Лучшие публикации

Башкирская юрта

2025-01-24 13:34
Традиционные жилища башкирского народа можно разделить на две обширные категории: временные и постоянные. Одним из самых древних и универсальных видов временных жилищ была юрта (тирмә).
О самом названии историк‑этнолог Р.М. Юсупов писал: «Понятие решётка в древней форме тереме теребе сохранилось у тувинцев, алтайцев, туркмен (терим). В то же время у башкир под словом тирме понимается общее название юрты, а решётка называется ҡанат. По нашему мнению, понятие юрта как временное жилище вошло в русский язык от названий сезонных стоянок башкир‑скотоводов, на которых ставились решётчатые куполообразные жилища: весенняя стоянка, летовка, осенняя стоянка».
Деревянный остов юрты покрывался войлоком, обладавшим отличными теплоизоляционными свойствами. У башкир встречались две разновидности войлочных юрт: тюркская (пологая шатровая форма крыши) и монгольская (конусовидная крыша).

Стены юрт (кирәгә, тирәс) состояли из звеньев — решёток вытянутой прямоугольной формы (ҡанат — буквально «крыло»), связанных из узких, слегка выгнутых планок (шыта). По числу звеньев («крыльев») определялась величина юрты: у состоятельных башкир были юрты из семи‑восьми «крыльев».
В тюркских юртах планки решёток скреплялись друг с другом ремешками. Ремешки продевались в дырочки, просверленные в местах соединения планок; на концах ремешков завязывались узелки. При сборке юрты решётка легко складывалась, при установке — растягивалась до уровня среднего человеческого роста.

Устанавливая юрту, решётки скрепляли последовательно: ремешками или верёвками из жил связывали, слегка совместив сторонами, первые два «крыла», к ним по кругу присоединяли третье, затем четвёртое и т. д. Между последней и первой решётками оставляли прогал для входа, куда помещали дверную коробку. В верхней части остов стягивали верёвкой и украшали специально вытканной узорной шерстяной тесьмой. После этого принимались за устройство купола. Центральной, связывающей его частью был деревянный обод (сағараҡ, сагыраҡ) диаметром около 1,4 метра, редко больше. В ободе под небольшим углом сверлили отверстия, куда вставляли уплощённые жерди свода — уҡ (буквально «стрела»). Количество жердей зависело от размеров жилища; в юртах средней величины их было около 100. Выструганные из ивы или берёзы жерди имели длину около двух метров, с нижнего конца они были слегка выгнуты.

При сооружении купола один или два человека, стоя внутри юрты, поднимали на длинных шестах с развилками готовый сагарак, остальные участники сборки юрты вставляли в него с разных сторон несколько жердей, прикрепляя их нижний конец к развилкам планок на решётках. Вслед за тем устанавливали остальные жерди. В нижней части жердей были просверлены отверстия и заранее протянуты ремешки, поэтому сборка не занимала много времени. В выпуклой части, чуть выше решёток, жерди купола скрепляли волосяной верёвкой, оборачивая её один раз вокруг каждой. Деревянный каркас покрывали кошмами. На стены шли войлоки прямоугольной формы, на купол — в форме трапеции. Кошмы сверху перетягивали волосяными верёвками (арҡан), которыми опоясывали стены. Затем, перекрестив на куполе, концы верёвок за­креп­ля­ли на колышках, вбитых около стен в землю.
Центральный круг в куполе юрты был предназначен для её освещения и выхода дыма. Его закрывали только в непогоду. Для этой цели служил квадратный кошомный полог (тәндәк).

Внутреннее убранство башкирской юрты характеризуется исключительной простотой, ра­цио­наль­но­стью, строгой конструктивностью. В нём минимальное количество вещей, но каждая из них продумана с точки зрения целесо­образ­нос­ти и художественности.

На планировку башкирского жилища определяющее действие оказали традиции и представления, сложившиеся в кочевом обществе, а также ислам, одним из требований которого было разделение жилого пространства на мужскую и женскую части.

Правая от входа сторона юрты была женской, хозяйственной. Здесь располагалась колыбель, находились кожаная и деревянная утварь, предметы, используемые в быту. Левая часть юрты — мужская — была парадной. Здесь принимали гостей, пили кумыс, устраи­ва­ли домашние трапезы.
В публицистической литературе XIX – ХХ ве­ков имеется немало красочных описаний устройства юрты. Так, петербургский учёный‑музыковед С.Г. Рыбаков, собиравший материал в 1890‑е годы в Орском уезде, неоднократно посещал юрты и в путевых заметках делился своими впечатлениями: «На стороне против входа расстилаются ковры, подушки, одеяла, на которых и проводят время домочадцы: пьют, едят, отдыхают, спят и пр. По бокам от входа и вообще по стенам помещаются разные хозяйственные принадлежности, кадочки, кожаные меха, лошадиная сбруя, хомут, решёта и т.п.» х[1].

Сергей Иванович Руденко в своей знаменитой монографии по истории и этнографии башкир писал: «Переходя к описанию внутреннего устройства башкирской кибитки [юрты], нужно прежде всего отметить, что она всегда была разделена занавеской (шаршау) на две части. Правая от двери часть, за занавеской, обычно предназначалась для женщин, большая, дверная, половина кибитки — для мужчин; она служила и для приёма гостей. Стены нижней части кибитки завешивались разноцветными, весьма пёстрыми, ситцевыми и бумажными покупными материями или домоткаными занавесками, а иногда и шерстяными половиками (балаҫ), чтобы не видно было решётки кибитки; поверх занавесок развешивались полотенца (таҫтамал), женские нагрудные украшения из кораллов, а налево от двери — сёдла, сёделки и другая сбруя. Земля в кибитке устилалась кошмами, изредка камышовыми циновками, шерстяными половиками и коврами. Против двери у стены стояли сундуки на особых деревянных подставках (һандыҡ аяғы), там же у богатых башкир была сложена целая гора перин и подушек, обычно подвязанная широкой лентой (урын таҫмаһы). На сундуках, в которых хранилось всё женское имущество, аккуратно были разложены войлоки, половики, ковры, потники от женских сёдел и проч. Изредка в кибитке можно было встретить и кровать на очень низеньких ножках. Конечно, наличие всего этого зависело от имущественного положения хозяина. У двери справа, за занавеской, на особой подставке (һаба аяғы) обычно стоял большой кожаный сосуд для приготовления кумыса (һаба) или вместо него одна или две липовые кадочки (силәк) для той же цели; тут же стояла кадушка с квашеным для сыра (ҡорот) молоком, всевозможная деревянная и кожаная посуда, чайный прибор с самоваром и другие хозяйственные вещи» [2].

Вещи в кочевом жилище размещались так, чтобы как можно меньше занимать пространство пола и оставлять его свободным для людей. Убранство юрты производило наибольшее впечатление именно на уровне зрения сидящих.

Традиционный интерьер жилища башкир — это результат коллективного опыта многих поколений.

Уфа. Фото Алексея Ковалёва.
Примечания.
[1] Рыбаков С.Г. По Уралу, среди башкир // Башкирия в русской литературе. Т.3. С.241.
[2] Руденко С.И. Башкиры: Историко‑этнографические очерки. Уфа, 2006. С.177–178.
Устройство башкирской юрты (см. фото)
1 Занавес домотканый — яркий элемент интерьера, предназначенный для разграничения жилого пространства. В развешенном виде занавес обычно был выше человеческого роста. Его конструкции и декору придавали большое значение: богато украшенное панно дополнялось широкой каймой с разреженным ­узором.

2 Сундук на деревянной подставке со сложенной на него горкой постелью, перетянутой нарядной вышитой лентой. Подставка под сундук — самобытное явление в искусстве декора, связанное с кочевым, затем с оседлым жилищем. Высота составляла 30 – 40 сантиметров, ширина — около 50 сантиметров, длина разнилась в пределах 90 – 130 сантиметров. В некоторых подставках делали выдвижной ящик. Украшалась лишь передняя стенка — резным или расписным орнаментом. Сундук — неотъемлемый элемент быта каждой семьи. В нём хранили одежду и другие вещи, собирали приданое. Изготовление сундуков требовало совмещения умений плотника и кузнеца. Их обивали полосками жести, укрепляли оковкой. Бытовали сундуки с выпуклым деревянным орнаментом или узором, вырезанным способом углуб­ле­ния формы. Лента для перетягивания постельных принадлежностей, вышитая двойным тамбуром. Мотивы орнамента часто располагались симметрично и состояли из нескольких пар завитков.

 3 Перед сундуком в центре находилось почётное мес­то для привечания гостей и приёма трапезы, обозначенное подстилками с подушками. На домотканой скатерти располагалась разнообразная утварь с традиционными блюдами и на­пит­ками.

4 Кадка для подачи кумыса и медовки — разновидность долблёного сосуда из липовой древесины со вставным дном. Утварь часто была приземистой. В некоторых районах кадки орнаментировали резьбой. Как правило, верх и низ кадок окаймляли полосы узкого орнамента, которые можно трактовать как изображение плетёного шнура или витого жгута. В среднее поле вписывались ключевые фигуры орнамента. Их очертания повторялись и на крышке, где часто центральными становились солярные мотивы. По средней линии на выпуклых стенках располагались ромбы, окружности и другие крупные изображения, иногда напоминавшие птиц.

 5 Ковш вырезался из берёзы, капо‑корня, реже из клёна, служил для разливания кумыса. При выделке ковшей башкирскими мастерами не­одно­крат­но обыгрывался образ птицы: уточки, лебедя, тетерева, глухаря, фазана, в линиях резьбы на ручке чётко определяются глаз, клюв, иногда птичья го­ловка.

 6 Чаши деревянные — цельная долблёная посуда для подачи мясных блюд. Их могли изготавливать из липы, клёна, ольхи, из корня берёзы, лиственницы и других материалов. Чаши больших размеров особо ценились, так как требовали большого искусства в изготовлении и особого навыка в подборе материала для них. Между праздниками большие чаши использовали для охлаждения и отстаивания молока на сливки и для других целей.

 7 Палас — безворсовый ковёр, состоящий из центрального поля и каймы; при отсутствии фона орнамент образовывал мозаику. Косая сетка с разноцветными ромбами, восьмиконечные звёзды, медальоны, а с начала ХХ века крупные цветы, ягоды — наиболее распространённые мотивы орнамента. Паласы служили для утепления и декора стен, изготавливались из козь­ей и овечьей шерсти.

8 Палас, дорожки — безворсовый ковёр с продольно‑полосатым орнаментом. Ткался узкими полотнищами, которые разрезались по длине на равные части и затем сшивались. Разнообразие в линейный декор вносили разная ширина полос, чередование ровных линий с зубчатыми, входящими на пограничье друг в друга; иногда вся полоска состояла из перемежающихся поперечин (узор «гусеница»). Такими полосатыми паласами застилали пол жилища.

 9 Праздничные и особенно обрядовые полотенца чаще всего изготавливали в технике узорного ткачества. Гео­мет­ри­чес­кий, подробно разработанный орнамент включал изображения ромбов, угловатых интегралов и скобочек, косых крестов, шести­уголь­ни­ков, восьми­конеч­ных звёзд.

10 Большинство из старинных башкирских сёдел были составные: передняя и задняя луки соединялись поперечными досками определённой формы. Резьба наносилась чаще на женские сёдла, в то время как мужские было принято оббивать металлическими пластинами с узорной чеканкой. На многих сёдлах имелся орнамент и на передней, и на задней луке. Зоо­морф­ные мотивы не­ред­ко угадываются в форме передней луки сёдел. Замысел резчика обычно интерпретировал сам народ, давая определения: «седло с утиной головой», «седло со змеиной головой», «седло с медвежьей головой». Иногда выступающая передняя часть имела форму диска с лучами.

 11 Колчан и налучье — неизменные элементы охот­ничь­е­го и воинского снаряжения башкир. Для декорации использовались металлические бляхи, покрытые сложными, искусно сделанными узорами, а также применялась техника тиснения, при помощи которой получали плотный симметричный узор, чаще с растительными мотивами из завитков и волнистых линий.

12 Халат мужской — разновидность распашной одежды длиной ниже колен, несколько зауженной в талии или прямоспинной, широкой в полах, с шалевым во­рот­ником.

13 Малахай (колаксын) — головной убор в виде островерхой шапки с небольшим козырьком впереди, длинными ушами, прикрывающими боковые части лица, подвязывающимися под подбородком, и задней части, закрывающей затылок и шею. Шился колаксын из шкур лисицы, куницы, бобра, барана и покрывался материей. Иногда малахай, особенно лисий, в верхней своей части шился из войлока, благодаря чему сохранял высокую форму, подшивался мехом, покрывался чёрным или красным сукном; богатые обшивали его снаружи позументом. Этот головной убор носили исключительно зимой. Он был очень тёплым и весьма практичным, в особенности при степных бу­ранах.

14 Бильбау — пояс в виде длинного кушака. Самый распространённый пояс представлял собой простой кусок фабричной материи (кумача, ситца, коленкора, бумазеи) метра три длиной. Материю складывали в три‑четыре раза, дважды оборачивали вокруг пояса, концы заправляли.

15 Колыбель чаще всего изготовливали в виде рамы, отшлифованные планки врубали в столбики; дно было из рогожи или холста. Столбики обычно делали резными. Иногда их обрабатывали на токарном станке.

16 Большую роль в быту башкир играла кожаная утварь, которую изготовляли преимущественно из лошадиной шкуры. Кожаную посуду сшивали в сыром виде, затем наполняли для объёма золой и вешали на жёрдочках в коптильнях. Утварь украшали кантами, швами из сухожилий или конского волоса, плетёными ручками, шерстяными кистями.

 17 Деревянные кадочки, рассчитанные на 6 – 10 литров, служили подойниками, использовались для хранения продуктов: масла, мёда, засолки мяса, гусей и пр. Высота этих сосудов колебалась в пределах 25 – 40 сантиметров и лишь на несколько сантиметров превышала диаметр.

 18 Халат — женская верхняя распашная одежда длиной ниже колен. Халаты украшались серебряными монетами, орнаментированными бляхами, нашивками из кораллов, вышивкой, позументом.

 19 Кашмау — башкирский головной убор замужних женщин, являющий собой род чепца, зашитого кораллами с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау и спускающейся на спину. Чепец шился из холста и покрывался красной материей. Он оставлял открытым затылок — несомненно, в старину кашмау носился вместе с другим головным убором, прикрывающим затылочное отверстие. Вокруг отверстия на материю нашивались кораллы и ряд‑два мелких серебряных монет, от которых спускалась бахрома из нитей кораллов с рядом серебряных монеток на конце. Кораллы закрывали всю матерчатую часть кашмау. На лопасть вдоль краёв сверху донизу нашивались два ряда раковин‑каури, а вся средняя часть зашивалась разноцветным бисером, расположенным в виде геометрических фигур. Застёгивался под подбородком при помощи особой пряжки — кап­тырма.
Печатается по: Хамидуллина Э. Башкирская юрта // Мир Музея. 2024. №8. С.11–14.
См. также: Археостан. Беседа Ксении Сергазиной с Илшатом Бахшиевым // Мир Музея. 2024. №10. С.26–28.
Гуреев М. Ария московского гостя, или Уфимский текст // Мир Музея. 2024. №8. С.2–5.
Сергазина К. Старый город // Мир Музея. 2024. №8. С.28–29.
Гуреев М. Тайная жизнь дома Серёжи Аксакова // Мир Музея. 2024. №8. С. 26–27.
Морозов В.Ю. «Всё продай — купи курай!» // Мир Музея. 2024. №8. С.29.
Ковалёв А. Детство в Черниковке // Мир Музея. 2024. №8. С.17.
На фото: Интерактивная экспозиция «Башкирская юрта». Национальный музей Республики Башкортостан. Июнь 2024 г.