Об уникальном опыте реставрации значительного по площади фрагмента резьбы по сырой глине, найденного в средневековом городище Кулан на территории современного Казахстана, рассказывают участники этого процесса.
Крым Алтынбеков, Любовь Чарлина, Элина Алтынбекова. Научно‑реставрационная лаборатория «Остров Крым»
В 2015 – 2017 годах экспедиция Казахского научно-исследовательского института культуры под руководством Карла Молдахметовича Байпакова (1940 – 2018) и Серика Шаймерденовича Акылбека изучала археологическую цитадель городища Кулан.
Было вскрыто несколько помещений, одно из которых сохранило на своих стенах довольно большие объёмы декора из резной глины. Резьба была выполнена на четырёхсантиметровом слое глиняной штукатурки, нанесённой на выравнивающий слой саманной штукатурки. Размер помещения составлял 6,6 × 5,7 метров, а высота сохранившихся стен достигала 2,75 метра.
Резная штукатурка сохранилась на площади более 11 квадратных метров, что составляет 12 – 17 процентов от первоначальной, на трёх стенах помещения. Такая значительная площадь резьбы, сохранившейся на стенах in situ, была обнаружена на территории Казахстана впервые. Тогда же, в 2015 году, была сделана попытка сохранения декора на месте методами превентивной консервации. Стены с резьбой и живописью были покрыты тканью и засыпаны грунтом, над раскопом построен навес.
Однако проведённое через два года обследование показало значительное ухудшение состояния декоративной резьбы. Причиной стали водорастворимые соли, содержащиеся вгрунте, а также в стенах помещений. При высыхании стен после раскопок происходило движение влаги вместе с солями из глубины грунтового массива к поверхности, что привело к накоплению солей в штукатурном слое и его интенсивному разрушению.
Конечно, сохранение резной штукатурки на месте находки — непосредственно на стенах дворцового помещения — наиболее желательно, однако постоянный контакт с грунтом рано или поздно привёл бы к её деградации, а потом и к исчезновению. Поэтому было решено снять панели резной глины со стен для дальнейшего хранения в музейных условиях после выполнения лабораторной консервации.
Для наиболее безопасного снятия резной штукатурки со стен понадобилось провести длительную подготовку и серию экспериментов, чтобы разработать необходимый метод работы. Сложность безопасного снятия резных панелей со стен помещения обусловлена следующими факторами:
резьба выполнена по сырой глине, потерявшей структурную прочность, хрупкой, рыхлой, неводостойкой; большая толщина резной штукатурки и ощутимый вес снимаемых фрагментов панелей могут спровоцировать рассыпание резьбы во время снятия; резьба значительно фрагментирована и не имеет чёткой формы, присутствуют мелкие и отдельные фрагменты, не скреплённые между собой.
Летом 2017 года началась подготовка к снятию резных панелей. Была создана экспериментальная панель из глины (идентичной оригиналу) на стене лаборатории для отработки метода снятия, проведена серия экспериментов. В результате выбраны наиболее безопасные способы снятия панелей со стен. Была также подготовлена документация, в том числе схемы стен для фиксации снятия фрагментов панелей.
В сентябре сотрудники лаборатории уже развернули полевую лабораторию внутри помещения цитадели городища Кулан. Важную часть работ составляла подготовка к снятию — укрепление лицевой стороны резной глины ацетоновыми растворами Paraloid B–72 различных концентраций, последовательно, начиная с низкой концентрации. Холодная осенняя погода и заглублённость помещения замедляли испарение растворителя. Для ускорения процесса пропитку начали сразу после первичной расчистки поверхности и выполняли даже ночью при искусственном освещении.
После окончания пропитки поверхностный слой резной глины стал достаточно прочным. Кроме того, благодаря насыщению полимером удалось различить краски на поверхности. Это была лишь начальная, полевая пропитка, необходимая для демонтажа резной штукатурки. Полная же пропитка на всю толщину оказалась возможна только в лабораторных условиях.
После укрепляющей пропитки приступили к выделению фрагментов для снятия. Где было можно, небольшие остатки панелей готовили к снятию целиком, крупные плоскости делили на части по имевшимся трещинам. При отсутствии трещины в необходимом месте выбирали безопасную линию резьбы, которую можно восстановить при последующей склейке. После устройства поддерживающей опалубки границы фрагментов углублялись, и постепенно каждый фрагмент оказался вырезанным и отделённым от стены. В некоторых случаях приходилось снимать крупные фрагменты с глубокой резьбой вместе с частью кладки (заранее согласовав это с археологами).
Перед отделением фрагмента от стены лицевую декоративную поверхность защищали толстой мягкой подложкой из поролона или текстиля, а поверх укладывали фанерный щит, опиравшийся на опалубку. После фиксации щита, подложки и отделяемого фрагмента стяжными ремнями всю конструкцию аккуратно отделяли от стены, опираясь на опалубку, и укладывали щитом вниз, а тыльной стороной фрагмента вверх. Для больших фрагментов иногда требовалось участие более четырёх человек. Далее каждый фрагмент зачищался до минимально возможной толщины с тыльной стороны, определяемой по внутренним слоям штукатурки. Края стягивались плёнкой для предотвращения осыпания, и после прижимания с тыльной стороны листа пластика и фанерного щита, фрагмент переворачивался лицевой стороной вверх. Из‑за большого объёма и веса было необходимо участие нескольких человек. Далее фрагменты переносились в специально подготовленные для них ящики. Края и лицевая поверхность защищались кумдорбашками для последующей транспортировки («құмдорба» с казахского, букв.: құм — песок, дорба — мешочек). С большим трудом были сняты, зачищены и упакованы все сохранившиеся фрагменты.
Параллельно велась документация местоположения всех снятых фрагментов на заранее подготовленных схемах — промаркировано 38 отделённых фрагмента.
Исследования Доставленные в лабораторию панели резной глины уложили согласно схеме стен, а затем были проведены необходимые неотложные работы. К консервации приступили лишь в 2019 году, после поступления финансирования. План подготовки резной глины к музейному хранению состоял из двух основных этапов — консервации и реставрации, в свою очередь, содержащих множество задач. Перед началом работ старший научный сотрудник отдела научно‑технической экспертизы Государственного Эрмитажа Елена Анатольевна Миколайчук (Санкт‑Петербург) провела технологический анализ материалов. Был исследован сам массив глины, а также остатки двух видов краски — красной и чёрной. Массив глины оказался лёссом без добавок гипса и извести. Красная краска оказалась красной глиной, имеющей яркий цвет благодаря содержанию алюминия в виде боксита и корунда, а также железа в форме трёхвалентного оксида и не содержащей связующего. Чёрная краска показала своё растительное происхождение. Традиционно подобную чёрную краску делали из обугленных косточек ягод с использованием камеди в качестве связующего.
Консервация Консервация — первый этап научно‑реставрационных работ, подразумевает сохранение резных панелей в существующем виде. Необходимо укрепить глину, консолидировать пылевидные участки, удалить водорастворимые соли, способствующие деструкции глиняной резьбы. Каждая группа фрагментов помещена в индивидуальный ящик — пропиточную камеру. Все фрагменты необходимо хранить в строго горизонтальном положении, из‑за чего понадобилось освободить значительные площади лабораторных помещений. Теперь, в лабораторных условиях, требовалось пропитать фрагменты не поверхностно, а на всю толщину — с лицевой и тыльной стороны раствором Paraloid B–72 в ксилоле. Для надлежащей пропитки циклы нанесения раствора и сушки повторялись многократно. Всё это требует определённых усилий, в том числе и физических, особенно при перевороте фрагментов на тыльную сторону и обратно. Учитывая многократную повторяемость каждого процесса, консервация заняла несколько месяцев. При этом наибольшую сложность составляли фрагменты, имеющие значительные размеры и, соответственно, вес. Иногда перед переворотом требовалось закрепить лицевую сторону двумя слоями марли, а после переворота обратно — аккуратно удалить их.
Реставрация К реставрационным мероприятиям мы относим процессы, изменяющие существующий вид резьбы после снятия со стены — удаление позднейших наслоений, подбор и соединение разрозненных фрагментов, сборку резных панелей на новой основе, дополнение глины в местах утрат, частичное заполнение трещин. Реставрация проведена в 2021 году. До этого панели хранились в лаборатории в герметичных ящиках в горизонтальном положении. Обследование показало стабильное состояние глиняной штукатурки. Появилась возможность приступить к расчистке. Расчищать до пропитки было опасно ввиду хрупкости резной штукатурки и опасности спутать её с загрязнениями. Только после пропитки, осторожно размягчая один квадратный сантиметр за другим, порой с использованием микроскопа, были постепенно удалены все загрязнения, в том числе и в глубокой резьбе. Это самый сложный и трудоёмкий процесс лабораторной обработки резной глины, поскольку необходимо устранить мельчайшие частицы загрязнений, прочно склеенные с поверхностью. Глиняная штукатурка преобразилась, давая представление о своём былом великолепии. Однако открылись и не видные ранее трещины, которые были заполнены грунтом.
Следующим этапом стало закрепление пропитанных и очищенных фрагментов на новом основании — для подготовки к экспонированию в музее. Требовалось найти такое основание, которое, во‑первых, выдержит вес фрагментов, во‑вторых, не будет деформироваться. Серия очередных экспериментов привела к разработке метода монтажа фрагментов на новом основании. За основу взяли ламинированную фанеру — прочный и влагостойкий материал. Поверх неё укрепили мелкоячеистую сетку из нержавеющей стали — таким образом, чтобы оставался зазор между поверхностью фанеры и сеткой. Всю поверхность залили клеящим составом — расплавом канифоли и воска. Такой состав при необходимости можно заново расплавить и демонтировать фрагменты.
Для крупных фрагментов понадобилось изобрести другой способ монтажа — когда на фанере, на месте крепления крупного фрагмента устанавливается нихромовая спираль, которая при подсоединении к электрическому току равномерно нагревает клеящий расплав и обеспечивает надёжную фиксацию крупного фрагмента на основании. К тому же, заново нагрев спираль, при необходимости можно демонтировать панель.
Установка фрагментов на новое основание ведётся параллельно с соединением фрагментов и дополнением глины в местах утрат. В результате выполнения работ по сборке на новом основании подготовлено девять экспозиционных панелей, на каждой из которых расположен целостный фрагмент резного декора. Некоторые панели имеют значительные размеры, доходящие до двух метров.
Музеефикация Результат работы реставраторов был представлен в феврале 2022 года в Национальном музее Республики Казахстан на выставке «Город Кулан на стыке цивилизаций». А на опустевших стенах цитадели Кулана предлагается установить точные факсимильные копии из атмосферостойких материалов. Казахстан. Алма‑Ата. Благодарим С.Ш. Акылбека за предоставленные фото.
Печатается по:АлтынбековК., ЧарлинаЛ., АлтынбековаЭ. Реставрация как она есть // Мир Музея. 2024. №2. С.34–37.
На фото: Фрагмент резьбы по сырой глине с остатками пигментов на стенах дворцового помещения средневекового Кулана. Фото 2017г. Предоставлено авторами.