Об истории и коллекциях Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова рассказывает Светлана Игнатенко, заместитель директора по научной работе, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени М.В. Нестерова. Беседовала Ксения Сергазина.
Светлана Владиславовна, в чём для вас специфика Башкирии как региона?
Светлана Игнатенко: Башкирия — моя родина, и этим всё сказано. Это красивейшая республика, сердце Урала.
Ещё в начале ХХ века выдающийся художник, уроженец Уфы Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942) писал о башкирском крае: «Дивная природа Урала восхитила меня, сколько в ней чего‑то близкого моей великорусской душе! Неисчерпаемый источник этот Урал для русских пейзажистов». Поэтому вслед за Нестеровым воскликну: «Хорош Божий мир! Хороша моя Родина!» Лучше о Башкирии, кажется, и не скажешь.
Что, на ваш взгляд, можно считать брендами Башкирии и Уфы?
Светлана Игнатенко: Поскольку вся моя жизнь связана с Нестеровский музеем, в котором я работаю уже 45 лет, главные бренды Уфы и Башкирии для меня, конечно, музеи. Они, в свою очередь, связаны с выдающимися именами Нестерова, Аксакова, Шаляпина, Бурлюка...
В нашем музее хранится коллекция живописи и графики «отца российского футуризма» Давида Давидовича Бурлюка (1882 – 1967). Это 40 произведений: портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции, датированные в основном 1915 – 1918 годами, то есть временем пребывания художника в Башкирии. Один экспонат сибирского периода, три — американского, причём один из них подарен в 2016 году музею выдающимся музыкантом и тоже уроженцем Уфы Владимиром Теодоровичем Спиваковым. По количественному составу и качественному уровню коллекция произведений Бурлюка в собрании Нестеровского музея самая крупная в России. А если прибавить к ней 13 полотен, принадлежащих Национальному музею Республики Башкортостан, то в уфимской коллекции Бурлюка — 53 произведения. Ещё один уникальный факт! Разве не брендовый?
Имя выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791 – 1859), родившегося в Уфе и в детстве жившего в Башкирии, которому Нестеров посвятил пейзаж «Родина Аксакова», экспонирующийся в Нестеровском музее, увековечено в двух музеях. Это Мемориальный дом‑музей С.Т. Аксакова в Уфе и Музей семьи Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района Башкортостана.
Мемориальный дом‑музей С.Т. Аксакова, расположенный, как и Нестеровский музей, в исторической части Уфы, связан, в свою очередь, с двумя старейшими парками — Садом имени С.Т. Аксакова, на территории которого стоял дом, в котором будущий писатель родился, и Садом Салавата Юлаева. От Сада Салавата Юлаева начинается Софьюшкина аллея. Её название связано с Софьей Александровной Аксаковой (урождённой Шишковой; 1829 – 1883), супругой первого уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова (1820 – 1891). А если подняться ещё выше, то мы увидим первую в Уфе и Башкортостане соборную мечеть, построенную в 1830 году, Дом губернатора, где городским головой служил дед М.В. Нестерова, и Мемориальный дом‑музей А.Э. Тюлькина. Основоположник башкирской школы живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник БАССР и к тому же друг Бурлюка, учившийся, как и Бурлюк, в Казанской художественной школе, Александр Эрастович Тюлькин (1888 – 1980) жил в этом доме до самой кончины. С 1994 года его дом — филиал Нестеровского музея.
Что же касается Фёдора Ивановича Шаляпина (1873 – 1938), с которым Нестерова связывали долгие годы дружбы (но познакомились они не в Уфе), то в 1890 – 1891 годах он жил и выступал в Уфе. В 1891 году в здании Дворянского собрания, расположенного рядом су садьбой Нестеровых на улице Центральной (ныне — Ленина), дал свой первый сольный концерт. А сегодня его имя увековечено в только что открывшемся в Уфе, в бывшем западном доме усадьбы купцов Соловьёвых, Музее музыки имени Ф.И. Шаляпина.
Эти музеи и связанные с ними имена и есть для меня самые брендовые, самые любимые.
Как музей готовится отметить юбилей города?
Светлана Игнатенко: За свою почти 105-летнюю историю Нестеровский музей стал организатором сотен крупных выставочных проектов и принял участие в масштабных выставочных проектах в России и за рубежом. Перечислить их все невозможно.
Что же касается выставочных проектов, посвящённых юбилею Уфы, то их три. Это выставочный проект «Истоки народной культуры. Орнаменты, образы, символы в искусстве народов Башкортостана и Чеченской Республики», организованный под эгидой Министерства культуры России, выставка произведений художников России и Башкортостана из собрания музея «Дыхание степи и гор» и выставка «От академизма к импрессионизму. Пейзаж и портрет из собрания Государственной Третьяковской галереи».
Хочется верить, что эти проекты доставят жителям и гостям Уфы и республики истинную радость и войдут в историю.
Уфа.
Светлана Игнатенко: Башкирия — моя родина, и этим всё сказано. Это красивейшая республика, сердце Урала.
Ещё в начале ХХ века выдающийся художник, уроженец Уфы Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942) писал о башкирском крае: «Дивная природа Урала восхитила меня, сколько в ней чего‑то близкого моей великорусской душе! Неисчерпаемый источник этот Урал для русских пейзажистов». Поэтому вслед за Нестеровым воскликну: «Хорош Божий мир! Хороша моя Родина!» Лучше о Башкирии, кажется, и не скажешь.
Что, на ваш взгляд, можно считать брендами Башкирии и Уфы?
Светлана Игнатенко: Поскольку вся моя жизнь связана с Нестеровский музеем, в котором я работаю уже 45 лет, главные бренды Уфы и Башкирии для меня, конечно, музеи. Они, в свою очередь, связаны с выдающимися именами Нестерова, Аксакова, Шаляпина, Бурлюка...
В нашем музее хранится коллекция живописи и графики «отца российского футуризма» Давида Давидовича Бурлюка (1882 – 1967). Это 40 произведений: портреты, пейзажи, натюрморты, кубофутуристические композиции, датированные в основном 1915 – 1918 годами, то есть временем пребывания художника в Башкирии. Один экспонат сибирского периода, три — американского, причём один из них подарен в 2016 году музею выдающимся музыкантом и тоже уроженцем Уфы Владимиром Теодоровичем Спиваковым. По количественному составу и качественному уровню коллекция произведений Бурлюка в собрании Нестеровского музея самая крупная в России. А если прибавить к ней 13 полотен, принадлежащих Национальному музею Республики Башкортостан, то в уфимской коллекции Бурлюка — 53 произведения. Ещё один уникальный факт! Разве не брендовый?
Имя выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791 – 1859), родившегося в Уфе и в детстве жившего в Башкирии, которому Нестеров посвятил пейзаж «Родина Аксакова», экспонирующийся в Нестеровском музее, увековечено в двух музеях. Это Мемориальный дом‑музей С.Т. Аксакова в Уфе и Музей семьи Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района Башкортостана.
Мемориальный дом‑музей С.Т. Аксакова, расположенный, как и Нестеровский музей, в исторической части Уфы, связан, в свою очередь, с двумя старейшими парками — Садом имени С.Т. Аксакова, на территории которого стоял дом, в котором будущий писатель родился, и Садом Салавата Юлаева. От Сада Салавата Юлаева начинается Софьюшкина аллея. Её название связано с Софьей Александровной Аксаковой (урождённой Шишковой; 1829 – 1883), супругой первого уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова (1820 – 1891). А если подняться ещё выше, то мы увидим первую в Уфе и Башкортостане соборную мечеть, построенную в 1830 году, Дом губернатора, где городским головой служил дед М.В. Нестерова, и Мемориальный дом‑музей А.Э. Тюлькина. Основоположник башкирской школы живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник БАССР и к тому же друг Бурлюка, учившийся, как и Бурлюк, в Казанской художественной школе, Александр Эрастович Тюлькин (1888 – 1980) жил в этом доме до самой кончины. С 1994 года его дом — филиал Нестеровского музея.
Что же касается Фёдора Ивановича Шаляпина (1873 – 1938), с которым Нестерова связывали долгие годы дружбы (но познакомились они не в Уфе), то в 1890 – 1891 годах он жил и выступал в Уфе. В 1891 году в здании Дворянского собрания, расположенного рядом су садьбой Нестеровых на улице Центральной (ныне — Ленина), дал свой первый сольный концерт. А сегодня его имя увековечено в только что открывшемся в Уфе, в бывшем западном доме усадьбы купцов Соловьёвых, Музее музыки имени Ф.И. Шаляпина.
Эти музеи и связанные с ними имена и есть для меня самые брендовые, самые любимые.
Как музей готовится отметить юбилей города?
Светлана Игнатенко: За свою почти 105-летнюю историю Нестеровский музей стал организатором сотен крупных выставочных проектов и принял участие в масштабных выставочных проектах в России и за рубежом. Перечислить их все невозможно.
Что же касается выставочных проектов, посвящённых юбилею Уфы, то их три. Это выставочный проект «Истоки народной культуры. Орнаменты, образы, символы в искусстве народов Башкортостана и Чеченской Республики», организованный под эгидой Министерства культуры России, выставка произведений художников России и Башкортостана из собрания музея «Дыхание степи и гор» и выставка «От академизма к импрессионизму. Пейзаж и портрет из собрания Государственной Третьяковской галереи».
Хочется верить, что эти проекты доставят жителям и гостям Уфы и республики истинную радость и войдут в историю.
Уфа.
Историческая справка
В 1913 году, желая «содействовать художественному образованию своих земляков», М. В. Нестеров, тогда уже академик живописи, в будущем заслуженный деятель искусств РСФСР, подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века — 102 произведения! В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника. Но коллекция прибыла в Уфу только 19 октября 1919 года — после освобождения города от Колчака. Её доставил другой выдающийся уфимец — друг Нестерова, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, известный московский архитектор Илья Евграфович Бондаренко (1870 – 1947). Он и стал первым директором музея. 23 октября 1919 года, то есть через четыре дня (!), было издано постановление Уфимского губернского ревкома об учреждении в Уфе художественного музея. А 5 января 1920 года, то есть уже через два месяца, музей был открыт.
Благодаря стараниям Бондаренко музей разместился в особняке купца‑лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева (1845 – 1919), построенном в 1913 году в стиле модерн по проекту городского архитектора Самары Александра Александровича Щербачёва (1858 – 1912). До 2014 года, времени постройки на территории музея ещё одного здания, особняк вместе с территорией сада, деревьями и другими постройками представлял собой образец русской усадьбы начала ХХ века. Его экстерьер и интерьер пронизаны свойственным архитектурному таланту Щербачёва стилевым единством. Торжественные плоскости высоких окон, фризовый пояс по всему периметру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными корабликообразными навершиями, изысканные плафоны потолков, декорированные античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками, изящные пилястры с каннелюрами и полуколонки со сложными капителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков‑путти, венчающий дверной проём второго зала...
Особую ценность нестеровского дара составили 30 произведений самого дарителя: портреты, пейзажи, жанровые композиции. А сегодня коллекция произведений Нестерова в собрании музея насчитывает 109 экспонатов и большой мемориальный раздел. Её хронологические рамки — в основном 1878 – 1919 годы, то есть период формирования и последовательной реализации нравственно‑эстетической программы художника, суть которой — в возрождении человеческой души в условиях «пустынножития» (то есть наедине с природой, в гармонии с нею) и в поисках русского духовного Идеала.
В знак заслуг Нестерова в деле основания музея и формирования его собрания музей с 1954 года носит его имя.
В 1913 году, желая «содействовать художественному образованию своих земляков», М. В. Нестеров, тогда уже академик живописи, в будущем заслуженный деятель искусств РСФСР, подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века — 102 произведения! В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника. Но коллекция прибыла в Уфу только 19 октября 1919 года — после освобождения города от Колчака. Её доставил другой выдающийся уфимец — друг Нестерова, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, известный московский архитектор Илья Евграфович Бондаренко (1870 – 1947). Он и стал первым директором музея. 23 октября 1919 года, то есть через четыре дня (!), было издано постановление Уфимского губернского ревкома об учреждении в Уфе художественного музея. А 5 января 1920 года, то есть уже через два месяца, музей был открыт.
Благодаря стараниям Бондаренко музей разместился в особняке купца‑лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева (1845 – 1919), построенном в 1913 году в стиле модерн по проекту городского архитектора Самары Александра Александровича Щербачёва (1858 – 1912). До 2014 года, времени постройки на территории музея ещё одного здания, особняк вместе с территорией сада, деревьями и другими постройками представлял собой образец русской усадьбы начала ХХ века. Его экстерьер и интерьер пронизаны свойственным архитектурному таланту Щербачёва стилевым единством. Торжественные плоскости высоких окон, фризовый пояс по всему периметру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными корабликообразными навершиями, изысканные плафоны потолков, декорированные античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками, изящные пилястры с каннелюрами и полуколонки со сложными капителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков‑путти, венчающий дверной проём второго зала...
Особую ценность нестеровского дара составили 30 произведений самого дарителя: портреты, пейзажи, жанровые композиции. А сегодня коллекция произведений Нестерова в собрании музея насчитывает 109 экспонатов и большой мемориальный раздел. Её хронологические рамки — в основном 1878 – 1919 годы, то есть период формирования и последовательной реализации нравственно‑эстетической программы художника, суть которой — в возрождении человеческой души в условиях «пустынножития» (то есть наедине с природой, в гармонии с нею) и в поисках русского духовного Идеала.
В знак заслуг Нестерова в деле основания музея и формирования его собрания музей с 1954 года носит его имя.
Детство в Уфе
Моё детство прошло в доме моего деда Мубарака Зиганшевича Назырова (1906 – 1973), на улице Чернышевского, в центре Уфы.
Дед был первым комиссаром 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии, другом командира дивизии Минигали Мингазовича Шаймуратова, а после войны — начальником Управления по делам культурно‑просветительных учреждений Совета Министров БАССР и заместителем председателя Башкирского филиала Академии наук СССР.
Детство было счастливым. Большой дом, книги, картины, фортепиано, на котором играл дед, а потом и я, сад с вековыми липами и цветами. И гости — музыканты, писатели, учёные. И две образованнейшие бабушки. И такие же образованнейшие родители.
И музей мне, пятилетней девочке, впервые показал дед, пожелав, чтобы я работала именно в нём. Поэтому я в музее давно — с отрочества, с музейного кружка.
На илл.: М.В. Нестеров. Голова молящегося юноши. 1891. Холст на картоне, масло. 44,4 × 36,7. Этюд к картине «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892–1897, ГТГ).
На главной странице: М.В. Нестеров. Родина Аксакова. 1914. Холст, масло. 121 × 179.
Моё детство прошло в доме моего деда Мубарака Зиганшевича Назырова (1906 – 1973), на улице Чернышевского, в центре Уфы.
Дед был первым комиссаром 112‑й Башкирской кавалерийской дивизии, другом командира дивизии Минигали Мингазовича Шаймуратова, а после войны — начальником Управления по делам культурно‑просветительных учреждений Совета Министров БАССР и заместителем председателя Башкирского филиала Академии наук СССР.
Детство было счастливым. Большой дом, книги, картины, фортепиано, на котором играл дед, а потом и я, сад с вековыми липами и цветами. И гости — музыканты, писатели, учёные. И две образованнейшие бабушки. И такие же образованнейшие родители.
И музей мне, пятилетней девочке, впервые показал дед, пожелав, чтобы я работала именно в нём. Поэтому я в музее давно — с отрочества, с музейного кружка.
На илл.: М.В. Нестеров. Голова молящегося юноши. 1891. Холст на картоне, масло. 44,4 × 36,7. Этюд к картине «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892–1897, ГТГ).
На главной странице: М.В. Нестеров. Родина Аксакова. 1914. Холст, масло. 121 × 179.
Печатается по: «Вся моя жизнь связана с Нестеровским музеем». Беседа Ксении Сергазиной со Светланой Игнатенко // Мир Музея. 2024. №8. С. 18–20.
См. также:
«Я свободен в выборе своей жизни». Беседа Ксении Сергазиной с Владимиром Савичевым // Мир Музея. 2024. №2. С. 16–17.
Гуреев М. Тайная жизнь дома Серёжи Аксакова // Мир Музея. 2024. №8. С. 26–27.
Гуреев М. Ария московского гостя, или Уфимский текст // Мир Музея. 2024. №8. С. 2–5.
Сергазина К. Старый город // Мир Музея. 2024. №8. С. 28–29.
Ковалёв А. Детство в Черниковке // Мир Музея. 2024. №8. С. 17.
Морозов В.Ю. «Всё продай — купи курай!» // Мир Музея. 2024. №8. С.29.
«Я свободен в выборе своей жизни». Беседа Ксении Сергазиной с Владимиром Савичевым // Мир Музея. 2024. №2. С. 16–17.
Гуреев М. Тайная жизнь дома Серёжи Аксакова // Мир Музея. 2024. №8. С. 26–27.
Гуреев М. Ария московского гостя, или Уфимский текст // Мир Музея. 2024. №8. С. 2–5.
Сергазина К. Старый город // Мир Музея. 2024. №8. С. 28–29.
Ковалёв А. Детство в Черниковке // Мир Музея. 2024. №8. С. 17.
Морозов В.Ю. «Всё продай — купи курай!» // Мир Музея. 2024. №8. С.29.