Эчмиадзин, 28 сентября.
В духовном центре Армянской апостольской церкви впервые после долгого перерыва состоялась публичная церемония освящения мира, ароматного масла, приготовленного специальным способом и используемого во время таинств миропомазания и рукоположения в священство, а также во время обрядов освящения новых церквей.
29 сентября освящённым накануне миром помазывали престол отреставрированного собора в Эчмиадзине.
В церемонии освящения мира, кроме католикоса всех армян и большого количества епископов и священников Армянской апостольской церкви, приняли участие епископы Русской православной церкви, Вселенского патриархата, Католической церкви, древних восточных церквей. Во время освящения читали строки из Евангелия, посланий апостола Иоанна (2 : 20 – 25, 26 – 28), Деяний апостолов (10 : 36 – 38), псалмов Давида (Пс. 131, 132, 22).
Обряд освящения мира Армянская церковь связывает с Григорием Просветителем (ок. 252 – 326), первым католикосом, и считает, что примерно с XIII века чинопоследование мироосвящения в армянском обряде не меняется. В состав мира по‑прежнему входит большое количество ароматных трав и оливковое масло, а благословение мира совершается не только крестом, но и реликвиями — Евангелием в окладе, Десницей Григория Просветителя в позолоченном мощевике, копьём святого Лонгина, десницей Иакова Алфеева. Проводит обряд предстоятель Церкви — католикос. Ранее освящённое миро хранится в Эчмиадзине в серебряном ковчеге в виде голубя и смешивается с вновь освящённым миром. Сосуд для освящения мира, изготовленный в 1895 году, используется до сих пор. Это вполне музейный экспонат! Перед ним 40 дней совершаются богослужения.
В духовном центре Армянской апостольской церкви впервые после долгого перерыва состоялась публичная церемония освящения мира, ароматного масла, приготовленного специальным способом и используемого во время таинств миропомазания и рукоположения в священство, а также во время обрядов освящения новых церквей.
29 сентября освящённым накануне миром помазывали престол отреставрированного собора в Эчмиадзине.
В церемонии освящения мира, кроме католикоса всех армян и большого количества епископов и священников Армянской апостольской церкви, приняли участие епископы Русской православной церкви, Вселенского патриархата, Католической церкви, древних восточных церквей. Во время освящения читали строки из Евангелия, посланий апостола Иоанна (2 : 20 – 25, 26 – 28), Деяний апостолов (10 : 36 – 38), псалмов Давида (Пс. 131, 132, 22).
Обряд освящения мира Армянская церковь связывает с Григорием Просветителем (ок. 252 – 326), первым католикосом, и считает, что примерно с XIII века чинопоследование мироосвящения в армянском обряде не меняется. В состав мира по‑прежнему входит большое количество ароматных трав и оливковое масло, а благословение мира совершается не только крестом, но и реликвиями — Евангелием в окладе, Десницей Григория Просветителя в позолоченном мощевике, копьём святого Лонгина, десницей Иакова Алфеева. Проводит обряд предстоятель Церкви — католикос. Ранее освящённое миро хранится в Эчмиадзине в серебряном ковчеге в виде голубя и смешивается с вновь освящённым миром. Сосуд для освящения мира, изготовленный в 1895 году, используется до сих пор. Это вполне музейный экспонат! Перед ним 40 дней совершаются богослужения.
Ароматные травы
Ингредиенты, входящие в состав освящённого мира: оливковое масло; бальзам иудейский, или бальзам египетский (жидкость); бальзам перуанский; гвоздика; мускатный орех; аир; нард ятаманский; перец кубеба; мацис; корица китайская; корица цейлонская; ладан; кардамон настоящий; стиракс; цитронелла; белый сандал; вода жасмина и других цветков; шафран; майоран; магалеб; цимбопогон; сыть круглая; копытень; роза дамасская; ромашка аптечная; фиалка душистая; цветки лотоса; цветки апельсина; белый перец; листья лавра благородного; цветки лиметты; листья митра; нарцисс; плоды лавра благородного; ладан; имбирь; мастика; смола алойного дерева; сок бальзамного дерева; амбра; мускус; гальбан; корень ириса германского; лакрица; вода цветков апельсина; розовая вода; цветки ромашки.
См.: Тер‑Мкртчян К., еп. Освящение св. Мира. Эчмиадзин, 2015. С. 149 – 151.
Ингредиенты, входящие в состав освящённого мира: оливковое масло; бальзам иудейский, или бальзам египетский (жидкость); бальзам перуанский; гвоздика; мускатный орех; аир; нард ятаманский; перец кубеба; мацис; корица китайская; корица цейлонская; ладан; кардамон настоящий; стиракс; цитронелла; белый сандал; вода жасмина и других цветков; шафран; майоран; магалеб; цимбопогон; сыть круглая; копытень; роза дамасская; ромашка аптечная; фиалка душистая; цветки лотоса; цветки апельсина; белый перец; листья лавра благородного; цветки лиметты; листья митра; нарцисс; плоды лавра благородного; ладан; имбирь; мастика; смола алойного дерева; сок бальзамного дерева; амбра; мускус; гальбан; корень ириса германского; лакрица; вода цветков апельсина; розовая вода; цветки ромашки.
См.: Тер‑Мкртчян К., еп. Освящение св. Мира. Эчмиадзин, 2015. С. 149 – 151.
Ксения Сергазина, Армения, Вагаршапат – Москва.
На фото: Освящение мира в Эчмиадзине. Фото автора.
Печатается по: Сергазина К. Одним миром мазаны // Мир Музея. 2024. №11. С.25.
См также: Сергазина К. Живое Средневековье // Мир Музея. 2023. №10. С.46–47.
Пищулин А. В Нове‑городе // Мир Музея. 2023. №3. С.2.
Пищулин А. Ялта навсегда // Мир Музея. 2023. №3. С.8–13.
Гуреев М. Святые Русской Фиваиды // Мир Музея. 2024. №7. С.31–34.
Пищулин А. В Нове‑городе // Мир Музея. 2023. №3. С.2.
Пищулин А. Ялта навсегда // Мир Музея. 2023. №3. С.8–13.
Гуреев М. Святые Русской Фиваиды // Мир Музея. 2024. №7. С.31–34.