Лучшие публикации

Тульские сокровища

Тульский музей изобразительных искусств расположен в центре Тулы, рядом с ЦПКиО имени П.П. Белоусова. Это один из крупнейших музеев Центральной России, хранящий более 25 тысяч экспонатов. Основу музейного собрания составляют коллекции дворянских усадеб Тульской губернии (Бобринских, Олсуфьевых, Гагариных, Оболенских, Волконских и других).
Постоянная экспозиция произведений живописи, скульптуры и декоративно‑прикладного искусства России и Западной Европы состоит из трёх отделов, расположена на трёх этажах.
Отдел западноевропейского искусства знакомит с живописью Италии, Голландии и Фландрии, Франции и Германии XѴI – XIX веков. В залах музея можно увидеть единственное в России произведение итальянского художника‑маньериста XѴI века Орацио Саммакини «Благовещение».

«12 месяцев» Леандро Бассано — единственная в мире полная серия картин из мастерской венецианского художника. Украшение экспозиции — изделия из стек­ла и фарфора ведущих европейских мануфактур XѴIII века.

Отдел русского искусства даёт возможность познакомиться с отечественным искусством с конца XѴII до начала XX века: произведениями корифеев русской живописи И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Серова (включая его единственное произведение монументального искусства — роскошный плафон «Феб лучезарный»), В. Поленова, К. Коровина, Б. Кустодиева, декоративными майоликами Врубеля, творениями мастеров «Бубнового валета».
Отдел современного искусства вклю­ча­ет произведения русских художников 1920 – 1930‑х годов — А. Дейне­ки, А. Пластова, А. Дре­ви­на, А. Тыш­ле­ра, Н. Удальцовой, а также художников 1960 – 1980‑х годов.

Коллекция авангарда Тульского музея изобразительных искусств (включая полотна В. Кандинского и К. Малевича) известна не только в России, но и за рубежом.

В 2019 году музей отметил своё 100‑летие.

Феб лучезарный
Автор полотна «Феб лучезарный» — Валентин Александрович Серов (1865 –
1911) — выдающийся русский художник конца XIX – начала XX веков. Талант Серова многогранен. Он не только блестящий портретист, великолепный рисовальщик, но и тонкий пейзажист, мастер театрально‑декорационного искусства и книжной иллюстрации.

В 1885 году Валентин Серов заканчивает обучение в Петербургской академии художеств, а уже в конце зимы 1887 года получает заказ от статского советника, тульского помещика Николая Дмитриевича Селезнёва: нужно было расписать плафон в библиотеке его дома в Архангельском Тульской губернии. Н. Д. Селезнёв, унаследовав имение от отца, решил построить в Архангельском новый большой дом. Дом в имении впоследствии был разрушен в результате пожара в усадьбе в 1905 году, но, по воспоминаниям свидетелей, представлял собой великолепный двухэтажный особняк в итальянском стиле, с роскошной отделкой интерьеров.

Заказ, полученный от Н.Д. Селезнёва, позволил молодому художнику совершенствовать свой талант в Италии. Вероятнее всего, Серов мог выполнить росписи и в простенке между окнами.
Впервые Валентин Серов обращается к монументальной живописи. Аполлон, бог солнечного света, покровитель искусств, в золочёной колеснице, запряжённой четвёркой белых коней, в сопровождении прекрасных богинь мчится по небу, посылая на землю солнечные лучи. Аполлон звался Фебом — «лучезарным», «сияющим». Таким он и предстаёт перед нами — в ореоле солнечных лучей, с грозным взглядом, смотрящим вниз, на Землю.

Картина сильно пострадала во время пожара в 1905 году. В плачевном состоянии «Феб лучезарный» был передан сначала в Ефремовский музей имени М. Ю. Лермонтова, а затем — в 1925 году — в Тульский музей на хранение. В 1947 году произведение отправили в Москву во Всесоюзные центральные художественно-научные мастерские (ныне — Всероссийский художественный научно‑реставрационный центр имени И. Э. Грабаря) на реставрацию, продлившуюся почти 10 лет. С 1964 года полотно представлено в постоянной экспозиции экспозиции ТМИИ.

Тарквиний и Лукреция
В экспозиции Тульского музея изобразительных искусств находится уникальное большое по формату полотно «Тарквиний и Лукреция» неаполитанского художника XѴII века Луки Джордано. Картина написана на сюжет драматической древнеримской легенды о Лукреции, прекрасной, добродетельной и преданной супруге римского патриция Тарквиния Коллатина, которую обесчестил сын римского царя Тарквиния Гордого Секст Тарквиний. Не вынеся позора, Лукреция заколола себя кинжалом на глазах у мужа и попросила отомстить за неё. По легенде, эта смерть стала одной из причин восстания под руководством Луция Юния Брута, которое привело к изгнанию Тарквиния Гордого, падению царской власти и установлению республики. В «Истории Рима» Тита Ливия эти события датируются 509 годом до нашей эры.

На картине изображён острый момент столкновения двух противоборствующих сил — мужского и женского начала, беззащитности и грубой силы. С большим мастерством художник пишет фигуры героев — в сложных ракурсах и порывистых движениях. Виртуозно владея кистью, Лука Джордано передаёт блеск дорогих тканей, белизну кружев, пышную барочную обстановку.

Лука Джордано создавал грандиозные полотна очень быстро, в кратчайшие сроки. Он одинаково виртуозно владел как правой, так и левой рукой. За энергичный темперамент, быстроту исполнения и колоссальную работоспособность современники прозвали его Лука Фа Престо, что означает «делает быстро, стремительно». Александр Бенуа говорил об удивительной лёгкости кисти Джордано, который без устали расписывал сотни квадратных метров. Живописец работал по заказам Церкви, знатных вельмож в Италии и в Испании, при европейских дворах, создав за всю жизнь множество произведений.

Картина поступила в музей в 1919 году из села Орловка Тульской губернии — имения Рафаила Алексеевича Писарева. Р. А. Писарев служил в конном гвардейском полку вместе В. Г. Чертковым, другом Л. Н. Толстого, редактором и издателем произведений Льва Николаевича, лидером толстовского движения.

Благовещение
Картина итальянского живописца XѴI ве­ка Орацио Саммакини «Благовещение», представленная в экспозиции Тульского музея, — единственная в России работа этого художника. Саммакини был ведущим мастером маньеризма в Болонье. Маньеризм — переходное направление от Возрождения к барокко — характеризуется утратой гармонической ясности художественного языка в искусстве Ренессанса.

Тема Благовещения была очень популярной в европейском искусстве. Особенно любима она была маньеристами, так как выражала трагизм их мировосприятия, ощущение зыбкости человеческой судьбы, в которую вторгается божественная воля.

На этом полотне посланник Бога архангел Гавриил в окружении ангелов стремительно врывается в пространство комнаты Марии, возвещая ей Благую весть: именно она избрана Богом, чтобы стать матерью Иисуса. Жест Девы Марии выражает её смиренное приятие божественной воли и покорность судьбе.

В передаче обстановке комнаты Марии автор изображает современные ему предметы итальянского быта. Бросается в глаза дисгармоничность художественного воплощения этого сюжета. Крайне динамичная композиция перегружена, лишена классического равновесия. Пространство — тесное и сжатое, лишь в дверном проёме развивается в глубину. Вместо возвышенных идеализированных образов — мощные, тяжеловесные фигуры героев. Фигура Марии на переднем плане представлена в сложной позе. Гавриил окружён ангелочками и плотными свинцовыми облаками. Здесь ощущается влияние на Саммакини Джорджо Вазари, от которого многие художники того времени переняли увлечение скульптурным языком Микеланджело. Дисгармоничен и пёстрый колорит полотна — жёлтые, розовые, голубые тона.

Картина поступила в музей в 1970 году из Музея архитектуры имени А.В. Щусева как работа неизвестного итальянского мастера XѴI века. Позднее полотно было детально изучено известным московским искусствоведом, сотрудником ГМИИ имени А.С. Пушкина, знатоком итальянской живописи В.Э. Марковой, котора я определила имя его созда­теля.
Тула. См. также вторую страницу обложки.

На илл.: В.А. Серов. Феб лучезарный. 1887. Холст, масло.
Печатается по: Тульские сокровища // Мир Музея. 2022. №5. С.22–24.
См. также: Дин (Хохолева) И. NG 200 // Мир Музея. 2024. №5. С.47–48.
Бинде Ж. Моне, якудза и корсиканская мафия. Пер. с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2024. №4. С.48–49.
Дин (Хохолева) И. Однажды на бульваре Капуцинов // Мир Музея. 2024. №4. С.43–47.
Феклисов Ф. Журнал про красивую жизнь // Мир Музея. 2024. №7. С.2–6.