Советская традиция проводить военные парады на Красной площади насчитывает многие десятилетия. По её брусчатке проезжали легковые парадные автомобили, два из них — кабриолеты ЗИС–110Б и «Аурус» — представлены в Музее Гаража особого назначения.
ЗИС–110Б впервые появились на Красной площади 1 мая 1953 года, сменив привычных коней, традиционно использовавшихся на парадах. В тот день парадом командовал генерал‑полковник П. А. Артемьев, принимал парад Маршал Советского Союза Н.А. Булганин. Парадные ЗИС–110Б покрывали краской специального серо‑голубого оттенка, сочетавшейся с цветом маршальской шинели.
В 1961 году на смену ЗИС–110Б пришли специальные кабриолеты ЗИЛ–111В, которые выезжали на Красную площадь до 1972 года. Помимо парадов открытые ЗИЛ–111В входили в автопарк Гаража особого назначения и использовались для встреч зарубежных лидеров, а также героев той эпохи — советских космонавтов. Именно на такой машине 14 апреля 1961 года в Москве встречали первого космонавта Ю. А. Гагарина.
С 1972 года на Красной площади работали ЗИЛ–117В. Эти кабриолеты высшего класса базировались на шасси седана, а не лимузина, — на базе ЗИЛ–117. Более того, впервые в практике Завода имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ) для открытой машины была коренным образом изменена конфигурация цельнометаллического кузова: машина стала двухдверной, а боковые панели — значительно удлинены. Двери кабриолета, имевшие гораздо большую, чем у седана, ширину, впервые рассчитывали на прочность с помощью ЭВМ. Парадный кабриолет отличался отсутствием правого сиденья первого ряда: вместо него стояла микрофонная стойка с радиостанцией, а между рядами крепилась консоль с ручкой, за которую должен был держаться принимающий парад или командующий парадом. На кабриолетах этой модели парады в Москве принимали до 1980 года. Именно в такой модификации были созданы три машины, остальные семь кабриолетов ЗИЛ–117В имели переднее пассажирское кресло.
Заказ от Министерства обороны СССР на создание парадных кабриолетов следующего поколения поступил в 1980 году, а уже 7 ноября 1981 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов и командующий Московским военным округом генерал армии П. Г. Лушев объезжали парадный строй войск на совершенно новых ЗИЛ–41044.
От базовой модели ЗИЛ–41044 внешне отличался укороченной на 580 миллиметров базой и двумя дверьми. И хотя автомобиль оформили в стилистике лимузина 4104, в его основе лежала конструкция предыдущего парадного ЗИЛ–117В. Церемониальное предназначение автомобиля подчёркивали также отсутствие правого переднего сиденья и наличие в центре салона тумбы с поручнем, за который держались в движении командующий парадом или принимающий парад. Кроме того, автомобиль снабжался блоком микрофонов и ретранслирующей системой, которая была расположена в багажнике, с антеннами, поднимаемыми электроприводами на задних крыльях.
7 ноября 1990 года прошёл последний смотр на Красной площади в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Позже, в первой половине 1990‑х годов, парады не проводились. В 1995 году, в ознаменование 50‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади состоялась историческая часть парада. Современная же часть парада переместилась на Поклонную гору — именно в ней принимали участие ЗИЛ–41044. Традиция прохода войск по главной площади страны в День Победы 9 мая возродилась лишь с 1996 года.
О замене парадных машин тогда не задумывались, и почётную миссию выполняли всё те же кабриолеты. Когда они в последний раз в 2009 году выехали на Красную площадь, их возраст составлял 28 лет. 9 мая 2010 года на парад в честь 65‑летия Победы на Красную площадь выехали кабриолеты ЗИЛ–41041 АМГ. Несмотря на то что основные работы по их производству и сборке производились в Москве, большой объём конструкторских и производственных задач решался на ГАЗе, поэтому автомобиль имел ещё один заводской индекс — ГАЗ СП45.
В 2019 году Парад Победы на Красной площади принимали уже на парадных кабриолетах «Аурус» — первой за постсоветское время отечественной марке автомобилей представительского класса. Так, «Аурус Сенат Лимузин» в настоящее время является персональным автомобилем В. В. Путина. Премьера лимузина состоялась 7 мая 2018 года, когда Путин прибыл в нём на торжественную церемонию вступления в должность Президента Российской Федерации, — и с этого момента модели «Сенат» и «Арсенал» работают в кортеже главы государства.
Международной публике эти автомобили впервые были представлены во время встречи В.В. Путина с президентом США Дональдом Трампом, которая прошла 16 июля 2018 года в Хельсинки (Финляндия). Автомобили уехали в «зарубежную командировку».
На фото: Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в автомобиле ЗИС–110Б приветствует войска перед началом военного парада. Москва, 7 ноября 1956 г. Фото Б.Н. Ярославцева.
На главной странице: «Аурус»‑кабриолет — парадный автомобиль министра обороны РФ С.К. Шойгу. Премьера автомобиля состоялась на Параде Победы 9 мая 2019года.
В 1961 году на смену ЗИС–110Б пришли специальные кабриолеты ЗИЛ–111В, которые выезжали на Красную площадь до 1972 года. Помимо парадов открытые ЗИЛ–111В входили в автопарк Гаража особого назначения и использовались для встреч зарубежных лидеров, а также героев той эпохи — советских космонавтов. Именно на такой машине 14 апреля 1961 года в Москве встречали первого космонавта Ю. А. Гагарина.
С 1972 года на Красной площади работали ЗИЛ–117В. Эти кабриолеты высшего класса базировались на шасси седана, а не лимузина, — на базе ЗИЛ–117. Более того, впервые в практике Завода имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ) для открытой машины была коренным образом изменена конфигурация цельнометаллического кузова: машина стала двухдверной, а боковые панели — значительно удлинены. Двери кабриолета, имевшие гораздо большую, чем у седана, ширину, впервые рассчитывали на прочность с помощью ЭВМ. Парадный кабриолет отличался отсутствием правого сиденья первого ряда: вместо него стояла микрофонная стойка с радиостанцией, а между рядами крепилась консоль с ручкой, за которую должен был держаться принимающий парад или командующий парадом. На кабриолетах этой модели парады в Москве принимали до 1980 года. Именно в такой модификации были созданы три машины, остальные семь кабриолетов ЗИЛ–117В имели переднее пассажирское кресло.
Заказ от Министерства обороны СССР на создание парадных кабриолетов следующего поколения поступил в 1980 году, а уже 7 ноября 1981 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов и командующий Московским военным округом генерал армии П. Г. Лушев объезжали парадный строй войск на совершенно новых ЗИЛ–41044.
От базовой модели ЗИЛ–41044 внешне отличался укороченной на 580 миллиметров базой и двумя дверьми. И хотя автомобиль оформили в стилистике лимузина 4104, в его основе лежала конструкция предыдущего парадного ЗИЛ–117В. Церемониальное предназначение автомобиля подчёркивали также отсутствие правого переднего сиденья и наличие в центре салона тумбы с поручнем, за который держались в движении командующий парадом или принимающий парад. Кроме того, автомобиль снабжался блоком микрофонов и ретранслирующей системой, которая была расположена в багажнике, с антеннами, поднимаемыми электроприводами на задних крыльях.
7 ноября 1990 года прошёл последний смотр на Красной площади в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Позже, в первой половине 1990‑х годов, парады не проводились. В 1995 году, в ознаменование 50‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади состоялась историческая часть парада. Современная же часть парада переместилась на Поклонную гору — именно в ней принимали участие ЗИЛ–41044. Традиция прохода войск по главной площади страны в День Победы 9 мая возродилась лишь с 1996 года.
О замене парадных машин тогда не задумывались, и почётную миссию выполняли всё те же кабриолеты. Когда они в последний раз в 2009 году выехали на Красную площадь, их возраст составлял 28 лет. 9 мая 2010 года на парад в честь 65‑летия Победы на Красную площадь выехали кабриолеты ЗИЛ–41041 АМГ. Несмотря на то что основные работы по их производству и сборке производились в Москве, большой объём конструкторских и производственных задач решался на ГАЗе, поэтому автомобиль имел ещё один заводской индекс — ГАЗ СП45.
В 2019 году Парад Победы на Красной площади принимали уже на парадных кабриолетах «Аурус» — первой за постсоветское время отечественной марке автомобилей представительского класса. Так, «Аурус Сенат Лимузин» в настоящее время является персональным автомобилем В. В. Путина. Премьера лимузина состоялась 7 мая 2018 года, когда Путин прибыл в нём на торжественную церемонию вступления в должность Президента Российской Федерации, — и с этого момента модели «Сенат» и «Арсенал» работают в кортеже главы государства.
Международной публике эти автомобили впервые были представлены во время встречи В.В. Путина с президентом США Дональдом Трампом, которая прошла 16 июля 2018 года в Хельсинки (Финляндия). Автомобили уехали в «зарубежную командировку».
На фото: Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в автомобиле ЗИС–110Б приветствует войска перед началом военного парада. Москва, 7 ноября 1956 г. Фото Б.Н. Ярославцева.
На главной странице: «Аурус»‑кабриолет — парадный автомобиль министра обороны РФ С.К. Шойгу. Премьера автомобиля состоялась на Параде Победы 9 мая 2019года.
Печатается по: Лимузины Красной площади // Мир Музея. 2022. №5. С.44–46.
См также: На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с Павлом Нефёдовым // Мир Музея. 2023. №9. С.2–7.
Гуреев М. Чёрно‑белый взгляд // Мир Музея. 2023. №4. С.2–3.
«Что красиво — то и прочно». Беседа Дарьи Сабининой с Ильёй Печёнкиным // Мир Музея. 2023. №8. С.9–13.
Гуреев М. Чёрно‑белый взгляд // Мир Музея. 2023. №4. С.2–3.
«Что красиво — то и прочно». Беседа Дарьи Сабининой с Ильёй Печёнкиным // Мир Музея. 2023. №8. С.9–13.