Говоря о графике, можно вспомнить и школьные уроки черчения. Многие педагоги уверены, что и сегодня рисование и черчение так же важны для гармоничного развития личности, как и 100 лет назад. Именно поэтому мы и решили опубликовать ходатайство столетней давности — о сохранении в гимназиях уроков рисования, черчения, чистописания и лепки.
Подготовила Полина Форминская (Трифонова)
Подготовила Полина Форминская (Трифонова)
Ходатайство о необходимости введения в курс средней школы в достаточном количестве уроков по рисованию, черчению и чистописанию. [1]
Состоящее под августейшим покровительством её императорского величества великой княгини Марии Павловны Общество преподавателей графических искусств в Москве имеет честь обратиться к вашему сиятельству с почтительнейшим ходатайством.
Имея сведения, что в работающей под председательством его превосходства господина товарища министра народного просвещения В.Т. Шевякова Комиссии по реформе средних учебных заведений на графические искусства в будущей реформированной школе отводится недостаточное количество уроков, а такие предметы, как например, чистописание, вовсе исключаются из школьной программы за недостатком времени, Общество преподавателей графических искусств, на основании §§ 1 и 2 Устава Общества, считает своим долгом представить на благоусмотрение вашего сиятельства следующие соображения по поводу положения графических искусств в средней школе.
Значение общепризнанной важности обучения рисованию, как в воспитательном, так и в образовательном отношении, всегда и неизменно признавалось Министерством народного просвещения. Ещё в 1832 году в Положении об учителях рисования и черчения в гимназиях и уездных училищах, в первой статье говорилось, что «рисование более или менее полезно для всех состояний и сословий, потому что оно способствует развитию понятий об изящном, образованию вкуса и усовершенствованию искусства» и что поэтому «на обучение сему искусству полежит обращать особенное внимание».
Выразив в таком виде свой взгляд на цели и задачи обучения рисованию в средней и низшей школе, Министерство народного просвещения и до сих пор не изменило своего взгляда на этот предмет, что усматривается из его же последующих забот о возможно правильной постановке изучения предмета в учебных заведениях империи.
Хотя в преобразованных в 1871 году гимназиях рисование и черчение не были введены в круг обязательных занятий, но, тем не менее, министерским циркуляром предложено «обратить особенное внимание ближайшего начальства гимназий и прогимназий на важность сих предметов как для общего образования вообще, так и для достижения целей, предназначенных гимназиям».
В опубликованном от 15 января 1889 года циркуляре министерство выражало убеждение, что художественное образование не только развивает изящный вкус у учащейся молодёжи, но, вместе с тем, ограждает её от вредных влияний в нравственном отношении. В это же самое время Министерство народного просвещения находило возможным отвести в курсе реальных училищ на занятия рисованием, исключая черчение, 24 часа в неделю (16 полуторачасовых уроков).
В 1890 году распоряжением Министерства народного просвещения рисование введено в качестве обязательного предмета в мужские гимназии и в представлении г‑на министра народного просвещения в Государственный Совет, между прочим, было сказано: «Обязательное введение уроков рисования вполне оправдывается, с одной стороны, образовательным значением этого искусства, развивающего наблюдательность, а с другой — необходимостью вооружить учащихся таким практическим умением, которое весьма важно для них как при прохождении гимназического курса, так и при дальнейших занятиях в высших учебных заведениях».
В протекшие с указанного выше времени годы рост культурного и промышленного преуспевания России возрос в высокой степени и освобождение от иноземной зависимости настоятельно требует теперь хорошо подготовленных работников, как в научном, так и в художественном отношениях.
В наше время жизнь человека, получившего общее среднее образование в университете и специальных училищах или выходящего на практическую деятельность в качестве хозяина, начальника, мастера, учителя, связана с народною массою, связана с интересами государства; человек является потребителем; для него работают искусства, промышленность, так же, как и для массы, и скорее он служит — или, по крайней мере, должен служить — передаточным пунктом, то распространяя, то развивая и содействуя распространению и развитию искусства в массе. Поддержание же в обществе и государстве верной идеи искусства есть необходимая забота.
Чем выше предмет потребления в отношении красоты и чем больше в нём искусства, тем сильнее и благотворнее он действует на потребителя, но и тем выше и культурнее становится производитель. Тем большим счастьем он обладает. Эти прекрасные отношения между потребителем и производителем требуют совершенствования того и другого, и совершенствования не одностороннего. Вот почему рисование, которое кладёт начала воспитания сознательных зрительных и художественных впечатлений, играющих в жизни большую роль, увеличивая для человека прекрасное и благородное наслаждение видимою природою, творческих проявлений пластических искусств, как чистых, так и художественно‑декоративных, нисходящих до самых обыденных окружающих нас и необходимых нам вещей, — рисование и должно делать свою специальную работу возбуждения и воспитания зрительных впечатлений и художественных чувств, работу, какую ни один другой предмет выполнить не может.
На основании всего этого Общество преподавателей графических искусств и позволяет себе просить ваше сиятельство, чтобы при пересмотре учебных программ в реформируемой школе на обучение рисованию, как в реальных училищах, так в мужских и женских гимназиях, отведено было не менее двух часовых уроков в неделю в каждом классе и чтобы рисование было проведено через весь курс средней школы как обязательный предмет. Оставление уроков рисования обязательными только в трёх младших классах и введение рисования в вид факультативного предмета в среднем и старшем отделениях школы следует считать нерациональным и рассчитывать на необязательные занятия после III класса значит сходить с точки зрения общей полезности и важности предмета и подвергать самый предмет случайностям.
Было бы также желательным введение лепки в курс средней школы ввиду того, что это искусство имеет большое образовательное и воспитательное значение. Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания, а главное, посредством лепки ученик получает верное реальное представление о предметах, как они действительно существуют в природе, а не так, как они кажутся в перспективе.
Преподавание лепки должно вестись самостоятельно и ни в каком случае не за счёт уроков рисования. Общество преподавателей графических искусств имеет честь ходатайствовать также и о введении в курс средней школы уроков черчения. Занятия этим предметом относятся также к области графической грамотности, представляющей собою необходимое средство для сношения между техниками самых разнообразных специальностей и нередко являющейся необходимою также при научных исследованиях.
В настоящее время, когда техника получила широкое развитие, когда она благодаря научным основам, от которых она исходит, со всех сторон окружила человека своими услугами, объекту этих услуг представляется нередко необходимость в более близком рассмотрении таковых, а для этого ему приходится прибегать к чтению письмён техники, которые весьма часто начертаны при помощи чертежа.
Считая черчение предметом общеобразовательным, необходимо ввести этот предмет и в курс гимназий, откуда также многие из окончивших курс поступают в высшие технические школы. Признавая за черчением право на самостоятельное существование в учебных планах средней общеобразовательной школы, Общество преподавателей графических искусств позволяет себе выразить желание, чтобы преподавание черчения обставлено было всеми необходимыми средствами для достижения надлежащих результатов обучения.
Относительно введения обязательных уроков чистописания в курс средней школы позволительно будет высказать следующие соображения.
Постоянно и везде одинаково признавалось, что преподавание чистописания, помимо утилитарной стороны предмета, имеет очень заметное педагогическое значение и заключает в себе стороны, имеющие воспитательное влияние при развитии учащегося.
Понимание учениками правильности, симметрии, развитие изящного вкуса, приобретение привычек к аккуратности, внимательности, чистоте и наблюдательности — всё это входит в круг деятельности каждого учителя чистописания, и всё это, полученное на школьной скамье без сомнения, влияет на внешнюю порядочность ученика, а по выходе его из школы оказывает, конечно, на него самое благодетельное действие.
Хороший почерк необходим для ученика как во время пребывания его в учебном заведении, так и за порогом школы, ибо весьма часто многие путём переписки и ведения канцелярских дел добывают себе средства к существованию.
Кроме специальных требований, клонящихся к выработке хорошего почерка, на долю учителя чистописания выпадает также наблюдение за правильностью положения учащихся при письме, заботы о гигиенической стороне дела. Надежды на то, что за рациональной посадкой учащихся при занятиях письмом и за выполнением ими требований правильного и изящного почерка будут одинаково следить все преподаватели школы, надо считать неосуществимыми, так как трудно ожидать от преподавателей так называемых «научных» предметов, чтобы они взялись за обучение тому, что они сами недостаточно знают.
По мнению Общества преподавателей графических искусств весьма желательны и необходимы в курсе средней школы особые уроки чистописания, ведомые учителем‑специалистом, причём уроков надлежит иметь не менее шести на весь школьный курс. В зависимости от числа уроков, которое будет отведено на графические искусства в средней школе, можно будет составить и соответственные программы преподавания рисования, черчения и чистописания.
Составление программ и планов преподавания без выяснившегося пока количества учебных часов, отводимых в школе на те или другие учебные предметы, Общество преподавателей графических искусств считает для себя преждевременным.
[1] Публикуется по: Известия общества преподавателей графических искусств. 1915. №6. С. 5 – 9.
Состоящее под августейшим покровительством её императорского величества великой княгини Марии Павловны Общество преподавателей графических искусств в Москве имеет честь обратиться к вашему сиятельству с почтительнейшим ходатайством.
Имея сведения, что в работающей под председательством его превосходства господина товарища министра народного просвещения В.Т. Шевякова Комиссии по реформе средних учебных заведений на графические искусства в будущей реформированной школе отводится недостаточное количество уроков, а такие предметы, как например, чистописание, вовсе исключаются из школьной программы за недостатком времени, Общество преподавателей графических искусств, на основании §§ 1 и 2 Устава Общества, считает своим долгом представить на благоусмотрение вашего сиятельства следующие соображения по поводу положения графических искусств в средней школе.
Значение общепризнанной важности обучения рисованию, как в воспитательном, так и в образовательном отношении, всегда и неизменно признавалось Министерством народного просвещения. Ещё в 1832 году в Положении об учителях рисования и черчения в гимназиях и уездных училищах, в первой статье говорилось, что «рисование более или менее полезно для всех состояний и сословий, потому что оно способствует развитию понятий об изящном, образованию вкуса и усовершенствованию искусства» и что поэтому «на обучение сему искусству полежит обращать особенное внимание».
Выразив в таком виде свой взгляд на цели и задачи обучения рисованию в средней и низшей школе, Министерство народного просвещения и до сих пор не изменило своего взгляда на этот предмет, что усматривается из его же последующих забот о возможно правильной постановке изучения предмета в учебных заведениях империи.
Хотя в преобразованных в 1871 году гимназиях рисование и черчение не были введены в круг обязательных занятий, но, тем не менее, министерским циркуляром предложено «обратить особенное внимание ближайшего начальства гимназий и прогимназий на важность сих предметов как для общего образования вообще, так и для достижения целей, предназначенных гимназиям».
В опубликованном от 15 января 1889 года циркуляре министерство выражало убеждение, что художественное образование не только развивает изящный вкус у учащейся молодёжи, но, вместе с тем, ограждает её от вредных влияний в нравственном отношении. В это же самое время Министерство народного просвещения находило возможным отвести в курсе реальных училищ на занятия рисованием, исключая черчение, 24 часа в неделю (16 полуторачасовых уроков).
В 1890 году распоряжением Министерства народного просвещения рисование введено в качестве обязательного предмета в мужские гимназии и в представлении г‑на министра народного просвещения в Государственный Совет, между прочим, было сказано: «Обязательное введение уроков рисования вполне оправдывается, с одной стороны, образовательным значением этого искусства, развивающего наблюдательность, а с другой — необходимостью вооружить учащихся таким практическим умением, которое весьма важно для них как при прохождении гимназического курса, так и при дальнейших занятиях в высших учебных заведениях».
В протекшие с указанного выше времени годы рост культурного и промышленного преуспевания России возрос в высокой степени и освобождение от иноземной зависимости настоятельно требует теперь хорошо подготовленных работников, как в научном, так и в художественном отношениях.
В наше время жизнь человека, получившего общее среднее образование в университете и специальных училищах или выходящего на практическую деятельность в качестве хозяина, начальника, мастера, учителя, связана с народною массою, связана с интересами государства; человек является потребителем; для него работают искусства, промышленность, так же, как и для массы, и скорее он служит — или, по крайней мере, должен служить — передаточным пунктом, то распространяя, то развивая и содействуя распространению и развитию искусства в массе. Поддержание же в обществе и государстве верной идеи искусства есть необходимая забота.
Чем выше предмет потребления в отношении красоты и чем больше в нём искусства, тем сильнее и благотворнее он действует на потребителя, но и тем выше и культурнее становится производитель. Тем большим счастьем он обладает. Эти прекрасные отношения между потребителем и производителем требуют совершенствования того и другого, и совершенствования не одностороннего. Вот почему рисование, которое кладёт начала воспитания сознательных зрительных и художественных впечатлений, играющих в жизни большую роль, увеличивая для человека прекрасное и благородное наслаждение видимою природою, творческих проявлений пластических искусств, как чистых, так и художественно‑декоративных, нисходящих до самых обыденных окружающих нас и необходимых нам вещей, — рисование и должно делать свою специальную работу возбуждения и воспитания зрительных впечатлений и художественных чувств, работу, какую ни один другой предмет выполнить не может.
На основании всего этого Общество преподавателей графических искусств и позволяет себе просить ваше сиятельство, чтобы при пересмотре учебных программ в реформируемой школе на обучение рисованию, как в реальных училищах, так в мужских и женских гимназиях, отведено было не менее двух часовых уроков в неделю в каждом классе и чтобы рисование было проведено через весь курс средней школы как обязательный предмет. Оставление уроков рисования обязательными только в трёх младших классах и введение рисования в вид факультативного предмета в среднем и старшем отделениях школы следует считать нерациональным и рассчитывать на необязательные занятия после III класса значит сходить с точки зрения общей полезности и важности предмета и подвергать самый предмет случайностям.
Было бы также желательным введение лепки в курс средней школы ввиду того, что это искусство имеет большое образовательное и воспитательное значение. Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания, а главное, посредством лепки ученик получает верное реальное представление о предметах, как они действительно существуют в природе, а не так, как они кажутся в перспективе.
Преподавание лепки должно вестись самостоятельно и ни в каком случае не за счёт уроков рисования. Общество преподавателей графических искусств имеет честь ходатайствовать также и о введении в курс средней школы уроков черчения. Занятия этим предметом относятся также к области графической грамотности, представляющей собою необходимое средство для сношения между техниками самых разнообразных специальностей и нередко являющейся необходимою также при научных исследованиях.
В настоящее время, когда техника получила широкое развитие, когда она благодаря научным основам, от которых она исходит, со всех сторон окружила человека своими услугами, объекту этих услуг представляется нередко необходимость в более близком рассмотрении таковых, а для этого ему приходится прибегать к чтению письмён техники, которые весьма часто начертаны при помощи чертежа.
Считая черчение предметом общеобразовательным, необходимо ввести этот предмет и в курс гимназий, откуда также многие из окончивших курс поступают в высшие технические школы. Признавая за черчением право на самостоятельное существование в учебных планах средней общеобразовательной школы, Общество преподавателей графических искусств позволяет себе выразить желание, чтобы преподавание черчения обставлено было всеми необходимыми средствами для достижения надлежащих результатов обучения.
Относительно введения обязательных уроков чистописания в курс средней школы позволительно будет высказать следующие соображения.
Постоянно и везде одинаково признавалось, что преподавание чистописания, помимо утилитарной стороны предмета, имеет очень заметное педагогическое значение и заключает в себе стороны, имеющие воспитательное влияние при развитии учащегося.
Понимание учениками правильности, симметрии, развитие изящного вкуса, приобретение привычек к аккуратности, внимательности, чистоте и наблюдательности — всё это входит в круг деятельности каждого учителя чистописания, и всё это, полученное на школьной скамье без сомнения, влияет на внешнюю порядочность ученика, а по выходе его из школы оказывает, конечно, на него самое благодетельное действие.
Хороший почерк необходим для ученика как во время пребывания его в учебном заведении, так и за порогом школы, ибо весьма часто многие путём переписки и ведения канцелярских дел добывают себе средства к существованию.
Кроме специальных требований, клонящихся к выработке хорошего почерка, на долю учителя чистописания выпадает также наблюдение за правильностью положения учащихся при письме, заботы о гигиенической стороне дела. Надежды на то, что за рациональной посадкой учащихся при занятиях письмом и за выполнением ими требований правильного и изящного почерка будут одинаково следить все преподаватели школы, надо считать неосуществимыми, так как трудно ожидать от преподавателей так называемых «научных» предметов, чтобы они взялись за обучение тому, что они сами недостаточно знают.
По мнению Общества преподавателей графических искусств весьма желательны и необходимы в курсе средней школы особые уроки чистописания, ведомые учителем‑специалистом, причём уроков надлежит иметь не менее шести на весь школьный курс. В зависимости от числа уроков, которое будет отведено на графические искусства в средней школе, можно будет составить и соответственные программы преподавания рисования, черчения и чистописания.
Составление программ и планов преподавания без выяснившегося пока количества учебных часов, отводимых в школе на те или другие учебные предметы, Общество преподавателей графических искусств считает для себя преждевременным.
[1] Публикуется по: Известия общества преподавателей графических искусств. 1915. №6. С. 5 – 9.
Печатается по: Уроки черчения. Подготовлено Полиной Форминской (Трифоновой) // Мир Музея. 2022. №8. С. 30 – 31.
См. также:
Ясная Поляна. Подготовлено К.Т. Сергазиной // Мир Музея. 2022. №12. С. 43 – 44.
Форминская (Трифонова) П. Музееведение в СССР: начало // Мир Музея. 2022. №12. С. 45 – 47.
Форминская (Трифонова) П. PR‑стратегии 1930‑х // Мир Музея. 2022. №10. С. 39 – 41.
Форминская (Трифонова) П. Композиция экспозиции // Мир Музея. 2023. №9. С. 45 – 47.
Форминская (Трифонова) П. Планетарий «на коленке» // Мир Музея. 2023. №2. С. 29.
Ясная Поляна. Подготовлено К.Т. Сергазиной // Мир Музея. 2022. №12. С. 43 – 44.
Форминская (Трифонова) П. Музееведение в СССР: начало // Мир Музея. 2022. №12. С. 45 – 47.
Форминская (Трифонова) П. PR‑стратегии 1930‑х // Мир Музея. 2022. №10. С. 39 – 41.
Форминская (Трифонова) П. Композиция экспозиции // Мир Музея. 2023. №9. С. 45 – 47.
Форминская (Трифонова) П. Планетарий «на коленке» // Мир Музея. 2023. №2. С. 29.