Статьи

Жили-были...

2024-08-30 11:53
Государственный историко‑литературный музей‑заповедник А.С. Пушкина — один из самых молодых музеев, посвящённых поэту.
Музей находится вблизи Можайского шоссе, в прошлом Старой Смоленской дороги, на берегу речки Вязёмки. Он был создан в 1987 году, а до того в Вязёмах пять лет действовал музей на общественных началах.

В годы советской власти в усадьбе Вязёмы находилось около десятка государственных учреждений — приют для беспризорных детей, санаторий ВЦИК, школа парашютистов, институт коневодства, Полиграфический институт, институт фитопатологии, Дом пионеров.

Сейчас музей располагается на территории двух подмосковных усадеб — сельца Захарова и больших Вязём. Первая экспозиция во дворце заработала в 1994 году, а первая полноценная экспозиция появилась к 200‑летию Пушкина в 1998 году. За годы работы музея удалось восстановить 12 зда­ний, скомплектовать фонд, сейчас в нём насчитывается около 20 тысяч предметов, рассказывает директор музея Александр Рязанов.

На территории музея‑заповедника работает пять музеев. 7 ­июня открылось отреставрированное здание риги, в котором в конце августа будет открыт музей эмальерного искусства. А сейчас там действует выставка кукол, посвящённых пушкинским произведениям, — свыше 50 кукол. Любопытно, что весь дворцово‑парковый ансамбль сохранился, пусть не в очень хорошем состоянии.

Казалось бы, биография Пушкина изучена чуть ли не по часам. Но в ней есть масса загадок. Как проходило детство поэта до 1811 года, момента поступления в Царскосельский лицей, точно неизвестно. Но как рассказывать о детских годах Пушкина, если, как цитирует Юрия Лотмана Александр Рязанов, «детства у Пушкина не было»? Ведь до семи лет ребёнка тогда просто не принимали в расчёт, а с семилетнего возраста он автоматически становился маленьким взрослым.

Создатели музея пошли по пути, отличному от других пушкинских музеев. В Захарове ведётся рассказ о детских годах, а в Вязёмах через призму произведений Пушкина рассказывают о владельцах этой усадьбы, которые послужили прообразами героев Александра Сергеевича.

Род Голицыных, владевший усадьбой Вязёмы вплоть до революции 1917 года, и Пушкин объединены множеством связей и пересечений. В Вязёмы будущий поэт приходил на заутреню и обедню в единственную в округе церковь. Здесь за алтарной частью в 1807 го­ду был похоронен его младший брат Николенька. Здесь Пушкин брал книги из огромной библиотеки князя Бориса Владимировича Голицына — в Захарове почти не было книг, а здесь имелось свыше 45 тысяч томов.

Московский генерал‑губернатор, герой войны 1812 года Дмитрий Владимирович Голицын вообще был добрым гением Александра Сергеевича. Он вызволил поэта из холерного карантина. Пушкин познакомился с Натальей Николаевной на балу у Голицына, а после свадьбы Дмитрий Владимирович пригласил их на генерал‑губернаторский бал и подарил молодой чете билет в губернаторскую ложу.

Одна из дочерей их сестры Софьи Владимировны Строгановой, урождённой Голицыной, Ольга была похищена своим женихом графом Ферзеном, а затем они тайно обвенчались. Существует версия, что история похищения графини Строгановой легла в основу сюжета повести Пушкина «Метель». Софья Строганова, посвятившая себя благотворительности, постоянно принимала у себя поэтов и писателей, полагают, что А. С. Пушкин также у неё бывал.

Мать Бориса и Дмитрия Наталья Петровна Голицына стала прототипом старой графини из «Пиковой дамы». 7 апреля 1834 года, вскоре после выхода повести в свет, Пушкин писал: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной, и кажется, не сердятся».

Современных гостей дворца встречает голографическая Наталья Петровна и рассказывает свою версию истории о трёх картах, а затем исчезает, оставляя после себя клубы голографического дыма.

В зале, рассказывающем о Наталье Петровне, стоит мемориальное кресло, принадлежавшее Наталье Николаевне Гончаровой. К нему прикасалась рука великого русского поэта. В бывшем Конном дворе сейчас два музея прообразов героев произведений Пушкина — Бориса Годунова и Бориса Голицына, воспитателя Петра I, которому в 1694 году будущий император подарил эту усадьбу. А рядом стоят избушка на курьих ножках и ступа, не оставляющие сомнений в том, что здесь веет дух Пушкина.

Если бы даже здесь не бывал Пушкин, всё равно Вязёмы достойно музея.
Храм Годуновых и Голицыных
Первым известным владельцем Вязём был Борис Фёдорович Годунов. Годунов возвёл в Вязёмах большой дворец, а в 1596 – 1598 годах здесь был построен великолепный храм во имя Живоначальной Троицы, служивший домовой церковью.

В 1605 году в Вязёмы вслед за Лжедмитрием I прибыла Марина Мнишек с огромной свитой. Поляки сожгли усадьбу, церковь была разграблена, на её стенах остались автографы захватчиков.
В 1613 году после изгнания поляков усадьба становится царской, а в 1694 году Пётр I подарил эту усадьбу своему воспитателю — видному политическому деятелю России Борису Алексеевичу Голицыну.

Голицын переосвящает вязёмскую церковь во имя Преображения Господня и в честь посещения Петром этих мест на главном куполе храма помещает белокаменную резную корону диаметром два метра. В 1950‑х годах корону сняли, до 1990‑х она находилась в алтарной части храма, однако затем её разбили и вынесли во двор обломки. Сейчас корона восстановлена, её можно увидеть возле звонницы.

Ровесница церкви — звонница псковского типа, единственная подобная; другие — одна в селе Хорошево, вторая на Красной площади, рядом с храмом Василия Блаженного — не сохранились. Звонница, покрытая лемехом, двухярусная, оба яруса трёх­пролетные.
Московская область. Фото Маргариты Зубаировой, 2024 г.
Печатается по: Ахметьева В. Жили‑были... // Мир Музея. 2024. №6. С. 23 – 25.
См. также:
Разговор в Вязёмах. Интервью Ларисы Плетниковой с Александром Рязановым // Мир Музея. 2024. №6. С. 20 – 22.

Ахметьева В., Преображенский К. У Пампуша на Твербуле... // Мир Музея. 2024. №6. С. 16 – 20.

Ахметьева В. Почём футболка с классиком? // Мир Музея. 2023. №4. С. 20 – 22.

Ахметьева В. Картинки из Докучаева переулка // Мир Музея. 2022. №8. С. 19 – 23.

Ахметьева В. Самиздат // Мир Музея. 2022. №12. С. 34 – 35.