Каждый раз, двигаясь от Симферополя в сторону Ялты по Южнобережному шоссе, я вытягивал шею в ожидании скал Адалары. В первую очередь потому, что Близнецы через легенду напоминают о завете не тратить сокровища на попытки произвести впечатление. Во‑вторых, потому что вид этих двух островов — воплощение мечты детворы стать артековцем.
Путь в Международный детский центр пролегает через множество испытаний. Ребята умудряются пройти между Сциллой соблазнов, свойственных школьникам, которым хочется тусоваться с одноклассниками или погрузиться в любимую видеоигру, и Харибдой конкуренции на трёх федеральных конкурсах — конкурса исследовательского краеведения «Отечество», олимпиады по краеведению, соревнования школьных музеев.
Говорят, новичкам везёт. Оказавшись первый раз в Гурзуфе, я попал в номер с видом на море. Крепкий чай на балконе под мерцание звёзд, блик растущего месяца и лунной дорожкой погрузили в предвкушение завтрашней встречи с 300 «спартанцами» (юными краеведами).
Пройдя через тернии учёбы, участники тематической программы «Артека» «Всероссийский фестиваль краеведов‑исследователей „Хранители исторической памяти“» дотянулись до крымских звёзд. Школьные, муниципальные, городские, региональные и федеральные этапы конкурсов по краеведению, организованные Всероссийским центром развития художественного творчества и гуманитарных технологий при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, выбрали ребят для лучшего лагеря страны.
Вот как описывает свой путь в «Артек» Ангелина Акопян из Ростова‑на‑Дону (16 лет): «На одном из уроков истории нас попросили сделать доклад. Я собрала информацию и на следующем уроке рассказала, получив оценку „отлично.“ Учительница предложила поучаствовать в конкурсе. Я была в сильных сомнениях, но решила попробовать. Записала видеовыступление. Я была в полной уверенности, что уже тут проиграю. Однако заняла первое место в школьном этапе и оказалось, что надо готовиться к городскому. Страх нарастал, но я решила, что если уж выпал такой шанс, то нужно идти до конца. Я подготовилась к презентации проекта и сумела ответить на все каверзные вопросы жюри, после чего опять получила первое место. Далее последовал региональный этап, на котором я снова одержала победу. И вот он, заключительный этап. Самый волнующий. Из разговоров со своим педагогом я понимала, насколько большая у меня конкуренция. Меня подбодрили тем, что будет отлично, если я войду в десятку лучших. Но когда я сказала, что заняла третье призовое место во всероссийском конкурсе и выиграла путёвку в „Артек,“ я поразила всех. Моя учительница истории вся засветилась от счастья, а родители рассказывали об „Артеке,“ что это была мечта каждого ребёнка Советского Союза.
Сейчас мне самой не верится, что я прошла этот путь. На протяжении года меня мучили сомнения и страх, но я чувствовала поддержку родителей, учительницы истории и друзей. Порой я задумываюсь, что могла не попасть в „Артек,“ если бы в самом начале отказалась участвовать из‑за сомнений».
В краеведческих конкурсах ребята принимают участие по разным направлениям: история, туризм, исследования, поисковая и экскурсионная деятельность... Каждое направление связано с музеями. Признавая очевидную пользу музеев для получения знаний и освоения школьной программы, ребята размышляют о том, что стоит добавить, а что сдерживать в трансформации музейного дела. Какой он, музей будущего, в котором интересно, познавательно и комфортно детям и молодёжи?
Вот мнение 15‑летнего Константина Жемчугова из Екатеринбурга: «Одна из главных проблем современного музея — это снобизм со стороны служителей культуры. Избавившись от него и создав баланс между интерактивными и простыми экспонатами, можно привлечь молодёжь в музеи».
Дарья Соколова (13 лет) из Дубны предлагает: «Что бы мне хотелось изменить в российских музеях? В музеи ходят туристические группы, у которых много экскурсий в течение дня. Из‑за плотного графика экскурсанты устают и скитаются по музею, чуть ли не засыпая. Поэтому предлагаю установить лавочки, откуда видны все экспонаты. Так появится возможность сидеть и слушать тем, кто выбился из сил. В музеи водят детей, которым не всегда интересно просто смотреть на экспонаты иvслушать экскурсовода. Поэтому важен интерактив. Нужно добавить то, что разбавит рассказ некоторой свободой. Современный дизайн — неотъемлемая часть восприятия экспонатов. Нужно, чтобы мебель, цвет стен и стиль комнаты подходили экспонатам и не переводили лишнее внимание на себя. А пока что многие музеи, в которых я побывала, остаются скучными и старомодными».
В 2025 году «Артеку» исполняется 100 лет. Международный детский центр организовал творческие конкурсы в области литературы, художественно‑прикладного творчества, дизайна, открытые для участия и детей, и взрослых всего мира в 12 номинациях: это «Дизайн элементов детской формы и аксессуаров», «Изобразительное искусство», «Эскиз открытки», «Авторская игрушка», «Полиграфия», «Поэзия», «Постер на стену», «Настольная игра» (индивидуальное или командное участие), «Сценарий урока об „Артеке“», «Лучший дизайн‑макет набора стикерпаков», «Артековская скульптура‑миниатюра», «Легенды и сказки об „Артеке“».
Для усиления активности создания легенд об «Артеке» Федеральный центр гуманитарных практик организовал литературный конкурс «Артек. Это моя земля» при поддержке журнала «Мир Музея» и Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
Лучшие легенды об объектах «Артека» будут опубликованы в электронном сборнике для бесплатного распространения. Авторами легенд станут, в частности, юные артековцы — участники тематической программы «Всероссийский фестиваль краеведов‑исследователей „Хранители исторической памяти“». В рамках краеведческой смены есть несколько образовательных треков («Нескучный музей», «Природа», «Люди», «Локальная история», «Медиаформаты», «Нейросети», «Конструктор легенд»), для каждого работают наставники: ребята создают арт‑объекты или контент к юбилею лагеря.
Образовательный трек «Конструктор легенд: делаем свой край легендарным» получился одним из самых трудоёмких в смене. Итоговым индивидуальным продуктом у каждого участника трека «Конструктор легенд» стали два основных текста. Первый — статья о достопримечательности «Артека». Второй — легенда об этом же объекте. Награду всем, кто выполнит творческое задание, приготовила программа «Другое Дело» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
По итогам ребятам обещана «профессиональная деформация»: предугадывание сюжетов, освоение новых терминов и исключение некоторых слов из вокабуляра, взгляд на мир с высоты режиссёрского кресла.
Гурзуф – Москва. Фото автора, 2024 г.
На фото: Панно «Артека».
Говорят, новичкам везёт. Оказавшись первый раз в Гурзуфе, я попал в номер с видом на море. Крепкий чай на балконе под мерцание звёзд, блик растущего месяца и лунной дорожкой погрузили в предвкушение завтрашней встречи с 300 «спартанцами» (юными краеведами).
Пройдя через тернии учёбы, участники тематической программы «Артека» «Всероссийский фестиваль краеведов‑исследователей „Хранители исторической памяти“» дотянулись до крымских звёзд. Школьные, муниципальные, городские, региональные и федеральные этапы конкурсов по краеведению, организованные Всероссийским центром развития художественного творчества и гуманитарных технологий при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, выбрали ребят для лучшего лагеря страны.
Вот как описывает свой путь в «Артек» Ангелина Акопян из Ростова‑на‑Дону (16 лет): «На одном из уроков истории нас попросили сделать доклад. Я собрала информацию и на следующем уроке рассказала, получив оценку „отлично.“ Учительница предложила поучаствовать в конкурсе. Я была в сильных сомнениях, но решила попробовать. Записала видеовыступление. Я была в полной уверенности, что уже тут проиграю. Однако заняла первое место в школьном этапе и оказалось, что надо готовиться к городскому. Страх нарастал, но я решила, что если уж выпал такой шанс, то нужно идти до конца. Я подготовилась к презентации проекта и сумела ответить на все каверзные вопросы жюри, после чего опять получила первое место. Далее последовал региональный этап, на котором я снова одержала победу. И вот он, заключительный этап. Самый волнующий. Из разговоров со своим педагогом я понимала, насколько большая у меня конкуренция. Меня подбодрили тем, что будет отлично, если я войду в десятку лучших. Но когда я сказала, что заняла третье призовое место во всероссийском конкурсе и выиграла путёвку в „Артек,“ я поразила всех. Моя учительница истории вся засветилась от счастья, а родители рассказывали об „Артеке,“ что это была мечта каждого ребёнка Советского Союза.
Сейчас мне самой не верится, что я прошла этот путь. На протяжении года меня мучили сомнения и страх, но я чувствовала поддержку родителей, учительницы истории и друзей. Порой я задумываюсь, что могла не попасть в „Артек,“ если бы в самом начале отказалась участвовать из‑за сомнений».
В краеведческих конкурсах ребята принимают участие по разным направлениям: история, туризм, исследования, поисковая и экскурсионная деятельность... Каждое направление связано с музеями. Признавая очевидную пользу музеев для получения знаний и освоения школьной программы, ребята размышляют о том, что стоит добавить, а что сдерживать в трансформации музейного дела. Какой он, музей будущего, в котором интересно, познавательно и комфортно детям и молодёжи?
Вот мнение 15‑летнего Константина Жемчугова из Екатеринбурга: «Одна из главных проблем современного музея — это снобизм со стороны служителей культуры. Избавившись от него и создав баланс между интерактивными и простыми экспонатами, можно привлечь молодёжь в музеи».
Дарья Соколова (13 лет) из Дубны предлагает: «Что бы мне хотелось изменить в российских музеях? В музеи ходят туристические группы, у которых много экскурсий в течение дня. Из‑за плотного графика экскурсанты устают и скитаются по музею, чуть ли не засыпая. Поэтому предлагаю установить лавочки, откуда видны все экспонаты. Так появится возможность сидеть и слушать тем, кто выбился из сил. В музеи водят детей, которым не всегда интересно просто смотреть на экспонаты иvслушать экскурсовода. Поэтому важен интерактив. Нужно добавить то, что разбавит рассказ некоторой свободой. Современный дизайн — неотъемлемая часть восприятия экспонатов. Нужно, чтобы мебель, цвет стен и стиль комнаты подходили экспонатам и не переводили лишнее внимание на себя. А пока что многие музеи, в которых я побывала, остаются скучными и старомодными».
В 2025 году «Артеку» исполняется 100 лет. Международный детский центр организовал творческие конкурсы в области литературы, художественно‑прикладного творчества, дизайна, открытые для участия и детей, и взрослых всего мира в 12 номинациях: это «Дизайн элементов детской формы и аксессуаров», «Изобразительное искусство», «Эскиз открытки», «Авторская игрушка», «Полиграфия», «Поэзия», «Постер на стену», «Настольная игра» (индивидуальное или командное участие), «Сценарий урока об „Артеке“», «Лучший дизайн‑макет набора стикерпаков», «Артековская скульптура‑миниатюра», «Легенды и сказки об „Артеке“».
Для усиления активности создания легенд об «Артеке» Федеральный центр гуманитарных практик организовал литературный конкурс «Артек. Это моя земля» при поддержке журнала «Мир Музея» и Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
Лучшие легенды об объектах «Артека» будут опубликованы в электронном сборнике для бесплатного распространения. Авторами легенд станут, в частности, юные артековцы — участники тематической программы «Всероссийский фестиваль краеведов‑исследователей „Хранители исторической памяти“». В рамках краеведческой смены есть несколько образовательных треков («Нескучный музей», «Природа», «Люди», «Локальная история», «Медиаформаты», «Нейросети», «Конструктор легенд»), для каждого работают наставники: ребята создают арт‑объекты или контент к юбилею лагеря.
Образовательный трек «Конструктор легенд: делаем свой край легендарным» получился одним из самых трудоёмких в смене. Итоговым индивидуальным продуктом у каждого участника трека «Конструктор легенд» стали два основных текста. Первый — статья о достопримечательности «Артека». Второй — легенда об этом же объекте. Награду всем, кто выполнит творческое задание, приготовила программа «Другое Дело» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
По итогам ребятам обещана «профессиональная деформация»: предугадывание сюжетов, освоение новых терминов и исключение некоторых слов из вокабуляра, взгляд на мир с высоты режиссёрского кресла.
Гурзуф – Москва. Фото автора, 2024 г.
На фото: Панно «Артека».
Печатается по: Сулейков А. Звено в столетней цепи // Мир Музея. 2024. №9. С.26–28.
См. также:
1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. №3. С.48–51.
Кто раскачивает деревья? Беседа Ксении Сергазиной с Евгенией Львовой // Мир Музея. 2024. №6. С.49–51.
Сергазина К. Дом занимательных наук // Мир Музея. 2023. №2. С.9.
Гуреев М. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С.25–27.
1, 2, 3, 4, 5 — я иду искать! Беседа Ларисы Плетниковой с Юлией Мицкевич // Мир Музея. 2023. №3. С.48–51.
Кто раскачивает деревья? Беседа Ксении Сергазиной с Евгенией Львовой // Мир Музея. 2024. №6. С.49–51.
Сергазина К. Дом занимательных наук // Мир Музея. 2023. №2. С.9.
Гуреев М. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С.25–27.