Статьи

Забытые, но незабываемые

Много ли в нашей стране музеев, посвящённых поэтам XX века? Конечно: музеи Блока, Маяковского, Есенина, Ахматовой, переделкинские музеи или, скажем, музей‑квартира Ольги Берггольц... А есть ли в России музей Марии Сергеевны Петровых?
Мария Сергеевна Петровых (1908 – 1979), поэт и переводчик, считающаяся легендой среди истинных любителей высокой поэзии, среди прочего — адресата стихотворения Мандельштама «Мастерица виноватых взоров...»? Такой музей нашёлся.

Это небольшая экспозиция в ярославской библиотеке‑филиале № 15 имени М.С. Петровых, созданная энтузиастами (то есть не совсем музей). Он почти неизвестен, и большинство жителей Ярославля мало что знает о Марии Петровых, родившейся в Норском Посаде Ярославской губернии, ныне части Ярославля.

Впрочем, Петровых хотя бы посвящена библиотечная экспозиция. Ещё один великий поэт, Арсений Александрович Тарковский (1907 – 1989), лишён и этого. Лет 15 назад в Москве говорили о создании культурного центра «Дом Тарковских» в 1‑й Щипковском переулке, где среди прочего предусматривались мемориальная квартира Арсения Тарковского и площадка для проведения литературных вечеров памяти поэта, но уже 2019 году этот проект называли «Домом Андрея Тарковского» — и так и не открыли. То, что в библиотеке Дома‑музея Андрея Тарковского в Юрьевце «собраны книги с публикациями стихов отца Андрея Арсения Тарковского», картины не меняет.

Даже «Полторы комнаты» в Санкт‑Петербурге, связанный с именем Бродского, не вполне музей, скорее культурный центр с прекрасным книжным и кино­залом.

Можно предположить, что получилось это потому, что Петровых и Тарковский — поэты не вполне «советские». Однако похожая картина наблюдается с музеями многих поэтов, признанных советской властью. Например, в омской библиотеке имени Леонида Николаевича Мартынова (1905 – 1980) ведут персональную карто­те­ку «Жизнь и творчество Леонида Мартынова» и пресс‑досье о Леониде Мартынове «Капитан воздушных фрегатов». Но и это не музей, а будущее собранных документов довольно туманно.

Возможно, так вышло из‑за того, что имя Марии Петровых вряд ли что‑то говорит широкой публике — кто может сходу прочитать наизусть хотя бы одно её стихотворение? Но оказалось, что единственный в России мемориальный музей Агнии Львовны Барто (1901 – 1981), поэта, чьи произведения знают все, тоже находится в библиотеке — в Академическом районе Москвы, и вряд ли это очень популярное место. Да и музейного статуса у музея Барто, как и у музея Петровых, вероятно, тоже нет.

Некоторым поэтам XX века повезло — существуют их музеи. Однако почти всегда такие мемориальные институции появлялись по инициативе местных краеведов и любителей поэзии. Это, к примеру, музей Николая Рубцова в селе Никольском Вологодской области, который превратился в культурный центр, привлекающий любителей творчества поэта и проводящий ежегодный праздник «Рубцовский костер»; Дом‑музей Сергея Клычкова в Талдоме [1]; Мемориальный музей Михаила Исаковского в селе Всходы в Смоленской области, который появился в 1985 го­ду как Музей песни «Катюша»; Мемориальный музей Николая Асеева в Курской области, созданный по инициативе льговского краеведа С.А. Хухрина...

Другим поэтам повезло меньше. Скажем, обэриутам: музей ­ОБЭРИУ — это пока тот самый «музей, которого нет» [2]; правда, в Тарусе, кажется, вскоре наконец по­явит­ся музей Заболоцкого.

Совсем не повезло имажинистам. Сергей Есенин совершенно затмил соратников по объединению. Ни в одном городе нет музея Анатолия Борисовича Ма­риен­гофа (1897 – 1962); впрочем, в Пензе, где он начал писать стихи, его не забывают, но поэт постоянно оказывается в тени великих. Имя Вадима Габриэлевича Шершеневича (1893 – 1942) упоминается в Музее М. А. Булгакова как жильца квартиры № 20. Такой виртуальный рассказ засчитывается? И в Барнауле, где Шершеневич умер, можно найти только лабрадоритовый памятник на его могиле.

Совершенно забыт оказался ещё один знаменитый имажинист Александр Борисович Кусиков (1896 – 1977), не только друг Есенина и Мариенгофа, но и автор всенародно любимого романса «Бубенцы» (все, кто читал или смотрел «Двенадцать стульев», знают «Слышен звон бубенцов издалёка...»). Конечно, это случилось из‑за того, что Кусиков в 1922 году эмигрировал и его книги не издавались, но жители Армавира, где поэт родился и учился в гимназии, с изумлением обнаружили неизвестного автора только в 2019 году: сотрудники Центральной библиотеки создали сайт «Литературный Армавир» и включили в него своего земляка‑имажиниста. Какой уж тут музей!

Нет музея и у Марии Михайловны Шкапской (1891 – 1952), поэтессы и очеркистки, которую одинаково высоко ценили такие непохожие люди, как Горький и Флоренский. Стихи её, в советское время совершенно забытые, в последние годы возвращаются. О Шкапской пишут, её творчеству посвящают научные труды, но ни в Москве, ни в Пскове, с которым она была связана, мемориалу Шкапской не нашлось места.

Почти забыта сегодня ничевок и имажинистка Сусанна Мар (Сусанна Георгиевна Чалхушьян, 1900 – 1965), о которой Айседора Дункан говорила: «В Москве есть два красивых человека: Сергей Есенин и Сусанна Мар». С. Мар родилась в Ростове‑на‑Дону, однако там нет ничего, что напоминало бы о ней, кроме могильного камня на Армянском клад­бище.

Словом, множество поэтов забыто, хотя они достойны музея хотя бы за влияние, которое оказали на литературную ситуацию. Так, давно не работает музей‑квартира Демь­я­на Бедного на Рождественском бульваре в Москве. После закрытия там располагалась библиотека Государственного литературного музея, но сегодня на сайте Литературного музея ничего об этом не написано. Очевидно, музей тихо убрали как связанный с большевистским поэтом, лишив посетителей возможности получить сведения не только о самом «евангелисте Демьяне», но и о пролетарских авторах, — а ведь там могла быть интересная экспозиция.

Понятно, Москва и Санкт‑Петербург не резиновые, и не только в том смысле, в каком обычно употребляют это выражение, — невозможно создать по музею на каждого (хотя, конечно, очень жаль, что нет такого, хотя бы самого маленького, посвящённого Александру Сергеевичу Кочеткову (1900 – 1953), автору строк «С любимыми не расставайтесь...», которые тоже знают, без преувеличения, все). Но во многих других российских городах наверняка живут энтузиасты, которые начнут благородное дело организации таких мемориальных музеев — и поэты и их стихотворения будут жить, пока мы их ­помним.

[1] О музее Сергея Клычкова см.: Плетникова Л. Князь Мышкин русской поэзии // Мир Музея. 2022. №10. С. 33–34.

[2] См.: Случаи и вещи. Интервью с Алексеем Дмитренко // Мир Музея. 2022. №10. С. 8–13.

На фото: С.А. ­Есенин, А.Б. Ма­ри­ен­гоф, А.Б. Кусиков (справа налево). 1919. Фото с дарственной надписью Р. Ивневу: «Ивику — имажинистскую троицу. Анатолий Ма­риен­гоф. Лето 1919. Москва».
Печатается по: Валерия Ахметьева. Забытые, но незабываемые // Мир Музея. 2024. №7. С. 41–43.
См. также:
Валерия Ахметьева. Малая библиотека больших поэтов // Мир Музея. 2024. №3. С. 32 – 33.

«История забытых имён и забытых текстов — всегда история чьей‑то жизни». Беседа Валерии Ахметьевой с Дарьей Московской // Мир Музея. 2024. №2. С. 43–46.

Валерия Ахметьева. Путешествие в Страну Фантастики // Мир Музея. 2024. №1. С. 38–40.

Случаи и вещи. Беседа Валерии Ахметьевой с лексеем Дмитренко // Мир Музея. 2022. №10. С. 8–13.

Лариса Плетникова. Князь Мышкин русской поэзии // Мир Музея. 2022. №10. С. 33–34.