Статьи

19-летний капитан

2023-09-08 20:01
Жизнь и смерть Владимира Васильевича Згуры (1903#nbsp;–#nbsp;1927) могут послужить олицетворением всех сложностей, перемен, преодолений и воли рока, с которыми пришлось столкнуться обществу в начале прошлого века.

Этот молодой человек в свои 19 лет организовал Общество изучения русской усадьбы и стал его председателем. Дело Згуры было возобновлено в#nbsp;1992#nbsp;году и#nbsp;живёт по сей день. Его биографией практически не интересовались в#nbsp;научных кругах, и#nbsp;только в наше время историк Гарольд Злочевский смог представить широкой публике полную историю жизни В.#nbsp;В.#nbsp;Згуры#nbsp;[1].

В ранние годы Владимир Згура демонстрировал удивительные способности к#nbsp;различным искусствам, обладал даром особой наблюдательности и запоминания, был вдумчив и#nbsp;рассудителен не по годам. В#nbsp;14#nbsp; лет, параллельно с учебой в гимназии в Москве, он слушал лекции известных искусствоведов в#nbsp;Общедоступном университете имени А.#nbsp;Л.#nbsp;Шанявского (современное здание седьмого корпуса РГГУ), открытом для всех учебном заведении#nbsp;— и уже тогда определил своё предназначение, которому он будет верен до последнего: выявлять, изучать, фиксировать и#nbsp;сохранять уникальные памятники истории русской культуры. В#nbsp;1918#nbsp;году#nbsp;— в#nbsp;15 лет#nbsp;— он получил удостоверение Комиссии по изучению старой Москвы Московского археологического общества (МАО), которое давало право беспрепятственно осматривать памятники столицы, работать в#nbsp;архивах и#nbsp;библиотеках.

С 1919 году В. В. Згура учился в Московском археологическом институте на отделении истории изящных искусств. Владимир Васильевич зарекомендовал себя среди преподавателей так, что сам профессор А.#nbsp;В.#nbsp;Чаянов предложил ему составить несколько текстов для выступлений, которые в итоге превратились в три полноценные лекции о московском книжном коллекционировании.

На третьем курсе Згура уже выступал в других учебных заведениях (в школах, студии искусств, впоследствии ВХУТЕМАСе, Тверском педагогическом институте, Российском институте истории искусств, передовых научных обществах, например, Московском археологическом обществе и др.) с докладами по истории архитектуры, костюма и истории русского, западного и#nbsp;всемирного искусства. Темы его лекций охватывают самые разные аспекты истории культуры: «Тропининский портрет Пушкина», «Об альбомах М. Ф. Казакова 1799#nbsp;–#nbsp;1801 годов», «К#nbsp;происхождению московского ампира» , «Дом А.#nbsp;Д.#nbsp;Офросимовой в#nbsp;Обуховом переулке на Пречистенке», «Кусковский театр», «К#nbsp;вопросу об оптическом и материальном треугольнике в#nbsp;архитектурной композиции», «Московская архитектура», «Московский театр конца XѴIII#nbsp;–#nbsp;начала XIX#nbsp;веков», «К истории русского ампира: Сухановский мавзолей», «Проблема натюрморта в новой русской живописи допередвижнического времени», «Социальное и#nbsp;экономическое положение русских архитекторов XѴIII и первой половины XIX#nbsp;веков» и так далее. Его выступления вызывали восхищение у#nbsp;коллег, всегда выделялись новизной постановки темы. Згура включал в научный оборот ранее неизвестные архивные документы. Во время учёбы он исследовал все доступные материалы по топографии допетровского времени в#nbsp;архивах Москвы, продолжил свои исследования в#nbsp;Петрограде. Там же, в#nbsp;Эрмитаже, он выявил серию изображений старой Москвы Ф.#nbsp;Я.#nbsp;Алексеева, рисунки М.#nbsp;Ф.#nbsp;Казакова, В.#nbsp;И.#nbsp;Баженова, Дж.#nbsp;Кваренги. 40 оригинальных планов Москвы XѴIII#nbsp;века, виды зданий и#nbsp;местностей Владимир Васильевич обнаружил в#nbsp;Публичной библиотеке. 10 чертежей О. И. Бове для строительства Градской больницы он нашёл в#nbsp;архиве Опекунского совета [2].

Первой опубликованной работой В. В. Згуры (в#nbsp;18#nbsp;лет!) стала его монография «Старые русские архитекторы». Во время сбора материалов для книги он работал с#nbsp;документами XѴIII#nbsp;–#nbsp;XIX#nbsp;веков в#nbsp;отделениях Московского губернского архивного бюро и#nbsp;в#nbsp;Петроградском отделении Центрального архива РСФСР, изучал работы художников первой половины XIX#nbsp;века в#nbsp;Русском музее, русскую и восточную архитектуру в отделе иконографии Эрмитажа#nbsp;[3].

В 1920 году А. В. Чаянов рекомендовал В.#nbsp;В.#nbsp;Згуру в#nbsp;действительные члены Комиссии МАО, куда он был принят. В#nbsp;1922#nbsp;году Згура стал уполномоченным «по изъятию церковных ценностей с правом решающего голоса в деле экспертизы, упаковки и#nbsp;сохранности предметов историко художественного значения [в#nbsp;составе] Комиссии по отбору ценностей в Фонд Помгола на основании Постановления ВЦИК от 16#nbsp;февраля [19]22 года» [4]. Он писал по этому поводу: «Сейчас предстоит мне работа по изъятию церковной ценности. Нельзя сказать, чтобы это было приятно, но, во всяком случае, она необходима, ибо можно отстоять немалое количество художественных и#nbsp;исторических ценностей» [5].

Во время студенческих практик и научных командировок учёный вёл дневниковые записи, в#nbsp;которых отразились его наблюдения об архитектурных особенностях, топографии и#nbsp;ландшафтах разных городов. Возможно, именно они, вкупе с#nbsp;оживлёнными обсуждениями искусствоведов, которые проходили на научных собраниях, и подтолкнули В.#nbsp;В.#nbsp;Згуру к#nbsp;деятельности, ранее неведомой миру,#nbsp;— объединению людей, занимающихся русским искусством и дворянской культурой, в#nbsp;научное сообщество, которое проводит активную работу по популяризации и#nbsp;сохранению наследия.

Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) было создано 22#nbsp;декабря 1922 года (100 лет назад). Среди председателей были А.#nbsp;Н.#nbsp;Греч, Ю.#nbsp;П.#nbsp;Анисимов, Ю.#nbsp;А.#nbsp;Бахрушин, Б. П. Денике, Б.#nbsp;Р.#nbsp;Виппер, С.#nbsp;А.#nbsp;Торопов. Позже к ним присоединились Н.#nbsp;И.#nbsp;Тютчев, А. И. Некрасов, П.#nbsp;С.#nbsp;Шереметев, Н. Е. Лансере, В.#nbsp;А.#nbsp;Фаворский, Д.#nbsp;В.#nbsp;Поленов, Ю. Б. Шмаров и другие. В#nbsp;1923#nbsp;году в#nbsp;журнале «Архитектура» была опубликована программа Общества, направленная на систематическое и#nbsp;комплексное фиксирование и#nbsp;изучение, популяризацию и#nbsp;сохранение русской усадьбы как историко культурного явления. Этот подход наглядно отобразился в#nbsp;попытке воссоздания утраченной традиции#nbsp;— вечеров усадебной музыки в Кускове. Один из таких вечеров состоялся в усадьбе 21#nbsp;июля 1923#nbsp;года в#nbsp;помещении дворца. Кусково В.#nbsp;В.#nbsp;Згура считал один из самых значительных памятников русской усадебной культуры. Именно там Общество опробовало новый подход полного комплексного изучения, в рамках которого каждый учёный занимался исследованием отдельной «территории»: истории, архитектуры, интерьера.

Время шло, даже подмосковные усадьбы, взятые на учёт, ветшали и#nbsp;приходили в#nbsp;упадок, что не могло не волновать Общество. Чтобы остановить разрушения, члены ОИРУ приступили к#nbsp;полномасштабной культурно-образовательной деятельности, нацеленной на москвичей, а затем и жителей других городов. Начиная с лета 1923#nbsp;года они проводили экскурсии в усадьбы Подмосковья, а с осени#nbsp;— открыли свои заседания для всех неравнодушных. Работа Общества пользовалась популярностью, экскурсии проходили даже в морозные зимы. В#nbsp;1925#nbsp;году стараниями ОИРУ начался выпуск серии путеводителей по усадьбам «Подмосковные музеи». Видя положительный отклик, в#nbsp;1926 году на базе Общества были организованы Историко‑художественные курсы. Вся эта работа продолжалась одновременно с#nbsp;изучением архивных источников. В. В. Згура делал научные открытия: он установил авторов ряда памятников зодчества: Казакова#nbsp;— в#nbsp;Виноградовской церкви, Тома де Томона#nbsp;— в#nbsp;Самуйлове, Дементия Ивановича (Доменико) Жилярди#nbsp;— в#nbsp;усыпальнице Отрады, усадьбе Орловых‑Давыдовых в#nbsp;селе Семёновском.

Имя Владимира Васильевича становилось известным. К нему обращались из издательства Московского коммунального хозяйства для подготовки статей о#nbsp;музеях‑усадьбах и#nbsp;монастырях в#nbsp;справочниках «Москва в#nbsp;планах: справочник путеводитель» (М., 1925), «Вся Москва» (1925 и 1926 годов). Он написал вводную статью «Проблема возникновения барокко в#nbsp;России» для сборника «Барокко в#nbsp;России» (М., 1926), изданного под редакцией А.#nbsp;И.#nbsp;Некрасова. В 1926#nbsp;году В.#nbsp;В.#nbsp;Згура сам издаёт первый в СССР 469 страничный музейный справочник «Музеи и#nbsp;достопримечательности Москвы» (М.,#nbsp;1926).

Неожиданно открыв для себя искусство Востока, Згура вскоре убедился в#nbsp;отсутствии трудов на русском языке по исследованию китайской архитектуры. Он изучил более 70 источников на немецком, французском, английском языках и#nbsp;выступил в 1926 году с отчётным докладом «Китайская архитектура и#nbsp;её отражение в#nbsp;Западной Европе».

16 июня 1927 года В.В. Згура защищает диссертацию на тему «Проблемы и#nbsp;памятники, связанные с#nbsp;В.#nbsp;И.#nbsp;Баженовым», в которой на звал Баженова автором проекта дома П. Е. Пашкова и#nbsp;некоторых других зданий в Москве и#nbsp;Подмосковье, поднял на поверхность множество неразрешённых проблем, связанных с#nbsp;изучением наследия архитектора. Диссертация была самой масштабной работой учёного и#nbsp;состояла из двух частей: «Проблемы», в которой он проследил историю развития барокко, псевдоготики и#nbsp;раннего классицизма в России, и «Памятники», в#nbsp;которой он досконально проанализировал ряд московских проектов и построек Баженова#nbsp;[6].

В. В. Згура продолжал путешествовать по стране в составе научных экспедиций, занимался выявлением памятников, написанием работ, выступлениями. Но всё окончилось так же стремительно, как и#nbsp;начиналось. 17 сентября 1927#nbsp;года Владимир Васильевич Згура утонул в#nbsp;Крыму. В то время стояла изнуряющая жара, которая сопровождалась повышенной сейсмической активностью. У молодого человека в#nbsp;море остановилось сердце.

ОИРУ не смогло оправиться от потери. Несмотря на звёздный состав коллегии, всё в нём держалось на энтузиазме одного молодого учёного. Ещё три года Общество будет собираться и#nbsp;издавать труды, но далеко не так интенсивно, как раньше. Позднее ОИРУ было ликвидировано и воссоздано уже в конце XX#nbsp;века.

[1] Злочевский Г.Д. Общество изучения русской усадьбы: его деятельность и#nbsp;руководители (1920‑е годы). М., 2011. Здесь и#nbsp;далее используются данные, представленные в монографии.

[2] Там же. С. 119.

[3] Там же. С. 120.

[4] Там же. С. 114.

[5] Там же.

[6] Там же. С. 146.

Печатается по: Полина Форминская. 19‑летний капитан#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;1. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;25.

На фото: Семья Залогиных, владельцев Фряновской фабрики. Лето в#nbsp;усадьбе. Московская губерния, село Фряново. Нач.#nbsp;XX#nbsp;в. Фото из частной коллекции.

См. также:
Полина Форминская. Планетарий «на коленке»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;2. С.#nbsp;29.

Полина Форминская. Журнал жалоб и предложений#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №#nbsp;3. С.#nbsp;45.

Полина Форминская (Трифонова). PR-стратегии 1930-х#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №#nbsp;10. С.#nbsp;39#nbsp;–#nbsp;41.
Полина Форминская. Музееведение в СССР: начало#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №#nbsp;12. С.#nbsp;45#nbsp;–#nbsp;47.