Статьи

Сохранить не только мрамор

Многие считают «Давида» Микеланджело самой красивой из когда‑либо созданных скульптур. Но чтобы сохранить этот памятник искусства, необходимо постоянно следить за его состоянием.
Каждые два месяца шедевр Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564), созданный в 1504 году, который уже более 150 лет находится во флорентийской галерее Accademia, подвергают тщательной чистке. По понедельникам, когда музей закрыт, скульптура высотой 5,1 метра, высеченная из цельного куска каррарского мрамора, одиноко стоит под купольным потолком галереи. Однако раз в два месяца (последний раз в феврале этого года) к «Давиду» приходит его личный реставратор Элеонора Пуччи. Она взбирается на строительные леса, чтобы осмотреть и сфотографировать все части скульптуры с близкого расстояния, — это часть процесса контроля и очистки, необходимого для сохранения символа эпохи Возрождения. Если статую регулярно не протирать, то на ней появляется пыль, заметная при ближайшем рассмотрении.

Элеонора Пуччи — миниатюрная женщина в белом лабораторном халате, белой каске, джинсах и кроссовках — пристёгивает к спине портативный пылесос и взбирается на вершину строительных лесов и начинает работу.

Осторожными движениями она проводит мягкой синтетической щёткой по согнутой левой руке Давида, направляя частицы пыли и грязи с его предплечья в сопло пылесоса, который никогда не касается самой статуи. Далее — левое бедро, после чего строительные леса передвигаются, и Пуччи вновь пылесосит — над спиной Давида.

Несмотря на то что подмостки слегка покачиваются, реставратор наклоняется, чтобы рассмотреть вьющиеся локоны мраморного Давида, — пауки иногда оставляют там крошечные паутинки.

Из‑за того, что леса приходится часто передвигать, процедура занимает не менее половины дня. Благодаря такой регулярной очистке статуя не нуждается в потенциально опасной полной реставрации. «Когда вы находитесь рядом с произведением искусства, нужно всегда быть очень деликатным, потому что любое ваше действие, любые инструменты, которые вы используете, могут быть полезны, но в то же время могут нанести вред», — рассказала Элеонора Пуччи в интервью журналистам.

До 1873 года статуя Давида стояла перед Палаццо Веккьо на площади Синьории во Флоренции. За это время она не раз страдала. В XѴI веке бунтовщики отломали ей руку, а в 1813 году Давид лишился пальца. В 1843 году статую от­рес­тав­ри­ро­ва­ли и очистили соляной кислотой. Сегодня такой метод очистки считается губительным для скульптуры. «Теперь мы знаем, что кислота вредна для мрамора. Поэтому мы работаем очень, очень чувствительными кистями и очень деликатными инструментами и не прикасаемся к мрамору», — сказала директор музея Сесили Холлберг.

Стоит отметить, что музей был вовлечён в борьбу за авторские права на изображение статуи — «Давида» постоянно использовали в рекламе различных товаров, а его «портрет» не раз был от­фото­шоп­лен на обложках популярных журналов. Музей подал в суд, назвав незаконное присвоение изображения вредным для культурного наследия. Итальянский суд постановил, что изображение скульптуры защищено от коммерческого использования конституцией Италии. Это стало большой победой музея, старающегося сохранить не только мрамор, но и достоинство шедевра.
Италия . Флоренция . Подготовила и перевела с английского Ирина Дин (Хохолева).
Печатается по: Сохранить не только мрамор. Подготовила Ирина Дин (Хохолева) // Мир Музея. 2024. №3. С. 40 – 41.
См. также:
«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Дифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25 – 27.
Десять лучших. Подготовила Лариса Плетникова // Мир Музея. 2023. №2. С. 48 – 51.
Виктор Сарианиди. Тилля-Тепе. Подготовила Дарья Сабинина // Мир Музея. 2024. №2. С. 31 – 33.