В 1495 году Леонардо да Винчи (1452–1519) получил заказ от миланского герцога Лодовико Моро на роспись трапезной доминиканского монастыря Санта‑Мария‑делле‑Грацие. Сюжетом стала Тайная вечеря — пасхальный ужин Иисуса с учениками, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста. Работа часто прерывалась и была окончена только в 1498 году.
Сергей Кувшинов. Российский государственный гуманитарный университет, Музей‑мастерская «3Da Vinci»
Леонардо писал по сухой штукатурке, чтобы иметь возможность править изображение в процессе работы. Он экспериментировал с красками (как это было принято в то время), использовал масло и темперу; в результате красочный слой начал разрушаться уже через 20 лет после написания.
Каждый элемент в изображении Леонардо да Винчи несёт определённый смысл, утварь, сервировка стола и яства — не исключение. Первым источником информации об утвари и снеди служит само изображение в трапезной Санта‑Мария‑делле‑Грацие, однако уже в 1517 году красочный слой картины начал отслаиваться, а в 1532 году Джероламо Кардано описал её как «размытую и бесцветную по сравнению с тем, что я помню о ней, когда видел её ещё мальчиком».
К 1556 году историк искусства и художник Джорджо Вазари (1511–1574) назвал картину «путаницей клякс»: она была настолько испорчена, что фигуры оказались практически неузнаваемы. Во второй половине XѴI века Джан Паоло Ломаццо написал, что «картина вся испорчена». В 1652 году в стене с изображением был прорезан дверной проём, который позже был замурован, и часть настенной росписи, в частности, ноги Христа, были навсегда утрачены.
В 1768 году над картиной повесили занавес, предназначенный для её защиты, однако вместо этого занавес удерживал влагу на поверхности, и всякий раз, когда его отдергивали, царапал отслаивающуюся краску. В итоге после множества реставраций, проводившихся в 1726, 1770, 1796, 1821, 1908, 1924, 1954 годах, и, наконец, после последней реставрации длившейся 21 год, с 1978 по 1999 годы, мы можем лишь с некоторой степенью уверенности судить о том, что и где находилось на столе «Тайной вечери» во время трапезы.
До Леонардо художники, писавшие сюжет Тайной вечери, обычно изображали только хлеб и вино, самое большее — маленького ягненка. Леонардо же «сервировал» стол целым набором посуды и блюд. Мы можем видеть 12 глубоких тарелок, 12 прозрачных стаканов, очень напоминающих современные пластиковые стаканчики с вогнутым для прочности дном, с небольшим количеством красного вина, три больших блюда и пять несколько меньших, один графин, очевидно, для воды (или с водой), два ножа — один в руке апостола Петра, другой лежащий на столе справа рядом с рукой апостола Симона. Стол красиво накрыт скатертью с синим орнаментом. Судя по складкам, скатерть абсолютно новая, была тщательно сложена и выглажена.
Из еды на столе присутствует рыба, дольки апельсина и, конечно, хлеб. На блюде перед апостолом Андреем лежат девять или десять рыбин — символа Христа (к тому же большинство апостолов были рыбаками). Ещё одно блюдо около апостола Матфея, по всей видимости — нарезанный кусочками угорь. В то время угорь благодаря жирному мясу и нежному вкусу считался скорее деликатесом для придворных банкетов, чем пищей в монастырских трапезных. Художник изобразил угрей, лакомство знати того времени — в аскетичной трапезной его могли созерцать монахи, которые большую часть года сидели на хлебе и воде, а в остальное время довольствовались самой простой пищей.
Ещё одним источником информации о том, что было на столе, служат копии картины, выполненные в разное время на холсте, доске, бумаге, в виде мозаики или скульптуры. Это произведения мастеров, которые увидели в шедевре Леонардо предмет для подражания и изучения. Некоторые копии были изготовлены с целью зафиксировать состояние произведения, поскольку существовали опасения, что «Тайная вечеря» со временем полностью исчезнет. Эти работы важны, поскольку в момент создания их авторы запечатлели изображение в точности. Первые копии выполняли в основном миланские художники.
В 1507 году Леонардо да Винчи с учениками по тем же картонам, что и в Санта‑Мария‑делле‑Грацие, сделали копию «Тайной вечери» для французского короля Людовика XII. Работа на 90 процентов выполнена учениками под руководством Андреа Соларио. Однако проведённый рентгенологический анализ показал, что Иисуса и Святого Иоанна написал сам Леонардо да Винчи. Холст был перевезён во Францию в 1545 году, где его купили монахи монастыря Тонгерло. С 1960 года полотно хранится в музее Да Винчи в монастыре в Бельгии. На нём изображено 12 тарелок, стоящих перед апостолами, 12 стаканов с вином, налитым на четверть, три прозрачных графина, вероятно, с водой, три декоративно украшенные солонки, три больших блюда — одно пустое перед Иисусом, а в двух других — по половине утки, так как видна только одна ножка, девять целых и три половинки хлеба и 11 цитрусовых фруктов, напоминающих апельсины или мандарины.
В часовне южного крыла исторического замка Шато д’Экуэн в пригороде Парижа (сегодня это Национальный музей Возрождения), хранится ещё одна ранняя копия «Тайной вечери», написанная в Милане учеником Леонардо да Винчи Марко д’Оджионо между 1506 и 1509 годами. Копия в хорошем состоянии. Последний раз она была показана на выставке, посвящённой 500‑летию Ренессанса в Лувре в 2019 году. На этой картине видим: 10 стаканов, три прозрачных графина, 12 глубоких тарелок и шесть мелких, четыре солонки, три блюда (в двух — нарезанная на куски рыба), 10 целых и шесть половинок хлеба и семь фруктов, по виду очень похожих на мандарины.
Ещё одна ранняя копия «Тайной вечери» находится в Королевской академии художеств в Лондоне и приписывается ученикам Леонардо Джампьетрино и Джованни Антонио Больтраффио. Эта картина, возможно, написанная около 1515 года, почти такого же размера, как оригинал, но в ней отсутствует верхняя часть композиции Леонардо. Однако она показывает детали, которые сейчас не видны в оригинале, например ноги Иисуса, утраченные после того, как в стену трапезной была вставлена ещё одна дверь. На копии в Академии художеств с большой степенью ясности мы можем видеть несколько иную картину сервировки: 13 глубоких тарелок, семь мелких, четыре графина с водой, 12 прозрачных стаканов, три солонки, одну из которых опрокинул Иуда, четыре (!) ножа, три блюда, равномерно распределённых по столу. Из еды на столе: 11 целых хлебов округлой формы и четыре половинки, в двух блюдах лежит по половинке утки или подобного вида птицы (примечательно, что в двух мелких тарелках из семи можно видеть обглоданные крупные кости птицы), два жёлтых лимона с зелёными листочками и шесть мандаринов.
Среди копий следует также вспомнить работу, которая находится в Швейцарии в церкви Святого Амвросия в Понте‑Каприаска. Копия размером более семи метров после реставрации 1993 года представляет собой замечательный образец для представления утраченных деталей оригинала в Санта‑Мария‑делла‑Грацие. Стендаль в своей «Истории живописи в Италии» так отозвался об этой работе: «Копия в Понте‑Каприаска отличается лёгкостью. Старинное местное предание сообщает, что она выполнена была блестящим молодым человеком родом из Милана, который бежал из этого города и укрылся в Понте‑Каприаска в 1520 году». Искусствоведы полагают, что швейцарская «Тайная вечеря» была написана учеником Леонардо Чезаре де Сесто около 1550 года. На столе мы видим 14 пустых глубоких тарелок без яств, три солонки, два пустых графина для воды или вина, три больших блюда, в центральном находится окорок ягнёнка или что‑то очень похожее на него, три ножа на столе и один в руке апостола Петра, шесть целых и две половинки хлеба и пять фруктов.
В 1612 году кардинал Федерико Борромео поручил Андреа Бьянки по прозвищу Веспино выполнить копию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи на холсте, которая смогла бы по меньшей мере стать свидетельством состояния картины. В 1619 году кардинал пожертвовал картину Амброзианской пинакотеке в Милане, где её можно видеть сегодня. Однако Веспино практически не уделил никакого внимания утвари и снеди.
Наконец, точная мозаичная копия фрески «Тайная вечеря» находится в Вене под крестовым сводом в церкви Миноритов. Мозаику создал итальянский художник Джакомо Рафаэли, а заказал Наполеон I. Она была выполнена в технике микромозаики размером 9,18 метра на 4,47 метра за восемь лет — с 1805 по 1814 год. Мозаика состоит из 12 пластин, вмещающих 10 тысяч камней разной величины. Некоторые её элементы измеряются всего несколькими миллиметрами. На столе венской «Тайной вечери» 12 стаканов с вином, три пустых графина, 16 тарелок, глубоких и мелких, одна солонка, два ножа, три блюда, в двух — нарезанная на куски рыба, 10 хлебов и девять цитрусовых фруктов.
Изображения утвари и снеди у Леонардо да Винчи носит символический характер. Хлеб и вино обозначают тело и кровь Христа. Лимоны, мандарины, апельсины напоминают зрителям о Рае, о том, что Христос представляется новым Адамом. В Евангелии от Матфея сказано: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26 : 26 – 28).
Однако тексты Евангелий расходятся в том, в какой момент трапезы было учреждено причастие. У Матфея и Марка Христос сначала объявляет о грядущем предательстве, а потом разделяет с учениками символы своего тела и крови, а у Луки причастие идёт первым.
Немаловажную роль играет и изображение соли, в особенности — просыпанной Иудой на скатерть. Соль часто упоминается и в Ветхом и в Новом Завете. Иисус называет апостолов «Вы — соль земли» (Мф 5 : 13). В Ветхом Завете посредством соли заключались заветы между Богом и человеком, например, «по завету соли» Бог дал царство над Израилем Давиду и сыновьям его (2Пар 13 : 5). Возникла эта фраза, скорее всего, потому, что соль, консервант, символизировала нечто долговечное. Кроме того, соль использовали в качестве приношения Богу. «Всякое приношение твое хлебное соли солью», — наставляет Книга Левит (2 : 13), когда‑то её и придётся извлекать из «выходящих из тел выделений».
Для Леонардо и монахов‑доминиканцев соль обладала множеством смыслов: она необходима для продолжения жизни, является примером постоянного обновления, символизирует не только союз апостолов и человека с Богом, но и крепкое здоровье и удачу. Как и в наше время, рассыпать соль — к ссоре и неприятностям. Леонардо, очевидно, зная эту примету, использовал её для идентификации личности Иуды, предсказания распятия Христа и великой скорби всех христиан.
На копиях «Тайной вечери» на столах, помимо металлических блюд и тарелей предельно простых форм, находятся три графина из прозрачного стекла. Примечательно, что все они выглядят пустыми и без характерного окрашивания в цвета красного вина. Таким образом, можно утверждать, что это не декантеры, а графины для воды. Известно, что Леонардо употреблял вино, разбавляя его на треть водой.
В период между 1807 и 1809 годами миланский художник Джузеппе Босси по заказу вице‑короля Милана Эжена де Богарне, пасынка Наполеона Бонапарта, написал копию «Тайной вечери» в масштабе 1 : 1, состоящую из четырёх частей. Тщательно изучив оригинал и существовавшие в то время копии, Дж. Босси смог предельно точно передать изображения сидящих за столом апостолов и Христа.
Волею судеб подлинные полномасштабные рисунки Дж. Босси сегодня находятся в Научно‑исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт Петербурге.
С помощью цифровых технологий удалось воссоздать и распечатать на синтетическом материале единое полотно «Тайной вечери» размером 8,4 метра в длину и 2,6 метра в высоту. Цифровая копия демонстрировалась в 2024 году на мультиформатной выставке «3Da Винчи» в Сергиево‑Посадском государственном историко‑культурном музее‑заповеднике. Однако Дж. Босси не изобразил предметы евхаристии, что стало загадкой для всех посетителей выставки.
На выставке Сергиево‑Посадский музей содержательно дополнил изображение предметами из своих фондов, символически связанными с образами «Тайной вечери»: в витринах рядом с полотном можно было увидеть серебряные сосуды, стаканы и тарелки XѴI – XѴII веков. Зритель должен как бы «достроить» трапезу в воображении.
Фото автора, 2019 г.
Каждый элемент в изображении Леонардо да Винчи несёт определённый смысл, утварь, сервировка стола и яства — не исключение. Первым источником информации об утвари и снеди служит само изображение в трапезной Санта‑Мария‑делле‑Грацие, однако уже в 1517 году красочный слой картины начал отслаиваться, а в 1532 году Джероламо Кардано описал её как «размытую и бесцветную по сравнению с тем, что я помню о ней, когда видел её ещё мальчиком».
К 1556 году историк искусства и художник Джорджо Вазари (1511–1574) назвал картину «путаницей клякс»: она была настолько испорчена, что фигуры оказались практически неузнаваемы. Во второй половине XѴI века Джан Паоло Ломаццо написал, что «картина вся испорчена». В 1652 году в стене с изображением был прорезан дверной проём, который позже был замурован, и часть настенной росписи, в частности, ноги Христа, были навсегда утрачены.
В 1768 году над картиной повесили занавес, предназначенный для её защиты, однако вместо этого занавес удерживал влагу на поверхности, и всякий раз, когда его отдергивали, царапал отслаивающуюся краску. В итоге после множества реставраций, проводившихся в 1726, 1770, 1796, 1821, 1908, 1924, 1954 годах, и, наконец, после последней реставрации длившейся 21 год, с 1978 по 1999 годы, мы можем лишь с некоторой степенью уверенности судить о том, что и где находилось на столе «Тайной вечери» во время трапезы.
До Леонардо художники, писавшие сюжет Тайной вечери, обычно изображали только хлеб и вино, самое большее — маленького ягненка. Леонардо же «сервировал» стол целым набором посуды и блюд. Мы можем видеть 12 глубоких тарелок, 12 прозрачных стаканов, очень напоминающих современные пластиковые стаканчики с вогнутым для прочности дном, с небольшим количеством красного вина, три больших блюда и пять несколько меньших, один графин, очевидно, для воды (или с водой), два ножа — один в руке апостола Петра, другой лежащий на столе справа рядом с рукой апостола Симона. Стол красиво накрыт скатертью с синим орнаментом. Судя по складкам, скатерть абсолютно новая, была тщательно сложена и выглажена.
Из еды на столе присутствует рыба, дольки апельсина и, конечно, хлеб. На блюде перед апостолом Андреем лежат девять или десять рыбин — символа Христа (к тому же большинство апостолов были рыбаками). Ещё одно блюдо около апостола Матфея, по всей видимости — нарезанный кусочками угорь. В то время угорь благодаря жирному мясу и нежному вкусу считался скорее деликатесом для придворных банкетов, чем пищей в монастырских трапезных. Художник изобразил угрей, лакомство знати того времени — в аскетичной трапезной его могли созерцать монахи, которые большую часть года сидели на хлебе и воде, а в остальное время довольствовались самой простой пищей.
Ещё одним источником информации о том, что было на столе, служат копии картины, выполненные в разное время на холсте, доске, бумаге, в виде мозаики или скульптуры. Это произведения мастеров, которые увидели в шедевре Леонардо предмет для подражания и изучения. Некоторые копии были изготовлены с целью зафиксировать состояние произведения, поскольку существовали опасения, что «Тайная вечеря» со временем полностью исчезнет. Эти работы важны, поскольку в момент создания их авторы запечатлели изображение в точности. Первые копии выполняли в основном миланские художники.
В 1507 году Леонардо да Винчи с учениками по тем же картонам, что и в Санта‑Мария‑делле‑Грацие, сделали копию «Тайной вечери» для французского короля Людовика XII. Работа на 90 процентов выполнена учениками под руководством Андреа Соларио. Однако проведённый рентгенологический анализ показал, что Иисуса и Святого Иоанна написал сам Леонардо да Винчи. Холст был перевезён во Францию в 1545 году, где его купили монахи монастыря Тонгерло. С 1960 года полотно хранится в музее Да Винчи в монастыре в Бельгии. На нём изображено 12 тарелок, стоящих перед апостолами, 12 стаканов с вином, налитым на четверть, три прозрачных графина, вероятно, с водой, три декоративно украшенные солонки, три больших блюда — одно пустое перед Иисусом, а в двух других — по половине утки, так как видна только одна ножка, девять целых и три половинки хлеба и 11 цитрусовых фруктов, напоминающих апельсины или мандарины.
В часовне южного крыла исторического замка Шато д’Экуэн в пригороде Парижа (сегодня это Национальный музей Возрождения), хранится ещё одна ранняя копия «Тайной вечери», написанная в Милане учеником Леонардо да Винчи Марко д’Оджионо между 1506 и 1509 годами. Копия в хорошем состоянии. Последний раз она была показана на выставке, посвящённой 500‑летию Ренессанса в Лувре в 2019 году. На этой картине видим: 10 стаканов, три прозрачных графина, 12 глубоких тарелок и шесть мелких, четыре солонки, три блюда (в двух — нарезанная на куски рыба), 10 целых и шесть половинок хлеба и семь фруктов, по виду очень похожих на мандарины.
Ещё одна ранняя копия «Тайной вечери» находится в Королевской академии художеств в Лондоне и приписывается ученикам Леонардо Джампьетрино и Джованни Антонио Больтраффио. Эта картина, возможно, написанная около 1515 года, почти такого же размера, как оригинал, но в ней отсутствует верхняя часть композиции Леонардо. Однако она показывает детали, которые сейчас не видны в оригинале, например ноги Иисуса, утраченные после того, как в стену трапезной была вставлена ещё одна дверь. На копии в Академии художеств с большой степенью ясности мы можем видеть несколько иную картину сервировки: 13 глубоких тарелок, семь мелких, четыре графина с водой, 12 прозрачных стаканов, три солонки, одну из которых опрокинул Иуда, четыре (!) ножа, три блюда, равномерно распределённых по столу. Из еды на столе: 11 целых хлебов округлой формы и четыре половинки, в двух блюдах лежит по половинке утки или подобного вида птицы (примечательно, что в двух мелких тарелках из семи можно видеть обглоданные крупные кости птицы), два жёлтых лимона с зелёными листочками и шесть мандаринов.
Среди копий следует также вспомнить работу, которая находится в Швейцарии в церкви Святого Амвросия в Понте‑Каприаска. Копия размером более семи метров после реставрации 1993 года представляет собой замечательный образец для представления утраченных деталей оригинала в Санта‑Мария‑делла‑Грацие. Стендаль в своей «Истории живописи в Италии» так отозвался об этой работе: «Копия в Понте‑Каприаска отличается лёгкостью. Старинное местное предание сообщает, что она выполнена была блестящим молодым человеком родом из Милана, который бежал из этого города и укрылся в Понте‑Каприаска в 1520 году». Искусствоведы полагают, что швейцарская «Тайная вечеря» была написана учеником Леонардо Чезаре де Сесто около 1550 года. На столе мы видим 14 пустых глубоких тарелок без яств, три солонки, два пустых графина для воды или вина, три больших блюда, в центральном находится окорок ягнёнка или что‑то очень похожее на него, три ножа на столе и один в руке апостола Петра, шесть целых и две половинки хлеба и пять фруктов.
В 1612 году кардинал Федерико Борромео поручил Андреа Бьянки по прозвищу Веспино выполнить копию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи на холсте, которая смогла бы по меньшей мере стать свидетельством состояния картины. В 1619 году кардинал пожертвовал картину Амброзианской пинакотеке в Милане, где её можно видеть сегодня. Однако Веспино практически не уделил никакого внимания утвари и снеди.
Наконец, точная мозаичная копия фрески «Тайная вечеря» находится в Вене под крестовым сводом в церкви Миноритов. Мозаику создал итальянский художник Джакомо Рафаэли, а заказал Наполеон I. Она была выполнена в технике микромозаики размером 9,18 метра на 4,47 метра за восемь лет — с 1805 по 1814 год. Мозаика состоит из 12 пластин, вмещающих 10 тысяч камней разной величины. Некоторые её элементы измеряются всего несколькими миллиметрами. На столе венской «Тайной вечери» 12 стаканов с вином, три пустых графина, 16 тарелок, глубоких и мелких, одна солонка, два ножа, три блюда, в двух — нарезанная на куски рыба, 10 хлебов и девять цитрусовых фруктов.
Изображения утвари и снеди у Леонардо да Винчи носит символический характер. Хлеб и вино обозначают тело и кровь Христа. Лимоны, мандарины, апельсины напоминают зрителям о Рае, о том, что Христос представляется новым Адамом. В Евангелии от Матфея сказано: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26 : 26 – 28).
Однако тексты Евангелий расходятся в том, в какой момент трапезы было учреждено причастие. У Матфея и Марка Христос сначала объявляет о грядущем предательстве, а потом разделяет с учениками символы своего тела и крови, а у Луки причастие идёт первым.
Немаловажную роль играет и изображение соли, в особенности — просыпанной Иудой на скатерть. Соль часто упоминается и в Ветхом и в Новом Завете. Иисус называет апостолов «Вы — соль земли» (Мф 5 : 13). В Ветхом Завете посредством соли заключались заветы между Богом и человеком, например, «по завету соли» Бог дал царство над Израилем Давиду и сыновьям его (2Пар 13 : 5). Возникла эта фраза, скорее всего, потому, что соль, консервант, символизировала нечто долговечное. Кроме того, соль использовали в качестве приношения Богу. «Всякое приношение твое хлебное соли солью», — наставляет Книга Левит (2 : 13), когда‑то её и придётся извлекать из «выходящих из тел выделений».
Для Леонардо и монахов‑доминиканцев соль обладала множеством смыслов: она необходима для продолжения жизни, является примером постоянного обновления, символизирует не только союз апостолов и человека с Богом, но и крепкое здоровье и удачу. Как и в наше время, рассыпать соль — к ссоре и неприятностям. Леонардо, очевидно, зная эту примету, использовал её для идентификации личности Иуды, предсказания распятия Христа и великой скорби всех христиан.
На копиях «Тайной вечери» на столах, помимо металлических блюд и тарелей предельно простых форм, находятся три графина из прозрачного стекла. Примечательно, что все они выглядят пустыми и без характерного окрашивания в цвета красного вина. Таким образом, можно утверждать, что это не декантеры, а графины для воды. Известно, что Леонардо употреблял вино, разбавляя его на треть водой.
В период между 1807 и 1809 годами миланский художник Джузеппе Босси по заказу вице‑короля Милана Эжена де Богарне, пасынка Наполеона Бонапарта, написал копию «Тайной вечери» в масштабе 1 : 1, состоящую из четырёх частей. Тщательно изучив оригинал и существовавшие в то время копии, Дж. Босси смог предельно точно передать изображения сидящих за столом апостолов и Христа.
Волею судеб подлинные полномасштабные рисунки Дж. Босси сегодня находятся в Научно‑исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт Петербурге.
С помощью цифровых технологий удалось воссоздать и распечатать на синтетическом материале единое полотно «Тайной вечери» размером 8,4 метра в длину и 2,6 метра в высоту. Цифровая копия демонстрировалась в 2024 году на мультиформатной выставке «3Da Винчи» в Сергиево‑Посадском государственном историко‑культурном музее‑заповеднике. Однако Дж. Босси не изобразил предметы евхаристии, что стало загадкой для всех посетителей выставки.
На выставке Сергиево‑Посадский музей содержательно дополнил изображение предметами из своих фондов, символически связанными с образами «Тайной вечери»: в витринах рядом с полотном можно было увидеть серебряные сосуды, стаканы и тарелки XѴI – XѴII веков. Зритель должен как бы «достроить» трапезу в воображении.
Фото автора, 2019 г.
Печатается по: Кувшинов С. Пересчитать апельсины // Мир Музея. 2024. №12. С.14–17.
См. также:
Место силы Ньютона. Перевод с английского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2023. №9. С.10–12.
Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С.13–15.
Сергазина К. Живое Средневековье // Мир Музея. 2023. №10. С.46–47.
Тульские сокровища // Мир Музея. 2022. №5. С.22–24.
Дин (Хохолева) И. NG 200 // Мир Музея. 2024. №5. С.47–48.
Место силы Ньютона. Перевод с английского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2023. №9. С.10–12.
Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С.13–15.
Сергазина К. Живое Средневековье // Мир Музея. 2023. №10. С.46–47.
Тульские сокровища // Мир Музея. 2022. №5. С.22–24.
Дин (Хохолева) И. NG 200 // Мир Музея. 2024. №5. С.47–48.
На илл.: Фрагмент картины «Тайная вечеря« в Королевской академии художеств в Лондоне.
На главной странице: Фрагмент картины «Тайная вечеря« в Королевской академии художеств в Лондоне.
На главной странице: Фрагмент картины «Тайная вечеря« в Королевской академии художеств в Лондоне.