Статьи

Малая библиотека больших поэтов

2024-04-15 21:13
Эта книжная серия может поспорить по популярности только с#nbsp;«Жизнью замечательных людей». Действительно, целая библиотека#nbsp;— единственная отечественная книжная серия, имеющая второе и#nbsp;третье издание (Малая выходила даже четвёртым изданием).
«Библиотека поэта. Малая серия»#nbsp;— подцикл знаменитой книжной серии «Библиотека поэта». Появилась она в#nbsp;1935#nbsp;году, после успеха книг «Библиотеки поэта», начатой в#nbsp;мае 1933#nbsp;года «Стихотворениями» Г.#nbsp;Дер­жа­вина.

Считается, что «Библиотека поэта» основана Максимом Горьким. Замысел серии был изложен в#nbsp;статье Горького «О#nbsp;Библиотеке поэта», опубликованной 6#nbsp;декабря 1931#nbsp;года одновременно в#nbsp;«Правде» и#nbsp;«Известиях». «„Библиотека поэта,“#nbsp;— говорится в#nbsp;статье,#nbsp;— ставит целью своей познакомить молодежь с#nbsp;историей русской поэзии и#nbsp;дать начинающим поэтам материал для технической учёбы».#nbsp;[1] Соответственно, для публикации отбирались произведения поэтов, чья жизнь окончилась задолго до появления советского книгоиздания. (Известен лишь один случай, когда в#nbsp;серии вышел том стихотворений живого на момент издания поэта#nbsp;— им оказался М.#nbsp;Исаковский; впрочем, попасть в#nbsp;классики это ему не помогло.)

Однако члены редакционной коллегии (И.#nbsp;Груздев, Б.#nbsp;Пастернак, В.#nbsp;Саянов, А.#nbsp;Селивановский, Н.#nbsp;Тихонов, Ю.#nbsp;Тынянов) приняли решение публиковать прежде всего выверенные с#nbsp;научной точки зрения поэтические тексты поэтов XѴIII#nbsp;века, а#nbsp;не#nbsp;XIX, как было прокламировано Горьким во вступительной статье. Собрание стихо­творе­ний Дениса Давыдова (1933) и#nbsp;поэтов «Искры» не спасли ситуации: это не были поэты первого ряда, на творчестве которых и#nbsp;должны были, по мысли Максима Горького, осваивать стихотворную технику молодые поэты советской страны.

Разгневанный Горький решил передать «Библиотеку поэта» в#nbsp;любое другое издательство, прежде всего в#nbsp;издательство «Academia». Но выход был найден: члены редколлегии разделили «Библиотеки поэта» на две серии#nbsp;— Большую и Малую.

«История „Библиотеки поэта“#nbsp;— выразительное подобие ис­то­рии русской филологии (да и#nbsp;культуры) последних 70#nbsp;лет, — писал литературовед Андрей Немзер.#nbsp;— Придуманная Тыняновым и#nbsp;благословлённая Горьким, серия была допустимым излишеством идео­ло­ги­чес­кой системы. В#nbsp;томах её первого#nbsp;— довоенного#nbsp;— издания гротескно уживались мощная историко‑литературная мысль и#nbsp;обязательный яд советчины».#nbsp;[2]

До войны серия довольно успешно развивалась: с каждым годом ширился список представленных поэтов, охватывались все новые и#nbsp;новые эпохи, национальные литературы, содружества и#nbsp;объединения поэтов, виды и#nbsp;жанры поэтического творчества. Первой книгой в#nbsp;серии стал «Русский фольклор. Эпическая поэзия» под общей редакцией М.#nbsp;Азадовского. За ним последовали сборники крестьянской лирики и#nbsp;силлабической поэзии XѴII#nbsp;–#nbsp;XѴIII#nbsp;веков, несколько выпусков стихотворений поэтов XѴIII, начатый томом Тредиаковского, затем составители перешли к#nbsp;XIX#nbsp;веку#nbsp;— и#nbsp;так, последовательно серия создавала для молодёжи картину великой русской поэзии, вовсе не ограничивавшейся современной читателю лирикой.

Первое издание Малой серии «Библиотеки поэта» (1935#nbsp;–#nbsp;1942) составило 62#nbsp;тома русской лирики, к#nbsp;которым добавились три переводные книги#nbsp;— «Стихотворения» Тараса Шевченко (1939), сборник произведений А.#nbsp;Чавчавадзе, Г.#nbsp;Орбелиани, Н.#nbsp;Бараташвили (1941) и#nbsp;«Стихотворения» Ивана Франко#nbsp;(1941).

Во время войны книги не выходили, в#nbsp;годы позднего сталинизма серия была по сути задавлена.

В оттепель синие томики Малой серии «Библиотеки» (впоследствии ставшие зелёными) становились для многих глотком свежего воздуха: «прорывные» книги модернистов (классиков XX#nbsp;века), тома Заболоцкого, Пастернака, Клюева, Волошина, Цветаевой, наконец Ахматовой...

Книги Большой серии представляли собой скорее научные издания, с#nbsp;полным и#nbsp;выверенным научным аппаратом, подробными сносками, предисловиями и#nbsp;комментариями. Они были адресованы специалистам‑филологам и#nbsp;литераторам.

Малая же серия была рассчитана на широкую аудиторию#nbsp;— тексты в#nbsp;поэтические тома были отобраны с#nbsp;тем расчётом, чтобы дать читателю возможность познакомиться с#nbsp;лучшими сочинениями, с#nbsp;«избранным из избранного». Книги были меньше по объёму, более дешевые, но и#nbsp;отбор имён в#nbsp;серию был более строгим. Если в#nbsp;Большой серии Бенедиктов, Хомяков или Веневитинов удостаивались отдельного тома, то в#nbsp;Малой они проходили как «второстепенные» и#nbsp;издавались «под одной обложкой с#nbsp;18#nbsp;другими».

Тексты печатались без «ранних редакций» и#nbsp;«вариантов», но качество текстологической и#nbsp;комментаторской работы оставалось очень высоким. Зачастую это обеспечивалось тем, что с#nbsp;произведениями данного автора в#nbsp;«большом» и#nbsp;«малом» формате работал один и#nbsp;тот же фи­лолог.

Серия выходила в#nbsp;издательстве «Советский писатель», после распада СССР#nbsp;— в#nbsp;правопреемнике его ленинградского отделения под названием «Петербургский писатель». Затем у#nbsp;редколлегии серии появились с#nbsp;ним разногласия, и#nbsp;издание продолжил «Академический проект», под уточнённым названием «Новая библиотека поэта».

В 2000#nbsp;году Малая серия возродилась после 10‑летнего перерыва. Сегодня «Новую библиотеку» выпускают издательства Пушкинского Дома и «Вита Нова».
Печатается по: Валерия Ахметьева. Малая библиотека больших поэтов#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №3. С.#nbsp;32#nbsp;–#nbsp;33.

[1]  Горький М. Собрание сочинений. В#nbsp;30#nbsp;тт. М.: ГИХЛ, 1949#nbsp;–#nbsp;1955. Т.26. С.176.

[2] Немзер А. Долги и#nbsp;авансы. Новые поступления в#nbsp;Библиотеку поэта#nbsp;//#nbsp;Ruthenia.ru. Метод доступа: <https://www.ruthenia.ru/nemzer/biblioteka_poeta.html>.

См. также:
«История забытых имён и#nbsp;забытых текстов#nbsp;— всегда история чьей‑то жизни». Беседа Валерии Ахметьевой с#nbsp;Дарьей Московской#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2024. №2. С.#nbsp;43#nbsp;–#nbsp;46.

Валерия Ахметьева. Путешествие в#nbsp;Страну Фантастики#nbsp;// Мир Музея. 2024. №1. С.#nbsp;38–40.

«Старые вещи подобны старым людям». Беседа Ирины Дин (Хохолевой) с#nbsp;Александром Лифшицем#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №10. С.#nbsp;25–27.
Ксения Сергазина. Григорий Распутин-Новый#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №11. С.#nbsp;38–41.

Узнавание отца. Публикация Максима Гуреева#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №11. С.#nbsp;20–21.

Валерия Ахметьева. Жизнь замечательных африканцев#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №6. С.#nbsp;30–31.

Ксения Сергазина. Морской чёрт, найденный в Коктебеле#nbsp;//#nbsp;Мир Музея. 2023. №3. С.#nbsp;30–33.