250 лет назад, в 1774 году знаменитый английский производитель фарфора Джозайя Веджвуд представил лондонской публике сервиз, ставший своего рода капсулой времени. На почти тысяче его предметов были запечатлены не повторяющиеся и неповторимые пейзажи и виды Англии, Шотландии и Уэльса той эпохи, многие из которых сегодня сильно изменились или вообще исчезли.
Ирина Дин (Хохолева), Мария Афицинская‑Львова
История знаменитого сервиза «Зелёная лягушка» началась в 1773 году с реплики Екатерины II (1729–1796). «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» — пожелала императрица и заказала английскому керамисту, технологу и предпринимателю Джозайе Веджвуду (1730–1795) парадный сервиз на 50 персон. Для Веджвуда и его партнёра Томаса Бентли (1731–1780) это стал самый крупный и амбициозный заказ: 944 предметов обеденного и десертного сервизов, украшенных топографически точными видами Британии.
Сервиз выполнен в монохромной цветовой гамме сепии [1] на фоне цвета сливок, каждый предмет украшен геральдическим гербом с лягушкой из зелёной эмали. Сервиз предназначался для императорского дворца, заложенного по приказу Екатерины Великой в 1770 году в окрестностях Петербурга на полпути в Царское Село, в городке с финским названием Кекерикексинен («Лягушачье болото»).
Императрицу так забавляло финское название места, что она приказала возвести Кекерикексинский (Лягушачий) дворец. Изображение лягушки в гербовом щите было помещено на эмблему каждого предмета сервиза и стало его визитной карточкой. Комплект также уникален тем, что на предметах изображены 1222 не повторяющихся вида Соединённого Королевства — пейзажи, замки, древние руины, церкви, аббатства, величественные усадьбы и сады. На каждом предмете — свой сюжет, взятый как из старых, так и из современных (на то время) рисунков и гравюр, публикаций втопографических книгах, а также с изображений, предоставленных землевладельцами, которые хотели, чтобы их собственность оказалась на престижном сервизе.
Изображения были отобраны из множества чёрно‑белых или сепийных гравюр с английскими пейзажами, главным источником которых стали «Древности» Сэмюэля и Натаниэля Баков [2]. Кроме того, были выбраны виды Пик‑Дистрикта и Йоркшира Томаса Смита [3] из Дерби, гравюры садов в Стоу и изображения лондонских пейзажей, таких как Чизвик и Кью, выполненные Жан‑Батистом Клодом Шателеном [4]. Если гравюр, изображающих знаковые места, не существовало, Веджвуд заказывал их или покупал оригинальные рисунки, которые копировали его художники. В число видов, отобранных Томасом Бентли, вошли дворцы и парки постоянных клиентов Веджвуда из числа британских аристократов, включая собственный дом Джозайи Веджвуда Этрурия‑холл, послуживший декором сервировочного блюда.
Помимо английских ландшафтов все предметы имеют живописный бордюр: в обеденной части — из дубовых веток, в десертной части — из ветвей плюща. На обратной стороне каждой вещи выгравирован номер, соответствующий подготовленному Бентли каталогу, который он отправил императрице вместе с сервизом. В каталоге, написанном на французском языке, в числовом порядке указаны все предметы сервиза и представленные на них топографические виды.
Императорский сервиз был изготовлен на фабрике «Этрурия» в Стаффордшире, после чего его отправили для нанесения рисунка в оформительские студии Веджвуда в лондонском Челси. Для росписи были наняты 33 художника; каждый выполнял определённую операцию — кто‑то рисовал пейзажи, кто‑то делал бордюр, а кто‑то специализировался на гербе с лягушкой. Работа художников оплачивалась сдельно, в зависимости от размера и сложности каждого изделия. Следует отметить, что в отличие от немецкого фарфора, керамическая посуда кремового цвета Веджвуда была довольно дешёвой в производстве — весь сервиз стоил всего 51 фунт стерлингов. А вот роспись оказалась очень дорогой: Веджвуд планировал заплатить оформителям 1000 или 1500 фунтов, а в итоге вышло более двух тысяч фунтов. И хотя с финансовой стороны этот грандиозный проект не принёс производителям практически никакого дохода, с точки зрения рекламы это был ошеломительный успех.
По завершении работ в июне 1774 года сервиз выставили в лондонском салоне Веджвуда в Портленд‑Хаусе на Греческой улице. Он вызвал огромный интерес у высшего общества. Посмотреть на него можно было только по приглашению. Сам Джозайя Веджвуд приехал в Лондон на выставку, а королева Шарлотта (1744–1818) посетила выставочные залы вместе со своим братом, немецким герцогом Эрнстом Готтлобом Альбертом Мекленбургским (1742–1814), последовавшим за сестрой в Англию после её брака с королём Георгом III (1738–1820). Многих аристократов, чьи дома были изображены на предметах, также пригласили на выставку, и они смогли увидеть весь сервиз целиком, расставленный в пяти комнатах, как для трапезы.
Благодаря сервизу с зелёной лягушкой ассортимент фирмы обогатился новыми изделиями. Новая сервизная форма получила название «екатерининская» (Catherine Shape).
В августе комплект был упакован в 22 ящика и отправлен в Россию. Он прибыл в Санкт‑Петербург в октябре 1774 года, а в 1777 году, по завершении строительства, переместился в Екатерининский дворец. «Лягушачий» сервиз обошёлся императрице в 2290 фунтов 12 шиллингов и 4 пенса (более 36 миллионов рублей на сегодняшние деньги). Сегодня сервиз, хранящийся в Государственном Эрмитаже, состоит из 770 предметов, украшенных 1025 видами. Около 80 предметов находятся в постоянной экспозиции музея.
Некоторые предметы из знаменитого сервиза с годами разбились, но нет никаких свидетельств того, что они когда‑либо покидали Россию. Тем не менее несколько предметов сегодня находятся за пределами страны. Существует множество предположений об их происхождении: были ли они частью оригинального сервиза или созданы позднее. Эти предметы делятся на две категории: одноцветные, выполненные в сепии, с теми же бордюрами и гербами с зелёной лягушкой, что и российские экземпляры, и те, на которых роспись сделана разноцветными эмалевыми красками. Полихромные образцы отличаются от оригинального сервиза не только цветом, но и тем, что они не пронумерованы и на них отсутствует герб с лягушкой. Кроме того, на лицевой стороне, чуть ниже рисунка, указано название изображённого места.
Считается, что полихромные изделия были сделаны после завершения работы над заказанным Екатериной II сервизом специально для демонстрации и продажи в выставочном зале Веджвуда на Греческой улице. Почувствовав потенциальную маркетинговую возможность, в июне 1774 года Джозайя написал своему партнёру Томасу Бентли, предложив создать ещё несколько предметов без лягушки. Сегодня известно о 22 таких полихромных работах, выполненных в конце 1774 года.
Более интересны монохромные образцы (всего их 23), которые сегодня находятся в различных государственных и частных коллекциях по всей Англии и в Северной Америке. Раньше считалось, что эти предметы были украдены или проданы из оригинального сервиза. Но исследователи подтверждают, что они изначально были сделаны как часть оригинального сервиза, но затем были изъяты либо из‑за какого‑то дефекта, либо как дубликаты, либо из‑за того, что не соответствовали эстетическому качеству Веджвуда. У Веджвуда был конкретный план для «забракованной» продукции. В 1774 году он написал: «Я думаю, что прекрасные расписные изделия, которые будут забракованы, будь то из‑за того, что покрытие пошло пузырями, или что это дубликаты, или обладают любым другим дефектом, кроме плохой и некачественной росписи, должны быть разделены между мистером Бакстером и „Этрурией“».
Мистер Бакстер — это Александр Бакстер (Alexander Baxter, годы жизни неизвестны), шотландский торговец, работавший в английской Московской компании в Лондоне. Именно через Бакстера Екатерина II заказала в 1770 году у Веджвуда сервиз «Хаск‑сервиз», а три года спустя — сервиз «Зелёная лягушка» [5]. Считается, что предметы, хранившиеся на фабрике «Этрурия», перешли в семью Веджвуд — некоторые из них сейчас находятся в Музее Веджвуда в Барластоне (графство Стаффордшир). А предметы, переданные Бакстеру, в конечном итоге попали в руки лондонских торговцев изысканной керамикой и фарфором Stoner & Evans. В 1909 году компания Stoner & Evans объявила о находке группы тарелок и блюдец из сервиза «Зелёная лягушка»; все они были проданы в различные государственные и частные коллекции.
Например, в лондонском музее Виктории и Альберта находится овальное блюдо из императорского сервиза, которое предназначалось для подачи мясных блюд или овощей. Изначально оно должно было иметь куполообразную овальную крышку, чтобы защищать еду и сохранять тепло. На блюде изображены сады в Уэст‑Уайкомбе в Бакингемшире, разбитые сэром Фрэнсисом Дэшвудом (1762–1763) в 1739–1752 годах. Художник скопировал вид с гравюры Уильяма Вуллетта (1735–1785).
В коллекции Музея города Солсбери есть обеденная тарелка, на которой изображена гора Эджкомб в Корнуолле. В музее Веджвуда находится первая десертная тарелка, сделанная для императорского сервиза, с видом на замок Касл‑Акр в Норфолке. Тарелка была неправильно расписана — на ней бордюр из дубовых листьев, характерный для обеденного сервиза, — и поэтому её не отправили к императорскому столу.
Другая десертная тарелка с изображением садов мистера Хопкинса в Пэйнсхилле в Суррейе является одним из сокровищ Британского музея. Сады, созданные политиком Чарльзом Гамильтоном (1704–1786) и упомянутые Хорасом Уолполом в его «Замечаниях о современном садовничестве» [6], просуществовали до Второй мировой войны. Вид на десертной тарелке скопирован с гравюры Уильяма Вуллетта, впервые опубликованной в 1760 году — «Вид с западной стороны острова в саду достопочтенного Чарльза Гамильтона, эсквайра». Он же повторяется на овальном блюде из столового сервиза под номером 304, хранящемся в Эрмитаже; вероятно, тарелка из Британского музея, будучи дубликатом, никогда не покидала Англию. Другой вид Пэйнсхилла изображён на тарелке из столового сервиза под номером 143 и на части крышки блюда под номером 599. Ещё на одной тарелке из обеденного сервиза — вид на «руины на участке мистера Хопкинса в Пейншилле, Суррей».
В 1995 году компания «Веджвуд» начала выпускать ограниченным тиражом репродукции сервиза «Зелёная лягушка». В том же году в Лондоне была опубликована монография и полный каталог сервиза, а в музее Виктории и Альберта прошла выставка, где было представлено более 300 предметов из Эрмитажа.
Великобритания, Бейзинстоук – Рединг . Фото Ирины Дин (Хохолевой).
Сервиз выполнен в монохромной цветовой гамме сепии [1] на фоне цвета сливок, каждый предмет украшен геральдическим гербом с лягушкой из зелёной эмали. Сервиз предназначался для императорского дворца, заложенного по приказу Екатерины Великой в 1770 году в окрестностях Петербурга на полпути в Царское Село, в городке с финским названием Кекерикексинен («Лягушачье болото»).
Императрицу так забавляло финское название места, что она приказала возвести Кекерикексинский (Лягушачий) дворец. Изображение лягушки в гербовом щите было помещено на эмблему каждого предмета сервиза и стало его визитной карточкой. Комплект также уникален тем, что на предметах изображены 1222 не повторяющихся вида Соединённого Королевства — пейзажи, замки, древние руины, церкви, аббатства, величественные усадьбы и сады. На каждом предмете — свой сюжет, взятый как из старых, так и из современных (на то время) рисунков и гравюр, публикаций втопографических книгах, а также с изображений, предоставленных землевладельцами, которые хотели, чтобы их собственность оказалась на престижном сервизе.
Изображения были отобраны из множества чёрно‑белых или сепийных гравюр с английскими пейзажами, главным источником которых стали «Древности» Сэмюэля и Натаниэля Баков [2]. Кроме того, были выбраны виды Пик‑Дистрикта и Йоркшира Томаса Смита [3] из Дерби, гравюры садов в Стоу и изображения лондонских пейзажей, таких как Чизвик и Кью, выполненные Жан‑Батистом Клодом Шателеном [4]. Если гравюр, изображающих знаковые места, не существовало, Веджвуд заказывал их или покупал оригинальные рисунки, которые копировали его художники. В число видов, отобранных Томасом Бентли, вошли дворцы и парки постоянных клиентов Веджвуда из числа британских аристократов, включая собственный дом Джозайи Веджвуда Этрурия‑холл, послуживший декором сервировочного блюда.
Помимо английских ландшафтов все предметы имеют живописный бордюр: в обеденной части — из дубовых веток, в десертной части — из ветвей плюща. На обратной стороне каждой вещи выгравирован номер, соответствующий подготовленному Бентли каталогу, который он отправил императрице вместе с сервизом. В каталоге, написанном на французском языке, в числовом порядке указаны все предметы сервиза и представленные на них топографические виды.
Императорский сервиз был изготовлен на фабрике «Этрурия» в Стаффордшире, после чего его отправили для нанесения рисунка в оформительские студии Веджвуда в лондонском Челси. Для росписи были наняты 33 художника; каждый выполнял определённую операцию — кто‑то рисовал пейзажи, кто‑то делал бордюр, а кто‑то специализировался на гербе с лягушкой. Работа художников оплачивалась сдельно, в зависимости от размера и сложности каждого изделия. Следует отметить, что в отличие от немецкого фарфора, керамическая посуда кремового цвета Веджвуда была довольно дешёвой в производстве — весь сервиз стоил всего 51 фунт стерлингов. А вот роспись оказалась очень дорогой: Веджвуд планировал заплатить оформителям 1000 или 1500 фунтов, а в итоге вышло более двух тысяч фунтов. И хотя с финансовой стороны этот грандиозный проект не принёс производителям практически никакого дохода, с точки зрения рекламы это был ошеломительный успех.
По завершении работ в июне 1774 года сервиз выставили в лондонском салоне Веджвуда в Портленд‑Хаусе на Греческой улице. Он вызвал огромный интерес у высшего общества. Посмотреть на него можно было только по приглашению. Сам Джозайя Веджвуд приехал в Лондон на выставку, а королева Шарлотта (1744–1818) посетила выставочные залы вместе со своим братом, немецким герцогом Эрнстом Готтлобом Альбертом Мекленбургским (1742–1814), последовавшим за сестрой в Англию после её брака с королём Георгом III (1738–1820). Многих аристократов, чьи дома были изображены на предметах, также пригласили на выставку, и они смогли увидеть весь сервиз целиком, расставленный в пяти комнатах, как для трапезы.
Благодаря сервизу с зелёной лягушкой ассортимент фирмы обогатился новыми изделиями. Новая сервизная форма получила название «екатерининская» (Catherine Shape).
В августе комплект был упакован в 22 ящика и отправлен в Россию. Он прибыл в Санкт‑Петербург в октябре 1774 года, а в 1777 году, по завершении строительства, переместился в Екатерининский дворец. «Лягушачий» сервиз обошёлся императрице в 2290 фунтов 12 шиллингов и 4 пенса (более 36 миллионов рублей на сегодняшние деньги). Сегодня сервиз, хранящийся в Государственном Эрмитаже, состоит из 770 предметов, украшенных 1025 видами. Около 80 предметов находятся в постоянной экспозиции музея.
Некоторые предметы из знаменитого сервиза с годами разбились, но нет никаких свидетельств того, что они когда‑либо покидали Россию. Тем не менее несколько предметов сегодня находятся за пределами страны. Существует множество предположений об их происхождении: были ли они частью оригинального сервиза или созданы позднее. Эти предметы делятся на две категории: одноцветные, выполненные в сепии, с теми же бордюрами и гербами с зелёной лягушкой, что и российские экземпляры, и те, на которых роспись сделана разноцветными эмалевыми красками. Полихромные образцы отличаются от оригинального сервиза не только цветом, но и тем, что они не пронумерованы и на них отсутствует герб с лягушкой. Кроме того, на лицевой стороне, чуть ниже рисунка, указано название изображённого места.
Считается, что полихромные изделия были сделаны после завершения работы над заказанным Екатериной II сервизом специально для демонстрации и продажи в выставочном зале Веджвуда на Греческой улице. Почувствовав потенциальную маркетинговую возможность, в июне 1774 года Джозайя написал своему партнёру Томасу Бентли, предложив создать ещё несколько предметов без лягушки. Сегодня известно о 22 таких полихромных работах, выполненных в конце 1774 года.
Более интересны монохромные образцы (всего их 23), которые сегодня находятся в различных государственных и частных коллекциях по всей Англии и в Северной Америке. Раньше считалось, что эти предметы были украдены или проданы из оригинального сервиза. Но исследователи подтверждают, что они изначально были сделаны как часть оригинального сервиза, но затем были изъяты либо из‑за какого‑то дефекта, либо как дубликаты, либо из‑за того, что не соответствовали эстетическому качеству Веджвуда. У Веджвуда был конкретный план для «забракованной» продукции. В 1774 году он написал: «Я думаю, что прекрасные расписные изделия, которые будут забракованы, будь то из‑за того, что покрытие пошло пузырями, или что это дубликаты, или обладают любым другим дефектом, кроме плохой и некачественной росписи, должны быть разделены между мистером Бакстером и „Этрурией“».
Мистер Бакстер — это Александр Бакстер (Alexander Baxter, годы жизни неизвестны), шотландский торговец, работавший в английской Московской компании в Лондоне. Именно через Бакстера Екатерина II заказала в 1770 году у Веджвуда сервиз «Хаск‑сервиз», а три года спустя — сервиз «Зелёная лягушка» [5]. Считается, что предметы, хранившиеся на фабрике «Этрурия», перешли в семью Веджвуд — некоторые из них сейчас находятся в Музее Веджвуда в Барластоне (графство Стаффордшир). А предметы, переданные Бакстеру, в конечном итоге попали в руки лондонских торговцев изысканной керамикой и фарфором Stoner & Evans. В 1909 году компания Stoner & Evans объявила о находке группы тарелок и блюдец из сервиза «Зелёная лягушка»; все они были проданы в различные государственные и частные коллекции.
Например, в лондонском музее Виктории и Альберта находится овальное блюдо из императорского сервиза, которое предназначалось для подачи мясных блюд или овощей. Изначально оно должно было иметь куполообразную овальную крышку, чтобы защищать еду и сохранять тепло. На блюде изображены сады в Уэст‑Уайкомбе в Бакингемшире, разбитые сэром Фрэнсисом Дэшвудом (1762–1763) в 1739–1752 годах. Художник скопировал вид с гравюры Уильяма Вуллетта (1735–1785).
В коллекции Музея города Солсбери есть обеденная тарелка, на которой изображена гора Эджкомб в Корнуолле. В музее Веджвуда находится первая десертная тарелка, сделанная для императорского сервиза, с видом на замок Касл‑Акр в Норфолке. Тарелка была неправильно расписана — на ней бордюр из дубовых листьев, характерный для обеденного сервиза, — и поэтому её не отправили к императорскому столу.
Другая десертная тарелка с изображением садов мистера Хопкинса в Пэйнсхилле в Суррейе является одним из сокровищ Британского музея. Сады, созданные политиком Чарльзом Гамильтоном (1704–1786) и упомянутые Хорасом Уолполом в его «Замечаниях о современном садовничестве» [6], просуществовали до Второй мировой войны. Вид на десертной тарелке скопирован с гравюры Уильяма Вуллетта, впервые опубликованной в 1760 году — «Вид с западной стороны острова в саду достопочтенного Чарльза Гамильтона, эсквайра». Он же повторяется на овальном блюде из столового сервиза под номером 304, хранящемся в Эрмитаже; вероятно, тарелка из Британского музея, будучи дубликатом, никогда не покидала Англию. Другой вид Пэйнсхилла изображён на тарелке из столового сервиза под номером 143 и на части крышки блюда под номером 599. Ещё на одной тарелке из обеденного сервиза — вид на «руины на участке мистера Хопкинса в Пейншилле, Суррей».
В 1995 году компания «Веджвуд» начала выпускать ограниченным тиражом репродукции сервиза «Зелёная лягушка». В том же году в Лондоне была опубликована монография и полный каталог сервиза, а в музее Виктории и Альберта прошла выставка, где было представлено более 300 предметов из Эрмитажа.
Великобритания, Бейзинстоук – Рединг . Фото Ирины Дин (Хохолевой).
Мир Веджвуда
Извилистые каналы, холмы, озёра, дикая природа, лесной оазис и исторические здания, усадьбы — всё это делает причудливую полусельскую стаффордширскую деревню Барластон одним из самых желанных районов для проживания в Сток‑он‑Тренте. Этот город — колыбель гончарной промышленности Англии — до сих пор остаётся основным центром производства керамики. Именно здесь находится всемирно популярный центр World of Wedgwood — «Мир Веджвуда».
Несмотря на отдалённость от южных туристических маршрутов, даже посреди недели сюда вереницей едут автобусы с желающими окунуться в фарфоровый мир Веджвуда, самого престижного бренда города и всемирно известного производителя керамических изделий. World of Wedgwood — это многофункциональный комплекс, где находятся творческие студии, фабрика Веджвуда, чайная комната, магазин забракованных и поэтому уценённых изделий Веджвуда. Но самое главное — именно здесь находится уникальная коллекция фарфора и керамики музея Виктории и Альберта.
Коллекция Веджвуда Виктории и Альберта (V & A Wedgwood Collection) — часть коллекции, подаренной музею в 2014 году после публичной фандрайзинговой кампании, она включает в себя более 175 тысяч произведений искусства, керамики, рукописей и фотографий. Собрание, документирующее историю производства на фабрике Веджвуда с дня основания компании в 1759 году до наших дней, сейчас — одна из самых важных промышленных коллекций в мире.
Архив коллекции Веджвуда содержит более 100 тысяч рукописей, связанных с семьёй Веджвуд и фабрикой. Это один из самых полных архивов керамического производства в мире. Он содержит не только деловые записи, такие как книги образцов, книги форм, заказы, бухгалтерские книги, каталоги и переписку, относящиеся к продукции фабрики Веджвуда, но и документы, которые не имеют никакого отношения к бизнесу и производству. В архиве много документов, содержащих сведения о жизни людей, связанных с Веджвудом, — от Джозайи Веджвуда I (1730–1795) и его потомков до людей, работавших в компании с XVIII века до наших дней.
К сожалению, время, отведённое мне на посещение музея, было обратно пропорционально количеству экспонатов и предлагаемой информации. Но возле некоторых экспонатов невозможно было не остановиться.
Ирина Дин (Хохолева), Великобритания, Барластон, Сток‑он‑Трент. Фото автора.
Извилистые каналы, холмы, озёра, дикая природа, лесной оазис и исторические здания, усадьбы — всё это делает причудливую полусельскую стаффордширскую деревню Барластон одним из самых желанных районов для проживания в Сток‑он‑Тренте. Этот город — колыбель гончарной промышленности Англии — до сих пор остаётся основным центром производства керамики. Именно здесь находится всемирно популярный центр World of Wedgwood — «Мир Веджвуда».
Несмотря на отдалённость от южных туристических маршрутов, даже посреди недели сюда вереницей едут автобусы с желающими окунуться в фарфоровый мир Веджвуда, самого престижного бренда города и всемирно известного производителя керамических изделий. World of Wedgwood — это многофункциональный комплекс, где находятся творческие студии, фабрика Веджвуда, чайная комната, магазин забракованных и поэтому уценённых изделий Веджвуда. Но самое главное — именно здесь находится уникальная коллекция фарфора и керамики музея Виктории и Альберта.
Коллекция Веджвуда Виктории и Альберта (V & A Wedgwood Collection) — часть коллекции, подаренной музею в 2014 году после публичной фандрайзинговой кампании, она включает в себя более 175 тысяч произведений искусства, керамики, рукописей и фотографий. Собрание, документирующее историю производства на фабрике Веджвуда с дня основания компании в 1759 году до наших дней, сейчас — одна из самых важных промышленных коллекций в мире.
Архив коллекции Веджвуда содержит более 100 тысяч рукописей, связанных с семьёй Веджвуд и фабрикой. Это один из самых полных архивов керамического производства в мире. Он содержит не только деловые записи, такие как книги образцов, книги форм, заказы, бухгалтерские книги, каталоги и переписку, относящиеся к продукции фабрики Веджвуда, но и документы, которые не имеют никакого отношения к бизнесу и производству. В архиве много документов, содержащих сведения о жизни людей, связанных с Веджвудом, — от Джозайи Веджвуда I (1730–1795) и его потомков до людей, работавших в компании с XVIII века до наших дней.
К сожалению, время, отведённое мне на посещение музея, было обратно пропорционально количеству экспонатов и предлагаемой информации. Но возле некоторых экспонатов невозможно было не остановиться.
Ирина Дин (Хохолева), Великобритания, Барластон, Сток‑он‑Трент. Фото автора.
Примечания:
[1] Сепия (лат. sepia, от греч. σηπία — каракатица), прозрачная светло‑коричневая краска для рисунков кистью и пером Её производят путём измельчения высушенных чернильных мешков каракатицы и кальмара.
[2] Сэмюэл Бак (1696–1779) и его брат Натаниэль Бак (ум. в 1759 / 1774), (Samuel and Nathaniel Buck) — английские гравёры и печатники, наиболее известные изображениями древних замков и монастырей. Их гравюры были собраны в трёхтомном издании «Древности Баков» Роберта Сэйера в 1774 году.
[3] Джон Томас Смит, также известный как Антиквар Смит (1766–1833) — английский художник, гравёр, антиквар и хранитель гравюр Британского музея.
[4] Жан Батист Клод Шателен (1710–1758) — один из самых искусных гравёров‑пейзажистов, работавших в Лондоне в середине XѴIII века.
[5] Muscovy Company — английская торговая компания, основанная в 1551 году и до 1698 года обладавшая монополией на торговлю с Россией.
[6] Хорас Уолпол 4‑й граф Орфорд (1717–1797) — английский писатель, основатель жанра готического романа, библиофил и коллекционер.
[1] Сепия (лат. sepia, от греч. σηπία — каракатица), прозрачная светло‑коричневая краска для рисунков кистью и пером Её производят путём измельчения высушенных чернильных мешков каракатицы и кальмара.
[2] Сэмюэл Бак (1696–1779) и его брат Натаниэль Бак (ум. в 1759 / 1774), (Samuel and Nathaniel Buck) — английские гравёры и печатники, наиболее известные изображениями древних замков и монастырей. Их гравюры были собраны в трёхтомном издании «Древности Баков» Роберта Сэйера в 1774 году.
[3] Джон Томас Смит, также известный как Антиквар Смит (1766–1833) — английский художник, гравёр, антиквар и хранитель гравюр Британского музея.
[4] Жан Батист Клод Шателен (1710–1758) — один из самых искусных гравёров‑пейзажистов, работавших в Лондоне в середине XѴIII века.
[5] Muscovy Company — английская торговая компания, основанная в 1551 году и до 1698 года обладавшая монополией на торговлю с Россией.
[6] Хорас Уолпол 4‑й граф Орфорд (1717–1797) — английский писатель, основатель жанра готического романа, библиофил и коллекционер.
Печатается по: Дин (Хохолева) И., Афицинская-Львова М. «Зелёная лягушка» Веджвуда // Мир Музея. 2024. №12. С.48–52.
См. также: Афицинская-Львова М., Дин (Хохолева) И. «Собою подала пример» // Мир Музея. 2021. №1. С.15–20.
Уайт Т. Путешествие Хантерстонской броши // Мир Музея. 2025. №2. С.54–55.
Дин (Хохолева) И. Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С.48–51.
Уайт Т. Путешествие Хантерстонской броши // Мир Музея. 2025. №2. С.54–55.
Дин (Хохолева) И. Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С.48–51.
На илл.: Джордж Стаббс. Джозайя Веджвуд. 1780. Эмаль на керамике. Блюдо — вид на гору Святого Михаила (Сент-Майклс-Маунт), Корнуолл; террин и соусник — виды парков в Стоу и Уэст-Уайкомбе. Музей Веджвуда, Барластон, Сток-Он-Трент.
На главной странице: Зелёная лягушка присутствует на каждом предмете сервиза. Со слов викторианского биографа Джозайи Веджвуда, «он очень не хотел уродовать сервиз этим земноводным, но ему сказали, что без него не обойтись».
На главной странице: Зелёная лягушка присутствует на каждом предмете сервиза. Со слов викторианского биографа Джозайи Веджвуда, «он очень не хотел уродовать сервиз этим земноводным, но ему сказали, что без него не обойтись».