Лучшие публикации

PR-стратегии 1930-х

2024-07-19 22:33
Ценой усилий и ошибок человечество продвигается вперёд, и#nbsp;в#nbsp;этом непрестанном движении оно всегда нуждается в#nbsp;союзниках из близкого и#nbsp;далёкого прошлого. Без прошлого нет жизни нынешней и#nbsp;будущей, без знания истории нельзя построить ничего нового, и#nbsp;любой музейщик это прекрасно понимает ввиду специфики работы с#nbsp;историей. Именно поэтому мы обращаемся к#nbsp;истории журнала «Мир Музея»#nbsp;— старейшего музейного издания страны#nbsp;— и#nbsp;начинаем большой проект: оцифровку и#nbsp;изучение архива журнала за 1931#nbsp;–#nbsp;1940#nbsp;годы. В#nbsp;то время журнал выходил под названием «Советский музей».
Ради чего мы это начали? Кроме очевидной для любого музейного деятеля цели#nbsp;— сохранить и#nbsp;опубликовать исторические материалы, чем ещё могут быть полезны в#nbsp;XXI#nbsp;веке статьи, написанные в суровые 1930‑е годы, когда многие музеи ещё не то что не утвердились на приличном уровне, но просто‑напросто выживали, как могли? На удивление, нас с музеями прошлого связывают все ещё не разрешённые за столько лет проблемы.

Основанный в 1931#nbsp;году, журнал «Советский музей» сегодня является источником по истории музейного строительства 1930‑х годов. Журнал был главным средством обмена информацией между музейными работниками страны и в полной мере отражал музейную жизнь своего времени. Он занимался обсуждением организации и планирования музейной сети, соотношения научно‑исследовательской и политико‑просветительной работы в музеях, методики и методологии музейной работы. В обзорах и хроникальных заметках давалась информация о текущей работе музеев, обобщался их опыт. Сегодня «Советский музей»#nbsp;— сборник новых идей и новых подходов в#nbsp;музейной жизни, знания о которых могут быть полезны и в нынешних музейных реалиях.

Мы будем разбирать архивные статьи, описывающие опыт различных музеев всего СССР, как позитивный, так и негативный, в которых найдём конкретные приёмы для повышения качества экспозиции, увеличению посещаемости и узнаваемости музея, не потерявшие актуальности и сегодня. Заметим на полях, что дефицит кадров и финансирования как нельзя остро проявлялся ещё в 1930‑е годы.

Кроме того, мы встаём на путь решения ещё одной значимой проблемы. В любом российском профессиональном сообществе не принято говорить вслух о сложностях и совместно искать пути их решения. На страницах нашего журнала, на музейных форумах и конференциях преимущественно освещают только удачные проекты, которые привели к росту интереса и посещаемости музея, но зачастую непонятно, каким путём другой музей, не такой крупный, без большого штата сотрудников, может повторить этот успех. Возникает ощущение, что любой удачный проект подразумевает высокий уровень финансирования, невероятные трудозатраты#nbsp;— и подавляющее большинство музеев оказывается не в состоянии приблизиться к подобному уровню, а у музеев с хорошим финансированием и крупным штатом проблем не возникает. Но это ошибочный взгляд. И мы будем стараться его изменить.

Преимущество музейного сообщества здесь#nbsp;— это то, что музеи не являются конкурентами друг для друга, как организации в других индустриях, и мы можем не только открыто помогать друг другу, давать советы, но и делиться трудностями. Только за открытым обсуждением наших проблем мы сможем увидеть пути их решения.

Сегодня мы предлагаем для анализа небольшую вырезку из статьи Александра Ширямова#nbsp;[1] «Формы массовой работы#nbsp;[2] краеведческого музея»,#nbsp;[3] 1939#nbsp;года, в#nbsp;которой поднимается сразу несколько важных задач музея и кратко описывается работа над ними.

«...Привлечение и обслуживание экскурсий и посетителей‑одиночек является главной задачей музеев. Практика выработала вполне удовлетворительные приёмы привлечения посетителей: извещения предприятий, колхозов и школ об экскурсиях и условиях посещения музея, рассылка проспектов, договоры с профсоюзными организациями и правлениями колхозов о посещении музея, доклады о музее на предприятиях и в колхозах и др. Но одной рекламой ограничиваться нельзя. В привлечении посетителей решающую роль играет <...> устройство периодических выставок#nbsp;и#nbsp;т.д., причём обо всём этом население должно быть широко информировано при помощи газетных объявлений, радио, плакатов, рекламных стендов и витрин и пр. Наряду с такой информацией полезно рассылать персональные повестки или пригласительные билеты в организации, учреждения и школы на просмотры новых экспозиций или выставок музея. Желательно также устраивать рекламные, периодически сменяемые выставки в окнах музея или в специальных витринах на улицах и в общественных местах (кино, театры#nbsp;и#nbsp;пр.).

<...> Чтобы знать, как привлечь и заинтересовать посетителей, нужно их изучать. Учёт посещаемости музея следует дифференцировать, выделяя специальные рубрики учёта местных и#nbsp;иногородних посетителей, взрослых и школьников, колхозников, красноармейцев, женщин. Таким методом учитываются экскурсионные группы, проходящие через музей. В отношении одиночек можно практиковать иной метод: время от времени (раз в шестидневку, в декаду или месяц) раздавать посетителям‑одиночкам для заполнения анкетки с двумя‑тремя соответствующими вопросами. Нужно изучать не только состав посетителей, но и их запросы и пожелания. Таким путём музей может лучше удовлетворить требования трудящихся и исправить свои ошибки.

Тесное общение музея со своими посетителями и внимательное отношение к#nbsp;их пожеланиям способствуют большей посещаемости музея и созданию вокруг него актива#nbsp;[4], в#nbsp;частности, актива краеведов».

Как видим, здесь поднимаются две извечные связанные между собой музейные проблемы#nbsp;— проблема привлечения и проблема изучения аудитории. И в далёком прошлом, и сегодня многие музеи страдают от недостатка действенных приёмов по привлечению посетителей, и тогда, и#nbsp;сейчас многие музеи не понимают, с какой публикой они работают, кто и зачем к ним приходит. При организации новой выставки, какой бы она качественной ни была, любой музей может столкнуться (и,#nbsp;увы, многие сталкиваются) с низкой заинтересованностью со стороны общественности и, как следствие, с плохой посещаемостью.

Сегодня музейным учреждениям приходится конкурировать с другими культурными и развлекательными институциями, которые зачастую используют довольно агрессивную рекламу. В данном случае задача музея#nbsp;— изменить фокус внимания потенциального посетителя, переманить его на свою сторону. Сделать это без всякой рекламы абсолютно невозможно, и, на удивление, сегодня про это тоже забывают. Даже местные жители, бывает, не знают, что по соседству уже много лет находится тот или иной музей, просто потому что до них не дошла информация о нём#nbsp;— они не видели ни таблички, ни рекламы музея, на их работе никто никогда не ходил в этот музей, ребёнок не посещал с классом экскурсию, в#nbsp;местной газете и на радио про музей не рассказывают. Поэтому первый вопрос, которым необходимо задаться при низкой посещаемости: а знает ли местное сообщество о вашем существовании и ваших мероприятиях? Недостаточно рассказать на своем сайте и в социальных сетях об открытии выставки, ведь их просматривают чаще всего только ваши постоянные посетители и#nbsp;другие музейщики. Предложенные в статье извещения различных местных учреждений (для сегодняшнего дня#nbsp;— не только школ, но и, например, работников местных производств, бизнеса, государственных учреждений), личное приглашение высокопоставленных лиц на открытие выставок, выступление на местном радио и в печати поможет не только привлечь внимание к новой выставке, но и#nbsp;расширить аудиторию, громко рассказав всем о вашем музее. Это не требует серьёзных дополнительных затрат: ведь рассказать о выставке или об экскурсии и пригласить на них можно по электронной почте, по телефону или лично. Когда информация о музее начнёт доходить до населения регулярно, когда многие узнают, что в музее их ждут, интерес к нему будет постепенно расти.

Следующий важный шаг#nbsp;— понимание, кто же именно пришёл в музей и почему. Ответы на эти вопросы помогут формировать дальнейшую культурно‑просветительскую деятельность не только исходя из возможностей музея, но и опираясь на интересы и ожидания посетителей.

Культурно‑просветительская деятельность#nbsp;— это одно из четырёх ведущих направлений деятельности музея, исполнение которого возможно только при знании аудитории и результативной обработке её запросов. Именно важность роли посетителя, актуальность музея для аудитории и отделяет музейные учреждения от архивов, библиотек и ботанических садов; поэтому музеям всегда необходимо прислушиваться к своей аудитории, становясь всё более открытыми и дружелюбными, вступая в диалог с#nbsp;посетителями.

Музейное исследование посетителей в нашей стране началось в 1920‑е годы, а в 1930‑е на страницах журнала «Советский музей» уже говорили о том, что большинство вопросов о#nbsp;построении музея были бы сняты, если бы музеи лучше узнали своих посетителей. Тогда же утвердились три метода изучения посетителей: анкетирование, опрос и наблюдение. Опрос отличается от анкетирования по большей части тем, что ведётся в формате диалога, и из‑за этого его нельзя считать таким же объективным и достоверным, как анонимное анкетирование. Наблюдение же не подразумевает общения с посетителем, а только лишь слежение за его конкретным поведением, чаще всего за реакцией на экскурсии.

При исследовании в любом случае учитываются половозрастные признаки и социальный статус посетителя, время, проведённое в каждом зале и суммарное время посещения. Несмотря на разноплановость и посетителей, и методов исследования, в основе любого изучения должно лежать несколько вопросов:

1. С чем приходит посетитель в музей (то есть каковы его запросы и подготовка)?
2. Как протекает процесс осмотра?
3. Что он получает от осмотра музея?

В наши дни качественным источником для формирования соб­ствен­ной анкеты по изучению посетителей служит «Руководство по исследованиям посетителей музея», разработанное Политехническим музеем и#nbsp;НИУ#nbsp;ВШЭ. «Руководство» находится в открытом доступе. Его авторы анализируют опыт прошлого, подробно разбирают различные методы изучения аудитории, приводят конкретные вопросы как для анкет, так и для обсуждения внутри коллектива. Для начала, чтобы не тратить время, лучше воспользоваться уже готовыми решениями, а со временем, поняв специфику анкетирования в конкретном музее, уже видоизменять вопросы.

Когда исследование завершено, важно довести его до логического конца и не дать пропасть полученным результатам. Команде сотрудников из разных отделов необходимо изучить результаты, сделать выводы и#nbsp;вынести конкретные предложения, которые станут основой изменений в работе музея.
Если и в страшные 1930‑е годы в музеях шёл «рост одиночных посетителей», то сегодня любой музей в#nbsp;нашей стране может стать отдушиной для совершенно разных людей.

Примечания:
[1] Ширямов Александр Александрович (1883#nbsp;–#nbsp;1955)#nbsp;— советский и#nbsp;партийный деятель, организатор науки, директор Научно‑исследовательского института краеведческой и#nbsp;музейной работы (1937#nbsp;–#nbsp;1941), возглавлял редакцию журнала «Советское краеведение».

[2] В 1930‑е годы только начинала формироваться музейная терминология, многие используемые сегодня термины ещё не появились или использовались иные. Здесь и далее массовая работа#nbsp;— работа с#nbsp;широкими массами населения; так раньше называли культурно‑просветительскую деятельность в#nbsp;музее и#nbsp;всё, что с#nbsp;ней связано.

[3] Ширямов А. Формы массовой работы краеведческого музея#nbsp;//#nbsp;Советский музей. 1939. №6. С.#nbsp;29#nbsp;–#nbsp;33.

[4] «Музейным активом» назывались группы музейных волонтёров. Эта практика была довольно широко распространена, ей будет посвящено отдельное исследование.
На фото: А.А.#nbsp;Ширямов. Из собрания ГАИО.
Печатается по: Полина Форминская (Трифонова). PR‑стратегии 1930‑х#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №10. С.#nbsp;39#nbsp;–#nbsp;41.
См. также: Полина Форминская. Музееведение в#nbsp;СССР: начало#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2022. №12. С.#nbsp;45#nbsp;–#nbsp;47.

Полина Форминская. 19‑летний капитан#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №1. С.#nbsp;22#nbsp;–#nbsp;25.

Полина Форминская. Планетарий «на коленке»#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №2. С.#nbsp;29.

Полина Форминская. Журнал жалоб и#nbsp;предложений#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №3. С.#nbsp;45.

Полина Форминская. Кто придумал диамат?#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №5. С.#nbsp;36#nbsp;–#nbsp;39.