Статьи

«Эпплет» и «Васа» — корабли–сёстры

В 1625 году король Густав II Адольф подписал контракт на строительство четырёх военных кораблей. Два больших корабля были названы «Васа» (Vasa) и «Эпплет» (Äpplet). В августе 1628 года «Васа» перевернулась во время первого плавания и затонула у входа в гавань Стокгольма на глазах у потрясённой толпы, собравшейся в порту. Сегодня этот корабль — один из самых популярных музеев в мире. «Эпплет» был затоплен у острова Ваксхольм в 1659 году и стал частью подводного барьера, не позволявшего врагам добраться до Стокгольма по морю.
Несколько лет назад морские археологи из Музея затонувших кораблей «VRAK» обнаружили обломки военного корабля «Эпплет» [1]. Спущенный на воду в 1629 году, «Эпплет» был построен тем же судостроителем — Хейном Якобссоном, — что и военный корабль «Васа» годом ранее. Данные измерений, технические характеристики корабля, образцы древесины и архивные сведения подтверждают, что это действительно «Эпплет» — корабль‑сестра «Васы».

Морские археологи музея «VRAK» неоднократно сотрудничали с военно‑морским флотом Швеции в исследовании пролива у острова Ваксхольм, недалеко от Стокгольма. В 2019 году здесь были обнаружены два затонувших корабля, которые изначально считали «Эпплетом». Однако проведённые в то время исследования показали, что это были два корабля среднего размера «Аполло» (Apollo) и «Мария» (Maria), построенные в 1648 году. Но археологи не сдавались и продолжили поиски.

В декабре 2021 года в проливе нашли огромный затонувший корабль. Часть его бортов лежала на морском дне, но корпус сохранился до нижней орудийной палубы. На упавших бортах имелись две орудийные палубы на двух разных уровнях.

Во время второго, более тщательного, исследования весной 2022 года были найдены детали корабля, которые до сих пор встречались только на «Васе», а также были взяты несколько образцов материалов и проведены анализы. Выяснилось, что дуб, использовавшийся для строительства судна, был сруб­лен в 1627 году в районе Мялардален, к востоку от Стокгольма — там же, где несколькими годами ранее были срублены деревья для строительства «Васы».

По словам морского археолога Джима Ханссона, эта находка добавила «ещё один важный фрагмент головоломки развития шведского судостроения» — только сейчас появилась возможность по‑настоящему изучить различия в конструкциях «Васы» и «Эпплета». Это поможет понять, как развивались крупные военные корабли — от неустойчивой «Васы» до мореходных гигантов, способных контролировать Балтийское море, что было решающим фактором становления Швеции как великой морской державы в 1600‑х годах.

Археологические работы велись как под, так и над поверхностью воды. Морские археологи измерили палубные балки и другие детали, чтобы оценить размеры корабля и воссоздать его форму. Они собрали материал для 3D‑моделей, а также взяли образцы древесины для дендрохронологического исследования [2]. Археологи изучили архивные материалы, которые послужили отправной точкой для датировки и измерений корабля, а также истории затонувших кораблей‑сестёр «Эпплет» и «Васа» и других военных судов, чтобы выявить сходства и различия в деталях и методах строительства.

Весной 2023 года археологи «VRAK» совместно со шведскими военными моряками вновь направились к месту крушения «Эпплета», чтобы задокументировать его корпус с помощью 3D‑съёмки. Уже во время первых погружений были сделаны сенсационные находки: водолазы обнаружили несколько деревянных скульптур, спрятанных за кормой, в том числе двух больших львов с национального герба, расположенного на транцевой корме [3]. Рядом со львами нашлась меньшая круглая скульптура в форме яблока, которая должна была стать своеобразным шильдиком [4] корабля, официально известного как «Королевское яблоко» (Riksäpplet).

«Я занимаюсь дайвингом более 30 лет и ни разу не находил скульптуры, — говорит Джим Ханссон, морской археолог из Музея «VRAK». — Участие в поиске скульптур с родственного „Васе“ корабля „Эпплет“ — одно из самых удивительных событий в моей ­жизни!»

И действительно, никто и по­ду­мать не мог, что на затонувшем корабле могут сохраниться скульптуры. Пока остаётся загадкой, кого изображает обнаруженная угловая скульптура длиной 4,93 метра, которая должна была находиться на транцевой корме «Эпплета», но она имеет сходство с Протеем, древнегреческим богом моря, который стоял в носовой части «Васы».

Другой находкой водолазов стала скульптура предполагаемого древнегреческого титана Атласа. Она, скорее всего, находилась на транцевой корме и могла быть второй угловой скульптурой. Это значит, что у «Эпплета» могли быть две разные фигуры с каждой стороны транца. На «Васе» же одна из угловых скульптур отсутствует. Восстановленная в ходе реставрации скульптура похожа на оригинал, что делает корму «Васы» более симметричной. Но таким ли был задуман корабль в 1620‑е годы? Новые находки на территории затопления «Эпплета» могут дать ответ на этот вопрос.

«Эта находка наглядно демонстрирует, почему нам нужен музей культурного наследия на дне Балтийского моря, — говорит Одд Йохансен, директор музея «VRAK». — Музей открыт менее двух лет, поэтому удивительно, что сегодня мы уже можем объявить об этом сенсационном открытии».

Последние исследования показывают, что «Эпплет» имел более высокую корму и более широкую конструкцию по сравнению с «Васой». Деление палубы в кормовой части «Эпплета» также, по‑видимому, отличается от такового у «Васы» — в кормовой части верхней батарейной палубы обнаружен дополнительный орудийный порт [5]. Это может дать дополнительную информацию о конструкции корпуса, а также о пространственном расположении его деталей. На «Васе» такой орудийный порт отсутствует. Ширина и форма корпуса «Эпплета» сильно отличается от корпуса «Васы». Несмотря на более широкий корпус корабля, который должен был сделать его гораздо более устойчивым, с балластом «Эпплета» явно экспериментировали. В одном из документов 1630 года говорится, что в качестве балласта было уложено 1540 больших пушечных ядер. Это свидетельствует о том, что ходовые качества «Эпплета», несмотря на его ширину, вероятно, были не вполне удовлетворительными.

Стоит отметить, что участие военно‑морского флота сыграло в поисках «Эпплета» решающую роль. Подводные экспедиции совершались с военного корабля королевских ВМС «Фуруснуд», и в них наравне с морскими археологами Музея кораблекрушений «VRAK» принимали участие профессиональные военные подводники. В ходе исследований корабля было собрано много информации, что позволило археологам приступить к созданию 3D‑модели всего места кораблекрушения. В будущем не исключено и спасение находок с «Эпплета», хотя для извлечения предметов потребуется разрешение окружного административного совета.

Швеция . Стокгольм . Музей затонувших кораблей «VRAK» (Vrak — Museum of Wrecks) . Подготовила и перевела с английского Ирина Дин (Хохолева). Все фото 2022–2024 гг.

На фото: Планируемое вооружение кораблей шведского флота. 1629 г.
На главной странице: За кормой водолазы обнаружили деревянные скульптуры. В том числе — двух больших львов с национального герба, расположенного на транцевой корме «Эпплета».

Примечания:
[1] Äpplet (швед.) — яблоко.
[2] Дендрохронология — научная дисциплина о методах датирования событий, природных явлений, археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины. Позволяет определить, где росли срубленные деревья и когда они были спилены.
[3] Транцевая корма — тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
[4] Шильдик — информационная табличка, на которой размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию.
[5] Батарейная палуба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков. Орудийный (пушечный) порт — отверстие, имевшее квадратную (или близкую к таковой) форму и вырубавшееся в бортах кораблей, а также в носовой и кормовой частях. В последние обычно ставили орудия, снятые с ближних бортовых портов той же артиллерийской палубы.
Печатается по: «Эпплет» и «Васа» — корабли–сёстры. Подготовила Ирина Дин (Хохолева) // Мир Музея. 2024. №10. С.45–47.