«Музей для читающих»* продолжает путешествие по России. В этот раз на набережной Северной Двины — в Гостиных дворах, где разместился Архангельский краеведческий музей, — 9 августа состоялась встреча с писателем и публицистом Германом Садулаевым.
После того, как Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории, провёл для нас короткую, но мощную экскурсию по Архангельскому краеведческому музею, меня бередят две мысли.
Первая: про русский бизнес. Вернее, предпринимательство. Ещё вернее — промысел.
Русский человек живёт не работой и даже не службой. Русский человек живёт промыслом. Очень часто это промысел Божий.
Музей расположен в зданиях бывшего Гостиного двора. То есть купеческой фактории. Фактория делилась на русскую и немецкую части. В русской располагались татары, евреи, поморы, мордва и все подданные российской короны. А в немецкой — шведы и другие англичане. Торговля допускалась только оптовая. Торговали за золото и серебро мехами, солью, оружием. Вот казначейский сундук размером с большой чемодан (лоукостер такой даже в багаж не примет). Он бывал полностью набит золотыми ефимками.
И вот я думаю об этих купцах. Которые везли свои товары под постоянным риском катастроф, кораблекрушений и нападений разбойников. И сами были злее, рисковее, страшнее и круче любых разбойников.
А ещё промысловики. Те ходили на малых лодочках между кочующими льдинами и били острогой морского зверя. В морских числился и белый медведь — огромное страшное хищное животное. А потом везли шкуры, клык, мясо и жир на продажу.
Были времена, когда архангельская торговля давала до 40 процентов доходов в казну российского царя.
Вот что такое настоящая история русского «бизнеса» и настоящих русских купцов, предпринимателей и промысловиков, а не мошенническая приватизация 1990‑х, когда подлые никчёмные люди, пользуясь близостью к «царю», обобрали страну и народ. И теперь их по недоразумению называют «предпринимателями».
А надо их звать как раньше — ворами. Таким раньше ноздри рвали. А предприниматели — это которые на карбасах между льдов, с острогой в руке на зверя, с саблей против разбойников. И золото в государственную казну. Если нам в России нужен бизнес, то такой, архангельский, о котором рассказано в музее. А не вот это всё.
Вторая: неужели мы правда потомки советских людей? Тех, что на полярных зимовках рожали младенцев и растили их. У которых белые медвежата бегали вокруг станции заместо дворовых собак.
Смотрю на их фотографии. Бесстрашные, светлые лица. Каждый как Гагарин. Все сверхчеловеки. Это правда наши отцы, деды и прадеды? Матери, бабушки и прабабки? Мы от них корнем? Почему же мы стали такие мелкие и ничтожные?
Поэтому одновременно гордость, радость. И тоска.
Но где‑то в Поморье, может, как раз в музеях, доныне хранится тайна о России. Её военный секрет. Поморское сердце.
Фото Алексея Пищулина, Павла Морозова . Архангельск (2022 г.).
Первая: про русский бизнес. Вернее, предпринимательство. Ещё вернее — промысел.
Русский человек живёт не работой и даже не службой. Русский человек живёт промыслом. Очень часто это промысел Божий.
Музей расположен в зданиях бывшего Гостиного двора. То есть купеческой фактории. Фактория делилась на русскую и немецкую части. В русской располагались татары, евреи, поморы, мордва и все подданные российской короны. А в немецкой — шведы и другие англичане. Торговля допускалась только оптовая. Торговали за золото и серебро мехами, солью, оружием. Вот казначейский сундук размером с большой чемодан (лоукостер такой даже в багаж не примет). Он бывал полностью набит золотыми ефимками.
И вот я думаю об этих купцах. Которые везли свои товары под постоянным риском катастроф, кораблекрушений и нападений разбойников. И сами были злее, рисковее, страшнее и круче любых разбойников.
А ещё промысловики. Те ходили на малых лодочках между кочующими льдинами и били острогой морского зверя. В морских числился и белый медведь — огромное страшное хищное животное. А потом везли шкуры, клык, мясо и жир на продажу.
Были времена, когда архангельская торговля давала до 40 процентов доходов в казну российского царя.
Вот что такое настоящая история русского «бизнеса» и настоящих русских купцов, предпринимателей и промысловиков, а не мошенническая приватизация 1990‑х, когда подлые никчёмные люди, пользуясь близостью к «царю», обобрали страну и народ. И теперь их по недоразумению называют «предпринимателями».
А надо их звать как раньше — ворами. Таким раньше ноздри рвали. А предприниматели — это которые на карбасах между льдов, с острогой в руке на зверя, с саблей против разбойников. И золото в государственную казну. Если нам в России нужен бизнес, то такой, архангельский, о котором рассказано в музее. А не вот это всё.
Вторая: неужели мы правда потомки советских людей? Тех, что на полярных зимовках рожали младенцев и растили их. У которых белые медвежата бегали вокруг станции заместо дворовых собак.
Смотрю на их фотографии. Бесстрашные, светлые лица. Каждый как Гагарин. Все сверхчеловеки. Это правда наши отцы, деды и прадеды? Матери, бабушки и прабабки? Мы от них корнем? Почему же мы стали такие мелкие и ничтожные?
Поэтому одновременно гордость, радость. И тоска.
Но где‑то в Поморье, может, как раз в музеях, доныне хранится тайна о России. Её военный секрет. Поморское сердце.
Фото Алексея Пищулина, Павла Морозова . Архангельск (2022 г.).
*«Музей для читающих» — проект Федерального центра гуманитарных практик РГГУ и журнала «Мир Музея».
На фото: Герман Садулаев. У штурвала русской культуры.
На фото: Герман Садулаев. У штурвала русской культуры.
Печатается по: Садулаев Г.. Поморское сердце России // Мир Музея. 2022. №9. С.3.
См. также:
Визель М. Казань умеет удивить // Мир Музея. 2022. №11. С. 28–29.
Эхо великой литературы. Беседа Алексея Пищулина с Павлом Крючковым // Мир Музея. 2022. №9. С. 24–28.
«Я люблю красоту, и она меня держит на плаву». Беседа Ксении Сергазиной и Валерии Ахметьевой с Юрием Кублановским // Мир Музея. 2023. №12. С. 40–42.
Отрок в пещи огненной. Беседа Алексея Пищулина с Алексеем Варламовым // Мир Музея. 2023. №1. С. 8–14.
Крусанов П. Язык русской литературы // Мир Музея. 2022. №11. С. 31–32.
Гуреев М. «Люди, которые пишут прозаические тексты, — одиноки» // Мир Музея. 2022. №10. С. 2–5.
Орехов Д. Уроки Ливадии // Мир Музея. 2023. №1. С. 2–5.
Визель М. Казань умеет удивить // Мир Музея. 2022. №11. С. 28–29.
Эхо великой литературы. Беседа Алексея Пищулина с Павлом Крючковым // Мир Музея. 2022. №9. С. 24–28.
«Я люблю красоту, и она меня держит на плаву». Беседа Ксении Сергазиной и Валерии Ахметьевой с Юрием Кублановским // Мир Музея. 2023. №12. С. 40–42.
Отрок в пещи огненной. Беседа Алексея Пищулина с Алексеем Варламовым // Мир Музея. 2023. №1. С. 8–14.
Крусанов П. Язык русской литературы // Мир Музея. 2022. №11. С. 31–32.
Гуреев М. «Люди, которые пишут прозаические тексты, — одиноки» // Мир Музея. 2022. №10. С. 2–5.
Орехов Д. Уроки Ливадии // Мир Музея. 2023. №1. С. 2–5.