Наши коллеги Алексей Ковалёв и Дарья Сабинина, кроме Санкт‑Петербурга, побывали и в Кронштадте — в поисках мест, связанных с Николаем Гумилёвым.
Из наполненного хлябями и рябящими отражениями застывшей музыки Петербурга мы ранним утром выехали в Кронштадт. Этот город — колыбель и могила Николая Степановича Гумилёва (1886 – 1921) — суров как царский офицер, ветрен как Серебряный век, бесстрашен как путешественники прошлого, а стоит у самой кромки воды, открывая дорогу в большой мир.
Наша подруга Анна заехала за нами ранним утром, сказав, что на машине добраться до Кронштадта можно минут за 40. Дождь почти не давал нам увидеть прозрачный осенний пейзаж вдоль обочин и совсем растворил залив, смазав его мутную сталь с глухими тучами. В бурные дни здесь волны перехлёстывают эстакаду, говорит Анна.
Когда мы подъехали к дому номер 7 по Советской улице Кронштадта, дождь стих. Нам открылся небольшой городской особнячок в классическом стиле, выкрашенный яркой жёлтой краской — с неожиданной сквозной аркой посередине. Писатель Даниэль Орлов — земляк Николая Степановича — помогал нам находить гумилёвские места Кронштадта. Он рассказал, что адрес Гумилёвых — Екатерининская улица, 7, что были тут и Большая, и Малая Екатерининские улицы. Большая в ХХ веке стала Советской. И именно этот адрес — улица Советская, 7 — считают теперь домом, в котором Николай Гумилёв жил до пятилетнего возраста. Здесь нет памятника поэту и офицеру, как нет нигде: ни в Петербурге, ни в родовом имении матери Николая Степановича Слепнёве.
Но памятник будет. Здесь, в Кронштадте. В прошлом — юбилейном для Гумилёва — году прошел конкурс и подготовлены площадка в сквере и проект памятника. Вскоре памятник должен быть открыт.
Следующим важным местом памяти Гумилёва стала для нас городская крепость — крепостная стена, Рубикон для восставших в Кронштадте в 1921 году. Сквозь её ворота выплеснулся наружу русский бунт, утекла в необъятное море ниточка жизни Николая Гумилёва: по обвинению в недоносительстве о готовящемся восстании он был арестован и расстрелян. Ни могилы, ни плиты, ни кенотафа.
Где молились за упокой тех отважных? В Кронштадте было два больших собора. Андреевский, заложенный ещё при Петре Великом в 1717 году (знаменит тем, что здесь служил прот. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский). Собор был самым крупным в то время, когда родился Николай Степанович. Встречались ли они — юный Николай Гумилёв и благотворитель и бессребреник Кронштадтский, — история умалчивает. Музей‑квартира Иоанна Кронштадтского до полудня была ещё закрыта, но входную плату нам обозначили по телефону заранее — 1300 рублей пожертвований, иначе не пустим.
Никольский собор строился уже в 1903 – 1913 годах, когда Николай Степанович учился в Петербурге, в Париже, путешествовал по Африке. Наверное, он посещал собор до своей безвременной смерти. Нам же досталась возможность увидеть стены и убранство собора изменёнными, отреставрированными (на фото).
Форты могучими стражниками встали вокруг Кронштадта. На обратном пути мы остановились у одного из них. Форт Риф находится на маршруте экологической тропы государственного природного заказника «Западный Котлин». Тревожные события прошлого не обошли его стороной. К нему до сих пор примыкает военная база. Время оставило свои метки на стенах и камнях, густо припорошив их надписями, мхом, травами и мелким кустарником. Мощь тёмных коренастых сооружений впечатляет до сих пор.
Прощались с Кронштадтом мы на диком пляже, где «солью моря пропитана спокойная грудь берега», где балтийские воды ласкают узорчатый песок, вплетая в него длинные водоросли и солёные духи. На горизонте маяк, «иглой на разорванной карте» отмечает границу земли и неба. У его подножия — «гребни волн», там безумствует море и хлещет, но Кронштадт пред грозою не трепещет.
Кронштадт – Москва . Фото Алексея Ковалёва.
Глубокую благодарность за помощь в организации поездки по памятным местам Гумилёва в Кронштадте выражаем Анне Студеникиной и Даниэлю Орлову.
Наша подруга Анна заехала за нами ранним утром, сказав, что на машине добраться до Кронштадта можно минут за 40. Дождь почти не давал нам увидеть прозрачный осенний пейзаж вдоль обочин и совсем растворил залив, смазав его мутную сталь с глухими тучами. В бурные дни здесь волны перехлёстывают эстакаду, говорит Анна.
Когда мы подъехали к дому номер 7 по Советской улице Кронштадта, дождь стих. Нам открылся небольшой городской особнячок в классическом стиле, выкрашенный яркой жёлтой краской — с неожиданной сквозной аркой посередине. Писатель Даниэль Орлов — земляк Николая Степановича — помогал нам находить гумилёвские места Кронштадта. Он рассказал, что адрес Гумилёвых — Екатерининская улица, 7, что были тут и Большая, и Малая Екатерининские улицы. Большая в ХХ веке стала Советской. И именно этот адрес — улица Советская, 7 — считают теперь домом, в котором Николай Гумилёв жил до пятилетнего возраста. Здесь нет памятника поэту и офицеру, как нет нигде: ни в Петербурге, ни в родовом имении матери Николая Степановича Слепнёве.
Но памятник будет. Здесь, в Кронштадте. В прошлом — юбилейном для Гумилёва — году прошел конкурс и подготовлены площадка в сквере и проект памятника. Вскоре памятник должен быть открыт.
Следующим важным местом памяти Гумилёва стала для нас городская крепость — крепостная стена, Рубикон для восставших в Кронштадте в 1921 году. Сквозь её ворота выплеснулся наружу русский бунт, утекла в необъятное море ниточка жизни Николая Гумилёва: по обвинению в недоносительстве о готовящемся восстании он был арестован и расстрелян. Ни могилы, ни плиты, ни кенотафа.
Где молились за упокой тех отважных? В Кронштадте было два больших собора. Андреевский, заложенный ещё при Петре Великом в 1717 году (знаменит тем, что здесь служил прот. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский). Собор был самым крупным в то время, когда родился Николай Степанович. Встречались ли они — юный Николай Гумилёв и благотворитель и бессребреник Кронштадтский, — история умалчивает. Музей‑квартира Иоанна Кронштадтского до полудня была ещё закрыта, но входную плату нам обозначили по телефону заранее — 1300 рублей пожертвований, иначе не пустим.
Никольский собор строился уже в 1903 – 1913 годах, когда Николай Степанович учился в Петербурге, в Париже, путешествовал по Африке. Наверное, он посещал собор до своей безвременной смерти. Нам же досталась возможность увидеть стены и убранство собора изменёнными, отреставрированными (на фото).
Форты могучими стражниками встали вокруг Кронштадта. На обратном пути мы остановились у одного из них. Форт Риф находится на маршруте экологической тропы государственного природного заказника «Западный Котлин». Тревожные события прошлого не обошли его стороной. К нему до сих пор примыкает военная база. Время оставило свои метки на стенах и камнях, густо припорошив их надписями, мхом, травами и мелким кустарником. Мощь тёмных коренастых сооружений впечатляет до сих пор.
Прощались с Кронштадтом мы на диком пляже, где «солью моря пропитана спокойная грудь берега», где балтийские воды ласкают узорчатый песок, вплетая в него длинные водоросли и солёные духи. На горизонте маяк, «иглой на разорванной карте» отмечает границу земли и неба. У его подножия — «гребни волн», там безумствует море и хлещет, но Кронштадт пред грозою не трепещет.
Кронштадт – Москва . Фото Алексея Ковалёва.
Глубокую благодарность за помощь в организации поездки по памятным местам Гумилёва в Кронштадте выражаем Анне Студеникиной и Даниэлю Орлову.
Печатается по: Сабинина Д. Рождённый в Кронштадте // Мир Музея. 2022. №10. С. 21 – 22.
См. также:
Сабинина Д. 100 дней // Мир Музея. 2024. №1. С. 21.
По завету Ахматовой. Беседа Ксении Сергазиной со Светланой Прасоловой и Алексеем Мазуровым // Мир Музея. 2022. №10. С. 14 – 17.
Случаи и вещи. Беседа Валерии Ахметьевой с Алексеем Дмитренко // Мир Музея. 2022. №10. С. 8 – 13.
Ахметьева В., Преображенский К. «А над Петром воронежским — вороны...» // Мир Музея. 2024. №5. С. 40 – 42.
Плетникова Л. «Волга была в полном разливе...» // Мир Музея. 2023. №4. С. 19.
Сабинина Д. 100 дней // Мир Музея. 2024. №1. С. 21.
По завету Ахматовой. Беседа Ксении Сергазиной со Светланой Прасоловой и Алексеем Мазуровым // Мир Музея. 2022. №10. С. 14 – 17.
Случаи и вещи. Беседа Валерии Ахметьевой с Алексеем Дмитренко // Мир Музея. 2022. №10. С. 8 – 13.
Ахметьева В., Преображенский К. «А над Петром воронежским — вороны...» // Мир Музея. 2024. №5. С. 40 – 42.
Плетникова Л. «Волга была в полном разливе...» // Мир Музея. 2023. №4. С. 19.