Проект: Дистанционные программы
О новых программах для музеологов и о работе кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ рассказывает Мария Стефко, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой. Беседовала Ксения Сергазина.
Мария Станиславовна, какие курсы вы могли бы порекомендовать музейщикам?
В магистратуре у нас две программы — «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации» и «Социокультурные проекты в музейной практике». Обе пользуются успехом у наших абитуриентов. В этом году наряду с дневной и вечерней у нас есть заочная форма обучения.
Поступить к нам достаточно просто. Нужно подготовиться к собеседованию по дисциплине «История музейного дела в России». Программа связана с историей основных российских музеев, с современной музейной практикой.
Это сочетание истории, сформировавшейся традиции и современности очень важно, поэтому когда к нам поступают абитуриенты из других регионов, мы всегда просим приводить примеры из практики региональных музеев. Но основы, безусловно, знать необходимо. Вопросы строятся вокруг основных направлений музейной деятельности — научно-фондовой, экспозиционно-выставочной деятельности, образовательных и просветительских программ музеев. Нам важно понимать, как абитуриенты размышляют, насколько они понимают, что такое музей.
Для тех, кто готовится поступать в магистратуру, открыты подготовительные курсы. А сами экзамены — в августе.
Кто приходит к вам в магистратуру?
Во-первых, музейщики, которые имеют не профильное музейное образование, а образование, связанное с профилем самого музея: историки, филологи, искусствоведы, биологи. В процессе работы они понимают, что нужно добирать компетенции, развивать свой профессиональный кругозор, — и поэтому приходят к нам.
Во-вторых, к нам в магистратуру приходят те, кто планирует либо работать в музеях, либо работать с музеями как подрядчики, на стороне исполнителя. Сейчас многие музеи отдают на аутсорсинг какие-то свои функции, те же выставочные проекты. В музеях увеличивается количество направлений, появляются задачи, связанные с продвижением, разработкой сувенирной продукции и так далее. Естественно, подрядчикам нужно понимать, в чём специфика музейной деятельности.
Кто ваши партнёры? Есть ли специальные базы для практики? Куда вы возите студентов?
Есть содружество специалистов, с которыми мы давно работаем, и все мы объединены общим пониманием того, что такое музей и что такое культурное наследие. Нередко учиться к нам приходят музейщики — и их музеи тоже включаются в число наших партнёров. Но исторически первый и главный наш партнёр — это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку в РГГУ находится один из его отделов — Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева. Коллекция, которая представлена в РГГУ, очень важна для нас. Наши студенты изучают историю музейного дела в том числе на примере того, что представлено в залах Цветаевского музея и в Пушкинском музее в целом.
Мы довольно тесно сотрудничаем с крупными федеральными и значимыми московскими музеями: Государственной Третьяковской галереей, Государственным историческим музеем, Государственным биологическим музеем имени К.А. Тимирязева, Музеем космонавтики, Музеем-заповедником «Останкино и Кусково»… Список можно продолжать. Это сотрудничество строится по самым разным направлениям: от практик — до научных исследований. Студентам мы с самого начала прививаем культуру научной работы, поэтому для них не страшны ни сверка или упаковка предметов, ни работа в музейном архиве.
А на практику в Тотьму едут магистранты?
К сожалению, именно на практику в Тотьму магистры не едут, но с Тотьмой у нас есть другая очень интересная история. Это летний студенческий музеологический лагерь, который мы проводим раз в два года. Уже две такие поездки состоялись. Это проектная деятельность. В музеологический лагерь, который мы организуем совместно с Тотемским музеем и Санкт-Петербургским государственным институтом культуры, приезжают студенты из Москвы и Петербурга. Эти встречи дают им возможность познакомиться с музейной практикой, что называется, за пределами столиц. И часто это положительные примеры. А самое главное — это общение с профессионалами и погружение в культуру Русского Севера с его природой, говором, неспешным течением жизни.
С паромами…
Тотемское музейное объединение включает восемь площадок, сотрудники музея любят то, чем занимаются, у них активная научная работа, конференции, сборники научных статей, собственная школа. Музей в Тотьме, по сути, представляет собой градообразующее предприятие, именно благодаря музею, мне кажется, у жителей меняется отношение к своему городу, они видят, что он с каждым годом больше и больше интересен туристам и музейщикам из самых-самых разных городов. Студентам, которые туда приезжают, доверяют сложные задачи — например, разработать концепцию экспозиции одного из отделов музея. И это именно доверие: коллеги знают их уровень подготовки, погруженность в проблему и энтузиазм. К примеру, в прошлом году за 10 дней работы музеологического лагеря нужно было познакомиться с объектом, собрать максимум информации, провести исследования, создать собственно концепцию экспозиции, сделать текстовое обоснование, презентацию, защитить её, ответить на все сложные вопросы... В общем, это очень серьёзная работа и очень полезный этап обучения.
Верну вас к самому началу нашего разговора, к программе «Музей в цифровую эпоху». Цифровая эпоха для вас когда начинается?
Это эпоха, в которой мы живём, прижились, — думаю, с 2000-х годов, когда начались те процессы, которые сейчас уже для нас абсолютно нормальные. Но дело даже не в хронологии. Программа строится на анализе того, как цифровые технологии помогают работать классическому музейному учреждению со всеми его функциями, которые никуда не делись.
Цифровая эпоха — по сути, это тот контекст, в котором продолжает существовать музей. А ведь музей — это предметы. И нужно понимать, как именно посетителям, которые привыкли смотреть на мир через свой смартфон, рассказывать о предметах, которые веками хранятся в музее, как создавать истории об этих предметах, как делать новые экспозиции в новой реальности.
Здесь «цифра» — и инструмент, и контекст. Поэтому программа строится на сочетании курсов, которые связаны с классическими музейными направлениями деятельности, исторических и теоретических курсов, с анализом современной музейной практики.
В том числе о практике работы с молодёжью — школьниками, студентами, молодыми преподавателями?
Безусловно. В программе «Социокультурные проекты в музейной практике» есть курс о работе с музейным посетителем и о преподавании музейных дисциплин. Для нас этот курс, правда, очень важный, потому что мы понимаем, что посетитель музея меняется, да и сами студенты тоже.
Ещё хочу вас поспрашивать про коллег. Если учиться музейному делу не в Москве, то где?
Коварный вопрос. Музейных кафедр в нашей стране, к сожалению, не так много. Есть учебно-методическое объединение по музеологии, оно включает в себя около 15 кафедр, существующих в России. Это кафедры музеологии или музейного дела — с разными названиями. Иногда музеологию объединяют с культурологией, что связано исключительно со структурой конкретного учебного заведения. О каждой кафедре можно говорить долго. Но могу отметить, что теснее всего мы, конечно, мы работаем с нашими коллегами из Санкт-Петербургского государственного института культуры и Санкт-Петербургского государственного университета. Так исторически сложилось: кафедра в Институте культуры появилась в один год с нашей — в 1988 году. Наша кафедра — первая в Москве и первая в системе высшего образования, а кафедра в Петербурге — первая в ведении Министерства культуры. А университетская кафедра появилась немного позже. Но важно другое: то, что, к примеру, кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ тесно связана с музейной практикой и тем видением музея, которое пропагандирует Эрмитаж, а это многовековой опыт и служение музею.
А что почитать тем, кто пока не уверен, готов ли он поступать на музеологию, но чувствует нехватку знаний?
Если мы говорим о современном состоянии музейного дела, то, наверное, вообще проще и лучше начать с новостей, которые касаются того, что такое музей. Я бы советовала подписаться на новости официальной странички музея и следить за тем, что там происходит, а также очень внимательно посмотреть сайт музея. Потому что на сайте, как правило, находятся два самых главных музейных документа, в «подвальчике»: это Устав и Концепция комплектования музея. Изучив их, вы будете понимать, как устроен музей, зачем он существует.
И, безусловно, надо читать мемуары музейщиков. В качестве примера могу привести замечательную книгу А.З. Крейна, первого директора музея А.С. Пушкина на Пречистенке, «Рождение музея». Это история о музее, о музейщиках, о том, как создаётся музей и почему это живой организм.
Последний вопрос философский: зачем вообще учиться музеологии?
Мы много об этом думаем — кафедре иногда приходится отвечать коллегам, критикам, руководству на вопросы о том, чем мы занимаемся. Сейчас музей вновь становится популярным и даже модным местом. Но у музея есть одна очень важная задача. Она может быть не так очевидна широкой аудитории, но она важна, и я бы на неё хотела обратить внимание. Музей документирует процессы, которые происходят вокруг, и делает он это иначе, чем архив. Принцип комплектования архивов — собирать документы комплексно, полностью. Музей же работает по принципу отбора. Музей выбирает те предметы, которые для последующих поколений будут в концентрированном виде отражать нашу с вами реальность. В будущем о нашей жизни будут судить именно по тем предметам, которые сохранит музей. Этот отбор станет основой нашей памяти в будущем. Естественно, с опорой на архивы, они дополняют музей, и на библиотеки. Это три института, которые хранят запечатлённую в разных формах память о прошлом, к которой мы можем бесконечно обращаться.
И музеология — это то направление, которое даёт возможность разобраться в том, как грамотно этот отбор осуществить, чтобы впоследствии можно было обращаться к этим предметам с самыми разными вопросами.
Да, музей — это собрание эталонов.
В магистратуре у нас две программы — «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации» и «Социокультурные проекты в музейной практике». Обе пользуются успехом у наших абитуриентов. В этом году наряду с дневной и вечерней у нас есть заочная форма обучения.
Поступить к нам достаточно просто. Нужно подготовиться к собеседованию по дисциплине «История музейного дела в России». Программа связана с историей основных российских музеев, с современной музейной практикой.
Это сочетание истории, сформировавшейся традиции и современности очень важно, поэтому когда к нам поступают абитуриенты из других регионов, мы всегда просим приводить примеры из практики региональных музеев. Но основы, безусловно, знать необходимо. Вопросы строятся вокруг основных направлений музейной деятельности — научно-фондовой, экспозиционно-выставочной деятельности, образовательных и просветительских программ музеев. Нам важно понимать, как абитуриенты размышляют, насколько они понимают, что такое музей.
Для тех, кто готовится поступать в магистратуру, открыты подготовительные курсы. А сами экзамены — в августе.
Кто приходит к вам в магистратуру?
Во-первых, музейщики, которые имеют не профильное музейное образование, а образование, связанное с профилем самого музея: историки, филологи, искусствоведы, биологи. В процессе работы они понимают, что нужно добирать компетенции, развивать свой профессиональный кругозор, — и поэтому приходят к нам.
Во-вторых, к нам в магистратуру приходят те, кто планирует либо работать в музеях, либо работать с музеями как подрядчики, на стороне исполнителя. Сейчас многие музеи отдают на аутсорсинг какие-то свои функции, те же выставочные проекты. В музеях увеличивается количество направлений, появляются задачи, связанные с продвижением, разработкой сувенирной продукции и так далее. Естественно, подрядчикам нужно понимать, в чём специфика музейной деятельности.
Кто ваши партнёры? Есть ли специальные базы для практики? Куда вы возите студентов?
Есть содружество специалистов, с которыми мы давно работаем, и все мы объединены общим пониманием того, что такое музей и что такое культурное наследие. Нередко учиться к нам приходят музейщики — и их музеи тоже включаются в число наших партнёров. Но исторически первый и главный наш партнёр — это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку в РГГУ находится один из его отделов — Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева. Коллекция, которая представлена в РГГУ, очень важна для нас. Наши студенты изучают историю музейного дела в том числе на примере того, что представлено в залах Цветаевского музея и в Пушкинском музее в целом.
Мы довольно тесно сотрудничаем с крупными федеральными и значимыми московскими музеями: Государственной Третьяковской галереей, Государственным историческим музеем, Государственным биологическим музеем имени К.А. Тимирязева, Музеем космонавтики, Музеем-заповедником «Останкино и Кусково»… Список можно продолжать. Это сотрудничество строится по самым разным направлениям: от практик — до научных исследований. Студентам мы с самого начала прививаем культуру научной работы, поэтому для них не страшны ни сверка или упаковка предметов, ни работа в музейном архиве.
А на практику в Тотьму едут магистранты?
К сожалению, именно на практику в Тотьму магистры не едут, но с Тотьмой у нас есть другая очень интересная история. Это летний студенческий музеологический лагерь, который мы проводим раз в два года. Уже две такие поездки состоялись. Это проектная деятельность. В музеологический лагерь, который мы организуем совместно с Тотемским музеем и Санкт-Петербургским государственным институтом культуры, приезжают студенты из Москвы и Петербурга. Эти встречи дают им возможность познакомиться с музейной практикой, что называется, за пределами столиц. И часто это положительные примеры. А самое главное — это общение с профессионалами и погружение в культуру Русского Севера с его природой, говором, неспешным течением жизни.
С паромами…
Тотемское музейное объединение включает восемь площадок, сотрудники музея любят то, чем занимаются, у них активная научная работа, конференции, сборники научных статей, собственная школа. Музей в Тотьме, по сути, представляет собой градообразующее предприятие, именно благодаря музею, мне кажется, у жителей меняется отношение к своему городу, они видят, что он с каждым годом больше и больше интересен туристам и музейщикам из самых-самых разных городов. Студентам, которые туда приезжают, доверяют сложные задачи — например, разработать концепцию экспозиции одного из отделов музея. И это именно доверие: коллеги знают их уровень подготовки, погруженность в проблему и энтузиазм. К примеру, в прошлом году за 10 дней работы музеологического лагеря нужно было познакомиться с объектом, собрать максимум информации, провести исследования, создать собственно концепцию экспозиции, сделать текстовое обоснование, презентацию, защитить её, ответить на все сложные вопросы... В общем, это очень серьёзная работа и очень полезный этап обучения.
Верну вас к самому началу нашего разговора, к программе «Музей в цифровую эпоху». Цифровая эпоха для вас когда начинается?
Это эпоха, в которой мы живём, прижились, — думаю, с 2000-х годов, когда начались те процессы, которые сейчас уже для нас абсолютно нормальные. Но дело даже не в хронологии. Программа строится на анализе того, как цифровые технологии помогают работать классическому музейному учреждению со всеми его функциями, которые никуда не делись.
Цифровая эпоха — по сути, это тот контекст, в котором продолжает существовать музей. А ведь музей — это предметы. И нужно понимать, как именно посетителям, которые привыкли смотреть на мир через свой смартфон, рассказывать о предметах, которые веками хранятся в музее, как создавать истории об этих предметах, как делать новые экспозиции в новой реальности.
Здесь «цифра» — и инструмент, и контекст. Поэтому программа строится на сочетании курсов, которые связаны с классическими музейными направлениями деятельности, исторических и теоретических курсов, с анализом современной музейной практики.
В том числе о практике работы с молодёжью — школьниками, студентами, молодыми преподавателями?
Безусловно. В программе «Социокультурные проекты в музейной практике» есть курс о работе с музейным посетителем и о преподавании музейных дисциплин. Для нас этот курс, правда, очень важный, потому что мы понимаем, что посетитель музея меняется, да и сами студенты тоже.
Ещё хочу вас поспрашивать про коллег. Если учиться музейному делу не в Москве, то где?
Коварный вопрос. Музейных кафедр в нашей стране, к сожалению, не так много. Есть учебно-методическое объединение по музеологии, оно включает в себя около 15 кафедр, существующих в России. Это кафедры музеологии или музейного дела — с разными названиями. Иногда музеологию объединяют с культурологией, что связано исключительно со структурой конкретного учебного заведения. О каждой кафедре можно говорить долго. Но могу отметить, что теснее всего мы, конечно, мы работаем с нашими коллегами из Санкт-Петербургского государственного института культуры и Санкт-Петербургского государственного университета. Так исторически сложилось: кафедра в Институте культуры появилась в один год с нашей — в 1988 году. Наша кафедра — первая в Москве и первая в системе высшего образования, а кафедра в Петербурге — первая в ведении Министерства культуры. А университетская кафедра появилась немного позже. Но важно другое: то, что, к примеру, кафедра музейного дела и охраны памятников СПбГУ тесно связана с музейной практикой и тем видением музея, которое пропагандирует Эрмитаж, а это многовековой опыт и служение музею.
А что почитать тем, кто пока не уверен, готов ли он поступать на музеологию, но чувствует нехватку знаний?
Если мы говорим о современном состоянии музейного дела, то, наверное, вообще проще и лучше начать с новостей, которые касаются того, что такое музей. Я бы советовала подписаться на новости официальной странички музея и следить за тем, что там происходит, а также очень внимательно посмотреть сайт музея. Потому что на сайте, как правило, находятся два самых главных музейных документа, в «подвальчике»: это Устав и Концепция комплектования музея. Изучив их, вы будете понимать, как устроен музей, зачем он существует.
И, безусловно, надо читать мемуары музейщиков. В качестве примера могу привести замечательную книгу А.З. Крейна, первого директора музея А.С. Пушкина на Пречистенке, «Рождение музея». Это история о музее, о музейщиках, о том, как создаётся музей и почему это живой организм.
Последний вопрос философский: зачем вообще учиться музеологии?
Мы много об этом думаем — кафедре иногда приходится отвечать коллегам, критикам, руководству на вопросы о том, чем мы занимаемся. Сейчас музей вновь становится популярным и даже модным местом. Но у музея есть одна очень важная задача. Она может быть не так очевидна широкой аудитории, но она важна, и я бы на неё хотела обратить внимание. Музей документирует процессы, которые происходят вокруг, и делает он это иначе, чем архив. Принцип комплектования архивов — собирать документы комплексно, полностью. Музей же работает по принципу отбора. Музей выбирает те предметы, которые для последующих поколений будут в концентрированном виде отражать нашу с вами реальность. В будущем о нашей жизни будут судить именно по тем предметам, которые сохранит музей. Этот отбор станет основой нашей памяти в будущем. Естественно, с опорой на архивы, они дополняют музей, и на библиотеки. Это три института, которые хранят запечатлённую в разных формах память о прошлом, к которой мы можем бесконечно обращаться.
И музеология — это то направление, которое даёт возможность разобраться в том, как грамотно этот отбор осуществить, чтобы впоследствии можно было обращаться к этим предметам с самыми разными вопросами.
Да, музей — это собрание эталонов.
См. также: Встретить в Африке рассвет. Беседа Ларисы Плетниковой с Ириной Бакановой // Мир Музея. 2023. №7. С.9–12.
Личный взгляд в прошлое. Беседа Алексея Пищулина с Александром Безбородовым // Мир Музея. 2022. №12. С.8–11.
Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49.
Пищулин А. Ученье — свет? // Мир Музея. 2023. №2. С.5.
Сергазина К. Сибирская историческая школа // Мир Музея. 2024. №12. С.40.
Сергазина К. Музейные дни на Амуре // Мир Музея. 2024. №5. С.43–44.
Личный взгляд в прошлое. Беседа Алексея Пищулина с Александром Безбородовым // Мир Музея. 2022. №12. С.8–11.
Школа музейной журналистики // Мир Музея. 2024. №8. С.48–49.
Пищулин А. Ученье — свет? // Мир Музея. 2023. №2. С.5.
Сергазина К. Сибирская историческая школа // Мир Музея. 2024. №12. С.40.
Сергазина К. Музейные дни на Амуре // Мир Музея. 2024. №5. С.43–44.