Эта книжная серия может поспорить по популярности только с «Жизнью замечательных людей». Действительно, целая библиотека — единственная отечественная книжная серия, имеющая второе и третье издание (Малая выходила даже четвёртым изданием).
«Библиотека поэта. Малая серия» — подцикл знаменитой книжной серии «Библиотека поэта». Появилась она в 1935 году, после успеха книг «Библиотеки поэта», начатой в мае 1933 года «Стихотворениями» Г. Державина.
Считается, что «Библиотека поэта» основана Максимом Горьким. Замысел серии был изложен в статье Горького «О Библиотеке поэта», опубликованной 6 декабря 1931 года одновременно в «Правде» и «Известиях». «„Библиотека поэта,“ — говорится в статье, — ставит целью своей познакомить молодежь с историей русской поэзии и дать начинающим поэтам материал для технической учёбы». [1] Соответственно, для публикации отбирались произведения поэтов, чья жизнь окончилась задолго до появления советского книгоиздания. (Известен лишь один случай, когда в серии вышел том стихотворений живого на момент издания поэта — им оказался М. Исаковский; впрочем, попасть в классики это ему не помогло.)
Однако члены редакционной коллегии (И. Груздев, Б. Пастернак, В. Саянов, А. Селивановский, Н. Тихонов, Ю. Тынянов) приняли решение публиковать прежде всего выверенные с научной точки зрения поэтические тексты поэтов XѴIII века, а не XIX, как было прокламировано Горьким во вступительной статье. Собрание стихотворений Дениса Давыдова (1933) и поэтов «Искры» не спасли ситуации: это не были поэты первого ряда, на творчестве которых и должны были, по мысли Максима Горького, осваивать стихотворную технику молодые поэты советской страны.
Разгневанный Горький решил передать «Библиотеку поэта» в любое другое издательство, прежде всего в издательство «Academia». Но выход был найден: члены редколлегии разделили «Библиотеки поэта» на две серии — Большую и Малую.
«История „Библиотеки поэта“ — выразительное подобие истории русской филологии (да и культуры) последних 70 лет, — писал литературовед Андрей Немзер. — Придуманная Тыняновым и благословлённая Горьким, серия была допустимым излишеством идеологической системы. В томах её первого — довоенного — издания гротескно уживались мощная историко‑литературная мысль и обязательный яд советчины». [2]
До войны серия довольно успешно развивалась: с каждым годом ширился список представленных поэтов, охватывались все новые и новые эпохи, национальные литературы, содружества и объединения поэтов, виды и жанры поэтического творчества. Первой книгой в серии стал «Русский фольклор. Эпическая поэзия» под общей редакцией М. Азадовского. За ним последовали сборники крестьянской лирики и силлабической поэзии XѴII – XѴIII веков, несколько выпусков стихотворений поэтов XѴIII, начатый томом Тредиаковского, затем составители перешли к XIX веку — и так, последовательно серия создавала для молодёжи картину великой русской поэзии, вовсе не ограничивавшейся современной читателю лирикой.
Первое издание Малой серии «Библиотеки поэта» (1935 – 1942) составило 62 тома русской лирики, к которым добавились три переводные книги — «Стихотворения» Тараса Шевченко (1939), сборник произведений А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили (1941) и «Стихотворения» Ивана Франко (1941).
Во время войны книги не выходили, в годы позднего сталинизма серия была по сути задавлена.
В оттепель синие томики Малой серии «Библиотеки» (впоследствии ставшие зелёными) становились для многих глотком свежего воздуха: «прорывные» книги модернистов (классиков XX века), тома Заболоцкого, Пастернака, Клюева, Волошина, Цветаевой, наконец Ахматовой...
Книги Большой серии представляли собой скорее научные издания, с полным и выверенным научным аппаратом, подробными сносками, предисловиями и комментариями. Они были адресованы специалистам‑филологам и литераторам.
Малая же серия была рассчитана на широкую аудиторию — тексты в поэтические тома были отобраны с тем расчётом, чтобы дать читателю возможность познакомиться с лучшими сочинениями, с «избранным из избранного». Книги были меньше по объёму, более дешевые, но и отбор имён в серию был более строгим. Если в Большой серии Бенедиктов, Хомяков или Веневитинов удостаивались отдельного тома, то в Малой они проходили как «второстепенные» и издавались «под одной обложкой с 18 другими».
Тексты печатались без «ранних редакций» и «вариантов», но качество текстологической и комментаторской работы оставалось очень высоким. Зачастую это обеспечивалось тем, что с произведениями данного автора в «большом» и «малом» формате работал один и тот же филолог.
Серия выходила в издательстве «Советский писатель», после распада СССР — в правопреемнике его ленинградского отделения под названием «Петербургский писатель». Затем у редколлегии серии появились с ним разногласия, и издание продолжил «Академический проект», под уточнённым названием «Новая библиотека поэта».
В 2000 году Малая серия возродилась после 10‑летнего перерыва. Сегодня «Новую библиотеку» выпускают издательства Пушкинского Дома и «Вита Нова».
Считается, что «Библиотека поэта» основана Максимом Горьким. Замысел серии был изложен в статье Горького «О Библиотеке поэта», опубликованной 6 декабря 1931 года одновременно в «Правде» и «Известиях». «„Библиотека поэта,“ — говорится в статье, — ставит целью своей познакомить молодежь с историей русской поэзии и дать начинающим поэтам материал для технической учёбы». [1] Соответственно, для публикации отбирались произведения поэтов, чья жизнь окончилась задолго до появления советского книгоиздания. (Известен лишь один случай, когда в серии вышел том стихотворений живого на момент издания поэта — им оказался М. Исаковский; впрочем, попасть в классики это ему не помогло.)
Однако члены редакционной коллегии (И. Груздев, Б. Пастернак, В. Саянов, А. Селивановский, Н. Тихонов, Ю. Тынянов) приняли решение публиковать прежде всего выверенные с научной точки зрения поэтические тексты поэтов XѴIII века, а не XIX, как было прокламировано Горьким во вступительной статье. Собрание стихотворений Дениса Давыдова (1933) и поэтов «Искры» не спасли ситуации: это не были поэты первого ряда, на творчестве которых и должны были, по мысли Максима Горького, осваивать стихотворную технику молодые поэты советской страны.
Разгневанный Горький решил передать «Библиотеку поэта» в любое другое издательство, прежде всего в издательство «Academia». Но выход был найден: члены редколлегии разделили «Библиотеки поэта» на две серии — Большую и Малую.
«История „Библиотеки поэта“ — выразительное подобие истории русской филологии (да и культуры) последних 70 лет, — писал литературовед Андрей Немзер. — Придуманная Тыняновым и благословлённая Горьким, серия была допустимым излишеством идеологической системы. В томах её первого — довоенного — издания гротескно уживались мощная историко‑литературная мысль и обязательный яд советчины». [2]
До войны серия довольно успешно развивалась: с каждым годом ширился список представленных поэтов, охватывались все новые и новые эпохи, национальные литературы, содружества и объединения поэтов, виды и жанры поэтического творчества. Первой книгой в серии стал «Русский фольклор. Эпическая поэзия» под общей редакцией М. Азадовского. За ним последовали сборники крестьянской лирики и силлабической поэзии XѴII – XѴIII веков, несколько выпусков стихотворений поэтов XѴIII, начатый томом Тредиаковского, затем составители перешли к XIX веку — и так, последовательно серия создавала для молодёжи картину великой русской поэзии, вовсе не ограничивавшейся современной читателю лирикой.
Первое издание Малой серии «Библиотеки поэта» (1935 – 1942) составило 62 тома русской лирики, к которым добавились три переводные книги — «Стихотворения» Тараса Шевченко (1939), сборник произведений А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили (1941) и «Стихотворения» Ивана Франко (1941).
Во время войны книги не выходили, в годы позднего сталинизма серия была по сути задавлена.
В оттепель синие томики Малой серии «Библиотеки» (впоследствии ставшие зелёными) становились для многих глотком свежего воздуха: «прорывные» книги модернистов (классиков XX века), тома Заболоцкого, Пастернака, Клюева, Волошина, Цветаевой, наконец Ахматовой...
Книги Большой серии представляли собой скорее научные издания, с полным и выверенным научным аппаратом, подробными сносками, предисловиями и комментариями. Они были адресованы специалистам‑филологам и литераторам.
Малая же серия была рассчитана на широкую аудиторию — тексты в поэтические тома были отобраны с тем расчётом, чтобы дать читателю возможность познакомиться с лучшими сочинениями, с «избранным из избранного». Книги были меньше по объёму, более дешевые, но и отбор имён в серию был более строгим. Если в Большой серии Бенедиктов, Хомяков или Веневитинов удостаивались отдельного тома, то в Малой они проходили как «второстепенные» и издавались «под одной обложкой с 18 другими».
Тексты печатались без «ранних редакций» и «вариантов», но качество текстологической и комментаторской работы оставалось очень высоким. Зачастую это обеспечивалось тем, что с произведениями данного автора в «большом» и «малом» формате работал один и тот же филолог.
Серия выходила в издательстве «Советский писатель», после распада СССР — в правопреемнике его ленинградского отделения под названием «Петербургский писатель». Затем у редколлегии серии появились с ним разногласия, и издание продолжил «Академический проект», под уточнённым названием «Новая библиотека поэта».
В 2000 году Малая серия возродилась после 10‑летнего перерыва. Сегодня «Новую библиотеку» выпускают издательства Пушкинского Дома и «Вита Нова».
Печатается по: Валерия Ахметьева. Малая библиотека больших поэтов // Мир Музея. 2024. №3. С. 32 – 33.
[1] Горький М. Собрание сочинений. В 30 тт. М.: ГИХЛ, 1949 – 1955. Т.26. С.176.
[2] Немзер А. Долги и авансы. Новые поступления в Библиотеку поэта // Ruthenia.ru. Метод доступа: <https://www.ruthenia.ru/nemzer/biblioteka_poeta.html>.
[1] Горький М. Собрание сочинений. В 30 тт. М.: ГИХЛ, 1949 – 1955. Т.26. С.176.
[2] Немзер А. Долги и авансы. Новые поступления в Библиотеку поэта // Ruthenia.ru. Метод доступа: <https://www.ruthenia.ru/nemzer/biblioteka_poeta.html>.
См. также:
«История забытых имён и забытых текстов — всегда история чьей‑то жизни». Беседа Валерии Ахметьевой с Дарьей Московской // Мир Музея. 2024. №2. С. 43 – 46.
Валерия Ахметьева. Путешествие в Страну Фантастики // Мир Музея. 2024. №1. С. 38–40.
«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25–27.
«История забытых имён и забытых текстов — всегда история чьей‑то жизни». Беседа Валерии Ахметьевой с Дарьей Московской // Мир Музея. 2024. №2. С. 43 – 46.
Валерия Ахметьева. Путешествие в Страну Фантастики // Мир Музея. 2024. №1. С. 38–40.
«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с Александром Лифшицем // Мир Музея. 2023. №10. С. 25–27.
Ксения Сергазина. Григорий Распутин-Новый // Мир Музея. 2023. №11. С. 38–41.
Узнавание отца. Публикация Максима Гуреева // Мир Музея. 2023. №11. С. 20–21.
Валерия Ахметьева. Жизнь замечательных африканцев // Мир Музея. 2023. №6. С. 30–31.
Ксения Сергазина. Морской чёрт, найденный в Коктебеле // Мир Музея. 2023. №3. С. 30–33.
Узнавание отца. Публикация Максима Гуреева // Мир Музея. 2023. №11. С. 20–21.
Валерия Ахметьева. Жизнь замечательных африканцев // Мир Музея. 2023. №6. С. 30–31.
Ксения Сергазина. Морской чёрт, найденный в Коктебеле // Мир Музея. 2023. №3. С. 30–33.