Лучшие публикации

Семь сестёр

7 сентября 1947 года в 13 : 00 на восьми строительных площадках Москвы произошла торжественная закладка «зданий повышенной этажности» — знаменитых сталинских высоток.

Дата была выбрана не случайно. Первый раз в советской Москве решили отметить день города. И не просто день рождения Москвы, а её юбилей — 800 лет с момента первого упоминания в лето­писях.

Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин распределил площадки под строительство в пределах исторического центра города и так, чтобы здания сформировали архитектурный пейзаж вокруг себя и могли перекликаться между собой. Каждое здание задумывалось как город в городе. Важной была многофункциональность каждого из восьми сооружений, совмещение жилищного фонда и рабочих мест (правда, этот принцип был соблюден не везде).

Высотки можно разделить на три типа. Первый тип — башенный, когда рельефно выделяется, доминирует центральная часть. Таковы гостиница «Ленинградская» и так и не возведённая высотка в Зарядье.

Гостиница «Украина», здание МГУ, жилой дом на Котельнической набережной, здание у Красных ворот — пример башенно‑замкового типа: когда центральная часть дополняется боковыми корпусами, развёрнутыми в пространстве: облик дома напоминает средневековую крепость или замок.

К башенно‑пирамидальному типу относятся здания, у которых центральная часть плавно переходит в боковые, симметрично расположенные корпуса. Это Министерство иностранных дел и дом на Кудринской площади.

У Красных ворот
Высотка возведена в самой высокой точке Садового кольца, поэтому выглядит очень величественно, несмотря на относительно скромные размеры. Высота 24‑этажного центрального корпуса 138 метров. Для строительства были снесены дома дореволюционной постройки на пересечении Садового кольца и Каланчёвской улицы, в том числе и дом генерал‑майора Ф.Н. Толя, в котором родился М.Ю. Лермонтов (мемориальную доску, снятую со снесённого дома, можно увидеть сейчас на фасаде здания).

Перед архитекторами и инженерами стояла очень сложная задача: возвести здание, а в его вестибюле сделать новый вестибюль станции «Красные ворота» и установить эска­латор.

По всем правилам строительной науки необходимо было закончить все подземные работы, дождаться, когда стабилизируется грунт, и затем приступить к возведению высотного здания. Но на это потребовалось бы лишних полтора года, а то и больше. Поэтому приняли решение вести строительство и здания и вестибюля параллельно. Для этого была предложена и успешно осуществлена идея заморозки плывучих грунтов вокруг котлована.

Высотную часть здания стали строить с отклонением от вертикальной оси на 16 сантиметров. В октябре 1950 года, когда замороженные грунты начали оттаивать, здание стало наклоняться под собственным весом и в конечном итоге заняло строго вертикальное положение.

Со стороны Садового кольца центральная высотная часть смотрится очень компактно и закрывает собой 10 – 15‑этажные крылья, которые уходят в глубь квартала, образуя не­замкну­тое каре.

Здание строили для Министерства транспортного машиностроения, которое разместилось в центральной части, боковые корпуса были предназначены для жилых квартир.
На оформлении в этой высотке сэкономили: отказались от дорогих отделочных материалов, витражей, статуй на входной группе. Но в квартирах все‑таки дубовый паркет, высокие потолки с лепниной, кухни со встроенной мебелью, система домовой вентиляции. Под центральной частью размещён гараж.
В Гончарной слободе
Жилой дом на Котельнической — первая жилая сталинская высотка, введённая в эксплуатацию. Его строили с 1948 по 1952 год. Со строительством связан один интересный момент. Здание построено вблизи места, где Яуза впадает в Москву‑реку, и в плане имеет трёхлучевую форму. Центральный луч, уходящий назад, небольшой и продолжения не имеет. От двух других простираются боковые крылья вдоль Москвы‑реки и Яузы. И в крыло, выходящее на Котельническую набережную, вписан жилой дом, построенный ещё в 1938 – 1940‑х годах.

Главным архитектором проекта стал Дмитрий Чечулин. Ему было поручено строить сразу две высотки: на Котельнической и в Зарядье.

По легенде, архитектор просил, чтобы ему выделили квартиру на верхних этажах, чтобы можно было следить за строительством в Зарядье, но получил ордер на квартиру на первом этаже.

Высота центрального корпуса 176 метров. А вот квартир — от 500 до 800, точное количество до сих пор остаётся загадкой. Может, это связано с тем, что строительство шло под надзором НКВД и лично Берии. Помимо сотрудников этого ведомства, в высотке жили «звёздные» люди страны. Среди них — Фаина Раневская, Клара Лучко, Никита Богословский, Александр Твардовский, Лидия Смирнова, Марина Ладынина, Галина Уланова, Людмила Зыкина, София Ротару.

Квартиры были оборудованы на высочайшем уровне. На кухнях были установлены холодильники, импортная сантехника. В комнатах — мебель белого цвета, лепнина, дорогой паркет, бронзовые светильники. В доме работала и обычная вентиляция, и централизованная система кондиционирования. Но на взгляд нашего современника — много и неудобств. Например, в двухкомнатной квартире — всего три розетки, причём ни одной на кухне. Высокая слышимость в квартирах между этажами. Люки мусоропровода, установленные на кухнях, многие жильцы ликвидировали из‑за тараканов.

Но само здание поражает красотой и роскошью, а также своей инфраструктурой.
На Воробьёвых горах
Первоначально здание на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах задумывалось как гостиница. Проект был поручен Борису Иофану, по замыслу которого высотка должна была находиться на самом краю обрыва над Москвой‑рекой, где Александр Витберг когда‑то хотел возвести Храм Христа Спасителя. Но, как и Витберг в XIX веке, Иофан был за эту идею отстранён от строительства.

Назначение здания поменяли, передав его Московскому университету, а проектирование и строительство поручили Льву Рудневу, который определил строительную площадку почти в километре от «опасного» места. К работе над проектом были привлечены ещё несколько архитекторов, среди которых Сергей Чернышёв, один из разработчиков Плана реконструкции Москвы 1935 года.

Церемония закладки первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. А 1 сентября 1953 года университет принял первых студентов.

Здание МГУ стало самым высоким среди высоток — 32 этажа (правда, иногда называют и 34, и 36 этажей), 240 метров. До 2003 года главное здание МГУ было самым высоким в России.

Во многих репортажах о стройке сообщалось, что на ней работали комсомольцы. Но возводили высотку не только они. Несколько тысяч заключённых, имевших строительные специальности, были условно‑досрочно освобождены из лагерей, к ним добавили осуждённых по «бытовым» статьям. Но это действительно была грандиозная стройка, за которой наблюдала вся страна и помогала ей. Украина присылала гранит, Грузия и Уз­беки­стан — мрамор. В Челябинске были выполнены металлические конструкции, из Харькова привезли керамику, из Белоруссии прибывали различные строительные материалы.

Главное здание Московского университета представляет собой центральную башню, от которой отходят четыре 18‑этажных корпуса с башенками. В центральной части располагаются естественные факультеты, администрация, научная библиотека, Музей землеведения. На 32‑м этаже расположена обзорная площадка. В боковых корпусах — квартиры профессорско‑преподавательского состава, общежития для студентов и аспирантов. В общий комплекс входят почта, столовые, магазины, бассейн, поликлиника, спортивный центр.

Большое значение имеет и художественное оформление: читающие юноша и девушка (скульптор Вера Мухина), восьмиметровые рабочие и колхозницы (скульптор Михаил Бабурин), бронзовые физкультурники (скульптор Сергей Орлов).
Уникальны и гигантские часы диаметром девять метров, которые до 1956 года заводили вручную.

Гостиница «Украина»
Второе по высоте после МГУ здание московских высоток вознеслось на 206 метров, включая 73‑метровый шпиль (кстати, шпиль самый длинный из всех). Строительство шло довольно долго — с 1949 по 1957 год, — поэтому после 1953 года первоначальный план периодически изменялся согласно указаниям Н.С. Хрущёва.

По проекту, который разработали Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский, Василий Калиш, во всём комплексе должны были размещаться гостиничные номера, но затем их оставили только в центральном 34‑этажном корпусе, в боковых же разместили 250 квартир. Изменения коснулись и внешнего вида. Например, первоначально предполагалось украсить угловые башенки наверху знамёнами, но по приказу Хрущёва знамёна заменили на вазоны из снопов колосьев, символ того, что Украина — житница страны. Это создало определённые проблемы, так как группа со знамёнами весила 18 тонн, а вес каждого вазона — от 23 до 26 тонн и пришлось делать специальные крепления.

Центральный фасад гостиницы, обращённый к реке, украшают четыре высокие колонны, перед каждой из которых должны были стоять скульптуры: Рабочий, Колхозница, Учёный и Представитель культуры. Успели сделать 53‑сантиметровые модели, но после указа «о борьбе с излишествами» от статуй отказались.

Зато внутренняя отделка гостиницы полностью соответствовала стилю сталинского ампира. Интерьеры до сих пор украшены картинами советских художников (около 1200 полотен), в центральном холле гостей приветствует живописный плафон «Праздник труда и урожая на хлебо­соль­ной Украине». Отдельно стоит отметить всевозможные люстры и светильники, которые сохранились на своих местах с 1957 года. Их автор, как и в других высотках — Абрам Дамский, первый разработчик типовых советских светильников, создатель неповторимого освещения на многих станциях Московского метрополитена.

После капитальной реконструкции здания, которая завершилась в 2010 году, в интерьер были добавлены 57 скульптур рабочих, пионеров, спортсменов, созданных в СССР в 1940‑е – 1960‑е годы. А в холле на первом этаже установлена дио­рама «Москва — столица СССР», созданная по заказу МИД СССР для экспонирования в Нью‑Йорке. На ней можно увидеть Москву 1977 года — от Лужников до Земляного вала, — с имитацией смены времени суток. Общая площадь макета более 300 квадратных метров. Он очень хорошо вписался в общий стиль гостиницы.

На Баррикадной
В XIV – XVII веках на месте пересечения Садового кольца и Баррикадной улицы находилось село Кудрино с деревянной церковью Покрова Пре­святой Богородицы. Каменный храм возвели в начале XVIII века, и он благополучно простоял до 1937 года, когда решили расширять площадь, а для этого снесли церковь, мелкие домишки и палисадник перед Вдовьим домом.

На свободном месте вы­рос­ла «высотка на площади Восстания». Так стали называть этот жилой дом, возведённый в 1948 – 1954 годах по проекту Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. Здание состоит из 24‑этажного центрального корпуса и боковых корпусов по 18 жилых этажей. Весь комплекс опирается на широкий стилобат, облицованный тёмно‑красным гранитом, который, по легенде, Гитлер приказал доставить под Москву из Финляндии, надеясь после победы над СССР воздвигнуть в Москве из него обелиск.

В основной части здания — три больших подъ­ез­да (№ 1, 4, 14), которые оснащены тремя лифтами каждый, остальные, малые подъезды имеют по одному лифту.


Внутреннее убранство считается самым богатым и помпезным из всех высоток. Зеркала, резной дуб, красное дерево, мозаи­ка, метлахская плитка, разно­образ­ные светильники.

По эскизам Павла Корина были выполнены витражи в древнерусском стиле, которые украсили пространства перед лифтами в главном корпусе.

В доме 456 квартир. Чем выше этаж, тем престижнее считалась квартира. Однако в боковых подъездах самые верхние этажи были отданы под общежитие для обслуживающего персонала. Здесь был длинный коридор, куда выходили двери комнат, в одном конце — общий туалет, в другом — общая кухня. Потолки там были невысокими, а лифты не доходили. В подземном этаже расположили гараж на 134 машины. В стилобате здания находились кафе‑мороженое, парикмахерская и двухзальный кинотеатр «Пламя».

Знаменит был «Гастроном № 15» в этой высотке — на момент открытия это был самый большой по площади продовольственный магазин в СССР (шесть тысяч квадратных метров).

Численность персонала составляла 124 человека. Гастроном был роскошно отделан — мраморные прилавки и полы, мозаики на стенах, хрустальные люстры. Он должен был демонстрировать успехи страны после войны.

Но на случай новой войны здание тоже подготовили. Под землёй располагается бомбо­убе­жи­ще, не очень глубокое, но огромное по площади, выходящее за пределы самого дома. Оно могла вместить всех обитателей дома, которые должны были чувствовать себя достаточно комфортно. Для этого был сделан не общий зал, а множество отдельных комнат, в которых полы покрыты дубовым паркетом.

Почти все из 12 скульптур для здания на Кудринской площади выполнил Николай Никогосян. Он предложил взять шесть тем и сделать по две скульптуры — рабочий, крестьянка, музыкант, спортсмен, мать с ребёнком, воин, — которые должны были показать, что жильцами такого престижного дома в будущем смогут стать люди разных профессий.

На Смоленской площади
Здание Министерства ино­стран­ных дел — это первая возведённая в Москве сталинская высотка. Строительство её было завершено в 1952 году, а введено в эксплуатацию летом 1953 года. Проект разрабатывали известные архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус. Уже за технический проект они получили 20 января 1949 года Сталинскую премию первой степени.

Но перед окончанием строи­тель­ства в первоначальный проект пришлось вносить существенные изменения. В верхней части парадного фасада был установлен герб СССР, площадь которого составляет 144 квад­ратных метра. Этой частью — в виде четырёхугольной башни, на которой размещён герб, — и должно было заканчиваться здание. Но, как гласит легенда, такой вариант не устроил Сталина — и тот приказал, чтобы у высотки была башенка со шпилем. Фундаментальную надстройку возвести было уже невозможно, поэтому соорудили шатёр — как бутафорскую декорацию, — а каркас самого шпиля обшили обычной жестью. Но даже для такой облегчённой конструкции пришлось пробивать пять этажей, чтобы всё закрепить. Считают, что именно по этой причине здание Министерства иностранных дел — единственное из возведённых высоток не имеет на шпиле звезду.

К 2014 году шпиль пришёл в удручающее состояние, многие элементы подверглись коррозии — и было принято решение заменить шпиль на новый, что и было осуществлено в 2017 году. Новый каркас сделан из чёрной стали, облицовка — из нержавеющей стали. Вес новой конструкции составил 250 тонн (вместо 350 тонн предыдущей).

Как снаружи, так и внутри здание выглядит очень помпезно, торжественно и официозно. Весь декор сохранился с 1950‑х годов. Парадный холл с колоннами из чёрного камня, мраморный пол и стены, великолепные люстры, витые украшения из латуни. Сохранился исторический зал для пресс‑конференций на 500 мест. В здании 28 лифтов, 18 из которых скоростные, и четыре эскалатора вниз к гардеробу.

В одно из крыльев здания Министерства иностранных дел вошла гостиница Общества пролетарского туризма и экскурсий, построенная в 1934 году по проекту архитекторов Д.Д. Булгакова и И.А. Голосова. Фасад здания по улице Арбат украшен ба­релье­фом, на котором можно увидеть изображения различных видов туризма. Само Общество пролетарского туризма и экскурсий было создано в 1930 году, а уже в 1936 году его ликвидировали — как не справившееся с выполнением планов второй пятилетки.

На площади трёх вокзалов
«Малышкой» это здание назвать сложно, но всё‑таки это самая низкая башня из семи сестёр. Высота 21‑этажного здания — 136 метров. Зато гостиница «Ленинградская» больше всех похожа на кремлёвские башни. Так и было задумано архитекторами Леонидом Поляковым и Александром Борецким, которые ещё на этапе проектирования в 1949 году были награждены Сталинской премией второй степени.

Сложностей при возведении здания было много. Почва на этом участке очень насыщена водой, под землей протекают две реки — Рябинка и Чечёра. Для укрепления грунта впервые в Москве был применён способ вибронабивки: в землю вбивали металлические трубы с особым наконечником из чугуна до тех пор, пока наконечник не достигал плотного грунта, после чего в трубу вставлялся каркас, выполненный из металла, и заливали всё бетоном. Затем внешнюю трубу рывками извлекали обратно, а бетонная свая с каркасом внутри затвердевала в течение нескольких дней.

При строительстве необходимо было учитывать, что высотка должна была вписаться в уже существующий ансамбль площади трёх вокзалов и приветствовать всех попадающих в Москву по железной дороге, напоминая о русской архитектуре XVII века. Например, портал главного входа похож на теремное крыльцо, украшенное многочисленными декоративными деталями, внутренний свод портала украшен росписью, напоминающей росписи боярских и царских палат. Интерьеры также отличаются богатым убранством, многоцветьем. Светильники выполнены в виде паникадил и канделябров. А мраморную лестницу освещает много­ярус­ная люстра, длина которой более 15 метров. При первых шагах в здание у гостей должно было складываться ощущение, что они попали в сказочный терем. Два медальона с барельефами напоминают о победах на Куликовом поле и в Ледовом побоище.

Вот за эту сказочность и роскошь архитекторы после смерти Сталина были подвергнуты критике.

4 декабря 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», подписанное Н.С. Хрущёвым. Полякова и Борецкого лишают Сталинской премии. Существовала даже опасность, что их отдадут под суд. Леонида Михайловича сняли с должности руководителя Архитектурной мастерской института «Мос­про­ект» и предложили освободить чётырехкомнатную квартиру, поменяв её на меньшую.

В Зарядье
Высотки строили с 1947 по 1957 год, но возвели не все. Здание в Зарядье должно было стать самым высоким и самым значительным.

По проекту Дмитрия Чечулина здесь должно было вырасти 32‑этажное сооружение. Чтобы его построить, в 1949 году из этого района выселили 7890 жителей, вывели из объектов охраны стены и башни Китай‑города, что позволило их снести.

Но после смерти Сталина строительство высотки было заморожено — и на этом месте появился 12‑этажный комплекс гостиницы «Россия», рассчитанный на 5300 человек и полностью введённый в эксплуатацию в 1967 году (в 2000‑х годах гостиница была снесена как устаревшая).

Елена Устругова — автор проекта «Маленькими шагами по большому городу», читайте её материалы о высотках в этом номере. Фотографии Константина Преображенского.
Печатается по: Елена Устругова. Семь сестёр // Мир Музея. 2022. №12. С. 31 – 35.
См также:
Лариса Плетникова. Музеум натуральной истории // Мир Музея. 2023. №5. С. 31 – 35.

Валерия Ахметьева. Швивая горка — Чистые пруды // Мир Музея. 2023. №12. С. 22 – 25.

«Что красиво — то и прочно». Беседа Дарьи Сабининой с Ильёй Печёнкиным // Мир Музея. 2023. №8. С. 9 – 13.

Удастся ли сохранить наследие Шухова? Беседа Дарьи Сабининой с Рустамом Рахматуллиным // Мир Музея. 2023. №8. С. 19 – 22.