Музей находится вблизи Можайского шоссе, в прошлом Старой Смоленской дороги, на берегу речки Вязёмки. Он был создан в 1987 году, а до того в Вязёмах пять лет действовал музей на общественных началах.
В годы советской власти в усадьбе Вязёмы находилось около десятка государственных учреждений — приют для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, школа парашютистов, институт коневодства, Полиграфический институт, институт фитопатологии, Дом пионеров.
Сейчас музей располагается на территории двух подмосковных усадеб — сельца Захарова и больших Вязём. Первая экспозиция во дворце заработала в 1994 году, а первая полноценная экспозиция появилась к 200‑летию Пушкина в 1998 году. За годы работы музея удалось восстановить 12 зданий, скомплектовать фонд, сейчас в нём насчитывается около 20 тысяч предметов, рассказывает директор музея Александр Рязанов.
На территории музея‑заповедника работает пять музеев. 7 июня открылось отреставрированное здание риги, в котором в конце августа будет открыт музей эмальерного искусства. А сейчас там действует выставка кукол, посвящённых пушкинским произведениям, — свыше 50 кукол. Любопытно, что весь дворцово‑парковый ансамбль сохранился, пусть не в очень хорошем состоянии.
Казалось бы, биография Пушкина изучена чуть ли не по часам. Но в ней есть масса загадок. Как проходило детство поэта до 1811 года, момента поступления в Царскосельский лицей, точно неизвестно. Но как рассказывать о детских годах Пушкина, если, как цитирует Юрия Лотмана Александр Рязанов, «детства у Пушкина не было»? Ведь до семи лет ребёнка тогда просто не принимали в расчёт, а с семилетнего возраста он автоматически становился маленьким взрослым.
Создатели музея пошли по пути, отличному от других пушкинских музеев. В Захарове ведётся рассказ о детских годах, а в Вязёмах через призму произведений Пушкина рассказывают о владельцах этой усадьбы, которые послужили прообразами героев Александра Сергеевича.
Род Голицыных, владевший усадьбой Вязёмы вплоть до революции 1917 года, и Пушкин объединены множеством связей и пересечений. В Вязёмы будущий поэт приходил на заутреню и обедню в единственную в округе церковь. Здесь за алтарной частью в 1807 году был похоронен его младший брат Николенька. Здесь Пушкин брал книги из огромной библиотеки князя Бориса Владимировича Голицына — в Захарове почти не было книг, а здесь имелось свыше 45 тысяч томов.
Московский генерал‑губернатор, герой войны 1812 года Дмитрий Владимирович Голицын вообще был добрым гением Александра Сергеевича. Он вызволил поэта из холерного карантина. Пушкин познакомился с Натальей Николаевной на балу у Голицына, а после свадьбы Дмитрий Владимирович пригласил их на генерал‑губернаторский бал и подарил молодой чете билет в губернаторскую ложу.
Одна из дочерей их сестры Софьи Владимировны Строгановой, урождённой Голицыной, Ольга была похищена своим женихом графом Ферзеном, а затем они тайно обвенчались. Существует версия, что история похищения графини Строгановой легла в основу сюжета повести Пушкина «Метель». Софья Строганова, посвятившая себя благотворительности, постоянно принимала у себя поэтов и писателей, полагают, что А. С. Пушкин также у неё бывал.
Мать Бориса и Дмитрия Наталья Петровна Голицына стала прототипом старой графини из «Пиковой дамы». 7 апреля 1834 года, вскоре после выхода повести в свет, Пушкин писал: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной, и кажется, не сердятся».
Современных гостей дворца встречает голографическая Наталья Петровна и рассказывает свою версию истории о трёх картах, а затем исчезает, оставляя после себя клубы голографического дыма.
В зале, рассказывающем о Наталье Петровне, стоит мемориальное кресло, принадлежавшее Наталье Николаевне Гончаровой. К нему прикасалась рука великого русского поэта. В бывшем Конном дворе сейчас два музея прообразов героев произведений Пушкина — Бориса Годунова и Бориса Голицына, воспитателя Петра I, которому в 1694 году будущий император подарил эту усадьбу. А рядом стоят избушка на курьих ножках и ступа, не оставляющие сомнений в том, что здесь веет дух Пушкина.
Если бы даже здесь не бывал Пушкин, всё равно Вязёмы достойно музея.
Храм Годуновых и Голицыных Первым известным владельцем Вязём был Борис Фёдорович Годунов. Годунов возвёл в Вязёмах большой дворец, а в 1596 – 1598 годах здесь был построен великолепный храм во имя Живоначальной Троицы, служивший домовой церковью.
В 1605 году в Вязёмы вслед за Лжедмитрием I прибыла Марина Мнишек согромной свитой. Поляки сожгли усадьбу, церковь была разграблена, на её стенах остались автографы захватчиков. В 1613 году после изгнания поляков усадьба становится царской, ав1694 году Пётр I подарил эту усадьбу своему воспитателю — видному политическому деятелю России Борису Алексеевичу Голицыну.
Голицын переосвящает вязёмскую церковь во имя Преображения Господня ивчесть посещения Петром этих мест на главном куполе храма помещает белокаменную резную корону диаметром два метра. В1950‑х годах корону сняли, до 1990‑х она находилась валтарной части храма, однако затем её разбили и вынесли во двор обломки. Сейчас корона восстановлена, её можно увидеть возле звонницы.
Ровесница церкви — звонница псковского типа, единственная подобная; другие — одна вселе Хорошево, вторая на Красной площади, рядом схрамом Василия Блаженного — не сохранились. Звонница, покрытая лемехом, двухярусная, оба яруса трёхпролетные.
Московская область. Фото Маргариты Зубаировой, 2024 г.
Печатается по: АхметьеваВ. Жили‑были... // Мир Музея. 2024. №6. С. 23 – 25.
См. также: Разговор в Вязёмах. Интервью Ларисы Плетниковой с Александром Рязановым // Мир Музея. 2024. №6. С. 20 – 22.