Назвать необычную архитектуру чеширского особняка Литтл Мортон Холл «крайне нестандартной» будет большим преуменьшением. Построенный более 500 лет назад, этот дом с кривыми стенами и неровными полами может показаться хрупким, но каким‑то образом он пережил и гражданскую войну, и гонения на своих владельцев‑роялистов, и длинную череду не очень заботливых арендаторов.
Литтл Мортон Холл — это, пожалуй, самое красивое фахверковое поместье в Англии и уж точно одно из самых фотографируемых! Здание с причудливым деревянным каркасом, контрастирующим с белыми стенами, и потрясающими тюдоровскими окнами выглядит как сказочная усадьба.
Многие представители династии Мортонов навсегда канули в Лету, оставив после себя лишь уникальное здание и несколько предметов мебели. Однако известно, что Мортоны стали богатой и влиятельной семьёй, скупив значительное количество земли после «Чёрной смерти» 1348 года и роспуска монастырей. Строительство необычного особняка началось в 1504 году при первом Уильяме Мортоне. Дом возводился поэтапно и был завершён примерно через 100 лет.
Английская революция (1639 – 1660), известная также как Английская гражданская война, резко изменила судьбу семьи. Мортоны были ярыми роялистами в регионе, где доминировали приверженцы парламента. В самом начале войны Уильям Мортон III и его сын Эдвард были заключены в тюрьму, а после освобождения им запретили возвращаться в поместье. Управление хозяйством стало обязанностью двух дочерей Уильяма — Анны и Джейн. Особняк был конфискован республиканским правительством, и женщины арендовали его по завышенной цене. Им даже приходилось платить за содержание в доме парламентских солдат и их лошадей. После смерти Уильяма Мортона III забота об усадьбе перешла к его детям. Их поколение стало последним, кто постоянно проживал в Литтл Мортон Холле. Богатство семьи испарилось, и в течение более 200 лет дом сдавался в аренду — сначала родственникам, а затем череде фермеров. В Чешире и Северном Стаффодшире до сих пор встречаются потомки людей, проживавших в разное время в усадьбе.
Как ни странно, но благодаря тому, что владельцы усадьбы часто менялись и не проявляли к ней особого интереса, в погоне за меняющимися вкусами эпох тюдоровское здание не перестраивалось и сохранилось в первоначальном виде.
Мортоны стремились сделать Литтл Мортон Холл визитной карточкой, свидетельством своего процветания. Расположенное на небольшом островке, здание построено в средневековом духе, несмотря на то что возведено в эпоху английского Ренессанса.
При первом взгляде на дом не понимаешь, как он стоит, где логика и почему его так построили. Три асимметричных крыла соединяются, образуя прямоугольный двор в центре здания. Третий этаж здания выступает над двумя нижними, из-за чего оно кажется тяжёлым и шатким. Длинная галерея, проходящая по всей длине верхнего этажа южной части строения, представляет собой главного виновника этого эффекта — невооружённым глазом видны прогнувшиеся балки каркаса. В летописях есть комментарий, что Литтл Мортон Холл напоминает «севший на мель Ноев ковчег». Как же строили эту усадьбу?
Считается, что главным мастером на строительстве усадьбы был плотник Ричард Дейл. Он отвечал за чертежи и все детали, которые должен был утвердить заказчик, Уильям Мортон. Кроме того, в обязанности плотника входило найти и отобрать подходящие для каркаса дубы, а также изогнутые ветви для четырёхгранных кронштейнов на крыше галереи.
Все материалы для строительства дома по возможности приобретали на месте, в близлежащих районах. Учитывая состояние дорог в ту эпоху, транспортировка была бы непомерно дорогой. Считается, что стоимость материалов удваивалась на каждые 10 миль перевозки, поэтому дуб поставлялся из местных лесов, кровельные плиты — из карьера возле Макклсфилда, а песок и известь — из района Эстбери [1].
Подготовка каркаса проходила на местном лесопильном заводе, секции раскладывались на земле, и производилась пробная сборка. Затем каждое соединение пронумеровывалось, разбиралось и доставлялось на место строительства. Возведение каркаса происходило с помощью закреплённых на «точках опоры» канатов, стоечных лесов и колёс, поднимающих стойки и балки к месту сборки. Вся конструкция соединялась деревянными дюбелями, которые вбивали в заранее подготовленные отверстия. Дюбели оставляли выступающими, чтобы потом, когда они окончательно высохнут и уменьшатся в размере, плотнее их забить.
Крышу здания крыли кровельными плитами из гравийного камня, причём более мелкие плиты устанавливали ближе к гребням крыши. Это позволило визуально увеличить перспективу, создать впечатление большей высоты, а также было экономически выгодно, ведь для меньших плит использовались мелкие обрезки от больших плит, и получалось почти безотходное производство. Некоторые большие плиты весят по 95 килограммов, а общий вес крыши Длинной галереи оценивается в 32 500 килограммов.
Но, конечно, первое, что бросается в глаза при виде Литтл Мортон Холла (кроме игрушечной красоты фахверка), — это его кривизна. Долгое время предполагалось, что причиной сильного оседания здания была болотистая почва — дом со всех сторон окружён рвом с водой. Однако выкопанные во фруктовом саду пробные ямы остались сухими. Если бы земля была болотистой, ямы быстро заполнились бы водой. Большая часть оседаний, вероятно, вызвана поздней пристройкой Длинной галереи, поскольку расположенные ниже конструкции первого и второго этажей не были рассчитаны на дополнительную нагрузку. Вот одно из описаний галереи того времени:
«Великолепное длинное и кривое пространство, широкие половицы поднимаются и опускаются, как волны, а стены наклоняются наружу под разными углами». В XѴII веке в крыле здания добавили поперечные балки, чтобы удержать его от обрушения. В Длинной галерее был минимум мебели, её использовали в плохую погоду для прогулок, игр и физических упражнений. В подтверждение этого во время одной из реставраций под полом нашли несколько средневековых мячиков для игры в теннис.
Вообще, во всём доме не так много мебели, но там есть на что посмотреть. Например, три предмета оригинальной обстановки Мортонов: комод, указанный в описи 1599 года, большой обеденный стол в Большом зале и круглый стол с тяжёлым восьмиугольным основанием, который стоит в большом эркере. Камин в гостиной (ок. 1599) украшен изображением герба королевы Елизаветы I. В одном из тимпанов Длинной галереи находится гипсовое изображение Фортуны, скопированное из трактата о сфере и птолемеевой астрономии Роберта Рекорда [2] «Замок знаний» (1556).
Интересно, что в доме нет коридоров; каждая комната ведёт прямо в следующую, а этажи соединены винтовыми лестницами.
Помимо огромных размеров и причудливой формы, одной из самых впечатляющих особенностей Литтл Мортон Холла является количество стекла, которое установили в окнах для освещения комнат. Специалисты утверждают, что многочисленные окна усадьбы содержат не менее 30 тысяч маленьких стёкол (все они встроены в свинцовые оправы, как в витражах). Удивительно, но большая часть стекла XѴI века сохранилась. Когда подходишь к зданию в солнечную погоду, оно просто сверкает. А войдя через сторожку во внутренний дворик, на стыке восточного крыла и Большого зала можно увидеть два больших эркера, над которыми главный строитель вырезал для потомков свое послание: «Бог есть всё во всех вещах: Эти окна были изготовлены Уильямом Мортоном в год Господа нашего MDLIX (1559). Плотник Ричард Дейл изготовил эти окна по милости Божьей».
[1] Макклсфилд — торговый город в восточной части графства Чешир на северо-западе Великобритании. Эстбери — одна из самых живописных деревень графства Чешир, расположенная на восточной окраине Чеширской равнины, в нескольких милях от Конглтона. Это древнее поселение упоминается в Книге Судного дня 1086 года.
[2] Роберт Рекорд (Robert Recorde, ок. 1512 – 1558) — валлийский врач и математик, в 1557 году изобрёл знак равенства (=), а также ввёл в употребление уже существовавшие знаки плюс (+) и минус (–).
Печатается по: Дин (Хохолева) И. «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. № 8. С. 44 – 47.
На фото: Вид на усадьбу Литтл Мортон Холл из сада с регулярно разбитыми клумбами. Фото 2014г.