Статьи

Разговор в Вязёмах

Директор Государственного историко‑литературного музея‑заповед­ника А.С. Пушкина в Вязёмах — Александр Рязанов — личность харизматичная, сыгравшая значительную роль в становлении музея и формировании его коллекции. Беседовала Лариса Плетникова.
Александр Михайлович, как бы вы сформулировали миссию музея сегодня, его предназначение?
Александр Рязанов: Музей — это не увеселительное заведение, куда можно прийти, как в парк культуры имени Горького. Прежде всего это соприкосновение с историей. Когда вы приходите в музей и видите подлинные экспонаты, вы совершенно по‑другому воспринимаете не только их, но и историю. От вещей идёт необыкновенная энергия, вы верите, что к ним прикасался великий Пушкин или другие известные люди, и вы стоите перед этими предметами благоговейно.

Музей, по‑моему, заменяет огромный пласт культурных учреждений, которые должны существовать в любом населённом пункте. Например, библиотека не может заменить музей. Кинотеатр тоже не может заменить музей, а вот музей может заменить и дополнить и кинотеатр, и библиотеку.

Это вы говорите о миссии музея как институции. А если вернуться к вашему музею, Музей‑заповедник А.С. Пушкина в Вязёмах — это музей чего?
Александр Рязанов: Наш музей — это, прежде всего, музей Александра Сергеевича Пушкина, музей его эпохи, тех событий, которые происходили на этой земле, на территории двух знаменитых усадеб, мы не вправе обойти их. Так, например, здесь в 1932 году был создан Дом творчества Лит­фон­да, который несколько раз посещала Анна Ахматова, где почти пол­года прожила со своим сыном Муром Марина Цветаева. Здесь писал свои стихи Яков Шведов, советский поэт, с его произведениями старшее поколение прожило всю жизнь, — «Орлёнок» и «Смуглянка‑молдаванка», которую пели и в фильме «В бой идут одни старики». Здесь жили Аркадий Гайдар, Антон Макаренко, Фаина Раневская. На даче отдыхал Арсений Тарковский, здесь прошло детство Андрея Тарковского. Это удивительная усадьба. Она связана с эпохой Бориса Годунова, с именем Петра I, с галантным XѴIII веком, войной 1812 года, со многими другими событиями нашей истории. Мы не могли пройти мимо них, поэтому рассказываем мы не только о Пушкине. В Захарове мы рассказываем о детских годах Пушкина, о его пребывании там, о том, как он начал писать первые стихи, о том, что Александр Сергеевич до семилетнего возраста не знал русского языка и первым его учителем была бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая подарила нам великого русского поэта. Не няня Арина Родионовна, которая рассказывала сказки маленькому Саше, а именно бабушка была первым экскурсоводом в его жизни. Она очень любила внука, и, конечно, всё, что она знала, вкладывала в него, поэтому и музей у нас посвящён, прежде всего, детским годам Александра Сергеевича Пушкина.

Сколько сейчас предметов у вас в коллекции?
Александр Рязанов: В основном фон­де около 20 тысяч предметов. У нас хорошие коллекции мебели, графики, есть очень редкие гравюры, замечательные коллекции фонда редкой книги, хорошая коллекция городского костюма второй половины XIX века, гордимся мы и коллекцией фарфора.

Лучшим музеям, номинируемым на премию «Европейский музей года», на презентации предлагается представить один музейный предмет из своей коллекции, который расскажет о музее наилучшим образом, наиболее полно, ярко и исчерпывающе. Какой предмет выбрали бы вы, чтобы представить ваш музей?
Александр Рязанов: Я бы выбрал три предмета. Прежде всего, прижизненное издание Пушкина «Повести Белкина». Эта книга была издана в 1830‑е годы небольшим тиражом. Но в то же время выходит четырёхтомное собрание сочинений Пушкина, которое никто не покупает, и Александр Сергеевич принимает решение уничтожить предыдущее издание, «Повести Белкина», чтобы покупали четырёхтомник. Весь тираж пошёл под нож, успели продать лишь около 30 экземпляров, поэтому издание является огромной редкостью.

Ещё бы я взял «Полярную звезду», издававшуюся Рылеевым и Бестужевым. У нас есть все три выпуска — за 1823, 1824 и 1825 годы. Это редчайшее издание, потому что после восстания декабристов вся «Полярная звезда» была уничтожена, чтобы даже имена Рылеева и Бестужева нигде не упоминались.

И третий предмет — дамский альбом барышни, имени которой мы, к сожалению, не знаем. В нём есть женский портрет 1830 – 1840‑х годов, по нашим предположениям, изображение его хозяйки. Очевидно, владелица альбома, сопровождая отца в деловых поездках, заезжала в разные салоны, где молодые люди записывали ей свои послания. Среди оставивших в нём послание есть люди, которые так или иначе были связаны с именем Пушкина. Это тоже один из самых дорогих экспонатов нашего музея.

А если говорить о мемориальных предметах?
Александр Рязанов: Мемориальных вещей Пушкина очень мало. Все рукописи хранятся в Пушкинском Доме, а мемориальные предметы — во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт‑Петербурге, на Мойке, 12. У нас тоже есть предметы, к которым прикасалась рука великого русского поэта. Это кресло Натальи Гончаровой, секретер из имения Софиевка, где бывал Александр Сергеевич, и, конечно, прижизненные издания его произведений.

Интересна история кресла. Оно было продано на аукционе в 1920‑х годах, куда его сдала Наталья Ивановна Гончарова, племянница Натальи Николаевны, когда‑то получившая его в качестве приданого от Н.Н. Гончаровой. Поменяв двух владельцев, кресло попало к нам в музей вместе с перепиской Натальи Ивановны, подтверждающей, что оно принадлежало Н.Н. Пушкиной.

Долгие годы считалось, что основная функция музея — хранение. Однако в последнее время появилось мнение, что музей — это прежде всего медиатор общественных отношений, выстраивающий коммуникацию между различными группами людей — учёными, коллекционерами, посетителями. Меняется точка зрения и на то, зачем люди приходят в музей, — если раньше считалось, что за знаниями, то сейчас много других институций, которые успешно удовлетворяют эту потребность.

Можно просто погрузиться в интернет, не выходя из дома. Какова на ваш взгляд, основная функция музея, зачем посетители приходят в ваш музей?
Александр Рязанов: Прежде всего — прикоснуться к прекрасному. И, конечно, главной задачей музея остаётся сохранить все вещи для следующих поколений, ведь именно вещи являются материальными подтверждениями истории. В музей идут за подлинностью. Поэтому музей — это немножко консервативное учреждение, но не пыльное хранилище. Мы идём в ногу со временем, используем мультимедиа, но делаем это разумно, деликатно включая их в историческую экспозицию.

Когда я был маленьким мальчиком, я благоговейно относился к музейным предметам. Если я видел, например, носовой платок Суворова в витрине Исторического музея, мне казалось, что Суворов его туда положил и никто больше не дотрагивался до него. Для меня это был святой предмет, как и другие вещи, которые хранятся в музеях.

Определение «музей — медиатор» нам тоже близко. Несколько лет назад мы создали общественный совет музея. Туда может войти любой желающий. Это и краеведы, и просто местные жители, которые очень далеки от истории, и представители администрации, которые ушли в отставку, и учителя.

А чем общественный совет помогает музею?
Александр Рязанов: Общественный совет — это общественное мнение, которое создаётся вокруг самого музея, без модерации общественного мнения музею не ­выжить.
Общественники вместе с нами занимаются научной работой — ездят в библиотеки, в архивы, иногда предоставляют нам такие сведения, которые из‑за своей загруженности не могут найти научные сотрудники. Например, наши краеведы выяснили и доказали, что на нашем кладбище похоронен театральный деятель Фёдор Адамович Корш (1952 – 1923), основавший один из первых частных театров в Москве. Они нам находят экспонаты, на каждое заседание общественного совета обязательно что‑нибудь принесут. К примеру, книгу с автографом Макаренко или с автографом Ольги Васильевны Яковлевой, дочери врача Склифосовского и первого директора гимназии, созданной в Голицыне ещё до революции. Одна женщина принесла фарфоровую вазу завода Алексея Попова 1830‑х годов. Несколько лет тому назад мы даже объявляли Год дарителя. В течение года нам дарили разные вещи, а потом мы провели День дарителя: собрали всех дарителей, провели для них экскурсию, концерт и чаепитие с артистами. Тех, кто подарил много предметов, наградили специально изготовленной медалью «За бескорыстие», которая даёт право на пожизненное право бесплатного посещения нашего музея. Сейчас День дарителя стал ежегодным, мы проводим его в октябре.
Волонтёры помогают ухаживать за парком, участвуют в суб­бот­никах.

И, наконец, если помечтать, каким бы вы хотели видеть будущее вашего музея?
Александр Рязанов: Мечт у меня очень много, чтобы их осуществить, надо прожить ещё такую же жизнь. Когда ещё не было музея во дворце, я шёл по парку и мечтал о нём. Потом ходил и думал: не­уже­ли во флигелях когда‑нибудь будет музей, неужели когда‑нибудь мы восстановим захаровский дом? Мечты сбылись, сейчас это всё работает.

Это сбывшиеся мечты, а которые пока мечтаются?
Александр Рязанов: Мечты, которые мечтаются, — чтобы была отреставрирована могила Н. С. Пушкина — брата поэта, приведён в порядок грот в парке, восстановлен флигель в Захарове, где жил Пушкин. Хочется восстановить каретный сарай в Вязёмах, отремонтировать здание хозяйственного строения, провести благоустройство вокруг здания риги, восстановить парк, расширить музейную экспозицию. У нас в коллекции представлено очень много интересных изделий из многочисленных фарфоровых заводов, и мы сейчас мечтаем — и уже к этому идём — сделать открытое фондохранилище фарфора, чтобы показать нашим посетителям, как хранится фарфор, как с ним надо обращаться.

Ещё мне очень хочется создать музей истории города Голицына. Прежнему главе Голицына эта идея очень понравилась — он начал реставрировать здание для музея, но грянула административная реформа, и процесс застопорился. Мы замахнулись ещё на два деревянных дома, построенных зажиточным крестьянином Платовым, организовавшим у нас в 1920‑е годы часовой промысел. Здесь было большое промышленное производство, изготовляли часы‑ходики. В этих домах размещалось общежитие ПТУ, а сейчас они находятся в плачевном состоянии. Мы даже нашли коллекционера, который мечтает создать музей ходиков. Один флигель мы бы отдали ему, а в другом бы создали экспозицию по истории Голицына.
Александр Рязанов
Александр Михайлович — историк, окончил Московский государственный историко‑архивный институт (ныне — РГГУ). Один из основателей общественного историко-литературного музея, на базе которого в 1987 году был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина. Проработавший долгое время главным хранителем музея, а затем директором, он досконально знает историю каждого предмета в экспозиции. Во многом благодаря его настойчивости в музее собрана значительная коллекция предметов усадебной культуры XVIII – XIX веков.

А.М. Рязанов — заслуженный авторитет в музейной сфере: он член президиума Союза музеев России, правления Ассоциации литературных музеев России, правления Сообщества пушкинских музеев, долгое время был членом президиума ИКОМ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Был депутатом местного Совета депутатов, членом Общественной палаты Московской области.
Московская область.
На фото: А.М. Рязанов библиотеке дворца усадьбы Вязёмы. Фото Маргариты Зубаировой., 2024 г.
Печатается по: Разговор в Вязёмах. Беседа Ларисы Плетниковой с Александром Рязановым // Мир Музея. 2024. №6. С. 20 – 22.
См. также:
Лариса Плетникова. «Волга была в полном разливе...» // Мир Музея. 2023. №4. С. 19.

Десять лучших. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. №2. С. 48 – 51.

На тракторе в космос. Беседа Ларисы Плетниковой с Павлом Нефёдовым // Мир Музея. 2023. №9. С. 2 – 7.

1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. №3. С. 48 – 51.

Лариса Плетникова. Музеум натуральной истории // Мир Музея. 2023. №5. С. 31 – 35.