития восточного кинематографа, в первую очередь Китая, Гонконга, Тайваня. В 20 выставочных залах музея — более 1500 фильмов, а также коллекция из более 4300 фотографий и документов, связанных с более чем 450 представителями этого искусства. Часть CNFM — библиотека и семь кинотеатров, в том числе один IMAX, с самым большим экраном в Азии. Каждый год музей посещает более миллиона посетителей. Сайт музея: <http://www.cnfm.org.cn/>.

Германия
Музей кино Потсдама (Film­museum Potsdam)
Потсдам (на фото).
У этого музея — удивительная история. Он открылся в здании бывших королевских конюшен как Музей кинематографа ГДР, затем некоторое время прозябал в тени своего берлинского собрата, пережил реконструкцию, а в 2011 году официально стал частью Потс­дам­ской высшей школы кино и телевидения имени Конрада Вольфа.
В распоряжении музея — богатейшее наследие расположенной по соседству студии Ба­бельс­берг, которая в 2012 году отметила своё 100‑летие. Открывшаяся по случаю юбилея постоянная экспозиция музея так и называется: «Фаб­рика грёз: 100 лет кинематографа в Ба­бельс­бер­ге». В числе экспонатов — трубка и лук главного Чингачгука ГДР Гойко Митича, модель женщины‑робота из «Метрополиса» Фрица Ланга, режиссёрское кресло Квентина Тарантино со съёмок «Бесславных ублюдков», маска Анонимуса из фильма «V значит Vendetta» и макеты декораций к «Пианисту» Романа Полански. В одном из залов — подробная картотека с именами и биографиями актёров немецкого кино разных лет. Посетители могут принять участие в кинопробах и отправить видеозапись на свою электронную почту или, например, спеть песню за героиню фильма Конрада Вольфа «Соло Санни». Сайт музея: <www.filmmuseum-potsdam.de>.

Немецкая синематека и Берлинский музей кино и телевидения (Stiftung Deutsche Kinemathek Berlin)
Берлин.
Самый большой и самый известный музей кино Германии — часть Немецкой Синематеки — огромного архивного фонда, существующего с 1963 года. Здание музея находится на Потсдамер‑плац по соседству с Берлинале‑паластом — главным кинозалом Берлинского фестиваля. Постоянная экспозиция — подробнейший путеводитель по истории немецкого кино: от первых немых опытов до недавних триумфов на «Оскаре» и международных ки­но­смо­трах. В ней — афиши, фотографии со съёмочных площадок, костюмы, сценарии, эскизы декораций, старинная техника Отдельные залы посвящены главным шедеврам немецкого кинематографа: «Метрополису» Фрица Ланга, «Кабинету док­то­ра Калигари» Роберта Вине и «Олимпии» Лени Рифеншталь. Нажимая на кнопки на макете знаменитого берлинского стадиона «Олимпия», можно увидеть, где именно Рифеншталь устанавливала камеры, чтобы снимать спортсменов с наиболее удачных ракурсов. Отдельного зала удо­стои­лась и главная дива немецкого кино Марлен Дитрих. В музее бережно хранятся её костюмы, фотографии, деловые и личные письма и даже увесистые кожаные чемоданы с наклейками, с которыми актриса путешествовала из Германии в США. Сайт музея: <www.deutsche-kinemathek.de>.

Немецкий институт кино и музей кино (Deutsches Filminstitut & Filmmuseum /DFF)
Франкфурт‑на‑Майне.
Из шести немецких музеев, посвящённых киноискусству, музей во Франкфурте — самый современный. Он существует с середины 1980‑х, а в 2011 году открылся после масштабной реконструкции. Большинство его экспонатов — интерактивные. Каждый может посидеть за настоящим монтажным столом, подобрать музыку к драматическому эпизоду из известного фильма или попозировать на фоне зелёного экрана, с помощью которого создаются картины со спецэффектами. Экспозиция рассказывает, как рождалось искусство кино, кем были его изобретатели, как снимались и выглядели первые кино­филь­мы, появившиеся в конце XIX века. Музею удалось собрать солидную коллекцию артефактов. В витринах — раскадровки Вима Вендерса к «Небу над Берлином», рисунки костюмов Джулии Робертс к фильму «Красотка», жестяной барабан из одноимённой ленты Фолькера Шлёндорфа по роману Гюнтера Грасса и «Оскар» Максимилиана Шелла, вручённый ему за главную роль в «Нюрнбергском процессе».
Экспозиция площадью около 800 квадратных метров размещена на двух этажах, несколько залов отдано под временные тематические выставки, в кинотеатре музея регулярно проводятся архивные показы и ретроспективы. Сайт музея: <www.deutsches-filminstitut.de/filmmuseum>.

Великобритания
Музей кинематографии (Cinema Museum)
Лондон.
Основан в 1986 году энтузиастами кино Мартином Хамфрисом и Рональдом Грантом на основе их личных коллекций предметов, связанных с историей кино. С 1998 года музей располагается в историческом административном здании старого Ламбетского работного дома в Кеннингтоне, который был открыт в 1873 году как дом для 820 нуждающихся. Хотя работный дом может показаться странным местом для музея кинематографии, на самом деле он связан с ранней историей кино. В этом доме в детстве жил великий Чарли Чаплин, когда его семья находилась в тяжёлом материальном положении. В музее собраны образцы всего, что хоть как‑то связано с историей кинопроизводства и кинопоказов, начиная с первых дней немого кино, перехода к звуку и заканчивая современностью. Представлены образцы всех типов проекторов, которые когда‑либо производились, в том числе изготовленные кинолюбителями.
В коллекции — более пяти миллионов метров киноплёнки и более миллиона предметов: это плакаты, фотографии, книги, пепельницы, упаковки из‑под попкорна, униформы швейцаров, билеты и многое другое. Есть оригинальные ковры и кресла разных эпох, даже специально переплетённые тома отраслевого журнала «Новости кино и недвижимости».
Посещение музея — по предварительной записи. Сайт музея: <http://cinemamuseum.org.uk>.
Австрия
Австрийский музей кино (Österreichisches Filmmuseum)
Вена.
Музей знаменит благодаря своим интересным программам и является скорее киноархивом, чем выставочным центром.
Особой популярностью здесь пользуются ретроспективы немецкого кино 1960 – 1970‑х годов, американская классика, японские киноленты и советские революционные фильмы. Музей известен ещё и тем, что здесь хранится крупнейший в мире архив фильмов советского режиссёра‑авангардиста Дзиги Вертова. Сайт музея: <https://www.filmmuseum.at/>.

США
Музей движущегося изображения (Museum of the Moving Image)
Нью‑Йорк.
Основан в 1981 году. MoMI — крупнейшее и наиболее полное в США собрание артефактов, связанных с искусством, историей и технологией движущегося изображения — около 130 тысяч экспонатов. Фонды эпохи немого кино включают более пяти тысяч экспонатов, датируемых периодом с 1894 по 1931 год, а также более 1500 стеклянных пластинок для волшебных фонарей — оптических проекционных устройств, которые появились на несколько сотен лет раньше кинопроектора.
Коллекция включает в себя артефакты со всех этапов производства, продвижения и показа кинофильмов, телевидения и цифровых медиа. Это техническое оборудование, фотографии, костюмы, игры, журналы для фанатов, маркетинговые материалы всех видов, видео‑ и компьютерные игры, а также мебель для кинотеатров. Более 1400 из этих предметов в настоящее время экспонируются в основной экспозиции музея «За ­ширмой».
Посетители могут не только смотреть фильмы, но и поучаствовать в их создании: озвучить эпизоды, наложить звуковые эффекты и подобрать саундтреки. Уникальные экспонаты: свитер Фредди Крюгера, средства макияжа Элизабет Тейлор для создания образа Клеопатры и более 120 других знаменитых предметов киномира. Сайт музея: <movingimage.us>.

Объединённые Арабские Эмираты
Музей истории кино (Dubai Moving Image Museum)
Дубай.
Открыт шейхом Маджидом бин Мохаммедом Аль Мактумом, председателем Управления культуры и искусства Дубая, 14 января 2014 года. В музее представлена коллекция предпринимателя Акрама Микнаса, которую тот собирал 25 лет. Экспозиция охватывает всё развитие визуальных развлечений — от первых дней существования театров теней до изобретения 3D и зарождения современного кино. В ней — более 300 оригинальных старинных предметов начиная с 1730‑х годов, таких как ранние анимацион­ные устройства — прак­сино­скоп, зоо­троп, муто­скоп и другие. Можно заглянуть в глазок голландского аппарата XѴIII века или поворачивая катушку муто­ско­па начала ХХ века, увидеть эффект мерцания. Это единственный своего рода музей на Ближнем Востоке с коллекцией мирового уровня. Сайт музея: <https://www.hocmuseum.com/>.

Австралия
Австралийский центр движущегося изображения Australian Centre for the Moving Image (ACMI)
Мельбурн.
Центр, по сути — национальный музей кино, телевидения, видеоигр, цифровой культуры Австралии, создан 1 января 2002 года, хотя предложения по его организации поступали руководству штата Виктория ещё в 1993 году. Предшественником ACMI стал Государственный киноцентр штата Виктория, созданный в 1946 году. В 1950 – 1960‑е годы киноцентр консультировал местных кинематографистов по вопросам производства фильмов, постпродакшна и продвижения. В 1969 году центру передано новое здание государственного кинотеатра, где стали демонстрироваться материалы, которые нельзя было увидеть на коммерческих площадках. Сейчас ACMI занимает второе место по посещаемости среди галерей и музеев Австралии. В его составе — две галереи и два главных кинотеатра, которые служат площадками для проведения кинофестивалей. Сайт музея: <https://www.acmi.net.au/>.

Казахстан
Музей казахского кино имени Шакена Айманова (Шәкен Айма­нов атындағы қазақ киносының мұражайы)
Алма‑Ата.
Открыт 16 октября 2019 года на территории киностудии «Казахфильм» к 105‑летию Айманова и 85‑летию казахского кинематографа. В экспозиции — камера легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна (в 1941 году в Алма‑Ате работали эвакуированные студии «Мос­фильм» и «Лен­фильм»), личные принадлежности и коллекции классика казахского кинематографа Ш. Айманова, подлинные сценарии, костюмы киногероев и многое другое. Сайт киностудии «Казахфильм»: <www.kazakhfilmstudios.kz/>.
Подготовила Лариса Плетникова.
Печатается по: Париж, Пекин, далее везде. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. №12. С. 42 – 45.
См. также:
Лариса Плетникова. Кино-глаз // Мир Музея. 2023. № 12. С. 10 – 14.
Максим Гуреев. Хроника вечности // Мир Музея. 2023. № 12. С. 15 – 16.
Десять лучших. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. № 2. С. 48 – 51.