Лучшие публикации

1000000 дней нашей эры

2023-12-27 20:58
Мы заканчиваем публикацию серии статей о календаре. В декабрьском и февральском номерах мы познакомились с методом устного расчёта дней недели для дат старого и нового стиля, а также обсудили разницу между григорианским и юлианским календарями [1]. Теперь обратимся к глубокой древности и не менее отдалённому будущему.
Первого января наступил новый, 2015 год, а первого марта пришёл и 2015* год. Числом года до 29 февраля 2016 года (или, в нашей записи, до 29 февраля 2015*) стало 6. Эта цифра учитывает и число века (2c + 4y), так что к шестёрке достаточно прибавить число месяца и число дня, чтобы вычислить день недели для любой даты этого года по григорианскому календарю.
Первого марта, разумеется, по юлианскому календарю, отмечали Новый год не только в Древнем Риме, но и на Руси — с X по XѴ век. При этом летоисчисление наши далёкие предки вели от сотворения мира. Каким же был календарь первой недели творения? Скоро мы попытаемся его составить, а для начала экстраполируем уже известный нам метод вычисления дней недели на период до нашей эры.

До нашей эры
С точки зрения современной хронологии, новая эра началась 1 января 1 года нашей эры. Но, согласно нашей второй аксиоме [2], начало I века нашей эры есть 1 марта года, номер которого заканчивается на «00», — то есть 1 марта «нулевого» года нашей эры.
Однако 1 году нашей эры предшествовал 1 год до нашей эры — «нулевого» года на самом деле не было [3]. Соответственно, 1 марта 1 года до нашей эры и будем считать началом 1 века нашей эры в «нашей» системе (он же — 1 марта 00i) [4]. Конечно же, этот год был високосным. Високосными также должны были стать 5, 9, 13 годы до нашей эры и так далее. Увы, даже после уже известной нам реформы Юлия Цезаря — с 45 года до нашей эры — в течение более чем полу­века имела место путаница с високосными годами, календарь стал стабильным лишь при императоре Августе. Поэтому, говоря в настоящей статье о датах до 8 года нашей эры, мы имеем в виду пролептический юлианский календарь [5].
С какой целью мы его используем? Ведь древние римляне перешли на семидневную неделю вместо восьмидневной нундины лишь в результате реформы Цезаря. До этого семидневный цикл, связанный с фазами Луны, был распространён, по разным версиям, лишь в Вавилоне, Персии и других странах Востока. Однако некоторый смысл в таких вычислениях есть, об этом — в следующей главе.
Обозначим даты до нашей эры угловыми скобками:
21 апреля 753 года до нашей эры по юлианскому календарю = <21 апреля 753i>.
А сейчас сформулируем обе аксиомы, данные в первой статье, для дат до нашей эры.
Первая аксиома неизменна: все даты января и февраля относятся к предыдущему году. Но что же считать «предыдущим годом» для дат до нашей эры? Из‑за обратного отсчёта — год, номер которого на единицу больше. И, конечно же, как и прежде, обозначим такие даты звёздочкой: 22 февраля 225 года до нашей эры запишем как <22 февраля 226i*> [6].
Вторая аксиома нашей системы несколько отличается: столетие для дат до нашей эры начинается 1 марта года, номер которого заканчивается на «01». Например, <I векi> начался 1 марта 101 года до нашей эры, или <1 марта 101i> [7]. Этот год и считаем «нулевым» годом данного века. Предыдущий день, 29 февраля 101 года до нашей эры, считаем последним днём II века до нашей эры — <29 февраля 101i>, или же, согласно первой аксиоме, <29 февра­ля 102i*>.
Теперь выведем формулу для вычисления дней недели для дат до нашей эры юлианского пролептического календаря.
1. Число века. Согласно формуле, приведённой в прошлой статье, число I века нашей эры — 0 (ноль). Число предыдущего столетия, I века до нашей эры, на единицу больше и каждое столетие увеличивается также на один. Очень удобно: число века для дат до нашей эры равно номеру века! Например, для XѴ в. до н. э. число века — 15сi.
2. Число года. Из‑за обратного отсчёта лет придётся ввести дополнительное действие, чтобы найти «производный год» Ai* (от лат. annum — год). Звёздочка означает, что номер года предварительно должен быть приведён согласно первой аксиоме (для января и февраля).
Ai* = 100 · Nci + 1 – Nyi*, где
Nci — номер века, Nyi* — номер года.
Например, для года <753i*> (ѴIII век до нашей эры) «производный год»:
100 · 8 + 1 – 753 = 801 – 753 = 48Ai*
Далее вычисляем формулу года по уже известной формуле (как для дат нашей эры), но для «производного года», в данном случае 48‑го.
Способ нахождения числа месяца и числа дня аналогичен уже известным нам формулам для нашей эры.

«И увидел Бог, что это хорошо» [8]
Счёт дней и месяцев по юлианскому календарю был принят на Руси во времена крещения в X веке. Однако гражданский Новый год тогда отмечался 1 марта, а нумерация лет шла от сотворения мира. Вычислим, на какой день недели приходилась дата сотворения мира — 1 марта 5508 года до нашей эры. Она соответствует так называемому византийскому цирка‑мартовскому стилю [9], широко применявшемуся на Руси до конца XѴ века.
<1 марта 5508i> (LѴI век до нашей эры).
1. Число века для дат до нашей эры равно номеру века. Для пятьдесят шестого века до нашей эры — 56сi.
2. Число года. «Производный год»:
100 · 56 + 1 – 5508 = 5601 – 5508 = 93Ai*.
Далее вычисляем число 93‑го года, «производного». Високосный год перед ним — 92‑й. Далее: 92/2 = 46. Ближайшее большее, чем 46, кратное семи, — 49.
49 – 46 = 3.
3 + (93 – 92) = 4yi.
3. Число марта — 0m.
4. Число дня — 1d.
5. 56ci + 4yi + 0m + 1d = 61d.
6. {61 d/7} = 5w (пятница).
Это день, в который, согласно преданию, Бог создал Адама. В XII – XIѴ веках наряду с цирка‑мартовским на Руси применялся также и ультра­мартов­ский стиль с началом летоисчисления на год раньше, 1 марта 5509 года до нашей эры.
А в 7000 году от сотворения мира (1492i) великий князь московский Иван III установил другую дату Ново­летия. День 1 сентября стал, как сейчас говорят, государственным праздником (согласно решению Никейского собора, дата сотворения мира — 1 сентября 5509 года до нашей эры). Впрочем, неофициально сентябрьский стиль использовался в нашей стране, возможно, уже с 1363 года [10].
<1 сентября 5509i> (LѴI век до н. э.).
1. Число века — 56сi, как и в предыдущем примере.
2. Число года. «Производный год»:
100 · 56 + 1 – 5509 = 5601 – 5509 = 92Ai*.
Далее вычисляем число 92‑го года — 3yi (см. предыдущий пример).
3. Число сентября — 2m.
4. Число дня — 1d.
5. 56ci + 3yi + 2m + 1d = 62d.
6. {62d/7} = 6w (суббота).
Неделя начиналась в воскресенье, и седьмым днем её была суббота. Об этом напоминает четвёртая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота — Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8 – 11) [11].
Спустя немногим более двух веков, в 7208 году от сотворения мира (начавшемся 1 сентября 1699i или 11 сентября 1699 по григорианскому календарю) другой российский реформатор, Пётр I, издал указ «О праздновании Нового года»: «Поелику в России считают новый год по‑разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря» [12]. Вслед за коротким 4‑месячным 7208 годом от сотворения мира пришёл 1700‑й от Рождества Христова, как в Европе. Однако широко использовавшийся уже тогда католический (григорианский) календарь принят не был, Россия продолжала жить по юлианскому. Как мы упоминали в предыдущей статье, этот переход про­изошёл лишь два века спустя, в 1918 году — ­после 31 января по старому стилю наступило 14 февраля по новому. Любопытно, что когда в ходе Гражданской войны бело­гвар­дей­цы завоёвывали территории, уже перешедшие на «большевистский» календарь, одним из первых пунктов приказов и распоряжений новой власти становилось возвращение к старому стилю лето­исчис­ления [13].
Традиция сентябрьского Нового года сохранилась в православных церквах — сейчас верующие празднуют Новолетие 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Согласно Евангелию, именно в субботу, в первый день иудейского праздника жатвы, Иисус прочитал в Назарете пророчество Исаии, чем возвестил наступление «лета Господня благоприятного» (Лк. 4:16–22) [14].
В настоящее время в ряде православных церквей используется новоюлианский календарь, разработанный профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем в начале 1920‑х годов [15]. Следует отметить, что он несколько точнее григорианского: расхождение в одни сутки с тропическим годом набегает лишь за 43,5 тысяче­летия. В целом новоюлианский календарь повторяет структуру григорианского, однако за високосные принимаются лишь те «вековые» годы [16], при делении номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Это годы: 200, 600, 1100, 1500, 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д. При взгляде на этот список ясно, что разница в один день с григорианским календарём появится лишь в 2800 году [17].
Приверженец новоюлианского стиля, патриарх Афинской, а позже Константинопольской и Александрийской церквей Мелетий IѴ в 1920‑е годы последовательно вводил новый календарь. Осенью 1923 года патриарх Тихон предложил использовать его и Русской православной церкви. Нововведение не было принято ни духовенством, ни мирянами, и после 24 дней «экс­пери­мен­та» вернулись к традиционному юлианскому летоисчислению, как и было заведено «Матерью всех церквей» — Иеру­са­лим­ской православной церковью [18].

И наконец...
Часто ли определённая календарная дата приходится на один и тот же день недели? Последовательность дней недели в четырёхлетии «високосный + три обычных» повторяется каждые 28 лет, что нетрудно узнать, вычислив числа лет для любого столетия [19]. Внутри этого 28‑летнего цикла годы‑двойники случаются, конечно, чаще. Например, для использования в нынешнем, 2015 году (невисокосный, начался в четверг 1 января), подходит календарь, изданный для 2009 или 1998 года. В будущем этот же календарь вы можете повесить на стену спустя 28 лет — в 2026, 2037 и 2043 годах соответственно. А вот 2004 и 2032 годы (кстати, разница между ними — те же 28 лет) начинаются также в четверг, но они високосные, а значит, со­впа­дение с 2015‑м будет только в январе и феврале. Вообще, для работы с датами достаточно иметь 14 разных годовых календарных сеток (для високосных и обычных лет, начинающихся с одного из семи дней недели). Периодически по­яв­ляю­щие­ся в Интернете утверждения о том, что «этот месяц с пятью пятницами уникален, он случается лишь раз в 823 года» и тому подобные, — не более чем нелепый вымысел [20].
Прерывался ли когда‑нибудь недельный цикл? Некоторые исследователи полагают, что как минимум со времён пророка Мои­сея (около XIII века до н. э.) и до сих пор счёт дней недели оставался непрерывным. Существует и несколько экзотическая точка зрения: счёт недель не менялся со времени сотворения мира; при этом, возможно, этот цикл однажды прервался на сутки, когда «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день» (Ис Нав 10:12 – 14) [21].
Нужно сказать, что во времена революционных изменений в ряде стран производились попытки уйти от традиционной семи­днев­ки. Самые известные примеры — декады французского республиканского календаря (недели по 10 дней; календарь использовался в 1793 – 1805 годах и во время Парижской коммуны весной 1871 года), а также пяти­дневки (1929 – 1931 годы) и шести­дневки (1931 – 1940 годы) в СССР. Однако по прошествии некоторого количества лет семи­днев­ная неделя неизбежно возвращалась.
В конце статьи, задуманной автором для публикации на двух‑трёх полосах журнала «Мир музея» и растянувшейся в итоге на три номера, попытаемся ответить на вопрос в заголовке: когда же наступит миллионный день нашей эры.
Столетие в юлианском календаре состоит из 36 525 дней. А в григорианском — лишь «длинные» XX и XXIѴ столетия включают такое же количество дней (остальные — на сутки меньше, 36 524). Особенным был XѴI век, когда состоялся переход. Нетрудно вычислить, что период с 1 января 1501 года (по юлианскому календарю) по 31 декабря 1600 года (по григорианскому календарю, високосный) включительно состоит из 36 515 дней: 10 суток «выпали» в октябре 1582 года.
С учетом всего сказанного, последним днём периода в один миллион дней, начиная с 1 января 1 года нашей эры (по старому стилю), станет суббота 26 ноября 2738 года (по новому стилю).
Автор благодарит Нину Владимировну Карауш за поддержку и убедительно просит читателей направлять критические замечания и уточнения по электронной почте alexei.kova@gmail.com.

[1] Окончание. Начало см.: Ковалёв А. 1000000 дней нашей эры // Мир музея. 2014. №12. С. 53 – 54. Мир музея. 2015. №2. С. 54 – 55.
[2] Мир музея. 2014. №12. С. 53.
[3] Однако «нулевой год» упомянут в некоторых литературных произведениях и фильмах, что называется, «по воле автора».
[4] Напоминаем, что индексом i мы обозначаем даты по юлианскому календарю.
[5] Для того чтобы 1 января пришлось на середину зимы, в 46 году до нашей эры были введены три дополнительных месяца, и «год великой путаницы» продолжался 445 дней. Затем в 44 – 9 годы до нашей эры високосные годы вводились по ошибке (или умыслу) римских жрецов каждые три года вместо четырёх. Чтобы исправить календарь, по решению императора
Августа между 9 годом до нашей эры и 8 годом нашей эры (или, согласно некоторым источникам, между 12 годом до нашей эры и 4 годом нашей эры) високосных годов не было. Кроме того, в этот же период менялась продолжительность месяцев. О пролептическом календаре см.: Мир музея. 2015. №2.
С. 55 (сноска 11).
[6] Предполагаемая дата основания Рима (по Варрону Реатинскому). Именно этот год считался во времена Августа 1 годом ab urbe condita.
[7] С 1 марта 101 года до нашей эры по 29 февраля 1 года до нашей эры (или с <1 марта 101i*> по <29 февраля 2i*>) — ровно 100 лет.
[8] Быт 1:1–2:3.
[9] То есть «около‑мартовскому» (лат.).
[10] Методика перевода дат от сотворения мира в даты юлианского календаря не является темой данной статьи. С ней можно ознакомиться, например: Черепнин Л.В. Русская хронология. М., 1944. С. 25. Электронная версия. Метод доступа: <http://www.russiancity.ru/books/b40.htm>.
[11] Однако в истории известны и другие условные даты сотворения мира (См., напр.: Климишин И.А. Заметки о нашем календаре. Электронная версия. Метод доступа: <http://www.bibliotekar.ru/calendar/index.htm>). На самом деле эта тема сложнее, чем кажется на первый взгляд.
[12] См. тут: <http://smartnews.ru/articles/13753.html>.
[13] См., например, тут: <http://ru.science.wikia.com/wiki/Григорианский_календарь>.
[14] 1 сентября приходилось на субботу в 25 и 31 годах нашей эры.
[15] Milankovitch M. Das Ende des julianischen Kalenders und der neue Kalender der orientalischen Kirchen // Astronomische Nachrichten. 1924. №5279 (18 марта). С. 379 – 384.
[16] Годы, номер которых заканчивается на «00».
[17] Методика расчёта дат новоюлианского календаря в настоящей статье не рассматривается.
[18] В настоящее время новоюлианский календарь используется повсеместно в Александрийской, Антиохийской, Элладской, Кипрской, Румынской и Болгарской поместных православных церквях; преобладающе в Константинопольской церкви (отдельные юрисдикции, монастыри и приходы, включая Святую гору Афон, используют юлианский); в зависимости от приходского уклада
в Польской, Чехословацкой и Американской церквах, где также используется и юлианский; в отдельных западноевропейских приходах Русской православной церкви. При этом везде, кроме Финляндской церкви, пасхалия считается по юлианскому календарю (см. тут: <drevo‑info.ru/articles/3105.html>).
Не все в упомянутых церквах приняли этот переход, возникли раскольнические движения «старостильников». Например, крупнейшая старостильная юрисдикция Греции сегодня насчитывает около 400 тысяч прихожан. (См. тут: <http://www.pravda.ru/faith/dialog/25-12-2010/1062019‑christmas‑0/>).
[19] Однако в григорианском столетии в «неправильные невисокосные «вековые» годы этот цикл прерывается и начинается вновь.
[20] Самый большой цикл в нашем календаре, «великий индиктион» (период в 28 · 19 = 532 года: вновь сходятся фазы Луны, числа года и дни недели), также меньше, чем этот странный промежуток.
[21] См. тут: <http://baonline.org/the‑weekly‑cycle/>.
Правила указания дат в литературе
Факты, датируемые по старому стилю. Это факты, относящиеся к истории России до Февральской революции (27 февраля 1917 года). В России новый стиль (н. ст.) был введён декретом Сов­нар­кома от 25 января 1918 года, который установил день после 31 января 1918 года считать 14 февраля по новому стилю.
Факты, датируемые по новому стилю. Это факты, относящиеся:
1. К истории зарубежных стран и международной жизни.
2. К истории нашей страны с 14 февраля (1 февраля ст. ст.) 1918 года.
Факты, датируемые и по старому, и по новому стилю. Двойные даты ставят, если дата относится:
1. К дореволюционной истории России, но к событию за рубежом.
2. К истории России от Февральской революции (27 февраля 1917 года) до 14 (1 по ст. ст.) февраля 1918 года. Например: 25 ок­тяб­ря (7 ноября) 1917 г.*
3. К письмам, отсылаемым из‑за рубежа в Россию до 14 февраля 1918 года. Рядом с датой по н. ст. ставят в круглых скобках дату по ст. ст. Например: Неаполь, 10 января 1848 г. (29 декабря 1847 г.). Допустимо, если пуб­ликуются письма (не переписка между русским и зарубежным корреспондентами), при добавлении к дате слов н. ст. в квад­ратных скобках не ставить дату по ст. ст. Например: 10 февраля [н. ст.] 1851 г.
Во избежание путаницы рекомендуется даты первых лет (веков) нашей эры сопровождать словами н. э. (нашей эры).** В англоязычной литературе века и годы до нашей эры обозначаются буквами BC или B. C. (англ. Before Christ — до Христа), а нашей эры — буквами AD или A. D. (лат. Anno Domini — «год века Господня»).
В какой день следует отмечать юбилеи исторических событий отечественной истории XVI – XIX веков, датированных по старому стилю? Вопрос непростой. Возьмём для примера уже упомянутую нами в прошлой статье дату Бородинской битвы. В России этот день — 26 августа 1812 года по юлианскому календарю. Французские источники (уже использовавшие григорианский календарь) называют 7 сентября. И правда, в XIX веке разница старого и нового стилей (Δ) составляла 12 дней. Однако День воинской славы России отмечается не 7‑го, а 8 сентября. Почему? В нашем веке Δ = 13 дней, и дню 26 августа соответствует как раз 8 сентября. Именно в этот день — и тогда, и сейчас — празднуется Сретение Владимирской иконы Божией матери.
Вообще, исторические события отечественной истории часто бывают привязаны к какому‑либо церковному празднику, то есть к современному юлианскому календарю. День народного единства отмечается 4 ноября, в день Казанской иконы Божией матери (с ней ополчение Минина и Пожарского вступило в Китай‑город). Это событие произошло 22 октября 1612 года по старому стилю, которое, однако, в XVII веке приходилось не на 4‑е, а на 1 ноября по новому стилю.

* Рекомендация не касается датировки исторических документов, поскольку «Правила издания исторических документов в СССР» требуют датировать по н. ст. только документы, составленные в России с 1 февраля 1918 года.
** Правила даны по: Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора М., 2003. Электронная версия. Метод доступа: <http://diamondsteel.ru/useful/handbook/>. Просим авторов журнала «Мир музея» придерживаться этих правил при указании дат.
История перехода на григорианский календарь
Первыми григорианский календарь приняли католические страны, большинство ещё в XVII веке. Затем, в течение XVIII – XIX ве­ков, — и протес­тант­ские. Переход сопровождался многочисленными курьёзами, а иногда и потрясения­ми. Например, в Швеции решили принять новый стиль постепенно и для этого отменить 11 високосных дней с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война, и про перевод забыли. Страна жила по своему собственному календарю, пока король Карл XII не решил отказаться от нового стиля и вернуть два «потерянных» дня — ими стали 29 и 30 февраля 1712 года. Новый стиль в Швеции был окончательно введён лишь полвека спустя, в один приём. Необычным был переход на Аляске, там он сочетался с переносом линии перемены даты. После пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года уже по новому стилю.*
* Подробнее об истории перехода разных стран на григорианский календарь см.<http://ru.science.wikia.com/wiki/Григорианский_календарь>.
Печатается по: Ковалёв А. 1000000 дней нашей эры // Мир Музея. 2015. №4. С. 50 – 52.
Начало см.:
Ковалёв А. 1000000 дней нашей эры // Мир музея. 2014. №12. С. 53 – 54.
Ковалёв А. 1000000 дней нашей эры // Мир музея. 2015. №2. С. 54 – 55.