Получить английское классическое образование я мечтала так же, как стать второй женщиной‑космонавтом. И то, и другое было из ряда фантастики, а представление об английских школах и космосе я черпала из прекрасной, но художественной литературы. Но и сегодня меня не покидает любопытство и желание узнать из первых уст о том, как это было — жить и учиться в английском колледже прошлого века. Мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с оксфордским доном, профессором экономики Оксфордского университета Николасом Димсдейлом.* Беседовала Ирина Дин (Хохолева).
Расскажите, пожалуйста, о вашей первой школе и начальных классах.
Николас Димсдейл: Родители отправили меня в Канаду в возрасте четырёх с половиной лет в 1940 году. Я прибыл из Англии на корабле вместе с бабушкой — и она отдала меня в английскую школу, переехавшую в Оттаву, а сама вернулась в Англию. В школе нас практически ничему не учили, учителя старались сделать так, чтобы мы просто были счастливы. Помню, в то время я научился ценить Чайковского. В доме, где мы жили, ставили музыку, и Чайковский был очень популярен.
В 1943 году, когда мне было семь лет, родители решили, что я должен вернуться домой. Я добирался до Англии очень опасным путём: сначала сел на португальский корабль (Португалия была нейтральной страной — и предполагалось, что португальский корабль не пострадает от торпеды). Путь занял 21 день. Из Лиссабона я должен был лететь самолётом в Бристоль. Обычно это был очень безопасный ежедневный рейс, поскольку он перевозил в Лиссабон английские газеты, которые охотно читали немецкие власти. Я должен был лететь в воскресенье, но меня перевели на другой рейс, и пришлось лететь в субботу. Полёт прошёл без происшествий. После приземления в Бристоле меня посадили на поезд до Лондона, где жили мои родители. Они обнаружили меня сидящим в темноте на чемодане на платформе вокзала Паддингтон. Позднее я узнал, что самолёт, на котором я должен был лететь в воскресенье, сбили над Бискайским заливом. Это событие широко обсуждалось в прессе, потому что на нём летел всемирно известный актёр Лесли Говард. {1}
В Англии я пошёл в школу в Северном Лондоне. Одноклассники были развитее меня и гораздо более дисциплинированы — я не умел ни читать, ни писать, чувствовал себя дикарём.
Благодаря бабушке по материнской линии я научился читать и считать, но вообще учился в школе довольно плохо.
И как же с таким уровнем начального образования вам удалось поступить в один из самых престижных колледжей страны?
Николас Димсдейл: Обучать мальчиков в Итоне и Кембридже было давней традицией нашей семьи. У обоих моих родителей была очень ответственная работа в секторе военной экономики, они были занятыми людьми, поэтому меня часто отправляли к бабушкам. Моя бабушка по материнской линии, жившая в Манчестере, научила меня читать в семь лет и организовала для меня обучение основам арифметики. Некоторое отставание от детей, получивших британское образование, было компенсировано. Но мои результаты на вступительных экзаменах в Итон были слабыми.
Другая бабушка, по отцовской линии, жила в Брайтоне. [2] Она не работала, но разводила кур и пчёл и этим жила. У неё часто бывали пчеловоды, я общался с ними и стал хорошо разбираться в пчёлах. Как ни странно, именно эти знания помогли мне поступить в Итон (хотя учился я неважно, родители настояли, чтобы туда поступал). Я чуть не провалил вступительный экзамен, но по удивительной случайности один из экзаменаторов завёл разговор о пчёлах. И ему, похоже, так понравилось беседовать со мной о пчёлах, что он допустил меня в третий класс, самый низкий в школе.
Перед началом обучения меня отправили в Лондоне подтянуть латынь. Я тогда думал, что ничего не знаю, но профессор показал мне, что я знаю довольно много. Это придало мне уверенности — и я отправился в Итон с хорошим мнением о себе, с более высокой самооценкой. Я был младше большинства мальчиков, мне тогда было 12 лет. В колледже была сильная конкуренция — я стал много заниматься и оказался в числе лучших учеников класса.
С кем вы учились и где жили?
Николас Димсдейл: Среди учеников было много детей из богатых семей, особенно хорошо помню семьи пивных магнатов. Были и умные ребята, невероятно талантливые. Многие писатели отправляли своих детей учиться в Итон: в моей группе был родственник Грэма Грина. [3}
Мальчики (40 человек) жили под руководством заведующего пансионом. Он поддерживал дисциплину в доме и знал всех, у каждого из нас была своя комната — это было очень важно и очень редко, ведь в обычных школах‑пансионах ребята жили в одной общей комнате. Заведующий пансионом оказывал на нас большое влияние— и на дисциплину, и на наше развитие.
Учителя, чаще молодые, снимали квартиры или комнаты в городе. Школа заключала с ними договор на два года, а потом могла продлить, если всё было хорошо.
Насколько комфортно вы себя чувствовали среди учеников из совершенно другой социальной среды?
Николас Димсдейл: У всех ребят в Итоне были свои интересы. Многие почти не учились, развлекались, играли в футбол. Кто‑то мог пожить в большом доме за городом, кто‑то в Лондоне, сходить в театр...
А я понял, что мне нравится учиться, и был сосредоточен на учёбе.
Была ли дедовщина в вашей школе?
Николас Димсдейл: Как такового буллинга у нас не было. В школе все считали, что ученики Итона выше такого рода издевательств.
Итон был довольно серьёзной школой. За первые две недели нужно было выучить все школьные правила. Тех, кто нарушал дисциплину, били — телесные наказания применялись довольно часто. И в целом большую часть времени дом находился под контролем старших мальчиков. Именно они устанавливали там свои правила и следили, например, за достижениями учеников в спорте. Ко мне они были настроены довольно враждебно: я не любил футбол и играл плохо.
Контроль 18‑летних над 13‑летними породил проблему гомосексуализма в Итоне. Но если это становилось известным, старшего мальчика сразу же исключали из школы. В моём потоке такого не случалось, потому что у нас был очень религиозный заведующий пансионом. Именно он сформировал моё мировоззрение в плане этики. Он был против высокомерия, релятивизма, лжи.
Расскажите, пожалуйста, запомнившийся вам эпизод из итонской жизни.
Николас Димсдейл: Я не любил обязательные спортивные игры и соревнования. Предстояли гребные гонки, я попросил отстранить меня от участия в них. Меня за это выпороли, к тому же это плохо сказалось на моей репутации в школе. После этого эпизода я решил подтянуть свою физическую форму — и в день знаменитой гребной гонки в Хенли проплыл на лодке от Итона до самого Хенли. [4] Я хотел показать людям, которые меня унижали, что могу преодолеть по воде большие расстояния. Я думал: «Подплыву к финишу — и посмотрю на тех, кто так ужасно со мной поступил».
Мне было важно доказать, на что я способен.
Я учился сразу после Второй мировой войны, у нас были карточки на хлеб, кормили в школе плохо (меня спасало, что бабушка из Манчестера присылала яйца). Было не до приключений, жизнь была довольно традиционная, сложная. Но Итон сильно изменился с тех пор, как я там
учился.
Великобритания . Оксфорд.
Николас Димсдейл: Родители отправили меня в Канаду в возрасте четырёх с половиной лет в 1940 году. Я прибыл из Англии на корабле вместе с бабушкой — и она отдала меня в английскую школу, переехавшую в Оттаву, а сама вернулась в Англию. В школе нас практически ничему не учили, учителя старались сделать так, чтобы мы просто были счастливы. Помню, в то время я научился ценить Чайковского. В доме, где мы жили, ставили музыку, и Чайковский был очень популярен.
В 1943 году, когда мне было семь лет, родители решили, что я должен вернуться домой. Я добирался до Англии очень опасным путём: сначала сел на португальский корабль (Португалия была нейтральной страной — и предполагалось, что португальский корабль не пострадает от торпеды). Путь занял 21 день. Из Лиссабона я должен был лететь самолётом в Бристоль. Обычно это был очень безопасный ежедневный рейс, поскольку он перевозил в Лиссабон английские газеты, которые охотно читали немецкие власти. Я должен был лететь в воскресенье, но меня перевели на другой рейс, и пришлось лететь в субботу. Полёт прошёл без происшествий. После приземления в Бристоле меня посадили на поезд до Лондона, где жили мои родители. Они обнаружили меня сидящим в темноте на чемодане на платформе вокзала Паддингтон. Позднее я узнал, что самолёт, на котором я должен был лететь в воскресенье, сбили над Бискайским заливом. Это событие широко обсуждалось в прессе, потому что на нём летел всемирно известный актёр Лесли Говард. {1}
В Англии я пошёл в школу в Северном Лондоне. Одноклассники были развитее меня и гораздо более дисциплинированы — я не умел ни читать, ни писать, чувствовал себя дикарём.
Благодаря бабушке по материнской линии я научился читать и считать, но вообще учился в школе довольно плохо.
И как же с таким уровнем начального образования вам удалось поступить в один из самых престижных колледжей страны?
Николас Димсдейл: Обучать мальчиков в Итоне и Кембридже было давней традицией нашей семьи. У обоих моих родителей была очень ответственная работа в секторе военной экономики, они были занятыми людьми, поэтому меня часто отправляли к бабушкам. Моя бабушка по материнской линии, жившая в Манчестере, научила меня читать в семь лет и организовала для меня обучение основам арифметики. Некоторое отставание от детей, получивших британское образование, было компенсировано. Но мои результаты на вступительных экзаменах в Итон были слабыми.
Другая бабушка, по отцовской линии, жила в Брайтоне. [2] Она не работала, но разводила кур и пчёл и этим жила. У неё часто бывали пчеловоды, я общался с ними и стал хорошо разбираться в пчёлах. Как ни странно, именно эти знания помогли мне поступить в Итон (хотя учился я неважно, родители настояли, чтобы туда поступал). Я чуть не провалил вступительный экзамен, но по удивительной случайности один из экзаменаторов завёл разговор о пчёлах. И ему, похоже, так понравилось беседовать со мной о пчёлах, что он допустил меня в третий класс, самый низкий в школе.
Перед началом обучения меня отправили в Лондоне подтянуть латынь. Я тогда думал, что ничего не знаю, но профессор показал мне, что я знаю довольно много. Это придало мне уверенности — и я отправился в Итон с хорошим мнением о себе, с более высокой самооценкой. Я был младше большинства мальчиков, мне тогда было 12 лет. В колледже была сильная конкуренция — я стал много заниматься и оказался в числе лучших учеников класса.
С кем вы учились и где жили?
Николас Димсдейл: Среди учеников было много детей из богатых семей, особенно хорошо помню семьи пивных магнатов. Были и умные ребята, невероятно талантливые. Многие писатели отправляли своих детей учиться в Итон: в моей группе был родственник Грэма Грина. [3}
Мальчики (40 человек) жили под руководством заведующего пансионом. Он поддерживал дисциплину в доме и знал всех, у каждого из нас была своя комната — это было очень важно и очень редко, ведь в обычных школах‑пансионах ребята жили в одной общей комнате. Заведующий пансионом оказывал на нас большое влияние— и на дисциплину, и на наше развитие.
Учителя, чаще молодые, снимали квартиры или комнаты в городе. Школа заключала с ними договор на два года, а потом могла продлить, если всё было хорошо.
Насколько комфортно вы себя чувствовали среди учеников из совершенно другой социальной среды?
Николас Димсдейл: У всех ребят в Итоне были свои интересы. Многие почти не учились, развлекались, играли в футбол. Кто‑то мог пожить в большом доме за городом, кто‑то в Лондоне, сходить в театр...
А я понял, что мне нравится учиться, и был сосредоточен на учёбе.
Была ли дедовщина в вашей школе?
Николас Димсдейл: Как такового буллинга у нас не было. В школе все считали, что ученики Итона выше такого рода издевательств.
Итон был довольно серьёзной школой. За первые две недели нужно было выучить все школьные правила. Тех, кто нарушал дисциплину, били — телесные наказания применялись довольно часто. И в целом большую часть времени дом находился под контролем старших мальчиков. Именно они устанавливали там свои правила и следили, например, за достижениями учеников в спорте. Ко мне они были настроены довольно враждебно: я не любил футбол и играл плохо.
Контроль 18‑летних над 13‑летними породил проблему гомосексуализма в Итоне. Но если это становилось известным, старшего мальчика сразу же исключали из школы. В моём потоке такого не случалось, потому что у нас был очень религиозный заведующий пансионом. Именно он сформировал моё мировоззрение в плане этики. Он был против высокомерия, релятивизма, лжи.
Расскажите, пожалуйста, запомнившийся вам эпизод из итонской жизни.
Николас Димсдейл: Я не любил обязательные спортивные игры и соревнования. Предстояли гребные гонки, я попросил отстранить меня от участия в них. Меня за это выпороли, к тому же это плохо сказалось на моей репутации в школе. После этого эпизода я решил подтянуть свою физическую форму — и в день знаменитой гребной гонки в Хенли проплыл на лодке от Итона до самого Хенли. [4] Я хотел показать людям, которые меня унижали, что могу преодолеть по воде большие расстояния. Я думал: «Подплыву к финишу — и посмотрю на тех, кто так ужасно со мной поступил».
Мне было важно доказать, на что я способен.
Я учился сразу после Второй мировой войны, у нас были карточки на хлеб, кормили в школе плохо (меня спасало, что бабушка из Манчестера присылала яйца). Было не до приключений, жизнь была довольно традиционная, сложная. Но Итон сильно изменился с тех пор, как я там
учился.
Великобритания . Оксфорд.
Николас Димсдейл
Николас Димсдейл окончил Королевский колледж в Кембридже в 1959 году, получив диплом с отличием первого класса по экономике. После окончания учебы с 1959 по 1961 год он провёл два года аспирантуры в Гарварде и Кембридже. В 1961 году Николас был назначен преподавателем экономики в Королевском колледже Оксфорда.
С 1965 по 1966 год, помимо преподавания в колледже, Николас работал в качестве экономического советника в Департаменте по экономическим вопросам правительства Великобритании. Наряду с преподавательской и научной деятельностью, с 1977 по 1995 год он также занимал должность казначея Куинс-колледжа.
С 1980 по 1989 год он совмещал преподавательскую работу в Оксфордском университете с должностью главного редактора научного журнала Oxford Economic Papers. Преподавая студентам и аспирантам, Николас развивал свои экономические исследования в области экономической истории, публикуя многочисленные научные работы, а в 2004 году он стал ассоциированным членом Наффилдского колледжа в Оксфорде.
Николас продолжал преподавать в Куинс-колледже до 2022 года, что в сумме составляет почти 60 лет преподавательского стажа в Оксфорде.
Николас Димсдейл окончил Королевский колледж в Кембридже в 1959 году, получив диплом с отличием первого класса по экономике. После окончания учебы с 1959 по 1961 год он провёл два года аспирантуры в Гарварде и Кембридже. В 1961 году Николас был назначен преподавателем экономики в Королевском колледже Оксфорда.
С 1965 по 1966 год, помимо преподавания в колледже, Николас работал в качестве экономического советника в Департаменте по экономическим вопросам правительства Великобритании. Наряду с преподавательской и научной деятельностью, с 1977 по 1995 год он также занимал должность казначея Куинс-колледжа.
С 1980 по 1989 год он совмещал преподавательскую работу в Оксфордском университете с должностью главного редактора научного журнала Oxford Economic Papers. Преподавая студентам и аспирантам, Николас развивал свои экономические исследования в области экономической истории, публикуя многочисленные научные работы, а в 2004 году он стал ассоциированным членом Наффилдского колледжа в Оксфорде.
Николас продолжал преподавать в Куинс-колледже до 2022 года, что в сумме составляет почти 60 лет преподавательского стажа в Оксфорде.
Итон‑колледж
Итон‑колледж — государственная платная средняя школа‑пансион для мальчиков 13 – 18 лет в Итоне (Беркшир, Англия). Итон-колледж окончили 20 премьер-министров Великобритании, принц Гарри, принц Чарльз и многие другие известные политики, исследователи, музыканты, предприниматели, а также несколько поколений аристократии. Эту школу называют «кормилицей государственных деятелей Англии». В настоящее время стоимость обучения в Итоне достигает 52 749 фунтов стерлингов в год (17 583 фунтов за каждый из трёх семестров).
Колледж был основан в 1440 году Генрихом VI и задумывался как Кингс-колледж в Кембридже. Итон — одна из четырёх государственных школ наряду с Харроу (1572), Шерборном (705) и Рэдли (1847), в которых сохранились пансионы для мальчиков.
Итон‑колледж — государственная платная средняя школа‑пансион для мальчиков 13 – 18 лет в Итоне (Беркшир, Англия). Итон-колледж окончили 20 премьер-министров Великобритании, принц Гарри, принц Чарльз и многие другие известные политики, исследователи, музыканты, предприниматели, а также несколько поколений аристократии. Эту школу называют «кормилицей государственных деятелей Англии». В настоящее время стоимость обучения в Итоне достигает 52 749 фунтов стерлингов в год (17 583 фунтов за каждый из трёх семестров).
Колледж был основан в 1440 году Генрихом VI и задумывался как Кингс-колледж в Кембридже. Итон — одна из четырёх государственных школ наряду с Харроу (1572), Шерборном (705) и Рэдли (1847), в которых сохранились пансионы для мальчиков.
Родители Николаса Димсдейла
Отец, Вилфрид Димсдейл был директором «Илфорд лимитед» (Ilford Ltd). В 1970 году компания получила первую в фотоиндустрии Королевскую премию. Вилфрид достиг больших успехов в разработке фотографических процессов, что было особенно важно во время войны для получения разведданных с помощью аэрофотосъёмки.
Мать, Хелен Димсдейл (Исдейд-Браун) — первая женщина-невролог в Британии. Она была двоюродной сестрой знаменитого британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который, между прочим, был женат на русской балерине Лидии Лопуховой из труппы Дягилева. В Кембридже даже есть небольшой театр, который Кейнс построил для своей жены-балерины.
На фото: Николас Димсдейл у себя дома в Борс‑Хилл, недалеко от Оксфорда. Ноябрь 2020 г.
Отец, Вилфрид Димсдейл был директором «Илфорд лимитед» (Ilford Ltd). В 1970 году компания получила первую в фотоиндустрии Королевскую премию. Вилфрид достиг больших успехов в разработке фотографических процессов, что было особенно важно во время войны для получения разведданных с помощью аэрофотосъёмки.
Мать, Хелен Димсдейл (Исдейд-Браун) — первая женщина-невролог в Британии. Она была двоюродной сестрой знаменитого британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который, между прочим, был женат на русской балерине Лидии Лопуховой из труппы Дягилева. В Кембридже даже есть небольшой театр, который Кейнс построил для своей жены-балерины.
На фото: Николас Димсдейл у себя дома в Борс‑Хилл, недалеко от Оксфорда. Ноябрь 2020 г.
Примечания:
* Дон (англ. don) — традиционное название членов совета колледжа и преподавателей в Кембриджском и Оксфордском университетах. См. статью о враче Томасе Димсдейле (1712–1800), вакцинировавшем Екатерину Великую от оспы, одном из известных предков Николаса Димсдейла. Афицинская-Львова М., Дин И. «Собою подала пример» // Мир Музея. 2021. №1. С. 15–20.
[1] Лесли Говард (1893–1943) — английский актёр, режиссёр, продюсер и писатель. Одной из его главных ролей была роль Эшли в фильме «Унесённые ветром». Написал множество рассказов и статей для The New York Times, The New Yorker и Vanity Fair и был одним из самых популярных кинодеятелей 1930‑х годов.
[2] Брайтон (Brighton) — город на южном побережье Англии в графстве Восточный Суссекс, на берегу пролива Ла‑Манш.
[3] Грэм Грин (1904–1991) — английский писатель, поэт и журналист, в 1940‑е годы — сотрудник британской разведки.
[4] Хенли‑он‑Темс (Henley‑on‑Thames) — город в графстве Оксфордшир; там ежегодно проходят традиционные гребные гонки, в которых принимают участие английские университеты и колледжи.
* Дон (англ. don) — традиционное название членов совета колледжа и преподавателей в Кембриджском и Оксфордском университетах. См. статью о враче Томасе Димсдейле (1712–1800), вакцинировавшем Екатерину Великую от оспы, одном из известных предков Николаса Димсдейла. Афицинская-Львова М., Дин И. «Собою подала пример» // Мир Музея. 2021. №1. С. 15–20.
[1] Лесли Говард (1893–1943) — английский актёр, режиссёр, продюсер и писатель. Одной из его главных ролей была роль Эшли в фильме «Унесённые ветром». Написал множество рассказов и статей для The New York Times, The New Yorker и Vanity Fair и был одним из самых популярных кинодеятелей 1930‑х годов.
[2] Брайтон (Brighton) — город на южном побережье Англии в графстве Восточный Суссекс, на берегу пролива Ла‑Манш.
[3] Грэм Грин (1904–1991) — английский писатель, поэт и журналист, в 1940‑е годы — сотрудник британской разведки.
[4] Хенли‑он‑Темс (Henley‑on‑Thames) — город в графстве Оксфордшир; там ежегодно проходят традиционные гребные гонки, в которых принимают участие английские университеты и колледжи.
Печатается по: Пчёлы до Итона довели. Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Николасом Димсдейлом // Мир Музея. 2024. №9. С. 46–49.
См. также: «Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25–27.
Дин (Хохолева) И. Что такое книжный клуб? // Мир Музея. 2022. №11. С. 50–53.
Дин (Хохолева) И. Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50–53.
Дин (Хохолева) И. Что такое книжный клуб? // Мир Музея. 2022. №11. С. 50–53.
Дин (Хохолева) И. Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50–53.