В современной Великобритании существует огромное количество всевозможных книжных клубов и литературных сообществ, некоторые из них могут похвастаться вековыми традициями. Самые распространённые, где ведётся групповое обсуждение прочитанных книг, — это книжный клуб (Reading club) или группа чтения (Reading group).
Ирина Дин (Хохолева)
Ирина Дин (Хохолева)
Такие клубы можно найти в больших городах и маленьких удалённых деревушках, в библиотеках и университетах, в коммерческих компаниях, благотворительных, научных и государственных организациях. Членство в большинстве свободное, участники самые разнообразные, что, видимо, объясняет огромное количество тематических книжных клубов. Кажется, любой может найти интересующую себя тему: поэтические группы, клубы любителей мистики или детективов, исторические и философские клубы, группы «фанатов» писателя или поэта, клуб любителей валлийского эпоса, марксистский клуб чтения, группа для людей, у которых мало времени для чтения... [1] Список кажется бесконечным.
Клуб, конечно, подразумевает членство, и иногда книжные клубы по разным причинам ограничивают количество или тип участников. Например, один из старейших — Долтонский книжный клуб (Dalton book) — традиционно состоит только из 30 членов. Причём 30‑е место всегда остается свободным для сына одного из членов клуба. Есть женские группы чтения, а есть исключительно мужские книжные клубы (последних намного меньше). Большинство объединяет не только желание читать книги, но и обсуждать их, обмениваться мнениями. Часто эти группы даже не столько о литературе, сколько о возможности пообщаться и приятно провести вечер в компании. Многие клубы собираются один раз в месяц, часто собрания проходят в местном пабе. Иногда в библиотеке или муниципальном помещении, но традиционно такие встречи и обсуждения всё же проходят за пинтой пива и обильным ужином.
С момента своего появления в XѴIII веке сообщества помогали получить доступ к библиотеке клуба и собрать людей для обсуждения — ведь книги были дефицитом и вообще дорогим увлечением. На таких встречах собирались не только книголюбы, но и любители выпить и посплетничать.
В Англии того времени книжная культура расцветала: печатали всё больше книг, а люди изобретали всё новые способы доступа к ним. Стали открываться библиотеки; многие из них были коммерческими, аренда книг была платная. По некоторым оценкам, к середине XѴIII века в Англии насчитывалось около двух тысяч библиотек. Они стали не только местом, где можно было найти книги, но и социальными учреждениями. Распространение библиотек даже вызвало в обществе горячую полемику, поскольку библиотеки давали доступ к книгам представителям разных социальных классов и предоставляли женщинам место, где они могли собираться вне дома.
Книжные клубы всегда были частью литературной культуры Англии. Сегодня каждый член такого клуба может купить собственный экземпляр книги, но в XѴIII веке это было не по карману даже состоятельным людям. Изначально люди просто покупали книги вскладчину: принадлежность к книжному клубу означала владение обширной библиотекой, куда больше, чем личная, — просто нужно было делиться.
Параллельно с книжными клубами стали появляться литературные общества, в которые часто входили известные писатели и поэты. Такие клубы были нацелены на литературные дискуссии и события, на обмен опытом и мнениями. Одно из старейших литературных сообществ Великобритании — литературное общество Мелроуза (Шотландия), основанное в 1885 году. Встречи общества проходят примерно раз в две недели с сентября по апрель и открыты для всех желающих. Разнообразная программа включает в себя выступления современных авторов, научных авторитетов и известных личностей, а обсуждаемые темы варьируют от романов до драмы, поэзии, мемуаров и биографий.
Другой тип литературного сообщества в Англии — писательский или авторский клуб. Один из самых известных и старых так и называется — «Авторский клуб» (Authors’ Club). Основанный сэром Уолтером Безантом [2] в 1891 году как место общения писателей, «Авторский клуб» стал домом для многих ведущих деятелей английской литературы конца XIX и XX века. Президентами клуба были Джордж Мередит, Томас Харди, Дж. М. Барри и Комптон Маккензи [3], а Эмиль Золя, Марк Твен, Фрэнсис Ходжсон Бернетт и Томас С. Элиот выступали там на ужинах [4]. Именно в этом клубе Оскар Уайльд возмущённо осудил цензуру своей пьесы «Саломея», а Артур Конан Дойл и Джером К. Джером читали свои рукописи [5]. Именно в Лондоне в «Авторском клубе» Грэм Грин выпивал с Кимом Филби и Малкольмом Маггериджем, а супершпион МИ–5 Максвелл Найт во время Второй мировой войны вербовал агентов [6].
Английская литературная сцена изобилует литературными клубами и сообществами, поощрявшими и поддерживавшими начинающих писателей и мыслителей в разные исторические периоды. Многие клубы были связаны с литературными школами и движениями, а у большинства существовали свои рупоры — литературные периодические издания, выражавшие их принципы и идеологию. Эти клубы стали местом встречи писателей, журналистов, политиков, иллюстраторов, скульпторов, критиков и художников, которые были их членами.
В начале ХХ века в Англии появились книжные сообщества нового типа — устроенные по образцу книжных клубов Нового Света. Например, «Книжное общество» (Book Society) — первый британский клуб «по подписке», действовавший с апреля 1929 года до конца 1960‑х годов.
Он был создан по образцу феноменально успешного американского клуба «Книга месяца», основанного в 1926 году рекламным агентом Гарри Шерманом для стимулирования более активной покупки книг среди неохотно читавшей публики. Шерман обнаружил, что читателей можно убедить каждый месяц покупать новую книгу, если тщательно культивировать потребительскую лояльность и узнаваемость бренда. В межвоенный период в Великобритании прочно укоренилась «пагубная привычка брать книги взаймы», как выразился Герберт Уэллс, и книготорговцы скептически относились к тому, что читатели последуют примеру американцев. Но они последовали. К 1939 году «Книжное общество» насчитывало более 10 тысяч членов и рассматривалось как полезное средство распространения новейших книг среди тех, кто живёт за городом или вдали от крупных городов и не имеет свободного доступа к книжным магазинам. От 30 до 40 процентов членов клуба жили за границей. Каждый месяц «Книжное общество» рассылало по почте новую книгу десяткам тысяч своих членов, проживавших в Великобритании и за рубежом. Несмотря на звучавшие протесты книготорговцев и нападки критиков, организация позволила массе читателей собирать коллекции книжных новинок в то время, когда покупка книг всё ещё считалась прерогативой привилегированных слоёв.
Многие известные произведения середины ХХ века, в том числе «Дневник провинциальной леди» (1930) Э.М. Делафилд, «Ребекка» (1938) Дафны Дю Морье, «Возвращение в Брайдсхед» (1945) Ивлина Во и «Убить пересмешника» (1960) Харпер Ли, приобрели статус бестселлера благодаря «Книжному обществу» и его читателями. Записи в архивах издательств показывают, что выбор «Книжного общества» означал гарантированный дополнительный заказ в семь тысяч экземпляров для первого издания — огромное количество, когда обычные продажи книг в твёрдых переплетах составляли в среднем от трёх до пяти тысяч экземпляров. Влияние общества было чрезвычайно велико: ежемесячный выбор книги широко рекламировался в прессе, библиотеках и книжных магазинах, на журнал «Новости Книжного общества» подписывалось гораздо больше людей, чем покупало книги непосредственно в магазине.
Сегодня также существуют книжные клубы «по подписке». Один из самых популярных и влиятельных создали телеведущие Ричард Мадли и Джуди Финниган в 2010 году. Десятки никому не известных писателей сделали карьеру благодаря тому, что их книги попали в списки для чтения этого клуба.
Кроме многочисленных книжных и литературных сообществ, рассчитанных на широкую публику, существует немало «элитарных» клубов любителей книги. К примеру, знаменитый Роксбергский клуб (Roxburghe Club) — старейшее общество, занимающееся изданием неопубликованных документов переизданием редких печатных текстов, среди которых неизвестные или забытые произведения английской литературы и исторические документы. Состав клуба не может превышать 40 человек, и каждый его член должен раз в год издать раритетную книгу. В настоящее время список публикаций насчитывает почти 300 томов, среди них и средневековые рукописи в факсимиле, и знаковые произведения на древнеанглийском и среднеанглийском языках, и более современные тексты: неопубликованные документы якобитов, переписка Гаррика и графини Спенсер, письма Дизраэли [7] и так далее.
Этот клуб возник 16 июня 1812 года, когда группа библиофилов во главе с известным коллекционером эпохи преподобным Томасом Дибдином [8] встретилась за ужином накануне продажи библиотеки герцога Роксбергского [9]. Они решили, что не следует забывать такое событие, и на следующий год 17 июня снова поужинали вместе. Так родился Роксбергский клуб, члены которого до сих пор каждый год в середине июня собираются на совместный ужин.
Великобритания, Рединг.
Британские литературные сообщества
Клуб Скриблеруса (Scriblerus Club) был свободной группой литераторов, ненавидевших претенциозную учёность и ложные вкусы. Клуб был основан в 1713 году Джонатаном Свифтом, Александром Поупом, Джоном Геем, Джоном Арбутнотом и Томасом Парнеллом и просуществовал до 1745 года. Назывался в честь вымышленного персонажа Мартинуса Скриблеруса, немца из Мюнстера, который славился образованностью, но не имел никаких практических знаний и суждений. Основной целью Клуба Скриблеруса было высмеивание ложной науки и образования с помощью образованного дурака Мартинуса Скриблеруса.
Клуб Кит‑Кэт (Kit‑Cat club) был образован в Лондоне в начале XVIII века членами партии вигов, с ним связаны имена многих известных литературных деятелей, такие как Джозеф Эддисон, Ричард Стил, Джон Ванбруг, Сэмюэл Гарт и Уильям Конгрив. Члены клуба Kit‑Cat собирались в таверне недалеко от «Темпл‑бара», которую содержал Кристофер Катор Кэт, для друзей — Кит Кэт. Его пироги с бараниной славились на всю округу, и их называли «кит‑кэт».
Клуб синих чулок (Blue-Stockings club). Термин «синие чулки» применялся в пренебрежительном смысле к интеллектуальным и общительным женщинам конца XVIII века. Вероятно, такие дамы носили дешёвые синие чулки вместо принятых в хорошем обществе чёрных шёлковых. В 1750‑х годах Элизабет Весей при поддержке своего мужа решила основать модное литературное общество для вечерних приёмов нового типа, когда вечеринки разбивались на небольшие группы. Встречи с чаем, кофе и лимонадом вместо алкоголя и карточных игр, призванные продвигать и поощрять начинающих литераторов, проводились почти 50 лет. Политические дискуссии и сквернословие в клубе были запрещены.
Истоки Сэвил‑клуба (Savile Club) берут своё начало в Лондоне. В момент основания в 1868 году он назывался Эклектическим клубом, позднее, в 1869 году, стал Новым клубом, а когда в 1871 году место встречи клуба было перенесено на улицу Сэвил‑роу, был переименован в Сэвил‑клуб. Позже, в 1927 году, он был переведён на Брук‑стрит, 69, где и находится сегодня. Среди членов клуба были Роберт Луис Стивенсон, Эдмунд Госсе, Томас Харди, Уильям Батлер Титс, Литтон Стрэйчи и Генри Джеймс. Члены клуба отличались своеобразным стилем письма и оригинальными взглядами.
Группа Блумсбери (Bloomsbury Group) появилась на лондонском литературном горизонте около 1904 года. В группу входили писатели Вирджиния и Леонард Вулф, художник Роджер Фрай, экономист Джон Мейнард Кейнс, художницы Дора Фарингтон и Ванесса Белл, философ Бертран Рассел, художественные критики Литтон Стрейтчи и Клайв Белл. Романист Эдвард Форстер тоже был частым гостем дискуссий, в ходе которых обсуждались политические и литературные вопросы. Группу объединяло стремление к поиску истины и презрение к общепринятой морали. Это был бунт против викторианского пуританства и претенциозности. Группа оказала большое влияние на британскую культуру в период с 1920 по 1940 год.
Группа «Инклинги» (Inklings) появилась в первой половине ХХ века. Название было позаимствовано у небольшого студенческого общества, созданного в 1931 году в Университетском колледже Оксфорда. Клайв Стейплз Льюис предложил его для неформальных встреч свободной группы писателей, мыслителей и философов. С 1930‑х по 1960‑е годы «Инклинги» собирались в комнатах К.С. Льюиса в колледже Магдален в Оксфорде. Некоторые встречи проходили в оксфордских пабах, таких как «Орёл и ребёнок». Важными членами группы были Клайв Стейплз Льюис, Невис Когхилл, Дж.Р.Р. Толкиен, Чарльз Уильямс и Оуэн Барфилд. «Инклинги» интересовались традиционной и повествовательной фантастической и фэнтезийной литературой. У них были свои правила и нормы, они собирались, чтобы читать вслух оригинальные произведения, и обсуждали многие литературные вопросы того времени. Интересно, что Дж.Р.Р.Толкиен читал вслух «Хоббитов» и «Властелина колец» именно там. В период действия общества Клайв Стейплз Льюис создал «Хроники Нарнии», а Чарльз Уильямс написал свои знаменитые поэтические произведения, основанные на артурианской легенде — «Талиссин через Логрес» (1938) и «Регион летних звёзд» (1944).
Примечания.
[1] В Оксфордском университете существует «10‑минутный клуб чтения». Члены клуба используют бесплатное приложение на телефоне, созданное на факультете английского языка в Оксфорде. Приложение спрашивает, сколько времени у вас есть, и предоставляет несокращённый отрывок из литературного произведения, рассчитанный на прочтение в течение от пяти до 30 минут.
[2] Уолтер Безант (Walter Besant; 1836–1901) — английский писатель и историк.
[3] Джордж Мередит (George Meredith; 1828–1909) — ведущий английский писатель викторианской эпохи. Наиболее известен его роман «Эгоист» (1879). Томас Харди (Thomas Hardy; 1840–1928) — крупнейший английский писатель и поэт поздневикторианской эпохи. Основные темы его романов — всевластие враждебной человеку судьбы, господство нелепой случайности. Джеймс Мэтью Барри, 1‑й баронет (James Matthew Barrie, 1860–1937) — шотландский драматург и романист, автор цикла сказочных произведений о Питере Пэне. Комптон Маккензи (Edward Montague Compton Mackenzie, 1883–1972) — шотландский писатель, писал на английском языке.
[4] Эмиль Золя (Émile Zola; 1840–1902) — французский писатель, публицист и политический деятель. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик натуралистического движения в литературе. Марк Твен (Mark Twain, наст. имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, Samuel Langhorne Clemens; 1835–1910) — американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель. Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт (Frances Eliza Hodgson Burnett; 1849–1924) — английская писательница и драматург. Писала рассказы и повести для детей. Томас Элиот (Thomas Stearns Eliot, 1888–1965) — американо‑британский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1948 года.
[5] Оскар Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 1854–1900) — ирландский писатель и поэт. Одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма. Артур Конан Дойл (Arthur Ignatius Conan Doyle; 1859–1930) — английский писатель ирландского происхождения, автор множества произведений и цикла о Шерлоке Холмсе. Джером Клапка Джером (Jerome Klapka Jerome, 1859–1927) — английский писатель‑юморист, драматург, сотрудник сатирического журнала «Панч». Автор повести «Трое в лодке, не считая собаки».
[6] Грэм Грин (Henry Graham Greene; 1904–1991) — английский писатель, поэт и журналист, в 1940‑е годы — сотрудник британской разведки. Ким Филби (Harold Adrian Russell Philby; 1912–1988) — один из руководителей британской разведки, коммунист, агент советской разведки с 1933 года. Член «Кембриджской пятёрки». Малкольм Маггеридж (Thomas Malcolm Muggeridge, 1903–1990) — британский журналист. Чарльз Генри Максвелл Найт, известен как Максвелл Найт (Maxwell Knight; 1900–1968) — британский шпион, натуралист и телеведущий, прототип персонажа «М» в книгах о Джеймсе Бонде.
[7] Дэвид Гаррик (David Garrick; 1717–1779) — английский актёр, драматург, театральный менеджер и продюсер, ученик и друг Сэмюэла Джонсона. Маргарет Джорджиана Спенсер, графиня Спенсер (Margaret Georgiana Spencer, Countess Spencer, 1737–1814) — британская аристократка и филантроп. Её переписка с другом представляет собой крупнейшую частную коллекцию писем в Британской библиотеке. Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraeli, 1804–1881) — британский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40‑й и 42‑й премьер‑министр Великобритании, член палаты лордов с 1876 года, писатель, один из представителей «социального романа».
[8] Томас Дибдин (Thomas Frognall Dibdin; 1776–1847) — англиканский священник, библиограф, способствовавший росту интереса к библиографии своими восторженными, хотя часто неточными книгами.
[9] Это была крупнейшая частная библиотека предыдущей эпохи, её распродажа побила все рекорды. Первое издание Боккаччо (тогда считавшееся уникальным), напечатанное в 1471 году, стоило 2260 фунтов стерлингов, и этот рекорд продержался более 60 лет.
На илл.: Исаак Крукшенк. Библиотека. 1800–1811. Акварель, чёрные и коричневые чернила на бежевой бумаге средней плотности с лёгкой текстурой. 17,5 × 21,6. Йельский центр британского искусства.
Клуб, конечно, подразумевает членство, и иногда книжные клубы по разным причинам ограничивают количество или тип участников. Например, один из старейших — Долтонский книжный клуб (Dalton book) — традиционно состоит только из 30 членов. Причём 30‑е место всегда остается свободным для сына одного из членов клуба. Есть женские группы чтения, а есть исключительно мужские книжные клубы (последних намного меньше). Большинство объединяет не только желание читать книги, но и обсуждать их, обмениваться мнениями. Часто эти группы даже не столько о литературе, сколько о возможности пообщаться и приятно провести вечер в компании. Многие клубы собираются один раз в месяц, часто собрания проходят в местном пабе. Иногда в библиотеке или муниципальном помещении, но традиционно такие встречи и обсуждения всё же проходят за пинтой пива и обильным ужином.
С момента своего появления в XѴIII веке сообщества помогали получить доступ к библиотеке клуба и собрать людей для обсуждения — ведь книги были дефицитом и вообще дорогим увлечением. На таких встречах собирались не только книголюбы, но и любители выпить и посплетничать.
В Англии того времени книжная культура расцветала: печатали всё больше книг, а люди изобретали всё новые способы доступа к ним. Стали открываться библиотеки; многие из них были коммерческими, аренда книг была платная. По некоторым оценкам, к середине XѴIII века в Англии насчитывалось около двух тысяч библиотек. Они стали не только местом, где можно было найти книги, но и социальными учреждениями. Распространение библиотек даже вызвало в обществе горячую полемику, поскольку библиотеки давали доступ к книгам представителям разных социальных классов и предоставляли женщинам место, где они могли собираться вне дома.
Книжные клубы всегда были частью литературной культуры Англии. Сегодня каждый член такого клуба может купить собственный экземпляр книги, но в XѴIII веке это было не по карману даже состоятельным людям. Изначально люди просто покупали книги вскладчину: принадлежность к книжному клубу означала владение обширной библиотекой, куда больше, чем личная, — просто нужно было делиться.
Параллельно с книжными клубами стали появляться литературные общества, в которые часто входили известные писатели и поэты. Такие клубы были нацелены на литературные дискуссии и события, на обмен опытом и мнениями. Одно из старейших литературных сообществ Великобритании — литературное общество Мелроуза (Шотландия), основанное в 1885 году. Встречи общества проходят примерно раз в две недели с сентября по апрель и открыты для всех желающих. Разнообразная программа включает в себя выступления современных авторов, научных авторитетов и известных личностей, а обсуждаемые темы варьируют от романов до драмы, поэзии, мемуаров и биографий.
Другой тип литературного сообщества в Англии — писательский или авторский клуб. Один из самых известных и старых так и называется — «Авторский клуб» (Authors’ Club). Основанный сэром Уолтером Безантом [2] в 1891 году как место общения писателей, «Авторский клуб» стал домом для многих ведущих деятелей английской литературы конца XIX и XX века. Президентами клуба были Джордж Мередит, Томас Харди, Дж. М. Барри и Комптон Маккензи [3], а Эмиль Золя, Марк Твен, Фрэнсис Ходжсон Бернетт и Томас С. Элиот выступали там на ужинах [4]. Именно в этом клубе Оскар Уайльд возмущённо осудил цензуру своей пьесы «Саломея», а Артур Конан Дойл и Джером К. Джером читали свои рукописи [5]. Именно в Лондоне в «Авторском клубе» Грэм Грин выпивал с Кимом Филби и Малкольмом Маггериджем, а супершпион МИ–5 Максвелл Найт во время Второй мировой войны вербовал агентов [6].
Английская литературная сцена изобилует литературными клубами и сообществами, поощрявшими и поддерживавшими начинающих писателей и мыслителей в разные исторические периоды. Многие клубы были связаны с литературными школами и движениями, а у большинства существовали свои рупоры — литературные периодические издания, выражавшие их принципы и идеологию. Эти клубы стали местом встречи писателей, журналистов, политиков, иллюстраторов, скульпторов, критиков и художников, которые были их членами.
В начале ХХ века в Англии появились книжные сообщества нового типа — устроенные по образцу книжных клубов Нового Света. Например, «Книжное общество» (Book Society) — первый британский клуб «по подписке», действовавший с апреля 1929 года до конца 1960‑х годов.
Он был создан по образцу феноменально успешного американского клуба «Книга месяца», основанного в 1926 году рекламным агентом Гарри Шерманом для стимулирования более активной покупки книг среди неохотно читавшей публики. Шерман обнаружил, что читателей можно убедить каждый месяц покупать новую книгу, если тщательно культивировать потребительскую лояльность и узнаваемость бренда. В межвоенный период в Великобритании прочно укоренилась «пагубная привычка брать книги взаймы», как выразился Герберт Уэллс, и книготорговцы скептически относились к тому, что читатели последуют примеру американцев. Но они последовали. К 1939 году «Книжное общество» насчитывало более 10 тысяч членов и рассматривалось как полезное средство распространения новейших книг среди тех, кто живёт за городом или вдали от крупных городов и не имеет свободного доступа к книжным магазинам. От 30 до 40 процентов членов клуба жили за границей. Каждый месяц «Книжное общество» рассылало по почте новую книгу десяткам тысяч своих членов, проживавших в Великобритании и за рубежом. Несмотря на звучавшие протесты книготорговцев и нападки критиков, организация позволила массе читателей собирать коллекции книжных новинок в то время, когда покупка книг всё ещё считалась прерогативой привилегированных слоёв.
Многие известные произведения середины ХХ века, в том числе «Дневник провинциальной леди» (1930) Э.М. Делафилд, «Ребекка» (1938) Дафны Дю Морье, «Возвращение в Брайдсхед» (1945) Ивлина Во и «Убить пересмешника» (1960) Харпер Ли, приобрели статус бестселлера благодаря «Книжному обществу» и его читателями. Записи в архивах издательств показывают, что выбор «Книжного общества» означал гарантированный дополнительный заказ в семь тысяч экземпляров для первого издания — огромное количество, когда обычные продажи книг в твёрдых переплетах составляли в среднем от трёх до пяти тысяч экземпляров. Влияние общества было чрезвычайно велико: ежемесячный выбор книги широко рекламировался в прессе, библиотеках и книжных магазинах, на журнал «Новости Книжного общества» подписывалось гораздо больше людей, чем покупало книги непосредственно в магазине.
Сегодня также существуют книжные клубы «по подписке». Один из самых популярных и влиятельных создали телеведущие Ричард Мадли и Джуди Финниган в 2010 году. Десятки никому не известных писателей сделали карьеру благодаря тому, что их книги попали в списки для чтения этого клуба.
Кроме многочисленных книжных и литературных сообществ, рассчитанных на широкую публику, существует немало «элитарных» клубов любителей книги. К примеру, знаменитый Роксбергский клуб (Roxburghe Club) — старейшее общество, занимающееся изданием неопубликованных документов переизданием редких печатных текстов, среди которых неизвестные или забытые произведения английской литературы и исторические документы. Состав клуба не может превышать 40 человек, и каждый его член должен раз в год издать раритетную книгу. В настоящее время список публикаций насчитывает почти 300 томов, среди них и средневековые рукописи в факсимиле, и знаковые произведения на древнеанглийском и среднеанглийском языках, и более современные тексты: неопубликованные документы якобитов, переписка Гаррика и графини Спенсер, письма Дизраэли [7] и так далее.
Этот клуб возник 16 июня 1812 года, когда группа библиофилов во главе с известным коллекционером эпохи преподобным Томасом Дибдином [8] встретилась за ужином накануне продажи библиотеки герцога Роксбергского [9]. Они решили, что не следует забывать такое событие, и на следующий год 17 июня снова поужинали вместе. Так родился Роксбергский клуб, члены которого до сих пор каждый год в середине июня собираются на совместный ужин.
Великобритания, Рединг.
Британские литературные сообщества
Клуб Скриблеруса (Scriblerus Club) был свободной группой литераторов, ненавидевших претенциозную учёность и ложные вкусы. Клуб был основан в 1713 году Джонатаном Свифтом, Александром Поупом, Джоном Геем, Джоном Арбутнотом и Томасом Парнеллом и просуществовал до 1745 года. Назывался в честь вымышленного персонажа Мартинуса Скриблеруса, немца из Мюнстера, который славился образованностью, но не имел никаких практических знаний и суждений. Основной целью Клуба Скриблеруса было высмеивание ложной науки и образования с помощью образованного дурака Мартинуса Скриблеруса.
Клуб Кит‑Кэт (Kit‑Cat club) был образован в Лондоне в начале XVIII века членами партии вигов, с ним связаны имена многих известных литературных деятелей, такие как Джозеф Эддисон, Ричард Стил, Джон Ванбруг, Сэмюэл Гарт и Уильям Конгрив. Члены клуба Kit‑Cat собирались в таверне недалеко от «Темпл‑бара», которую содержал Кристофер Катор Кэт, для друзей — Кит Кэт. Его пироги с бараниной славились на всю округу, и их называли «кит‑кэт».
Клуб синих чулок (Blue-Stockings club). Термин «синие чулки» применялся в пренебрежительном смысле к интеллектуальным и общительным женщинам конца XVIII века. Вероятно, такие дамы носили дешёвые синие чулки вместо принятых в хорошем обществе чёрных шёлковых. В 1750‑х годах Элизабет Весей при поддержке своего мужа решила основать модное литературное общество для вечерних приёмов нового типа, когда вечеринки разбивались на небольшие группы. Встречи с чаем, кофе и лимонадом вместо алкоголя и карточных игр, призванные продвигать и поощрять начинающих литераторов, проводились почти 50 лет. Политические дискуссии и сквернословие в клубе были запрещены.
Истоки Сэвил‑клуба (Savile Club) берут своё начало в Лондоне. В момент основания в 1868 году он назывался Эклектическим клубом, позднее, в 1869 году, стал Новым клубом, а когда в 1871 году место встречи клуба было перенесено на улицу Сэвил‑роу, был переименован в Сэвил‑клуб. Позже, в 1927 году, он был переведён на Брук‑стрит, 69, где и находится сегодня. Среди членов клуба были Роберт Луис Стивенсон, Эдмунд Госсе, Томас Харди, Уильям Батлер Титс, Литтон Стрэйчи и Генри Джеймс. Члены клуба отличались своеобразным стилем письма и оригинальными взглядами.
Группа Блумсбери (Bloomsbury Group) появилась на лондонском литературном горизонте около 1904 года. В группу входили писатели Вирджиния и Леонард Вулф, художник Роджер Фрай, экономист Джон Мейнард Кейнс, художницы Дора Фарингтон и Ванесса Белл, философ Бертран Рассел, художественные критики Литтон Стрейтчи и Клайв Белл. Романист Эдвард Форстер тоже был частым гостем дискуссий, в ходе которых обсуждались политические и литературные вопросы. Группу объединяло стремление к поиску истины и презрение к общепринятой морали. Это был бунт против викторианского пуританства и претенциозности. Группа оказала большое влияние на британскую культуру в период с 1920 по 1940 год.
Группа «Инклинги» (Inklings) появилась в первой половине ХХ века. Название было позаимствовано у небольшого студенческого общества, созданного в 1931 году в Университетском колледже Оксфорда. Клайв Стейплз Льюис предложил его для неформальных встреч свободной группы писателей, мыслителей и философов. С 1930‑х по 1960‑е годы «Инклинги» собирались в комнатах К.С. Льюиса в колледже Магдален в Оксфорде. Некоторые встречи проходили в оксфордских пабах, таких как «Орёл и ребёнок». Важными членами группы были Клайв Стейплз Льюис, Невис Когхилл, Дж.Р.Р. Толкиен, Чарльз Уильямс и Оуэн Барфилд. «Инклинги» интересовались традиционной и повествовательной фантастической и фэнтезийной литературой. У них были свои правила и нормы, они собирались, чтобы читать вслух оригинальные произведения, и обсуждали многие литературные вопросы того времени. Интересно, что Дж.Р.Р.Толкиен читал вслух «Хоббитов» и «Властелина колец» именно там. В период действия общества Клайв Стейплз Льюис создал «Хроники Нарнии», а Чарльз Уильямс написал свои знаменитые поэтические произведения, основанные на артурианской легенде — «Талиссин через Логрес» (1938) и «Регион летних звёзд» (1944).
Примечания.
[1] В Оксфордском университете существует «10‑минутный клуб чтения». Члены клуба используют бесплатное приложение на телефоне, созданное на факультете английского языка в Оксфорде. Приложение спрашивает, сколько времени у вас есть, и предоставляет несокращённый отрывок из литературного произведения, рассчитанный на прочтение в течение от пяти до 30 минут.
[2] Уолтер Безант (Walter Besant; 1836–1901) — английский писатель и историк.
[3] Джордж Мередит (George Meredith; 1828–1909) — ведущий английский писатель викторианской эпохи. Наиболее известен его роман «Эгоист» (1879). Томас Харди (Thomas Hardy; 1840–1928) — крупнейший английский писатель и поэт поздневикторианской эпохи. Основные темы его романов — всевластие враждебной человеку судьбы, господство нелепой случайности. Джеймс Мэтью Барри, 1‑й баронет (James Matthew Barrie, 1860–1937) — шотландский драматург и романист, автор цикла сказочных произведений о Питере Пэне. Комптон Маккензи (Edward Montague Compton Mackenzie, 1883–1972) — шотландский писатель, писал на английском языке.
[4] Эмиль Золя (Émile Zola; 1840–1902) — французский писатель, публицист и политический деятель. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик натуралистического движения в литературе. Марк Твен (Mark Twain, наст. имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, Samuel Langhorne Clemens; 1835–1910) — американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель. Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт (Frances Eliza Hodgson Burnett; 1849–1924) — английская писательница и драматург. Писала рассказы и повести для детей. Томас Элиот (Thomas Stearns Eliot, 1888–1965) — американо‑британский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1948 года.
[5] Оскар Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 1854–1900) — ирландский писатель и поэт. Одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма. Артур Конан Дойл (Arthur Ignatius Conan Doyle; 1859–1930) — английский писатель ирландского происхождения, автор множества произведений и цикла о Шерлоке Холмсе. Джером Клапка Джером (Jerome Klapka Jerome, 1859–1927) — английский писатель‑юморист, драматург, сотрудник сатирического журнала «Панч». Автор повести «Трое в лодке, не считая собаки».
[6] Грэм Грин (Henry Graham Greene; 1904–1991) — английский писатель, поэт и журналист, в 1940‑е годы — сотрудник британской разведки. Ким Филби (Harold Adrian Russell Philby; 1912–1988) — один из руководителей британской разведки, коммунист, агент советской разведки с 1933 года. Член «Кембриджской пятёрки». Малкольм Маггеридж (Thomas Malcolm Muggeridge, 1903–1990) — британский журналист. Чарльз Генри Максвелл Найт, известен как Максвелл Найт (Maxwell Knight; 1900–1968) — британский шпион, натуралист и телеведущий, прототип персонажа «М» в книгах о Джеймсе Бонде.
[7] Дэвид Гаррик (David Garrick; 1717–1779) — английский актёр, драматург, театральный менеджер и продюсер, ученик и друг Сэмюэла Джонсона. Маргарет Джорджиана Спенсер, графиня Спенсер (Margaret Georgiana Spencer, Countess Spencer, 1737–1814) — британская аристократка и филантроп. Её переписка с другом представляет собой крупнейшую частную коллекцию писем в Британской библиотеке. Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraeli, 1804–1881) — британский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40‑й и 42‑й премьер‑министр Великобритании, член палаты лордов с 1876 года, писатель, один из представителей «социального романа».
[8] Томас Дибдин (Thomas Frognall Dibdin; 1776–1847) — англиканский священник, библиограф, способствовавший росту интереса к библиографии своими восторженными, хотя часто неточными книгами.
[9] Это была крупнейшая частная библиотека предыдущей эпохи, её распродажа побила все рекорды. Первое издание Боккаччо (тогда считавшееся уникальным), напечатанное в 1471 году, стоило 2260 фунтов стерлингов, и этот рекорд продержался более 60 лет.
На илл.: Исаак Крукшенк. Библиотека. 1800–1811. Акварель, чёрные и коричневые чернила на бежевой бумаге средней плотности с лёгкой текстурой. 17,5 × 21,6. Йельский центр британского искусства.
Печатается по: Дин (Хохолева) И. Что такое книжный клуб? // Мир Музея. 2022. №11. С. 50–53.
См. также: Дин (Хохолева) И. По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С. 80–82.
Дин (Хохолева) И. Роковой артикль // Мир Музея. 2022. №8. С. 50–53.
«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25– 27.
Дин (Хохолева) И. Роковой артикль // Мир Музея. 2022. №8. С. 50–53.
«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25– 27.