Статьи

Моне, якудза и корсиканская мафия

2024-07-09 23:15
В 1985 году вооружённые бандиты ограбили Музей Мармоттан (Musée Marmottan) и похитили девять картин мастеров импрессионизма, в том числе знаменитую работу Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Бесценную добычу — на тот момент общая стоимость картин оценивалась более чем в 100 миллионов франков — не могли найти более пяти лет, пока не обнаружили грабителей на Корсике: было раскрыто невероятное преступление с участием членов японской мафии якудза.
Двадцать седьмого октября 1985 го­да Париж был потрясён: картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872 – 1874) похищена во­ору­жён­ны­ми людьми! Этот свежий, немного расплывчатый вид Гаврского порта на восходе солнца — не что иное, как картина, давшая название импрессионистскому движению, после того как она была выставлена в Париже в 1874 году.

Кража в музее Мармоттан в 16‑м округе Парижа произошла воскресным утром. Около 10 часов, вскоре после открытия, пятеро мужчин вошли в музей под видом обычных посетителей, внезапно достали оружие и взяли на мушку охранника. Часть персонала и более 40 посетителей они заперли в гардеробе, остальных загнали в зал, где им приказали им лечь на пол.

Пока двое грабителей следили за заложниками, трое других бросились в подвал и сразу направились к конкретным картинам. Они быстро сняли с рам «Впечатление. Восходящее солнце», а также четыре другие картины Моне, двух Ренуаров (в том числе портрет читающего Клода Моне 1872 года), «Женщину с веером» Берты Моризо и портрет Моне работы Нарузе, и быстро скрылись с награбленным. Ворам даже не пришлось разбираться с сигнализацией, которая включалась только после закрытия музея. Вся операция заняла не более пяти минут — такая профессиональная работа ошеломила полицейских и свидетелей дерзкого похищения.

Пока шёл безуспешный поиск картин из музея Мармоттан, молодая следователь Мирей Баллестрацци, глава Центрального управления по борьбе с незаконным оборотом произведений и предметов искусства, расследовала кражу пяти картин пейзажиста Камиля Коро, представителя барбизонской школы, из небольшого музея в Бургундии. В ноябре 1986 го­да в Токио произошло беспрецедентное ограбление: группа бандитов напала на фургон банка Mitsubishi и унесла с собой колоссальную добычу — 330 миллионов иен, или более 10 миллионов франков. Однако в брошенном фургоне преступники случайно оставили отпечатки пальцев, по которым их опознали как похитителей картин Коро!

Мирей Баллестрацци немедленно вылетает в Японию. Она обнаруживает, что французские грабители были в контакте с неким Синичи Фудзикумой, членом якудза, японской мафии. В его доме полиция нашла каталог музея Мармоттан, в котором девять украденных картин обведены ручкой! Этот человек оказывается ключевой фигурой в краже Коро и ограблении в музее Мармоттан...

Прослушивание телефонных раз­го­во­ров и длительное расследование в конце концов привели следователя на Корсику. 3 декабря 1990 го­да фотографии картин, украденных из Музея Мармоттан пятью годами ранее, были обнаружены в небольшой пристройке, принадлежавшей молодому корсиканскому безработному бармену Донатьену Комити. На допросе 4 декабря он рассказал, где спрятаны сами работы, — в тот же день их обнаружили в пустой квартире в Порто‑Веккьо [1]. Картины хранились там в ожидании завершения непростой сделки с якудза, приостановленной полицейским расследованием ограб­ле­ния фургона в 1986 году.

Но как французская мафия оказалась связана с Японией? Всё началось в тюрьме Пуасси в начале 1980‑х годов. В ней отбывали наказание некий Юссеф Химун (известный как Йойо) и его сообщник Жан‑Филипп Жамин (известный как Гро Фифи), оба члены «банды Обервилье» — мафиозной группировки из пригородов Парижа, специализировавшейся на кражах автомобилей. Некоторые члены этой банды имели связи с корсиканской организованной преступностью. За решёткой Химун и Жамин познакомились с Синичи Фудзикумой, отбывавшим срок за торговлю героином, и взяли его под свою опеку. В благодарность Фудзикума предлагает им сделку: они крадут произведения искусства, а он помогает им продать картины якудзе. Но какие работы выбрать? Спросив совета у кузена‑художника, банда останавливает свой выбор на Коро.

В 1984 году Гро Фифи и Йойо врываются в небольшой музей в Семюр‑ан‑Осуа [2] и похищают пять картин художника. Отправив одну из них в Японию посылкой, они летят в Страну восходящего солнца с четырьмя другими полотнами, спрятанными в багаже, чтобы договориться с якудзой об их продаже.

Затем в 1986 году Гро Фифи и Йойо вернулись в Японию, чтобы провернуть «большое дело». Во время своего первого пребывания на острове они заметили, что банки перевозили деньги не в бронированных, а в обычных фургонах без опознавательных знаков. Находка для бандитов! В сопровождении подельников Нордина и Ришара Леруа, крёстных отцов преступного мира Обервилье, они поселились в токийской квартире и начали разрабатывать план ограбления.

15 ноября 1986 года, надев каски и переодевшись в комбинезоны механиков, они захватили банковский фургон при помощи слезо­точи­во­го газа и макетов пистолетов. Мошенники бежали в Сингапур, где положили награбленное в дружественный банк, откуда деньги после отмывания ушли во Францию. Это было идеальное преступление, за исключением одной детали: в угнанном и впоследствии брошенном автомобиле были найдены отпечатки пальцев преступников...

В июле 1987 года Ришар Леруа погиб в перестрелке. Вскоре после этого Гро Фифи был арестован в Мексике и экстрадирован во Францию; Нордина перехватили в префектуре Бобиньи, где он пытался продлить паспорт. По словам писателя Рашида Сантаки и брата Юссефа Муссы Химуна, которые в соавторстве пишут книгу о «банде Обервилье», Йойо и Гро Фифи так и не продали картины Коро японской якудза. Устав от бесконечных переговоров, они оставили их в Японии и вернулись во Францию с пустыми руками. Что касается ограбления музея Мармоттан, то «банда Обервилье» полностью отрицает свою причастность к этому преступлению.

Помимо работ, хранящихся в музее Мармоттан, Мирей Баллестрацци удалось вернуть четырёх Коро (пятая работа пока так и не всплыла) японским коллекционерам, которые клялись, что купили картины, не подозревая об их тёмном происхождении. После такого двойного успеха Мирей сделала быструю карьеру и в 2012 го­ду стала первой женщиной, занявшей пост президента Интер­по­ла. Благодаря ей шедевр «Впечатление. Восходящее солнце» освещал залы Мармоттана на протяжении последних 35 лет, а с 26 марта занял центральное место в Музее Орсе на выставке «Париж 1874», посвящённой 150‑летию со дня рождения импрессионизма.

Перевод с французского Ирины Дин (Хохолевой).

Жозефина Бинде — журналист, специализирующийся на искусстве и автор нескольких монографий о художниках. Увлекается итальянским Возрождением и импрессионизмом, а также фотографией и кино.

На фото: Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872. Холст, масло. 48 × 63. Музей Мармоттан-Моне, Париж.

[1] Порто‑Веккьо (фр. Porto‑Vecchio, итал. Porto Vecchio, корс. Porti­vechju) — город и одноимённый порт на восточном побережье Тирренского моря, в южной части острова Корсика.

[2] Семюр‑ан‑Осуа (фр. Semur‑en‑Auxois) — коммуна во Франции, находится в регионе Бургундия.
Печатается по: Жозефина Бинде. Моне, якудза и корсиканская мафия. Пер. с французского Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2024. №4. С. 48 – 49.
См. также:
Ирина Дин (Хохолева). Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Ирина Дин (Хохолева). Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Ирина Дин (Хохолева). От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Ирина Дин (Хохолева). Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.

Ирина Дин (Хохолева). Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Ирина Дин (Хохолева). «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.

Ирина Дин (Хохолева). По стопам Джейн Остин // Мир Музея. 2021. №12. С. 80 – 82.