В этом доме на Случевской (Шугуровской) горе, что принадлежал коллежскому советнику, товарищу генерал‑губернатора Уфимского наместничества Николаю Степановичу Зубову, четырёхлетний Серёжа Аксаков, кстати, уже свободно к тому моменту читавший и знавший наизусть вирши Сумарокова и Хераскова, впервые оказался, когда туда перебрались жить его родители — прокурор земского суда Тимофей Степанович Аксаков и Мария Николаевна Зубова.
Воспитанием мальчика занималась, разумеется, мама.
Увлечённая просветительскими идеями Николая Ивановича Новикова и философией Жана‑Жака Руссо, Мария Николаевна всячески окружала любовью маленького Серёжу, опекала его всеконечно, совершенно пестуя нервическую чувствительность своего сына, а также оберегала от простонародной грубости и неизбежной мужской суровости. Вероятно, причиной тому было слабое здоровье мальчика, и всякое его очередное недомогание становилось для Марии Николаевны поводом для тяжёлых переживаний и невыносимых дум.
Совместные страдания, что и понятно, необычайно сблизили мать и сына.
Известно, например, что когда в девятилетнем возрасте (в 1799 году) Серёжа поступил в Казанскую гимназию, то вскоре он вернулся в Уфу, на Случевскую гору, поняв, что не в силах жить без мамы и без родного дома.
Удивительным образом именно этот дом, пройдя сквозь эпохи и столетия, дошёл до наших дней. Подобное уникальное обстоятельство наполняет находящийся здесь мемориальный музей Сергея Тимофеевича Аксакова, который был открыт в 1991 году к 200‑летию со дня рождения писателя и общественного деятеля, критика и мемуариста, особым, непередаваемым духом, где уже сама атмосфера аксаковского гнезда и является бесценным экспонатом — дыхание стен и запахи лестниц, треск половиц и тусклое отражение света из окон в зеркалах живут своей тайной жизнью.
Конечно, здесь существует легенда о том, что призрак Николая Степановича Зубова, перенесшего в старости апоплексический удар и почти парализованного, появляется в доме накануне Пасхи: он входит в свой кабинет, садится к рабочему столу и подолгу разбирает старые бумаги. Правда это или нет, нам неизвестно, да и не служит сие загадочное обстоятельство предметом музейной науки, хотя само по себе оно о многом говорит...
Уфа.
Увлечённая просветительскими идеями Николая Ивановича Новикова и философией Жана‑Жака Руссо, Мария Николаевна всячески окружала любовью маленького Серёжу, опекала его всеконечно, совершенно пестуя нервическую чувствительность своего сына, а также оберегала от простонародной грубости и неизбежной мужской суровости. Вероятно, причиной тому было слабое здоровье мальчика, и всякое его очередное недомогание становилось для Марии Николаевны поводом для тяжёлых переживаний и невыносимых дум.
Совместные страдания, что и понятно, необычайно сблизили мать и сына.
Известно, например, что когда в девятилетнем возрасте (в 1799 году) Серёжа поступил в Казанскую гимназию, то вскоре он вернулся в Уфу, на Случевскую гору, поняв, что не в силах жить без мамы и без родного дома.
Удивительным образом именно этот дом, пройдя сквозь эпохи и столетия, дошёл до наших дней. Подобное уникальное обстоятельство наполняет находящийся здесь мемориальный музей Сергея Тимофеевича Аксакова, который был открыт в 1991 году к 200‑летию со дня рождения писателя и общественного деятеля, критика и мемуариста, особым, непередаваемым духом, где уже сама атмосфера аксаковского гнезда и является бесценным экспонатом — дыхание стен и запахи лестниц, треск половиц и тусклое отражение света из окон в зеркалах живут своей тайной жизнью.
Конечно, здесь существует легенда о том, что призрак Николая Степановича Зубова, перенесшего в старости апоплексический удар и почти парализованного, появляется в доме накануне Пасхи: он входит в свой кабинет, садится к рабочему столу и подолгу разбирает старые бумаги. Правда это или нет, нам неизвестно, да и не служит сие загадочное обстоятельство предметом музейной науки, хотя само по себе оно о многом говорит...
Уфа.
На фото: Настольный детский театр. 1991. Папье‑маше, краски, картон, ткани. 66×70×61. Жёлтая гостиная. Фото Ирины Новосёловой.
Печатается по: Максим Гуреев. Тайная жизнь дома Серёжи Аксакова // Мир Музея. 2024. №8. С. 26–27.
См. также:
Максим Гуреев. Ария московского гостя, или Уфимский текст // Мир Музея. 2024. №8. С.2–5.
Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С. 80–82.
Максим Гуреев. «Люди, которые пишут прозаические тексты, — одиноки» // Мир Музея. 2022. №10. С. 2–5.
Максим Гуреев. «В деревне Бог живёт не по углам...» // Мир Музея. 2023. №2. С. 2–4.
Максим Гуреев. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С. 25–27.
Максим Гуреев. Ария московского гостя, или Уфимский текст // Мир Музея. 2024. №8. С.2–5.
Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С. 80–82.
Максим Гуреев. «Люди, которые пишут прозаические тексты, — одиноки» // Мир Музея. 2022. №10. С. 2–5.
Максим Гуреев. «В деревне Бог живёт не по углам...» // Мир Музея. 2023. №2. С. 2–4.
Максим Гуреев. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С. 25–27.