Лучшие публикации

Окно в Зазеркалье

2024-02-26 15:57
Mатовое зеркало цинковой пластины неизменно внушало мне трепет. Всегда казалось, что на её поверхности уже что‑то мерцает, ещё прежде, чем я#nbsp;взял в#nbsp;руки иглу; а#nbsp;точнее#nbsp;— что‑то изначально присутствует там, в#nbsp;металлическом тумане, имеющем полупрозрачную глубину, как бесцветные сумерки февраля.

...Я бережно и#nbsp;почтительно достал из‑под стола тяжёлую цинковую дос­ку, над которой колдовал последние дни. Положил доску на наклонную столешницу, потянул лампу за шею, так чтобы свет упал на лоснящуюся, глянцевую поверхность покрытого лаком цинка. Такова эта техника#nbsp;— офорт#nbsp;— древняя, хорошо изученная, но всё ещё чреватая сюрпризами: отполированную поверхность металла по возможности равномерно покрывают тонким слоем лака; затем лак коптят, чтобы сделать его более устойчивым к#nbsp;кислоте и#nbsp;ещё более равномерным (при этом копоть вплавляется в#nbsp;лаковый слой, изменяя его структуру).

В#nbsp;итоге перед художником лежит, остывая, чёрная, как печная заслонка, чёрная, как кромешный грех, доска#nbsp;— и#nbsp;он, помолясь, принимается царапать по лаку различными иглами#nbsp;— толстыми, тонкими, зубчатыми; и#nbsp;там, где поверхность лака оказывается нарушенной, кислота в#nbsp;процессе травления добирается до металла, разъедая поверхность, выгрызая штрихи разной толщины и#nbsp;глубины. Потом эти рытвины, эти рваные царапины удерживают краску, которая под адским давлением металлического вала переходит на влажную бумагу, образуя загадочный ворсистый мех офортного штриха.

Это#nbsp;— если вкратце, не вдаваясь в#nbsp;детали. А#nbsp;есть ещё масса разновидностей офорта, таких, например, как сухая игла, заменяющая травление механическим царапанием, или поразительная чёрная манера, меццо‑тинто, когда поверхность доски сперва превращается в#nbsp;непроглядный бархатный мрак, а#nbsp;затем рисунок медленно извлекается, проявляется выглаживанием, точечной полировкой, как если бы кто‑то в#nbsp;зашторенной зале дворца направлял в#nbsp;разные стороны свет воровского карманного фонаря...

Я отчётливо помнил, что перед отъездом только и#nbsp;успел перенести на доску легчайший карандашный рисунок, контуры будущего изображения. А#nbsp;теперь#nbsp;— то ли так падал свет настольной лампы, то ли я#nbsp;переусердствовал, нажимая на карандаш, — оказалось, что линии в#nbsp;жирных потёмках поверхности нанесены густо, а#nbsp;сам сюжет недурно проработан и#nbsp;детализирован. Я#nbsp;взял доску в#nbsp;руки, начал поворачивать её на свету под разным углом, всё больше удивляясь: едва различимая в#nbsp;дождевых струях штриха, передо мной лежала незнакомая городская площадь, теснились здания с#nbsp;открытыми и#nbsp;запертыми окнами, сновали люди, катились повозки#nbsp;— и#nbsp;ко всей этой оживлённой и#nbsp;разнообразной сцене я#nbsp;не имел ни малейшего отношения!

Осторожно, как бомбу, я#nbsp;опустил доску на пол, прислонив её лицом к#nbsp;стене. «Утро вечера мудренее», — малодушно решил я#nbsp;и#nbsp;выбрал путь наи­меньшего сопротивления: не стал искать объяснения необъяснимому, а#nbsp;вместо этого присоединился к#nbsp;дру­жес­кой попойке, уже вовсю гулявшей за тонкой перегородкой стены.

Утром, после завтрака, я#nbsp;поспешил в#nbsp;травилку#nbsp;— смыть лак со странной доски и,#nbsp;может быть, сделать пробный оттиск. Руки у#nbsp;меня тряслись#nbsp;— то ли от выпитого накануне, то ли от страха заглянуть за кулисы собственного «творчества», где орудовал кто‑то более активный и#nbsp;ощутимо более талантливый, чем#nbsp;я.

Поливая бензином чёрную поверхность лака, возя по ней тряпкой, рукой, разлохмаченной казённой щёткой, я#nbsp;задыхался от вони и#nbsp;предчувствий. Наконец металлическое озеро засияло в#nbsp;кромешных берегах (упорнее всего лак сопротивлялся смыванию там, где напильник оставил невидимые зазубрины, на краях доски). Я#nbsp;начисто протёр поверхность ветошью, потом#nbsp;— скомканной промокашкой и#nbsp;поднёс доску к#nbsp;свету... Девственное, гладкое, как щека младенца, сияло у#nbsp;меня в#nbsp;руках магическое цинковое зеркало, не отражающее ничего. Или я#nbsp;просто не знал нужного заклинания.

Таинственный город с#nbsp;его портом и#nbsp;обитателями был смыт с#nbsp;лица земли бензиновым селем и#nbsp;теперь, невидимый, плескался в#nbsp;объёмистой канистре с#nbsp;химическими отходами, которую приходилось по мере заполнения во­зить на грузовике в#nbsp;специальный центр для утилизации. Фото автора.
Печатается по: Алексей Пищулин. Окно в#nbsp;Зазеркалье#nbsp;// Мир Музея. 2022. №8. С.#nbsp;35#nbsp;– 36.
На илл.: Цинковая доска после травления, печатная форма офорта «Под крылом Победы» (работа автора).

См. также:
Пищулин#nbsp;А. Этюдник. М.: ДПК Пресс, 2021. 224#nbsp;с.
Анастасия Черепицина, Дарья Косынкина. О доблестях и славе // Мир Музея. 2022. №8. С.#nbsp;24#nbsp;– 28.
Алексей Пищулин. – Что это, Берримор? – Гравюра, сэр!#nbsp;// Мир Музея. 2022. №8. С.#nbsp;17#nbsp;– 28.
Валерия Ахметьева. Картинки из Докучаева переулка#nbsp;// Мир Музея. 2022. №8. С.#nbsp;19#nbsp;– 23.