Статьи

Музеум натуральной истории

В этот музей вы не зайдёте просто так, с улицы, внезапно решив его посетить. Сюда могут попасть лишь студенты и сотрудники Московского государственного университета — в залах музея проводятся занятия и экскурсии для учащихся всех факультетов. Все другие — только по особому списку, утверждённому ректоратом.

Музей землеведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова находится сразу на семи этажах знаменитой высотки, главного корпуса — с 24 по 28‑й и на 30 – 31‑м. Его залы, галереи, образующие в плане равносторонний прямоугольник, как будто гигантские квадратные бублики, нанизаны на ось лифтовой шахты, пронзающей всё здание по центру. 24 зала площадью 2500‑квадратных метров последовательно раскрывают темы от истории развития естественных наук в МГУ до разносторонней характеристики Земли.

Открывшийся 14 мая 1955 года как учебно‑научное подразделение МГУ, этот музей, тем не менее, имеет историю, уходящую корнями в XѴIII век.

Предыстория

Прототипом нынешнего музея стал минералогический кабинет, созданный всего через четыре года после основания Московского университета, в 1759 году. Кабинет пожертвовали университету горнодобытчики братья Никита и Прокофий Демидовы — сподвижники Петра I. В 1791 году это собрание, со временем вышедшее за рамки минералогического, официально получило название Музеума натуральной истории. А в 1803 году Павел Демидов, правнук Никиты Демидова, передал в дар Московскому университету свою богатейшую библиотеку, натурный кабинет и 100 тысяч рублей, проценты от которых предназначались для утверждения кафедры натуральной истории и музея при ней. Этот дар был закреплён распоряжением Александра I, и 25 октября 1805 года Музей натуральной истории открылся для посетителей. В 1820 году собрание музея было разделено: зоологическое со временем выросло в Зоологический музей МГУ, а минералогическое, которое к тому времени представляло собой полноценный геологический музей, в 1930 году было передано в Московский геологоразведочный институт и впоследствии стало Геологическим музеем Российской Академии наук имени В. И. Вернадского [1].

В конце XIX века географ, этнограф, антрополог и археолог Дмитрий Николаевич Анучин (1843 – 1923) организовал в МГУ небольшой географический музей. Этот музей сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, сохранились лишь некоторые разрозненные экспонаты. Именно поэтому с началом строительства нового корпуса на Ленинских горах снова встал вопрос о создании музея.

Музей строится

Он развивался одновременно со строительством университета — решение о создании музея было принято в 1950 году, тогда как сам главный корпус открылся лишь в 1953‑м. Предполагалось, что это будет музей нового типа, объединяющий комплекс наук о Земле — от исследования образцов почв до общей характеристики планеты, место, где студенты главного вуза страны наглядно смогут увидеть изучаемые объекты, коллекция в помощь образовательному процессу — в то время отсутствовали образцы, обеспечивающие научные нужды естественных факультетов. Вместе с тем музей, как и архитектура всего здания, должен был воплощать идею торжества советской науки. Поэтому не только к собиранию коллекций, но и к созданию экспозиции и оформлению залов подошли со всей серьёзностью.

Была сформирована дирекция во главе с Ю. К. Ефремовым, которая организовала полевые сборы экспонатов, проектировала оформление музея, заказывала художественные работы и первые стенды. Юрий Константинович Ефремов (1913 – 1999) — человек энциклопедических знаний, военный топограф, описывал природу Курильских островов. Помогал ему океанолог Кальянов, любитель живописи и коллекционер — именно поэтому в залах так много живописи. Интересно, что впоследствии каждый директор музея старался дополнить экспозицию в соответствии со своими научными интересами. К примеру, полярники Б. А. Савельев (1912 – 1994; руководил музеем с 1961 по 1978 год) и С. А. Ушаков (1934 – 2005; руководил музеем с 1979 по 2005 год) значительно расширили информацию об исследованиях Северного и Южного полюсов, а Ушаков даже создал целый сектор геодинамики, расположенный сейчас на 28‑м этаже. В создании первой экспозиции помимо сотрудников музея принимали участие учёные геологического, географического, биолого‑почвенного факультетов МГУ, Академии наук СССР и союзных республик, а первым директором музея стал профессор Н. П. Ермаков (1913 – 1993; руководил музеем в 1951 – 1963 годах).

Всё оборудование и деревянные элементы оформления залов музея были изготовлены по специальному заказу в основном на рижской мебельной фабрике. Залы оформлялись академично — эта традиция прослеживается не только в стилистике дизайна мебели, оформлении потолка кессонами, но и принципах размещения экспонатов, отсылающих к шпалерной развеске, популярной в XѴII – XѴIII веках, при которой экспонат рассматривается не как самодостаточная единица, но как часть целого комплекса. Ярким примером такого подхода в залах музея можно считать развеску картин, призванных проиллюстрировать природный контекст бытования тех или иных экспонатов. Картины специально были заказаны Художественному фонду и составляют отдельную немалую коллекцию. Их создавали более 200 художников, в том числе известные. Кто‑то специально ездил в Арктику и Антарктиду, кто‑то — на Камчатку, чтобы написать панораму вулканов с точки, выбранной Ю. К. Ефремовым, работавшим геодезистом на Камчатке и Курилах после войны. А некоторые холсты были написаны прямо здесь, в залах тогда ещё не открывшегося музея. О художественной ценности этих работ судить сложно, так как размещены они практически под потолком. Такую же функцию иллюстрирования научных материалов выполняли и скульптуры. Фигуры ископаемых динозавров и скульптурные портреты крупных учёных‑естествоиспытателей были выполнены известными советскими мастерами, в том числе С. Т. Конёнковым, М. А. Аникушиным, Л. Е. Кербелем.

Отдельно можно говорить о музейном оборудовании, которое, несмотря на возраст, всё ещё не по‑ теряло актуальности. Вся мебель, оформление входных порталов, подиумы, витрины были изготовлены по индивидуальным размерам и разработаны очень толково, с пониманием музейной специфики. Уже в то время активно использовался приём многоплановости экспозиции, столь популярный в последние годы, — когда многочисленные выдвижные элементы позволяют значительно расширить информационное наполнение разделов.

История Земли в музее рассматривается с разных сторон. Это отражено в названиях залов, сгруппированных по этажам. Экспозиция 31‑го этажа — ротонды — вводная, она отражает вклад в науку, сделанный старейшим российским университетом.

Залы 24‑го этажа рассказывают о природе материков и океанов, рельефе, тектонике, климате, научных исследованиях и искусстве картографии. Здесь же представлены образцы из университетской коллекции современной чукотской резьбы по кости — клыки моржей и фигурки животных. Эта коллекция была подарена университету в 1950‑е годы. На 25‑м этаже привлекают внимание витрины с образцами почв и почвенными монолитами. На некоторых можно видеть небольшие красные отметки, которые означают, что образцы занесены в Красную книгу — иногда почвы исчезают, например, после многолетней вспашки. Это результат большого проекта 2005 года «Красная книга почв России», в котором участвовал МГУ, а заведующий отделом почвообразования профессор Е. Д. Никитин стал одним из редакторов издания, выпущенного по результатам проекта [2].

Коллекции минералов

Впечатляет университетская коллекция минералов, размещённая на 27‑м и 28‑м этажах. Она содержит более трёх тысяч образцов минералов, собранных в России и за рубежом. Здесь можно увидеть широко известный кристалл горного хрусталя с Полярного Урала, содержащий удивительную таёжную панораму из минеральных включений, созданную природой, гигантскую друзу дымчатого кварца с Урала (224 килограмма), крупный (68 килограммов) кристалл топаза с Волынского месторождения.

Коллекция рассказывает также о процессах образования минералов. К примеру, в аквариуме в одном из залов можно наглядно видеть, как возникают строматолиты — бактерии образуют бактериальный мат, а когда спустя миллионы лет он окаменеет, получится горная порода. Интересно, что эти же бактерии служат своеобразными гарантами, предохраняющими планету от глобального потепления климата, — они поглощают углекислый газ, выделяя кислород.

На интерактивной карте вулканов Камчатки, нажимая на кнопки, можно увидеть, в каком году какой вулкан извергался. Это ещё один хороший пример того, как научное знание вошло в музей.

Очень эффектны биоморфозы позднетриасовой араукарии из Аризоны, подаренные МГУ итальянским коллекционером камней, меценатом, общественным деятелем Примо Ровисом (Primo Rovis, 1922 – 2014). Речь идёт о спилах огромных окаменевших деревьев из американского штата Аризона, где 75 миллионов лет назад рос лес из древних деревьев, предков нынешних секвой, погибших в результате катаклизмов. Очевидно, в результате извержения вулкана селевые потоки вырвали эти исполины с корнем. Сейчас уже трудно представить, что эта окаменелость когда‑то была деревом.

В 2003 году итальянский предприниматель, владелец галереи в Триесте, где собрано более 40 тысяч образцов минералов, окаменелостей и горных пород со всего мира, подарил университету коллекцию из 45 минеральных образцов весом более чем полтонны. А к 250‑летию МГУ Ровис передал в дар университету коллекцию аметистов, агатов, лазуритов, пейзажных камней, палеонтологических образцов и окаменелых деревьев весом более тонны, за что был удостоен звания почётного профессора Московского университета [3]. Большая часть этой коллекции сейчас представлена в Минералогической галерее «Искусство природы в камне» МГУ, но некоторые впечатляющие экспонаты — в Музее землеведения.

В целом Музей землеведения МГУ как нельзя лучше соответствует выражению «дворец науки». Пафос исследований, представленных в нём, поддерживается символикой многочисленных лавровых ветвей, используемых в архитектуре залов как неизменный атрибут победителя, помпезностью порталов, открывающих вход в каждый из залов, и дворцовых люстр. И даже мебелью — столами, шпонированными ценными породами дерева, основательными креслами и пуфами. В ближайшее время музей ждёт реконструкция.

Музейный профессионал
Первого мая исполнилось 110 лет со дня рождения Юрия Константиновича Ефремова (1913 – 1999), автора концепции Музея землеведения МГУ, почётного члена Географического общества Академии наук СССР и Всероссийского общества охраны природы, автора около 300 научных и 100 научно‑популярных работ, поэта. Современники отмечали, что его отличала жажда открытия знаний о Земле не только для себя, но и для всех. Круг интересов учёного был обширен: география, топонимика, охрана природы, литература, московская старина, искусство, шахматы, опера, джаз — и везде он стремился к ясному и трезвому видению мира.
Будучи блестяще образованным человеком, имея сотни научных работ, он так и не защитил диссертацию. Говорил, что научные степени ума не прибавляют, но за научную карьеру своих друзей очень болел. К примеру, активно хлопотал за продвижение диссертации Льва Николаевича Гумилёва (1912 – 1992). К 100‑летию Ю.К. Ефремова его внуки создали сайт памяти: http://yuri-efremov.ru

[1] Смуров А. В., Снакин В. В. Музей землеведения МГУ // Земля и Вселенная. 2011. № 4. С. 90 – 91.

[2] Красная книга почв России: объекты красной книги и кадастра особо ценных почв. М., 2009.

[3] Примо Ровис. Летопись Московского университета. Электронная версия. Метод доступа: http://letopis.msu/
Печатается по: Лариса Плетникова. Музеум натуральной истории // Мир Музея. 2023. № 5. С. 31 – 35.

На фото: Бюст В.В. Докучаева в экспозиции 25‑го этажа. Скульптор И.М. Чайков. Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903) — основоположник школы научного почвоведения и географии почв. Фото Алексея Ковалёва, февраль 2023 г.
См. также:
Мы не переписываем историю. Беседа Ксении Сергазиной с Иваном Крюковым // Мир Музея. 2024. № 6. С. 46#nbsp 48.

Ксения Сергазина. Дом занимательных наук // Мир Музея. 2023. № 2. С. 9.

Елена Устругова. Семь сестёр // Мир Музея. 2022. №12. С. 31 – 35.