Пандемия ковида стала мощным толчком для развития дистанционных образовательных практик, которые ранее во многих музеях внедрялись по остаточному принципу — когда «доходили руки». Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие примеры, собранные по всему миру.
Лариса Плетникова. Российский государственный гуманитарный университет
К весне 2020 года, по данным ЮНЕСКО, более 90% музеев во всём мире были вынуждены приостановить свою работу. 93% музеев расширили или запустили интернет‑сервисы непосредственно в период пандемии, более 75% музеев активизировали свою деятельность в социальных сетях, 53% музеев занялись созданием видеоконтента [1].
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённого к Международному дню музеев, за время вынужденной изоляции с апреля по май 2020 года виртуальные туры по российским музеям просмотрели более половины (57%) россиян, имеющих доступ к интернету. Среди музеев, которые россияне готовы были посетить виртуально, лидируют исторические (47%), на втором месте — художественные (40%), технические музеи хотели бы посетить 30% россиян, естественнонаучные и краеведческие — 27% и 24 % соответственно и лишь 12% высказали желание посетить литературные музеи [2].
Самым очевидным вариантом посещения музея во время пандемии стали онлайн‑экскурсии и виртуальные туры. Этот формат существовал давно, но общего ресурса, который объединял имеющиеся предложения, не было. И вот британский специалист по digital‑медиа Мак Гренфелл создал специальную карту, собрав на ней музеи, которые можно посетить виртуально. Это музеи Европы, США, Японии, Южной Кореи и других стран, а также санкт‑петербургские Эрмитаж и Русский музей и московский Музей космонавтики. Дополнить карту может любой желающий — достаточно заполнить и отправить форму <virtualmuseums.io/listing>.
По данным международного рейтинга The Art Newspaper, в 2020 году среди российских музеев первое место по посещаемости занял Русский музей — 25 миллионов человек смогли познакомиться с его коллекциями, главным образом — благодаря проекту «Русский музей: виртуальный филиал», запущенному ещё в 2003 году. К 2020 году уже было открыто 245 виртуальных представительств музея: 198 — в России и 47 — в других странах.
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагали совершить виртуальную экскурсию по залам, сделали доступной для пользователей бета‑версию выставки картин «От Дюрера до Матисса», включающую 12 тысяч цифровых изображений. Виртуально можно было прогуляться и по Эрмитажу: съёмка видеопутешествия на телефон шла в течение пяти часов. Показ залов и экспонатов был дополнен присутствием посторонних персонажей.
Во время самоизоляции музеи использовали свои сайты не только для виртуальных визитов, но в значительной степени и для образовательных и развивающих проектов, появились новые форматы активности. Искусствоведы, реставраторы и профессиональные гиды читали лекции, отвечали на вопросы об экспонатах и проводили тематические эфиры.
В «Академии Пушкинского», запущенной летом 2019 года, пользователи могли бесплатно смотреть лекции ведущих научных сотрудников музея. Просветительская деятельность Пушкинского музея во время пандемии была собрана в единую программу #НаединесПушкинским. Помимо традиционного контента из видео с экскурсиями и лекциями, музей создал ряд специальных проектов на время изоляции. К примеру, «100 способов прожить минуту», где люди, связанные с искусством, делились опытом осмысленного проживания времени, и видео #СкучаюпоПушкинскому, где друзья музея рассказывали, как переживают разлуку с ним.
Значительное развитие получили страницы музеев в социальных сетях. Рейтинг топ–10 музеев мира с самыми популярными аккаунтами заняли нью‑йоркский Музей современного искусства и Метрополитен‑музей, у которого в период пандемии работали 30 аккаунтов в Instagram, представляющих разные отделы. Благодаря этому количество подписчиков достигло почти 10 миллионов человек. Метрополитен‑музей сумел переориентировать на режим удалёнки уже действующие циклы постов. Так, серия воскресных постов «Метрополитен‑набросок» (Met Sketch), где публиковались сделанные посетителями зарисовки произведений из залов музея, теперь предлагали подписчикам делать зарисовки у себя дома. Музей включился в откровенный разговор о реалиях положения. К примеру, люди делились, что в режиме ограничений им приходилось даже самим стричь себя, и музей запустил в Twitter челлендж по поиску самых ужасных стрижек из музейных коллекций.
А сотрудники образовательного отдела вели из дома в прямом эфире еженедельные чтения детских книжек с картинками.
Подобный опыт был и в Казахстане — там коллектив заповедника‑музея «Иссык» в Алматинской области, где был найден символ страны, Золотой человек, пошёл ещё дальше. Сотрудницы музея, вынужденные оставаться дома с детьми, рассказывали им о своих любимых экспонатах в экспозиции. Видеоролики с хештегом #АнамменҮйде (#СмамойДома) выкладывались на странице в Facebook на казахском языке. Интересно, что формат был подхвачен коллегами из других музеев Казахстана, став своеобразным республиканским челленджем. Создание всевозможных челленджей было особенно популярно на начальной стадии изоляции, когда у сотрудников ещё имелся доступ в музей. К примеру, тот же «Иссык» предложил вынуть из витрин и показать экспонаты «без стекла», запустив челлендж «Экспонат на карантине». Эстафета была передана заповеднику‑музею «Танбалы» и затем подхвачена другими музеями Казахстана.
Организовывалось много детских программ. В Великобритании активно развивался виртуальный проект «Дети в музеях», на сайте проекта во время локдауна постоянно обновлялась подборка актуальных событий: там можно было найти ссылки на виртуальные мастер‑классы, детские конкурсы, онлайн‑экскурсии и многое другое.
Также большое распространение получили челенджи #СелфиВМузее (#MuseumSelfie), #МузейныйМем (#MusMeme), и #СпроситеКуратора (#AskACurator). Самым нашумевшим, пожалуй, стала «Битва кураторов» (#Сuratorbattle), запущенная Йоркширским музеем. В апреле 2020 года она была посвящена самым жутким экспонатам из музейных коллекций. В ход пошли волосы из могилы римской дамы III–IѴ веков, защитная маска с «клювом» времён чумы XѴII–XѴIII веков, страшные куклы викторианской эпохи, чучела животных и ритуальные объекты. Российские музеи не отставали: Дарвиновский музей показал тсантсу (сушёную человеческую голову), а Биологический музей — колбу с ребёнком‑анэнцефалом.
Музей русского импрессионизма запустил проект «Музеи на карантине. От Москвы до Киото», где музейщики разных стран говорили о будущем, о своих чувствах и о том, что происходит вокруг них сейчас. Музей Москвы начал серию онлайн‑бесед в приложении Zoom на актуальную тему «Как меняется городская жизнь», где обсудили страхи людей и городские легенды, а также роль медиа в периоды эпидемий.
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве поддержал акцию, зародившуюся в Италии, предложив всем желающим сфотографировать вид из окон квартиры или дома и опубликовать снимок на странице любой из доступных социальных сетей с хештэгом #МирИзМоегоОкна. Таким образом музейщики хотели напомнить об эстетической составляющей архитектуры как важной части нашей жизни.
В #СкучающемФлешмобе сотрудники музеев и их экспонаты рассказывали, почему им не хватает посетителей. Например, дамский корсет из Иркутского музея декабристов сетовал на отсутствие гостей, готовых помериться талией, а чучело волка из Дома‑музея Марины Цветаевой сокрушалось, что никто не треплет его за ухом.
Литературный музей запустил челендж #писательдома, рассказывающий, как писатели справлялись с домашним заточением. Отправной точкой стала цитата Антона Павловича Чехова: «Как приятно сидеть дома, когда по крыше стучит дождь и когда знаешь, что в доме твоём нет тяжёлых скучных людей».
А Музей‑усадьба «Кусково» на своём ютуб‑канале и в соцсетях показал работу музея изнутри — в видеопроекте «Кусковские истории» интервью давали не привычные всем научные сотрудники и кураторы выставок, а специалисты по эксплуатации зданий, работники отдела безопасности и финансисты из отдела закупок.
Наряду с большим количеством образовательных дистанционных проектов были и игровые, служащие для привлечения внимания в огромном информационном потоке. Амстердамский Рейксмузеум в рамках акции Tussen Kunst&Quarantaine предложил подписчикам выложить в соцсети сделанные из подручных средств репродукции мировых шедевров живописи, графики и фотографии.
Публика активно откликнулась — главным атрибутом созданных реплик стали медицинские маски, туалетная бумага и санитайзеры. А Музей Виктории и Альберта разработал онлайн‑конструктор, в котором каждый мог создать замысловатую прическу в стиле Марии‑Антуанетты, в том числе и знаменитую a‑la Belle Poule с фрегатом.
Архангельский Северный морской музей под хештегом #морскойlive запустил мемо‑игру по типу пасьянса с карточками, где нужно соотнести портреты легендарных личностей, связанных с морской историей Архангельска, и их имена.
Примечания:
[1] Годовой отчёт ИКОМ–2020; доклад ЮНЕСКО: Музеи мира перед лицом COVID–19; Конференция Сети европейских музейных организаций 2021. Электронная версия. Метод доступа: <ifap.ru/pr/2021/n210419a.pdf>.
[2] День музеев онлайн. Аналитический обзор // Аналитический центр ВЦИОМ. 18 мая 2020. Электронная версия. Метод доступа: <wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn>.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённого к Международному дню музеев, за время вынужденной изоляции с апреля по май 2020 года виртуальные туры по российским музеям просмотрели более половины (57%) россиян, имеющих доступ к интернету. Среди музеев, которые россияне готовы были посетить виртуально, лидируют исторические (47%), на втором месте — художественные (40%), технические музеи хотели бы посетить 30% россиян, естественнонаучные и краеведческие — 27% и 24 % соответственно и лишь 12% высказали желание посетить литературные музеи [2].
Самым очевидным вариантом посещения музея во время пандемии стали онлайн‑экскурсии и виртуальные туры. Этот формат существовал давно, но общего ресурса, который объединял имеющиеся предложения, не было. И вот британский специалист по digital‑медиа Мак Гренфелл создал специальную карту, собрав на ней музеи, которые можно посетить виртуально. Это музеи Европы, США, Японии, Южной Кореи и других стран, а также санкт‑петербургские Эрмитаж и Русский музей и московский Музей космонавтики. Дополнить карту может любой желающий — достаточно заполнить и отправить форму <virtualmuseums.io/listing>.
По данным международного рейтинга The Art Newspaper, в 2020 году среди российских музеев первое место по посещаемости занял Русский музей — 25 миллионов человек смогли познакомиться с его коллекциями, главным образом — благодаря проекту «Русский музей: виртуальный филиал», запущенному ещё в 2003 году. К 2020 году уже было открыто 245 виртуальных представительств музея: 198 — в России и 47 — в других странах.
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагали совершить виртуальную экскурсию по залам, сделали доступной для пользователей бета‑версию выставки картин «От Дюрера до Матисса», включающую 12 тысяч цифровых изображений. Виртуально можно было прогуляться и по Эрмитажу: съёмка видеопутешествия на телефон шла в течение пяти часов. Показ залов и экспонатов был дополнен присутствием посторонних персонажей.
Во время самоизоляции музеи использовали свои сайты не только для виртуальных визитов, но в значительной степени и для образовательных и развивающих проектов, появились новые форматы активности. Искусствоведы, реставраторы и профессиональные гиды читали лекции, отвечали на вопросы об экспонатах и проводили тематические эфиры.
В «Академии Пушкинского», запущенной летом 2019 года, пользователи могли бесплатно смотреть лекции ведущих научных сотрудников музея. Просветительская деятельность Пушкинского музея во время пандемии была собрана в единую программу #НаединесПушкинским. Помимо традиционного контента из видео с экскурсиями и лекциями, музей создал ряд специальных проектов на время изоляции. К примеру, «100 способов прожить минуту», где люди, связанные с искусством, делились опытом осмысленного проживания времени, и видео #СкучаюпоПушкинскому, где друзья музея рассказывали, как переживают разлуку с ним.
Значительное развитие получили страницы музеев в социальных сетях. Рейтинг топ–10 музеев мира с самыми популярными аккаунтами заняли нью‑йоркский Музей современного искусства и Метрополитен‑музей, у которого в период пандемии работали 30 аккаунтов в Instagram, представляющих разные отделы. Благодаря этому количество подписчиков достигло почти 10 миллионов человек. Метрополитен‑музей сумел переориентировать на режим удалёнки уже действующие циклы постов. Так, серия воскресных постов «Метрополитен‑набросок» (Met Sketch), где публиковались сделанные посетителями зарисовки произведений из залов музея, теперь предлагали подписчикам делать зарисовки у себя дома. Музей включился в откровенный разговор о реалиях положения. К примеру, люди делились, что в режиме ограничений им приходилось даже самим стричь себя, и музей запустил в Twitter челлендж по поиску самых ужасных стрижек из музейных коллекций.
А сотрудники образовательного отдела вели из дома в прямом эфире еженедельные чтения детских книжек с картинками.
Подобный опыт был и в Казахстане — там коллектив заповедника‑музея «Иссык» в Алматинской области, где был найден символ страны, Золотой человек, пошёл ещё дальше. Сотрудницы музея, вынужденные оставаться дома с детьми, рассказывали им о своих любимых экспонатах в экспозиции. Видеоролики с хештегом #АнамменҮйде (#СмамойДома) выкладывались на странице в Facebook на казахском языке. Интересно, что формат был подхвачен коллегами из других музеев Казахстана, став своеобразным республиканским челленджем. Создание всевозможных челленджей было особенно популярно на начальной стадии изоляции, когда у сотрудников ещё имелся доступ в музей. К примеру, тот же «Иссык» предложил вынуть из витрин и показать экспонаты «без стекла», запустив челлендж «Экспонат на карантине». Эстафета была передана заповеднику‑музею «Танбалы» и затем подхвачена другими музеями Казахстана.
Организовывалось много детских программ. В Великобритании активно развивался виртуальный проект «Дети в музеях», на сайте проекта во время локдауна постоянно обновлялась подборка актуальных событий: там можно было найти ссылки на виртуальные мастер‑классы, детские конкурсы, онлайн‑экскурсии и многое другое.
Также большое распространение получили челенджи #СелфиВМузее (#MuseumSelfie), #МузейныйМем (#MusMeme), и #СпроситеКуратора (#AskACurator). Самым нашумевшим, пожалуй, стала «Битва кураторов» (#Сuratorbattle), запущенная Йоркширским музеем. В апреле 2020 года она была посвящена самым жутким экспонатам из музейных коллекций. В ход пошли волосы из могилы римской дамы III–IѴ веков, защитная маска с «клювом» времён чумы XѴII–XѴIII веков, страшные куклы викторианской эпохи, чучела животных и ритуальные объекты. Российские музеи не отставали: Дарвиновский музей показал тсантсу (сушёную человеческую голову), а Биологический музей — колбу с ребёнком‑анэнцефалом.
Музей русского импрессионизма запустил проект «Музеи на карантине. От Москвы до Киото», где музейщики разных стран говорили о будущем, о своих чувствах и о том, что происходит вокруг них сейчас. Музей Москвы начал серию онлайн‑бесед в приложении Zoom на актуальную тему «Как меняется городская жизнь», где обсудили страхи людей и городские легенды, а также роль медиа в периоды эпидемий.
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве поддержал акцию, зародившуюся в Италии, предложив всем желающим сфотографировать вид из окон квартиры или дома и опубликовать снимок на странице любой из доступных социальных сетей с хештэгом #МирИзМоегоОкна. Таким образом музейщики хотели напомнить об эстетической составляющей архитектуры как важной части нашей жизни.
В #СкучающемФлешмобе сотрудники музеев и их экспонаты рассказывали, почему им не хватает посетителей. Например, дамский корсет из Иркутского музея декабристов сетовал на отсутствие гостей, готовых помериться талией, а чучело волка из Дома‑музея Марины Цветаевой сокрушалось, что никто не треплет его за ухом.
Литературный музей запустил челендж #писательдома, рассказывающий, как писатели справлялись с домашним заточением. Отправной точкой стала цитата Антона Павловича Чехова: «Как приятно сидеть дома, когда по крыше стучит дождь и когда знаешь, что в доме твоём нет тяжёлых скучных людей».
А Музей‑усадьба «Кусково» на своём ютуб‑канале и в соцсетях показал работу музея изнутри — в видеопроекте «Кусковские истории» интервью давали не привычные всем научные сотрудники и кураторы выставок, а специалисты по эксплуатации зданий, работники отдела безопасности и финансисты из отдела закупок.
Наряду с большим количеством образовательных дистанционных проектов были и игровые, служащие для привлечения внимания в огромном информационном потоке. Амстердамский Рейксмузеум в рамках акции Tussen Kunst&Quarantaine предложил подписчикам выложить в соцсети сделанные из подручных средств репродукции мировых шедевров живописи, графики и фотографии.
Публика активно откликнулась — главным атрибутом созданных реплик стали медицинские маски, туалетная бумага и санитайзеры. А Музей Виктории и Альберта разработал онлайн‑конструктор, в котором каждый мог создать замысловатую прическу в стиле Марии‑Антуанетты, в том числе и знаменитую a‑la Belle Poule с фрегатом.
Архангельский Северный морской музей под хештегом #морскойlive запустил мемо‑игру по типу пасьянса с карточками, где нужно соотнести портреты легендарных личностей, связанных с морской историей Архангельска, и их имена.
Примечания:
[1] Годовой отчёт ИКОМ–2020; доклад ЮНЕСКО: Музеи мира перед лицом COVID–19; Конференция Сети европейских музейных организаций 2021. Электронная версия. Метод доступа: <ifap.ru/pr/2021/n210419a.pdf>.
[2] День музеев онлайн. Аналитический обзор // Аналитический центр ВЦИОМ. 18 мая 2020. Электронная версия. Метод доступа: <wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn>.
Печатается по:
Плетникова Л. Пиар во время чумы // Мир Музея. 2025. №8. С.18–20.
Плетникова Л. Пиар во время чумы // Мир Музея. 2025. №8. С.18–20.
См. также:
Дин (Хохолева) И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.
Цифровaя трaнсформaция как она есть. Беседа Ксении Сергазиной с Данилом Путильцевым // Мир Музея. 2025. №8. С.6–9.
Дин (Хохолева) И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.
Подорожная А. Вдохните и задержите дыхание // Мир Музея. 2025. №6. С.31.
Десять лучших. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2024. №2. С.48–51.
Париж, Пекин, далее везде. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. №12. С.42–45.
Дин (Хохолева) И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.
Цифровaя трaнсформaция как она есть. Беседа Ксении Сергазиной с Данилом Путильцевым // Мир Музея. 2025. №8. С.6–9.
Дин (Хохолева) И. Дистанционные программы: зарубежный опыт // Мир Музея. 2025. №8. С.39–43.
Подорожная А. Вдохните и задержите дыхание // Мир Музея. 2025. №6. С.31.
Десять лучших. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2024. №2. С.48–51.
Париж, Пекин, далее везде. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. №12. С.42–45.
На фото: Типичный мем периода пандемии.