Лучшие публикации

Музееведение в СССР: начало

2024-05-07 12:21
Музеология сегодня#nbsp;— признанная формирующаяся научная дисциплина, но научное сообщество всё ещё не пришло к#nbsp;единому пониманию времени её зарождения в#nbsp;России.
В 1950#nbsp;–#nbsp;1980‑е годы наблюдается расцвет этой дисцип­лины#nbsp;— благодаря широкомасштабной работе НИИ музееведения,#nbsp;[1] издавшему свыше 600#nbsp;работ. Тем не менее многие базовые понятия, алгоритмы и методы музееведения начали закладываться ещё в#nbsp;1930‑е годы. Это стало возможно благодаря усилиям научных сотрудников центральных музеев, которые практически с нуля создавали и развивали музееведческую мысль нового государства, придумывая или заимствуя и#nbsp;апробируя различные музейные приёмы.

Имея чёткие критерии и#nbsp;более или менее внятное представление об истории музеологии, можно проследить, в#nbsp;какой момент происходит структуризация научного знания.

Перенесемся в#nbsp;начало XX#nbsp;века, когда мысли о#nbsp;переменах во всех сферах жизни, что называется, висели в#nbsp;воздухе. Широкое распространение в#nbsp;профессиональных кругах тогда получила идея музейного съезда. Он должен был подтолкнуть разрозненные музеи России к#nbsp;объединению и#nbsp;способствовать выработке принципиальных положений для их деятельности. Созыв был необходим для облегчения разработки основных методических и теоретических вопросов музееведения, так как не существовало ещё ведомств или изданий, отвечающих за#nbsp;это.

Так и случилось. В#nbsp;Историческом музее 27#nbsp;–#nbsp;30#nbsp;декабря 1912#nbsp;года прошёл Предварительный съезд музейных деятелей, в#nbsp;котором приняли участие 90#nbsp;человек из#nbsp;60 учреждений: музеев, академий наук, научных обществ и#nbsp;организаций. Затронутые на съез­де темы свидетельствуют о#nbsp;стремлении музейщиков придать научность музейному делу: они касались теоретической научной базы, проблем музейной терминологии, необходимости создания правовой базы, классификации музеев и вопроса сущности музея. Но о#nbsp;разработке методической базы речь пока не шла#nbsp;— нужно было попросту разобраться с#nbsp;тем, что было. Впервые был поднят вопрос о#nbsp;необходимости музейного органа управления#nbsp;— «особого бюро музеев», — который бы упразднил разрозненность и изолированность музейных учреждений. Обсуждали создание специализированного периодического печатного органа для музейных работников и#nbsp;подготовки музейных кадров.

Но произошли революция и#nbsp;Граж­данская война. В#nbsp;этих условиях риск потерять всё был невероятно высок, и#nbsp;тут пришлись кстати идеи о#nbsp;создании музейных управлений.

28#nbsp;мая 1918#nbsp;года при Народном комиссариате просвещения была образована Коллегия (позже отдел) по делам музеев и#nbsp;охране памятников искусства и#nbsp;старины Нар­ком­про­са, централизованного органа управления музеями. В#nbsp;состав Коллегии, которую возглавила Н.И.#nbsp;Троцкая (Седова), вошли известные деятели российской науки и#nbsp;культуры#nbsp;— И.Э.#nbsp;Грабарь, В.А.#nbsp;Городцов, И.Е.#nbsp;Бондаренко, Б.Р.#nbsp;Виппер, Г.С.#nbsp;Ятманов и#nbsp;другие.

Тогда же начали формироваться и#nbsp;местные музейные органы при отделах народного образования (ОНО) местных Советов. В#nbsp;октябре 1918#nbsp;года Наркомпрос принял постановление «Об образовании губернских коллегий по делам музеев и#nbsp;охране памятников искусства и старины», заложившее основу для всероссийской сети учреждений, ведавших всеми музейными ценностями страны.

Когда экстренные меры по сохранению наследия в#nbsp;1920‑е годы стали неактуальны, научное сообщество вновь вернулось к#nbsp;вопросам организации музейной деятельности и#nbsp;обозначения роли музея в#nbsp;новом государстве.

1–5#nbsp;декабря 1930#nbsp;года прошёл Первый Всероссийский музейный съезд. В#nbsp;нём участвовало 209#nbsp;делегатов, которые подвели итоги ранее проделанной работы в#nbsp;сфере музееведения и#nbsp;наметили дальнейшее развитие музейного дела в#nbsp;СССР. Главная идея съезда заключалась в#nbsp;переориентации функции музея с#nbsp;«хранения прошлого» на «создание будущего». Съезд определил функцию музея как «культпросветкомбината», что означало закрепление за музеем прежде всего просветительско‑идеологической функции и#nbsp;включение музеев в#nbsp;социалистическое строительство. Позже в#nbsp;научной литературе решения съезда обсуждались начиная с#nbsp;хрущёвского времени и#nbsp;получали негативную оценку. Но, возможно, в#nbsp;то время это был хоть и#nbsp;супрессивный для культуры, но лучший для музеев выход, так как теперь сам госаппарат был заинтересован в#nbsp;развитии музейной сети. Новый подход к#nbsp;понятию «музей» означал не только коренную перестройку музеев, но и#nbsp;создание новых органов просвещения и#nbsp;коммуникации в#nbsp;музейном мире, а#nbsp;также начало проведения во всех музеях общественно‑политической и#nbsp;научно‑методической работы.

Докладчики съезда во многом опирались на ленинские идеи теории познания: «От живого созерцания к#nbsp;абстрактному мышлению и#nbsp;от него к#nbsp;практике#nbsp;— таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».#nbsp;{2} В#nbsp;основном докладе съезда И.К.#nbsp;Луппол определил основополагающей идеей музейного дела диалектический материализм. По его мнению, было необходимо «на основе метода диалектического материализма перестраивать музеи „снаружи“ в#nbsp;смысле их сети, в#nbsp;смысле типов музеев, и#nbsp;„внутри“#nbsp;— в#nbsp;смысле экспозиции материала, который характеризует и#nbsp;определяет тот или иной музей».#nbsp;{3] И.К.#nbsp;Луппол считал, что «диалектический материализм учит партийности, учит на основе познания определять с#nbsp;революционной точки зрения все „за“ или „против“ того или иного явления. Значит, и#nbsp;музеи должны своей экспозицией не только давать объективно отражаемую смену явлений или борьбу классов, но они должны вместе с#nbsp;тем и#nbsp;подводить посетителей к#nbsp;оценке. Это требование входит в#nbsp;арсенал диалектического материализма. Музейный посетитель должен оказаться „партийным,“ если он внимательно посмотрел экспозицию, партийным в#nbsp;том смысле, в#nbsp;каком говорил Ленин о#nbsp;философии, то есть он обязательно должен высказываться либо за, либо против».#nbsp;[4]

Для проведения научно‑методической деятельности по решению Съезда в#nbsp;1931#nbsp;году был создан журнал «Советский музей», центральный печатный орган музееведения, основная аудитория которого#nbsp;— музейные специалисты. На страницах журнала обсуждались все вопросы, поставленные на съезде, а#nbsp;также возникавшие проблемы музейной жизни. Именно так, созданием первого научно‑методического печатного органа, началась история музеологии в#nbsp;России.

Зафиксированные в журнале музейная действительность и#nbsp;теоретические наработки создали надежный фундамент для будущей научной дисциплины#nbsp;— и#nbsp;уже после войны советская музеология быстро стала одной из передовых. В 1932#nbsp;году был создан Центральный научно‑исследовательский институт методов краеведческой работы, реорганизованный в#nbsp;1937#nbsp;году в#nbsp;НИИ краеведческой и#nbsp;музейной работы и#nbsp;переросший уже в#nbsp;1955#nbsp;году в#nbsp;НИИ музееведения.

Но вернёмся к#nbsp;истокам. Чтобы продемонстрировать уровень, на котором тогда находилось музейное дело, возьмём тему построения экспозиции. Прежде всего в#nbsp;1930‑е годы в#nbsp;музеях взялись за реэкспозицию#nbsp;— согласно новой идеологии и#nbsp;требованиям#nbsp;— на базе учения об общественно‑экономических формациях. В#nbsp;статье 1931#nbsp;года#nbsp;[5] в#nbsp;журнале «Советский музей» было опубликовано следующее общее планирование музейной работы:

1) планирование удельного веса научно‑исследовательской работы музеев в#nbsp;общем бюджете научной работы страны;
2) планирование экспозиции;
3) планирование политико‑просветительской работы;
4) планирование кадров;
5) планирование средств.#nbsp;[6]

Звучит довольно логично и#nbsp;современно, не так ли? Но если копнуть ещё глубже, мы увидим, что и#nbsp;базис для выставочной деятельности был создан тогда же. В#nbsp;статье бывшего директора музея‑заповедника «Дмитровский Кремль» К.А.#nbsp;Соловьёва есть чёткая инструкция по по­строе­нию музейной экспозиции в#nbsp;три ­этапа:

1) составление тематического плана;
2) создание экспозиционного плана;
3) планирование художественного оформления экспозиции.#nbsp;[7]

Более логичной и эффективной системы не придумать#nbsp;— и любая экспозиция сегодня строится именно по такому плану.

Автор статьи подробно разбирает все необходимые детали: научная проработка тематического плана с составлением цепочки тема#nbsp;— под­тема#nbsp;— элемент (комплекс)#nbsp;— экспонатура; необходимость выделения трёх типов экспонатов: опорных (ведущих), основных и#nbsp;детализирующих: «Экспозиция может быть осмотрена очень быстро, по одним лишь вехам, по опорным экспонатам, и#nbsp;даже при таком осмотре у#nbsp;зрителя сложится определённое общее представление о#nbsp;данной экспозиции. Но та же экспозиция может быть осмот­рена углублённо, хотя и#nbsp;без деталей, т.е.#nbsp;могут быть осмот­ре­ны, кроме опорных экспонатов с#nbsp;их окружением, ещё и#nbsp;основные экспонаты. И,#nbsp;наконец, может быть осмотрена вся экспозиция со всеми её деталями научно‑исследовательского характера, которые могут быть интересны и#nbsp;понятны только вполне подготовленному посетителю, специалисту в#nbsp;данной отрасли знания <...>. Музей должен уметь удовлетворять посетителей различных квалификаций, начиная от неподготовленных и#nbsp;кончая специалистами».[8] Для размещения детализирующих экспонатов, или «третьего плана экспозиции», предлагалось (и#nbsp;было введено в#nbsp;центральных музеях) использование «скрытых конструкций»#nbsp;— вы­движных ящиков, стендов‑вертушек и#nbsp;так далее. Это значит, что уже в#nbsp;1930‑е годы экспозиция должна была иметь несколько глубин восприятия или «планов». Эта идея построения «экспозиции внутри экспозиции» должна была обеспечить музею привлечение максимально обширной аудитории, но даже сегодня, в XXI#nbsp;веке, это не реализовано повсеместно.

На страницах журнала прослеживается не просто начало, но и#nbsp;активное развитие экспозиционной деятельности, внедрение новых технологий и#nbsp;постепенное осознание музейными деятелями разных уровней законов построения экспозиции и#nbsp;правильного донесения информации до посетителя.
Наш первый главный редактор
Иван Капитонович Луппол (1896#nbsp;–#nbsp;1943)#nbsp;— философ, специалист по диалектике, методологии истории философии, эстетике, литературовед.

В 1924#nbsp;–#nbsp;1927#nbsp;годы#nbsp;— заведующий философским кабинетом Института К.#nbsp;Маркса и#nbsp;Ф.#nbsp;Энгельса, член редколлегии журнала «Летописи марк­сизма», опубликовавший ряд работ, в#nbsp;которых проанализировал философские идеи в#nbsp;трудах Ленина. Автор многочисленных трудов, положенных в#nbsp;основу советской школы истории философии, один из организаторов Института философии, марксист‑ленинист, активно продвигавший эти идеи и#nbsp;в#nbsp;музейном мире. В#nbsp;1925#nbsp;–#nbsp;1931#nbsp;годы#nbsp;— профессор кафедры исторического материализма этнологического факультета МГУ, в#nbsp;1925#nbsp;–#nbsp;1938#nbsp;годы#nbsp;— заведующий кафедрой марксистско‑ленинской философии Института красной профессуры. В#nbsp;1932#nbsp;–#nbsp;1934#nbsp;годах возглавлял ОГИЗ, с#nbsp;1934#nbsp;года по 1938#nbsp;год#nbsp;— издательство «Художественная литература».

В 1935#nbsp;году был назначен директором Института мировой литературы, который благодаря ему разросся, включив в#nbsp;свой состав Музей и#nbsp;Архив А.М.#nbsp;Горького. И.К.#nbsp;Луппол был назначен директором Всесоюзной Пушкинской выставки и#nbsp;выступил с#nbsp;докладом на собрании, посвященном пушкинской годовщине. На основе этой выставки был создан Музей А.С.#nbsp;Пушкина. Под редакцией и#nbsp;с#nbsp;предисловиями И.К.#nbsp;Луппола были изданы сочинения классиков русской и#nbsp;мировой литературы.

По обвинению в#nbsp;контрреволюционной деятельности в#nbsp;1941#nbsp;году И.К.#nbsp;Луппол был арестован и#nbsp;приговорён к#nbsp;смертной казни. В#nbsp;1942#nbsp;году смертная казнь была заменена заключением в#nbsp;лагере на 20#nbsp;лет, где Луппол вскоре скончался. Реабилитирован посмертно в#nbsp;1956#nbsp;году.

На фото: Билет №94 делегата Первого музейного съезда РСФСР в#nbsp;г.Москве от Западно-Сибирского краеведческого музея П.И.#nbsp;Кутафьева. Выдан Сектором науки Наркомпроса РСФСР 01.12.1930#nbsp;г.

На обложке: И.К.#nbsp;Луппол. Источник: Архив РАН. Дата неизвестна.

Примечания:

[1] С 1966 года назывался НИИ музееведения и#nbsp;охраны памятников истории и#nbsp;культуры, в#nbsp;октябре 1968#nbsp;года был ре­орга­ни­зо­ван в#nbsp;НИИ культуры; с#nbsp;1992#nbsp;года#nbsp;— Российский институт культурологии Министерства культуры РФ.

[2] Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики»#nbsp;//#nbsp;Ленин#nbsp;В.И. Полное собрание сочинений. 5‑е изд. Т.29. М., 1963. С.#nbsp;152.

[3] Луппол И.К. Диалектический материализм и#nbsp;музейное строительство: доклад на Первом Всероссийском съезде 1#nbsp;декабря 1930#nbsp;года. М.–Л., 1931. С.#nbsp;8.

[4] Там же. С.#nbsp;32.

[5] Костенко Г.К постановке проблемы планирования и#nbsp;организации музейного дела#nbsp;//#nbsp;Советский музей. 1931. №3. С.#nbsp;14.
Печатается по: Полина Форминская. Музееведение в#nbsp;СССР: начало#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №12. С.#nbsp;45#nbsp;–#nbsp;47.
См. также:
Полина Форминская. 19‑летний капитан#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №1. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;25.

Полина Форминская. Планетарий «на коленке»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;29.

Полина Форминская. Журнал жалоб и#nbsp;предложений#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №3. С.#nbsp;45.

Полина Форминская. Кто придумал диамат?#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №5. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;39.

Полина Форминская (Трифонова). PRстратегии 1930х#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №10. С.#nbsp;39#nbsp;–#nbsp;41.