Лучшие публикации

Хвалебные гравюры

Считается, что 375 лет назад Мольер впервые выступил в Тулузе. С 1647 по 1650 год он посетил «Розовый город»* четыре раза! После неудачи своей первой театральной труппы, созданной в Париже, Жан‑Батист Мольер решил спешно уехать в провинцию и во время этого 15‑летнего «изгнания» путешествовал в основном по югу Франции. Этот «бродячий» этап жизни драматурга малоизвестен. Однако пребывание Мольера на юге Франции имело большое значение в его жизни — автор «Учёных женщин» даже выучил провансальский диалект и написал на нём диалоги для комедии «Господин де Пурсоньяк».
Ирина Дин (Хохолева)
Память о великом актёре и драматурге сохранилась в Тулузе во многом благодаря Эжену Лапьеру (1834–1923), главному библиотекарю города. Увлечённый автором «Мизантропа», Эжен не только исследовал жизнь и творчество Мольера, но и собирал всё, что связано с его именем. Замечательная коллекция делает Лапьера одним из самых компетентных мольеристов своего времени. В конце жизни Лапьер передал свою коллекцию в дар Библиотеке наследия Перигора.

Хотя в запасниках Тулузской библиотеки нет ни одного произведения Мольера, благодаря Эжену Лапьеру там хранятся около 700 гравюр и более 3700 иллюстраций, не говоря уже о множестве первоизданий пьес великого драматурга. Коллекция включает исчерпывающее собрание портретов Мольера и несколько сотен работ о нём.

Часть своей коллекции Эжен Лапьер также передал в местный музей Поля‑Дюпюи. Подаренные артефакты были самого разного происхождения — газетные вырезки, книжные фронтисписы и иллюстрации, гравюры. Все эти предметы — своего рода посмертная похвала Мольера и «Комеди Франсез». В юбилейном году музей представил некоторые артефакты из коллекции на виртуальной выставке «От Мольера до „Комеди Франсез“: хвалебные гравюры». Представляем вам некоторые интересные экспонаты этой выставки.

На Пер‑Лашез
Литография, выпущенная компанией Formentin & Cie, представляет собой увеличенную версию гробницы Жана‑Батиста Мольера. Две фигуры на переднем плане создают иллюзию монументальности, усиленную курганом, на котором он построен. Создаётся впечатление изолированного места в сельской местности. В действительности гробница гораздо меньше и выигрывает от соседства с другими могилами кладбища Пер‑Лашез. В частности, она находится рядом с могилой Жана де Лафонтена.

Фонтан Мольера
Памятник Мольеру, также называемый фонтаном Мольера, находится в 1-м округе Парижа, на углу улиц Мольера и Ришелье. Инициатором возведения памятника Мольера в центре Парижа стал Франсуа‑Жозеф ­Ренье, участник «Комеди Франсез». Он направил письмо префекту Сены с просьбой заменить аллегорическую фигуру строящегося городского фонтана на статую Мольера. Предложение Ренье было одобрено. Строительство памятника гражданскому лицу впервые финансировалось государством.

Этот монумент 1844 года создан группой из нескольких скульпторов под руководством архитектора Луи Туллия Иоахима Висконти и предпринимателя Антуана Вивенеля. Главная бронзовая статуя Мольера, сидящего под внушительным фронтонным портиком, выполнена скульптором Бернаром‑Габриэлем Сёрре (1795–1867) и отлита компанией Eck and Durand.

Две женские мраморные аллегории на постаменте — «Серьёзная комедия» и «Лёгкая комедия», — работы Жан‑Жака Прадье (1792 – 1852). Каждая из них держит свиток с перечнем произведений великого драматурга.

Портреты
На виртуальной выставке представлены различные гравюры и фототипии портрета Мольера в роли Цезаря («Смерть Помпея», трагедия в пяти действиях и стихах Пьера Корнеля) кисти Н. Миньяра. Оригинальный портрет был написан в 1658 году. Картина до сих пор выставлена в «Комеди Франсез», в Фойе художников.
Другая её версия представлена в музее Карнавале.

Сганарель
Портрет выполнен Фредом Т. Силлемахером по гравюре Симонина (1661). Гравюра, 1869 год. Мольер создал Сганареля, роль которого, по обычаю итальянских комедиантов, сам сыграл в нескольких пье­сах: «Сганарель, или Воображаемый рогоносец» (1660), «Целительная любовь» (1665), «Дон Жуан, или Праздник Пьера» (1665) и «Врач против воли» (1666).
См. также вторую страницу обложки.
* Французы считают, что название «розового города» (la ville rose) Тулузе дано из-за множества зданий и конструкций, построенных в основном из кирпича коричневого цвета с красным оттенком.
Печатается по: Дин (Хохолева) И. Хвалебные гравюры // Мир Музея. 2022. №1. С.15–16.

См. также: Дин (Хохолева) И. Его театр // Мир Музея. 2022. №1. С.11–14.
Мольèру – 400. Перевод с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2022. №1. С.8–10.
Гуреев М. Кровать Островского // Мир Музея. 2023. №4. С.25–27.
Закодировано всё! Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Дмитрием Козновым // Мир Музея. 2023. №4. С.14–16.
Драматург глазами актёра. Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Коршуновым // Мир Музея. 2023. №4. С.6–8.
На илл.: Карикатура на Эжена Лапьера. © CCollections Comédie-Française.