Лучшие публикации

Мольèру – 400

15 января 2022 года в Версале началось празднование 400‑летия со дня рождения великого французского драматурга Жана‑Батиста Мольера. В программу вошли театральные представления, фестивали, кинопоказы, открытие статуи Мольера и, конечно, выставки.
Перевод с французского Ирины Дин (Хохолевой)
Жан‑Батист Поклен, более известный как Мольер (15 ян­ва­ря 1622 – 17 февраля 1673), считается неотъемлемой частью коллективного сознания французов. Читали они его произведения или нет, но имя Мольера знакомо всем французам и многим иностранцам. Автор комедий Великого века [1] сегодня самый популярный, самый исполняемый французский драматург, произведения которого переведены на многие другие языки.

Человек театра
Но кем на самом деле был человек, ставший национальным достоянием? Почти ничего не известно о личности Жана‑Батиста Поклена, очень мало известно о Мольере‑актёре, о себе как об авторе бессмертных комедий Мольер не оставил ни одной рукописи. Эта пустота позволила его преемникам изобрести традицию, востребованную многими поколениями художников и по сей день. Серые зоны и белые пятна в биографии Мольера вызвали к жизни различные мифы. Например, что литературным негром Мольера был Корнель, или легенда, что Мольер был подставным лицом самого Лю­до­вика XIѴ.

В день рождения великого драматурга и в ознаменование его 400‑летия в Версале открылась выставка «Моль­ер. Рождение национального до­стояния».

Организаторы выставки обратились к необычной судьбе актёра и драматурга, который, прежде чем добиться успеха в Париже, пересёк всё французское королевство. Цель выставки амбициозна — деконструировать легенду, шаг за шагом проследить литературную, театральную, культурную и политическую судьбу Мольера на протяжении четырёх веков, отделяющих нас от него. На выставке представлен человек, который до сих пор считается человеком театра par excellence [2], — автор, актёр, директор театра, режиссёр и организатор королевских праздников и развлечений. На выставке исследуются мифы, созданные вокруг Мольера, и влияние на его судьбу различных политических режимов. Кроме того, кураторы ставят перед собой задачу открыть Мольера, увиденного из другого мира, пересёкшего культурные и языковые границы Франции, чтобы оставить свой след на пяти континентах.

На выставке представлены книги, рукописи, режиссёрские конспекты, предварительные эскизы, фотографии, афиши, а также произведения искусства — картины, скульптуры, рисунки, костюмы, макеты декораций, графические работы, карикатуры, комиксы, предметы декоративно‑прикладного искусства — и аудиовизуальные проекции.
Выставка разделена на четыре части и восемь разделов.

От бродячего паяца до фаворита
Раздел посвящён Мольеру как человеку сцены, человеку пера и человеку королевского двора. Это рассказ об основных этапах жизни Жана‑Батиста, а также об условиях создания и восприятия его произведений. Посетители увидят картины, скульптуры, архивные рукописи, подлинные документы, сценические образы и предметы, принадлежавшие драматургу или актёрам его театра, реконструкции костюмов и макеты декораций того времени.

Создание традиций
Раздел посвящён переосмыслению произведений Мольера его современниками — актёрами и авторами, ответственными за увековечивание традиций и репертуара великого драматурга. Все они стремятся отдать дань уважения громоздкому для постмольеровского поколения наследию и одновременно превзойти его.

Наследие и преемственность
Раздел рассказывает о противоречивых представлениях о наследии Моль­ера, порождающих легенды, фантастические истории, связанные с его жизнью и творчеством, которые одновременно разрастаются и оспариваются. В экспозицию входят портреты известных актёров и исполнителей, тексты пьес, биографические мифы, картины, гравюры, скульптуры и театральный реквизит.

Лихорадка мольеризма
Почитание Мольера и даже благоговение перед ним появились в результате формирования сообщества, изучавшего жизнь и творчество драматурга, а также установления национальных памятных дат и зарождения культа Мольера, о котором свидетельствуют вдохновленные им произведения искусства, в частности, историческая живопись и скульптура.

Республиканец
Эта часть экспозиции рассказывает о резкой перемене в отношении к наследию Мольера. В период Третьей республики [3] стремились забыть придворного режиссёра, но продолжать прославление гения — знатока французского, олицетворение французского духа и республиканца до республиканцев. Мольер стал отдельной главой в республиканской настольной книге. Тексты Мольера — часть национального нарратива.

На грани между почти­тель­ностью и дерзостью
В центре внимания этого раздела выставки — великие произведения Моль­ера в постановках других режиссёров: от Жака Копо и Луи Жуве до современных спектаклей, включая Жана Вилара, Антуана Витеза и Ариану Мнушкину [4], — как образец смелости режиссёров, стремящихся противостоять традиции, демонстрировать новаторство в интерпретации репертуара, ставшего каноническим.

Мультимедиа
Организаторы экспозиции показывают, как наследие Мольера используется различными средствами массовой информации (комиксы, иллюстрированные книги, кино, карикатуры), как оно стало источником прибыли и экспортным продуктом (парки развлечений, цифровая анимация, компьютерные изображения, туристическая и коммерческая эксплуатация).

Мольер без границ
Мольер уже много лет — свой для всего мира. На выставке основное внимание уделено проникновению наследия французского драматурга в Азию и Северную Африку. В центральной ротонде Espace Richaud [5] представлены костюмы, модели декораций и предварительные эскизы основных сценических постановок.

Национальный музей Версаля . Франция . Версаль . Перевод с французского Ирины Дин . См. также первую страницу обложки.
Примечания.
[1] Великий век — XѴII век, эпоха правления короля Людовика XIѴ. Высшая стадия абсолютизма во Франции, время значительной консолидации единства страны, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры.

[2] Непревзойдённый (фр.).

[3] Третья республика — система правления во Франции с 1870 года (падение Второй Французской империи) до 10 июля 1940 года (поражение Франции во время Второй мировой войны).

[4] Жак Копо (1879–1949) — французский театральный актёр и режиссёр. Работал в театре «Комеди Франсез» (1936–1940). Один из основоположников современной французской режиссуры. Луи Жуве (1887–1951) — французский режиссёр, актёр театра и кино. Жан Вилар (1912–1971) — французский театральный режиссёр и актёр, создатель Авиньонского театрального фестиваля. Антуан Витез (1930–1990) — французский театральный актёр и режиссёр, педагог. Крупнейшая фигура французской сцены 1960–1980‑х годов. Ариана Мнушкина (р.1939) — французский режиссёр театра и кино, драматург и сценарист.

[5] Espace Richaud — культурное учреждение Версаля, сохранённая и восстановленная бывшая королевская больница, сегодня место проведения выставок культурного наследия и современного искусства.
Печатается по: Мольèру – 400. Перевод с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2022. №1. С.8–10.
См. также: Закодировано всё! Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Дмитрием Козновым // Мир Музея. 2023. №4. С.14–16.
Гуреев М. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С.25–27.
Драматург глазами актёра. Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Коршуновым // Мир Музея. 2023. №4. С.6–8.
Плетникова Л. «Волга была в полном разливе...» // Мир Музея. 2023. №4. С.19.
Ахметьева В. Почём футболка с классиком? // Мир Музея. 2023. №4. С.20–22.
На илл.: Портрет Мольера в роли Цезаря в трагедии Пьера Корнеля «Смерть Помпея». Фототипия. Издание «Художественный и литературный музей». 1890. ©A.Nadeau/Musée Paul-Dupuy — ville de Toulouse.