Статьи

Париж, Пекин, далее везде

2023-12-25 15:21
Музеефицировать кино#nbsp;— задача непростая, хотя#nbsp;бы по#nbsp;той причине, что кино само себя музеефицирует на#nbsp;плёнке, само себя делает экспонатом и#nbsp;демонстрирует с#nbsp;разной степенью успеха. Тут скорее речь должна идти о#nbsp;сохранении того, что остаётся за#nbsp;кадром, а#nbsp;потому категорически неведомо зрителю. Конечно, всякий режиссёр или продюсер скажет: а#nbsp;нужно#nbsp;ли это ему знать#nbsp;— все эти коллизии и#nbsp;перипетии, все эти накладки и#nbsp;провалы? Ответ: да, нужно. Потому что в#nbsp;этом таятся те#nbsp;самые муки творчества, без которых кино никогда#nbsp;бы не#nbsp;стало искусством. А#nbsp;оно#nbsp;— искусство. Хотя в#nbsp;последние годы сомнения в#nbsp;этом закрадываются всё больше и#nbsp;больше…
Франция
Французская Синематека (Cinémathèque Française)
Париж.
Один из#nbsp;старейших музеев кино в#nbsp;мире. Создан в#nbsp;1936#nbsp;году кинорежиссёром Жоржем Франжю и#nbsp;одним из#nbsp;основателей Международной федерации киноархивов Анри Ланг­луа. Коллекция фильмов музея#nbsp;— крупнейшая в#nbsp;мире, в#nbsp;ней около 60#nbsp;тысяч картин. В#nbsp;фондах#nbsp;— множество оригинальных документов, среди которых рукописи сценариев, крупнейшая в#nbsp;мире коллекция кинокамер, насчитывающая несколько тысяч экземпляров, а#nbsp;также множество предметов, используемых в#nbsp;процессе подготовки к#nbsp;съёмкам и#nbsp;в#nbsp;самом процессе: костюмы, в#nbsp;которых играли актёры культовых картин, фрагменты декораций, фотографии со#nbsp;съёмочных площадок и#nbsp;многое другое. Семи­этажное здание музея в#nbsp;парижском районе Берси, выстроенное по#nbsp;проекту Франка Гери, включает несколько кинозалов, библиотеки, выставочные павильоны. Уникальные экспонаты: первые кинокамеры, платье Вивьен#nbsp;Ли из#nbsp;«Унесённых ветром», кафтан Николая Черкасова из#nbsp;«Ивана Грозного». Сайт музея: <https://www.cinematheque.fr/>.

Италия
Итальянский Национальный музей кино (Museo nazionale del cinema)
Турин.
Расположен внутри башни Моле Антонеллиана. Спроектированная архитектором Алессандро Антонелли в#nbsp;1863#nbsp;году, она была завершена лишь в#nbsp;1889#nbsp;году. В#nbsp;то#nbsp;время#nbsp;— самое высокое каменное здание в#nbsp;Европе высотой 167,5#nbsp;метра. Швейцарский дизайнер Франсуа Конфино создал в#nbsp;музее иллюзию погружения в#nbsp;атмосферу кино, которая возникает благодаря неожиданным визуальным и#nbsp;слуховым эффектам. Львиная доля собрания#nbsp;— коллекция киномана Марии Адрианы Проло#nbsp;— плакаты, костюмы, барабаны, оружие и#nbsp;другой реквизит из#nbsp;итальянских фильмов. Часть экспозиции посвящена Тиму Бёртону (личный архив режиссёра). В#nbsp;девяти тематических разделах#nbsp;— более 500#nbsp;примеров оригинальных произведений#nbsp;— от#nbsp;начала до#nbsp;недавних проектов, включая эскизы, картины, рисунки, фотографии, концепт‑арт, рас­кад­ров­ки, костюмы, макеты, куклы и#nbsp;инсталляции. Сайт музея: <https://www.museocinema.it/it>.

Нидерланды
Нидерландский институт кино EYE (EYE Film Institute Netherlands)
Амстердам.
Его предшественник#nbsp;— Голландский исторический киноархив, основанный в#nbsp;1946#nbsp;году. Нидерландский институт кино основан в#nbsp;1952#nbsp;году, в#nbsp;2012#nbsp;году пере­ехал в#nbsp;новое здание, созданное по#nbsp;проекту австрийской компании Delugan Meissl Associated Architects. Окружённое водными каналами, оно напоминает застывший айсберг или большую устрицу в#nbsp;раковине. На#nbsp;территории института#nbsp;— музей кино, библиотека, студийные павильоны. Фильмофонд включает более 45#nbsp;тысяч картин#nbsp;— от#nbsp;первых лент мирового кино до#nbsp;современных образцов. Музей даёт самое широкое представление об#nbsp;истории нидерландского кино. Выставочный зал#nbsp;— помещение, окружённое подвижными фрагментами из#nbsp;фильмов, которые управляются с#nbsp;помощью движущиеся панелей. Много интерактивных экспонатов. Сайт музея: <https://www.eyefilm.nl/>.

Китай
Китайский национальный музей кино (China National Film Museum)
Пекин.
Самый крупный музей, посвящённый киноискусству. Основан в#nbsp;2005#nbsp;году, к#nbsp;100‑летию китайского кинематографа. Площадь музея#nbsp;— 38#nbsp;тысяч квадратных метров. В#nbsp;коллекции#nbsp;— экспонаты, рассказывающие об#nbsp;истории развития восточного кинематографа, в#nbsp;первую очередь Китая, Гонконга, Тайваня. В#nbsp;20#nbsp;выставочных залах музея#nbsp;— более 1500#nbsp;фильмов, а#nbsp;также коллекция из#nbsp;более 4300#nbsp;фотографий и#nbsp;документов, связанных с#nbsp;более чем 450#nbsp;представителями этого искусства. Часть CNFM#nbsp;— библиотека и#nbsp;семь кинотеатров, в#nbsp;том числе один IMAX, с#nbsp;самым большим экраном в#nbsp;Азии. Каждый год музей посещает более миллиона посетителей. Сайт музея: <http://www.cnfm.org.cn/>.

Германия
Музей кино Потсдама (Film­museum Potsdam)
Потсдам (на фото).
У#nbsp;этого музея#nbsp;— удивительная история. Он#nbsp;открылся в#nbsp;здании бывших королевских конюшен как Музей кинематографа ГДР, затем некоторое время прозябал в#nbsp;тени своего берлинского собрата, пережил реконструкцию, а#nbsp;в#nbsp;2011#nbsp;году официально стал частью Потс­дам­ской высшей школы кино и#nbsp;телевидения имени Конрада Вольфа.
В#nbsp;распоряжении музея#nbsp;— богатейшее наследие расположенной по#nbsp;соседству студии Ба­бельс­берг, которая в#nbsp;2012#nbsp;году отметила своё 100‑летие. Открывшаяся по#nbsp;случаю юбилея постоянная экспозиция музея так и#nbsp;называется: «Фаб­рика грёз: 100#nbsp;лет кинематографа в#nbsp;Ба­бельс­бер­ге». В#nbsp;числе экспонатов#nbsp;— трубка и#nbsp;лук главного Чингачгука ГДР Гойко Митича, модель женщины‑робота из#nbsp;«Метрополиса» Фрица Ланга, режиссёрское кресло Квентина Тарантино со#nbsp;съёмок «Бесславных ублюдков», маска Анонимуса из#nbsp;фильма «V#nbsp;значит Vendetta» и#nbsp;макеты декораций к#nbsp;«Пианисту» Романа Полански. В#nbsp;одном из#nbsp;залов#nbsp;— подробная картотека с#nbsp;именами и#nbsp;биографиями актёров немецкого кино разных лет. Посетители могут принять участие в#nbsp;кинопробах и#nbsp;отправить видеозапись на#nbsp;свою электронную почту или, например, спеть песню за#nbsp;героиню фильма Конрада Вольфа «Соло Санни». Сайт музея: <www.filmmuseum-potsdam.de>.

Немецкая синематека и#nbsp;Берлинский музей кино и#nbsp;телевидения (Stiftung Deutsche Kinemathek Berlin)
Берлин.
Самый большой и#nbsp;самый известный музей кино Германии#nbsp;— часть Немецкой Синематеки#nbsp;— огромного архивного фонда, существующего с#nbsp;1963#nbsp;года. Здание музея находится на#nbsp;Потсдамер‑плац по#nbsp;соседству с#nbsp;Берлинале‑паластом#nbsp;— главным кинозалом Берлинского фестиваля. Постоянная экспозиция#nbsp;— подробнейший путеводитель по#nbsp;истории немецкого кино: от#nbsp;первых немых опытов до#nbsp;недавних триумфов на#nbsp;«Оскаре» и#nbsp;международных ки­но­смо­трах. В#nbsp;ней#nbsp;— афиши, фотографии со#nbsp;съёмочных площадок, костюмы, сценарии, эскизы декораций, старинная техника Отдельные залы посвящены главным шедеврам немецкого кинематографа: «Метрополису» Фрица Ланга, «Кабинету док­то­ра Калигари» Роберта Вине и#nbsp;«Олимпии» Лени Рифеншталь. Нажимая на#nbsp;кнопки на#nbsp;макете знаменитого берлинского стадиона «Олимпия», можно увидеть, где именно Рифеншталь устанавливала камеры, чтобы снимать спортсменов с#nbsp;наиболее удачных ракурсов. Отдельного зала удо­стои­лась и#nbsp;главная дива немецкого кино Марлен Дитрих. В#nbsp;музее бережно хранятся её#nbsp;костюмы, фотографии, деловые и#nbsp;личные письма и#nbsp;даже увесистые кожаные чемоданы с#nbsp;наклейками, с#nbsp;которыми актриса путешествовала из#nbsp;Германии в#nbsp;США. Сайт музея: <www.deutsche-kinemathek.de>.

Немецкий институт кино и#nbsp;музей кино (Deutsches Filminstitut & Filmmuseum /DFF)
Франкфурт‑на‑Майне.
Из#nbsp;шести немецких музеев, посвящённых киноискусству, музей во#nbsp;Франкфурте#nbsp;— самый современный. Он#nbsp;существует с#nbsp;середины 1980‑х, а#nbsp;в#nbsp;2011#nbsp;году открылся после масштабной реконструкции. Большинство его экспонатов#nbsp;— интерактивные. Каждый может посидеть за#nbsp;настоящим монтажным столом, подобрать музыку к#nbsp;драматическому эпизоду из#nbsp;известного фильма или попозировать на#nbsp;фоне зелёного экрана, с#nbsp;помощью которого создаются картины со#nbsp;спецэффектами. Экспозиция рассказывает, как рождалось искусство кино, кем были его изобретатели, как снимались и#nbsp;выглядели первые кино­филь­мы, появившиеся в#nbsp;конце XIX века. Музею удалось собрать солидную коллекцию артефактов. В#nbsp;витринах#nbsp;— раскадровки Вима Вендерса к#nbsp;«Небу над Берлином», рисунки костюмов Джулии Робертс к#nbsp;фильму «Красотка», жестяной барабан из#nbsp;одноимённой ленты Фолькера Шлёндорфа по#nbsp;роману Гюнтера Грасса и#nbsp;«Оскар» Максимилиана Шелла, вручённый ему за#nbsp;главную роль в#nbsp;«Нюрнбергском процессе».
Экспозиция площадью около 800#nbsp;квадратных метров размещена на#nbsp;двух этажах, несколько залов отдано под временные тематические выставки, в#nbsp;кинотеатре музея регулярно проводятся архивные показы и#nbsp;ретроспективы. Сайт музея: <www.deutsches-filminstitut.de/filmmuseum>.

Великобритания
Музей кинематографии (Cinema Museum)
Лондон.
Основан в#nbsp;1986#nbsp;году энтузиастами кино Мартином Хамфрисом и#nbsp;Рональдом Грантом на#nbsp;основе их#nbsp;личных коллекций предметов, связанных с#nbsp;историей кино. С#nbsp;1998#nbsp;года музей располагается в#nbsp;историческом административном здании старого Ламбетского работного дома в#nbsp;Кеннингтоне, который был открыт в#nbsp;1873#nbsp;году как дом для 820#nbsp;нуждающихся. Хотя работный дом может показаться странным местом для музея кинематографии, на#nbsp;самом деле он#nbsp;связан с#nbsp;ранней историей кино. В#nbsp;этом доме в#nbsp;детстве жил великий Чарли Чаплин, когда его семья находилась в#nbsp;тяжёлом материальном положении. В#nbsp;музее собраны образцы всего, что хоть как‑то связано с#nbsp;историей кинопроизводства и#nbsp;кинопоказов, начиная с#nbsp;первых дней немого кино, перехода к#nbsp;звуку и#nbsp;заканчивая современностью. Представлены образцы всех типов проекторов, которые когда‑либо производились, в#nbsp;том числе изготовленные кинолюбителями.
В#nbsp;коллекции#nbsp;— более пяти миллионов метров киноплёнки и#nbsp;более миллиона предметов: это плакаты, фотографии, книги, пепельницы, упаковки из‑под попкорна, униформы швейцаров, билеты и#nbsp;многое другое. Есть оригинальные ковры и#nbsp;кресла разных эпох, даже специально переплетённые тома отраслевого журнала «Новости кино и#nbsp;недвижимости».
Посещение музея#nbsp;— по#nbsp;предварительной записи. Сайт музея: <http://cinemamuseum.org.uk>.
Австрия
Австрийский музей кино (Österreichisches Filmmuseum)
Вена.
Музей знаменит благодаря своим интересным программам и#nbsp;является скорее киноархивом, чем выставочным центром.
Особой популярностью здесь пользуются ретроспективы немецкого кино 1960#nbsp;– 1970‑х годов, американская классика, японские киноленты и#nbsp;советские революционные фильмы. Музей известен ещё и#nbsp;тем, что здесь хранится крупнейший в#nbsp;мире архив фильмов советского режиссёра‑авангардиста Дзиги Вертова. Сайт музея: <https://www.filmmuseum.at/>.

США
Музей движущегося изображения (Museum of#nbsp;the Moving Image)
Нью‑Йорк.
Основан в#nbsp;1981#nbsp;году. MoMI#nbsp;— крупнейшее и#nbsp;наиболее полное в#nbsp;США собрание артефактов, связанных с#nbsp;искусством, историей и#nbsp;технологией движущегося изображения#nbsp;— около 130#nbsp;тысяч экспонатов. Фонды эпохи немого кино включают более пяти тысяч экспонатов, датируемых периодом с#nbsp;1894 по#nbsp;1931 год, а#nbsp;также более 1500#nbsp;стеклянных пластинок для волшебных фонарей#nbsp;— оптических проекционных устройств, которые появились на#nbsp;несколько сотен лет раньше кинопроектора.
Коллекция включает в#nbsp;себя артефакты со#nbsp;всех этапов производства, продвижения и#nbsp;показа кинофильмов, телевидения и#nbsp;цифровых медиа. Это техническое оборудование, фотографии, костюмы, игры, журналы для фанатов, маркетинговые материалы всех видов, видео‑ и#nbsp;компьютерные игры, а#nbsp;также мебель для кинотеатров. Более 1400 из#nbsp;этих предметов в#nbsp;настоящее время экспонируются в#nbsp;основной экспозиции музея «За ­ширмой».
Посетители могут не#nbsp;только смотреть фильмы, но#nbsp;и#nbsp;поучаствовать в#nbsp;их#nbsp;создании: озвучить эпизоды, наложить звуковые эффекты и#nbsp;подобрать саундтреки. Уникальные экспонаты: свитер Фредди Крюгера, средства макияжа Элизабет Тейлор для создания образа Клеопатры и#nbsp;более 120#nbsp;других знаменитых предметов киномира. Сайт музея: <movingimage.us>.

Объединённые Арабские Эмираты
Музей истории кино (Dubai Moving Image Museum)
Дубай.
Открыт шейхом Маджидом бин Мохаммедом Аль Мактумом, председателем Управления культуры и#nbsp;искусства Дубая, 14#nbsp;января 2014#nbsp;года. В#nbsp;музее представлена коллекция предпринимателя Акрама Микнаса, которую тот собирал 25#nbsp;лет. Экспозиция охватывает всё развитие визуальных развлечений#nbsp;— от#nbsp;первых дней существования театров теней до#nbsp;изобретения 3D и#nbsp;зарождения современного кино. В#nbsp;ней#nbsp;— более 300#nbsp;оригинальных старинных предметов начиная с#nbsp;1730‑х годов, таких как ранние анимацион­ные устройства#nbsp;— прак­сино­скоп, зоо­троп, муто­скоп и#nbsp;другие. Можно заглянуть в#nbsp;глазок голландского аппарата XѴIII века или поворачивая катушку муто­ско­па начала ХХ#nbsp;века, увидеть эффект мерцания. Это единственный своего рода музей на#nbsp;Ближнем Востоке с#nbsp;коллекцией мирового уровня. Сайт музея: <https://www.hocmuseum.com/>.

Австралия
Австралийский центр движущегося изображения Australian Centre for the Moving Image#nbsp;(ACMI)
Мельбурн.
Центр, по#nbsp;сути#nbsp;— национальный музей кино, телевидения, видеоигр, цифровой культуры Австралии, создан 1#nbsp;января 2002#nbsp;года, хотя предложения по#nbsp;его организации поступали руководству штата Виктория ещё в#nbsp;1993#nbsp;году. Предшественником ACMI стал Государственный киноцентр штата Виктория, созданный в#nbsp;1946#nbsp;году. В#nbsp;1950#nbsp;– 1960‑е годы киноцентр консультировал местных кинематографистов по#nbsp;вопросам производства фильмов, постпродакшна и#nbsp;продвижения. В#nbsp;1969#nbsp;году центру передано новое здание государственного кинотеатра, где стали демонстрироваться материалы, которые нельзя было увидеть на#nbsp;коммерческих площадках. Сейчас ACMI занимает второе место по#nbsp;посещаемости среди галерей и#nbsp;музеев Австралии. В#nbsp;его составе#nbsp;— две галереи и#nbsp;два главных кинотеатра, которые служат площадками для проведения кинофестивалей. Сайт музея: <https://www.acmi.net.au/>.

Казахстан
Музей казахского кино имени Шакена Айманова (Шәкен Айма­нов атындағы қазақ киносының мұражайы)
Алма‑Ата.
Открыт 16#nbsp;октября 2019#nbsp;года на#nbsp;территории киностудии «Казахфильм» к#nbsp;105‑летию Айманова и#nbsp;85‑летию казахского кинематографа. В#nbsp;экспозиции#nbsp;— камера легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна (в#nbsp;1941#nbsp;году в#nbsp;Алма‑Ате работали эвакуированные студии «Мос­фильм» и#nbsp;«Лен­фильм»), личные принадлежности и#nbsp;коллекции классика казахского кинематографа Ш.#nbsp;Айманова, подлинные сценарии, костюмы киногероев и#nbsp;многое другое. Сайт киностудии «Казахфильм»: <www.kazakhfilmstudios.kz/>.
Подготовила Лариса Плетникова.
Печатается по: Париж, Пекин, далее везде. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. №12. С.#nbsp;42#nbsp;– 45.
См. также:
Лариса Плетникова. Кино-глаз#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;12. С.#nbsp;10#nbsp;–#nbsp;14.
Максим Гуреев. Хроника вечности#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;12. С.#nbsp;15#nbsp;–#nbsp;16.
Десять лучших. Подготовила Лариса Плетникова#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;2. С.#nbsp;48#nbsp;–#nbsp;51.