300‑летие (в апреле 2024 года) философа Иммануила Канта (1724 – 1804) — повод вспомнить о мудрости как особой профессии и науке, как
о важнейшем залоге полноценной, осмысленной жизни. Некогда философия была главной университетской дисциплиной, «наукой королей» — а сегодня занимает довольно скромное место в общественном сознании, в разговорах людей и в инструментарии правителей. Но её место в культурном наследии несомненно; ведь, когда хотят похвалить художника за глубину и содержательность его творений, его называют «художником‑философом».
Как «музеефицировать» мысль, как представить неподготовленному посетителю такую бестелесную, невещественную материю, как человеческая мудрость?
Что выставить в музее, цель которого — рассказать посетителю о чудаках, блуждавших мыслью среди светил и туманностей мирозданья? Куда привести подростка — сына, брата, школьника, студента — чтобы убедить его, что быть умным — это не позор, не «отстой», а один из вариантов «царского пути» к славе и бессмертию?
Этот вопрос особенно актуален для России, имеющей собственный пантеон блистательных, оригинальных мыслителей разных эпох, от древности до наших дней (см. материал «Периодическая система мудрости», стр. 19).
В нашем апрельском номере, поклонившись юбиляру Канту, мы постарались расширить тему музеев, посвящённых памяти великих мудрецов; мы также хотим предложить вашему вниманию тонкое философское эссе Дмитрия Орехова — пример того, как о важных вещах высшего порядка задумывается человек с широким кругом гуманитарных интересов.
Хочется жить долго и интересно; хочется не ведать скуки, никому не завидовать — и при этом, как Кант, со временем перерасти в сознании и памяти соотечественников прочих современников — королей, военачальников и банкиров; хочется чувствовать, что достаёшь плечами и мыслями до небес. Хочется стать человеком мира, даже не покидая родного города.
Поучимся всему этому у бесстрашного и дерзкого мыслителя, Иммануила Канта — и привнесём даже в наши скромные повседневные труды крупицу подлинной мудрости высшей пробы.
На первой странице обложки:
Усыпальница кайтагских уцмиев. XII в. Кала‑Корейш, Дагестан. Фото Егора Гуреева. 2024 г.
о важнейшем залоге полноценной, осмысленной жизни. Некогда философия была главной университетской дисциплиной, «наукой королей» — а сегодня занимает довольно скромное место в общественном сознании, в разговорах людей и в инструментарии правителей. Но её место в культурном наследии несомненно; ведь, когда хотят похвалить художника за глубину и содержательность его творений, его называют «художником‑философом».
Как «музеефицировать» мысль, как представить неподготовленному посетителю такую бестелесную, невещественную материю, как человеческая мудрость?
Что выставить в музее, цель которого — рассказать посетителю о чудаках, блуждавших мыслью среди светил и туманностей мирозданья? Куда привести подростка — сына, брата, школьника, студента — чтобы убедить его, что быть умным — это не позор, не «отстой», а один из вариантов «царского пути» к славе и бессмертию?
Этот вопрос особенно актуален для России, имеющей собственный пантеон блистательных, оригинальных мыслителей разных эпох, от древности до наших дней (см. материал «Периодическая система мудрости», стр. 19).
В нашем апрельском номере, поклонившись юбиляру Канту, мы постарались расширить тему музеев, посвящённых памяти великих мудрецов; мы также хотим предложить вашему вниманию тонкое философское эссе Дмитрия Орехова — пример того, как о важных вещах высшего порядка задумывается человек с широким кругом гуманитарных интересов.
Хочется жить долго и интересно; хочется не ведать скуки, никому не завидовать — и при этом, как Кант, со временем перерасти в сознании и памяти соотечественников прочих современников — королей, военачальников и банкиров; хочется чувствовать, что достаёшь плечами и мыслями до небес. Хочется стать человеком мира, даже не покидая родного города.
Поучимся всему этому у бесстрашного и дерзкого мыслителя, Иммануила Канта — и привнесём даже в наши скромные повседневные труды крупицу подлинной мудрости высшей пробы.
На первой странице обложки:
Усыпальница кайтагских уцмиев. XII в. Кала‑Корейш, Дагестан. Фото Егора Гуреева. 2024 г.
PDF https://disk.yandex.ru/i/oMMsoq9LfWD7pA
См. также:
Максим Гуреев. От рассвета до заката // Мир Музея. 2024. №4. С. 2 – 7.
Кантъ какъ «чортъ русскои философiи». Беседа Ксении Сергазиной с Алексеем Лызловым // Мир Музея. 2024. №4. С. 14 – 17.
Павел Великанов. «Он не был «русским Ницше»... // Мир Музея. 2024. №4. С. 25 – 26.
Константин Антонов. От риторики к мысли // Мир Музея. 2024. №4. С. 27.
Максим Гуреев. Дурная бесконечность Соловков // Мир Музея. 2024. №4. С. 28 – 30.
Ксения Сергазина. Дом Густава Шпета // Мир Музея. 2024. №4. С. 30.
Дмитрий Орехов. Логика бинарности // Мир Музея. 2024. №4. С. 31.
Валерия Ахметьева, Константин Преображенский. Философические прогулки // Мир Музея. 2024. №4. С. 40 – 42.
Ирина Дин (Хохолева). Однажды на бульваре Капуцинов // Мир Музея. 2024. №4. С. 43 – 47.
Жозефина Бинде. Моне, якудза и корсиканская мафия. Пер. с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2024. №4. С. 48 – 49.
Ирина Дин (Хохолева). Зазеркалье Хеттон Лон // Мир Музея. 2024. №4. С. 52 – 54.
Максим Гуреев. От рассвета до заката // Мир Музея. 2024. №4. С. 2 – 7.
Кантъ какъ «чортъ русскои философiи». Беседа Ксении Сергазиной с Алексеем Лызловым // Мир Музея. 2024. №4. С. 14 – 17.
Павел Великанов. «Он не был «русским Ницше»... // Мир Музея. 2024. №4. С. 25 – 26.
Константин Антонов. От риторики к мысли // Мир Музея. 2024. №4. С. 27.
Максим Гуреев. Дурная бесконечность Соловков // Мир Музея. 2024. №4. С. 28 – 30.
Ксения Сергазина. Дом Густава Шпета // Мир Музея. 2024. №4. С. 30.
Дмитрий Орехов. Логика бинарности // Мир Музея. 2024. №4. С. 31.
Валерия Ахметьева, Константин Преображенский. Философические прогулки // Мир Музея. 2024. №4. С. 40 – 42.
Ирина Дин (Хохолева). Однажды на бульваре Капуцинов // Мир Музея. 2024. №4. С. 43 – 47.
Жозефина Бинде. Моне, якудза и корсиканская мафия. Пер. с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2024. №4. С. 48 – 49.
Ирина Дин (Хохолева). Зазеркалье Хеттон Лон // Мир Музея. 2024. №4. С. 52 – 54.