Статьи

Археостан

Об особенностях коллекции Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева Уфимского федерального центра Российской академии наук рассказывает его директор Илшат Бахшиев. Беседовала Ксения Сергазина.
Илшат Интизамович, что такое музей в мусульманском регионе, есть ли какая‑то специфика?
Илшат Бахшиев: Я не думаю, что надо отделять мусульманский регион, или христианский регион, или ещё какой‑либо. Для меня музей — это то место, куда я могу прийти с детьми, то место, где я могу отрешиться от этой суеты. И для меня музей — это прежде всего наука.

Приятно это слышать.
Илшат Бахшиев: Когда нас критикуют за недостаточную активностьa в работе с посетителями, я говорю, что мы академический музей, мы не можем «фестивалить». Может быть, я не прав, слишком консервативен, но сдержанное отношение к подаче материала, насыщение фактами и историческим контекстом отличает нас от многих других музеев. Мы не будем кардинально менять политику учреждения, серьёзная наука — это наша «­фишка».

И как же показать науку в музее?
Илшат Бахшиев: Я думаю, через беседу‑экскурсию — рассказ о науке через предметы. Особенность нашего музея заключается в том, что у нас нет экскурсоводов, все наши «экскурсоводы» — это научные сотрудники. У нас нет одинаковых экскурсий. Да, у нас есть тексты, утверждённые на Учёном совете, но каждый из моих коллег‑археологов, этнографов ведёт экскурсию по‑своему, я наблюдал. Главное богатство нашего музея — наши сотрудники и наши коллекции, богатые фонды и запасники.

И вы все — сотрудники Академии наук?
Илшат Бахшиев: Музей является структурным подразделением Института этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН. В штате института трудятся доктора и кандидаты наук. Это учёные в классическом понимании. Есть сильная команда хранителей. К сожалению, в коллективе пока нет профессиональных музейщиков. В данных обстоятельствах есть и плюсы, и минусы — интерпретация и подача материала выполнены на высоком научном уровне, однако современный музей требует привлечения соответствующих специалистов — профессионалов в музейной деятельности.

На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем научно‑популярного медиапроекта «Архео­стан» — здесь мы объединили археологию и Башкортостан. Суть проекта заключается в доступном, занимательном и корректном повествовании об археологии, работе археологов и историко‑культурном наследии региона. Основная целевая аудитория видеороликов — это учащиеся школ, студенты, молодежь.

Я считаю, что будущее — за молодёжью. Одна из причин, почему совмещаю работу в Уфимском университете, — я хочу замкнуть систему археологического образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура, научная карьера.

Сколько молодых сотрудников в музее?
Илшат Бахшиев: Да это мы все, мы все молодые. Я был в экспедиции с научным руководителем лет под 60. Как его оценивать? Если человек в душе молодой, если он может зажигать ребят, если они идут за ним, когда он говорит, мол, завтра выезжаем, — конечно, он ­молод.
Теперь про Уфу и про бренды Уфы. Считается, что сарматское золото — однозначно бренд Башкирии и бренд города.

А что ещё?
Илшат Бахшиев: Обычно Башкирию сравнивают с прекрасной природой, вспоминают хоккейный клуб «Салават Юлаев». Богатое археологическое наследие, культурное наследие почему‑то уходит на второй план, хотя наши древности могут выступать как ресурс для развития конкретных территорий, выступать в качестве движущей силы для развития целого ряда различных сфер.
В последние годы руководство нашего региона особое внимание уделяет этому направлению. Пример тому — уникальный музейный комплекс «Шульган‑Таш», созданный в Бурзянском районе республики. Следующий проект Р. Ф. Хабирова — это создание музейно‑выставочного комплекса «Евразийский музей кочевых цивилизаций», который разместится вблизи памятника культового мемориального зодчества XIѴ века «Мавзолей Тура‑хана».

Если говорить об Уфе, я считаю, что сам наш музей стал брендом Уфы и республики, а коллекция «Золото сарматов» — памятник достижениям башкирской археологии. Древности и «живая» этнография служат уникальный ресурсом Башкортостана.

Как развивается ваша научная карьера? Успеваете писать статьи?
Илшат Бахшиев: Я всегда занимался наукой вечером и ночью. Сейчас мы пишем серию статей, посвящённых золотоордынской археологии Башкирии, а также готовим с коллегами работу по археологии поселений эпохи бронзы Зауральской Башкирии.

Много ли памятников археологии в регионе?
Илшат Бахшиев: Вообще я называю Башкортостан археологическим Клондайком, потому что в республике — около четырёх тысяч объектов археологического наследия. При этом у нас абсолютно разные памятники: в степной зоне мы видим курганы, как в Казахстане, как в Оренбургской области, в горно‑лесной зоне — замечательные памятники, начиная от эпохи камня, заканчивая эпохой позднего Средневековья. Каждый хронологический этап в археологии Башкирии представлен каким‑то ярким памятником или коллекцией: эпоха камня — наскальной живописью в пещерах Шульган-Таш, Мурадымовская, Идрисовская; эпоха бронзы — кругоплановыми поселения вроде Аркаима, только у нас, в Башкирии, ранний железный век — коллекцией сарматского золота, эпоха Средневековья — прекрасными белокаменными мавзолеями Тура‑хана и Хусейн‑бека.

Я археолог, я против бездумного копания памятников: как бы мы тщательно ни копали, мы его всё равно разрушаем. И когда коллеги говорят про музеефикацию, я всегда им отвечаю: проект музее­фика­ции нужен до того, как начали копать, потому что всё, что раскопали, нужно немедленно консервировать. Задача археолога — очень аккуратно и ответственно подходить к исследуемым культурным слоям: это не памятник конкретного исследователя, он принадлежит всем людям и будущим поколениям. Это важно помнить.

Уфа. Фото Алексея Ковалёва, июнь 2024.

На фото: Илшат Бахшиев демонстрирует фигуры оленей (золото, серебро, дерево, IV в. до н.э.).
Печатается по: Археостан. Беседа Ксении Сергазиной с Илшатом Бахшиевым // Мир Музея. 2024. №10. С.26–28.
См также:
«Я свободен в выборе своей жизни». Беседа Ксении Сергазиной с Владимиром Савичевым // Мир Музея. 2024. №8. С.16–17.

Гуреев М. Ария московского гостя, или Уфимский текст // Мир Музея. 2024. №8. С.2–5.

Сергазина К. Старый город // Мир Музея. 2024. №8. С.28–29.

Гуреев М. Тайная жизнь дома Серёжи Аксакова // Мир Музея. 2024. №8. С. 26–27.

Морозов В.Ю. «Всё продай — купи курай!» // Мир Музея. 2024. №8. С.29.

Ковалёв А. Детство в Черниковке // Мир Музея. 2024. №8. С.17.

Золото копаете? Беседа Ксении Сергазиной с Владимиром Дукельским // Мир Музея. 2023. №10. С.10–12.

«Музей имеет право на свою версию археологии» Беседа Ларисы Плетниковой с Владимиром Дукельским // Мир Музея. 2024. №10. С.8–10.