Лучшие публикации

Новые идеи и инструменты

«Мы нарушили все правила. Мы не отвечали подписчикам, мы размещали некачественные фотографии, мы показывали товары без ссылки, мы брали выходные по воскресеньям. Одним словом, мы делали всё „по‑другому,“ а „другое“ — это то, что сделало его подлинным».
В результате проведённого исследования консалтинговая компания Museum Booster выделила несколько самых успешных новых технологий и самых интересных коммуникационных идей, которые завоевали признание публики и специалистов по всему миру.

Умные инструменты
Копируйте и вставляйте реальный мир
Clipdrop.
Новый инструмент Clipdrop предлагает перевёрнутое использование AR (augmented reality, дополненная реальность). Это приложение, разработанное художником, дизайнером и программистом Сирилом Диагне, бывшим резидентом Google Arts & Culture, и Джонатаном Бланше. Известное на стадии разработки как AR Copy & Paste, приложение, официально запущенное в октябре 2020 года, привносит физический мир в цифровой.

Итак, как это работает? Наведите телефон на объект или текст, который вас интересует, и перетащите его на рабочий стол, чтобы импортировать в документы. Это очень просто и делает устаревшими отправку изображений по электронной почте или вырезание объектов в Photoshop. Приложение совместимо с различными программами и сайтами, включая Photoshop, Google Docs, PowerPoint, Figma, Canva и Pitch.

Приложение, улучшенное машинным обучением, позволяет отделить объект переднего плана от фона. Оно определяет, куда направлен ваш телефон на экране компьютера, и менее чем за шесть секунд вы можете скопировать изображение объекта в физическом мире и вставить его в документ. Для тех, кто хочет попробовать, Clipdrop доступен на Android, iOS, ­MacOS и Windows за умеренную ежемесячную или ежегодную плату.

Изображения высокого разрешения и интерактивное повествование
Second Canvas
Second Canvas — это облачная платформа, которая помогает музеям создавать привлекательные мультимедийные проекты, сочетая изображения высокого разрешения из оцифрованных коллекций с интерактивным повествованием. Музеи могут загружать изображения на платформу и конвертировать их в формат, удобный для масштабирования, легко создавать повествования и навигацию, редактировать и собирать дополнительный контент и медиа, такие как изображения, аудио, видео, текст или дополнительные слои, которые могут быть связаны с конкретными деталями произведений искусства, — и в конечном итоге публиковать контент на различных платформах и для различных устройств, таких как сайты, собственные приложения или приложение Second Canvas, iBooks, цифровые выставки и многое другое. Это простое в использовании приложение, оно не требует сложных технических или дизайнерских навыков.

Приложение может служить как дополнением к реальному опыту на месте, так и цифровой выставкой для удалённой аудитории или цифровой альтернативой для показа неэкспонируемой музейной коллекции.

Отличные идеи
Музеи и игры
Встречайте молодых зрителей там, где они уже есть, — Animal Crossing
2020 год показал музеям весёлый и недорогой способ привлечь миллионы пользователей игровой индустрии по всему миру, особенно молодых, к искусству и культуре. Во время пандемии беспрецедентной популярности достигла видео­игра в жанре симулятора жизни «Animal Crossing: New Horizons» («Перекресток животных: новые горизонты») для Nintendo Switch, набравшая более 13 миллионов игроков. Игра предлагает участникам создать собственную жизнь на острове мечты, не выходя из дома. В игре также есть внутриигровой музей с хранителем — совой по имени Блатерс. Игра позволяет интегрировать внешние изображения, которые можно собирать и использовать для украшения своего виртуального дома или даже одежды.

Некоторые музеи, такие как Гетти, Художественный музей Цинциннати и Метрополитен, быстро подхватили идею и добавили в игру «Animal Crossing» свои коллекции. А музей Тиссена‑Борнемисы пошёл дальше, виртуально воссоздав в игре свой музей и даже предложив короткие экскурсии по его залам.
Музеи использовали инструмент Animal Crossing Pattern Tool с открытым исходным кодом — сайт, на который пользователи могут загружать изображения и генерировать QR‑код, чтобы связать свои коллекции с игрой.

Nintendo также пригласила игроков отпраздновать Международный день музеев, не выходя из сети: им предложили принять участие в специальной двухнедельной акции по сбору марок, чтобы получить награды.

Кураторская битва
Музей Йорка
Всё началось в марте 2020 года, когда Йоркский музейный траст решил бросить вызов другим музеям и посетителям музеев и предложил им поделиться экспонатами на заданную тему в рамках цифровой кампании в Twitter под названием #CuratorBattle. «Кураторская битва» стала самым успешным цифровым событием, оказавшим большое влияние как на аудиторию, так и на музеи. Во время первой волны пандемии для музеев это был единственный способ взаимодействовать с аудиторией, вести обсуждения и узнавать о предметах, находящихся в музейных коллекциях. В результате возник огромный поток сообщений онлайн из сотен музеев со всего мира, которые внесли свой вклад в эту акцию.,

Успех в TikTok
Живой музей под открытым небом Блэк‑Кантри (Black Country Living Museum)
Когда в августе 2020 года менеджер по коммуникациям Эбби Берд выложила свой музей в TikTok, она не ожидала, что к концу года он станет самым посещаемым музейным аккаунтом на этой платформе. На сегодняшний день музей набрал более 870 тысяч подписчиков, 13 миллионов лайков и более семи миллионов просмотров некоторых видео. Неудивительно, что он был назван одним из 100 лучших британских аккаунтов TikTok в 2020 году.
Сайт Black Country Living Museum — это аттракцион под открытым небом, оживлённый актёрами, интерпретирующими повседневную жизнь в «чёрной стране», регионе, ставшим центром английской промышленной революции. Успех TikTok‑аккаунта музея заключается в коротких видео­клипах с участием реконструкторов в исторической одежде, необычных декорациях, практически как на киностудии, умном повествовании и обаятельном местном говоре. Таким образом, музей разработал эффективный и содержательный формат для привлечения молодой аудитории.

Музей был выбран для участия в акции TikTokMarathon#MuseumMoment в Международный день музеев – 2021; он присоединился к Версальскому дворцу во Франции, Рейксмузеуму в Амстердаме и Музею Виктории и Альберта в Лондоне в глобальной трансляции музейного тура на TikTok.

Художник‑резидент
Музей Орсе (Musée d‘Orsay)
Понятие «художник‑резидент» широко известно в мире искусства, но можно ли адаптировать эту концепцию к социальным медиа? В начале 2020 года музей Орсе показал, как это сделать. Вместе с художником Жаном‑Филиппом Дельоммом музей предпринял смелый шаг для привлечения внимания к произведениям искусства из своей коллекции. Каждый понедельник в течение всего года Дельомм получал полный художественный контроль над официальным Instagram‑аккаунтом музея, где он мог делать все, что ему заблагорас­су­дится.

Идея проекта заключалась в том, что иллюстрации Дельомма должны были представить старые шедевры в новом свете и ввести известных художников XIX века в современный контекст, дав им возможность высказаться в соцсетях. Идея заключается не в осквернении произведений, а в привлечении внимания к определённому моменту в биографии художника, к каким‑то проблемам или особой новизне произведения искусства, и через комментарии современников художника, вымышленные или нет, вызвать сегодня те же приязнь или антагонизм, которые они вызывали в то время. Без сомнения, иллюстрации Дельомма сыграли роль в увеличении числа подписчиков в Instagram музея Орсе — с 800 тысяч в начале 2020 года до 1,2 миллиона в начале 2021 года.

«Концепция заключается в том, чтобы подумать, что было бы, если бы художники конца девятнадцатого века были в социальных сетях. Как бы они себя вели, если бы при жизни у них были свои аккаунты в Instagram», — говорит Жан‑Филипп ­Дельомм.

Звезда социальных сетей
Национальный музей ковбоев и западного наследия, Оклахома (National Western Heritage and Cowboy Museum Oklahoma)
В марте 2020 года жизнь Тима Тиллера (фото на с. <?>), руководителя службы безопасности Национального музея ковбоев и западного наследия в Оклахоме, приняла неожиданный оборот. Весь персонал музея был вынужден остаться дома, на рабочем месте оставались только сотрудники службы безопасности — единственные, кто в это время контактировал с коллекциями. Руководитель отдела маркетинга Сет Спиллман передать Тиму ведение аккаунта музея в Twitter.

Усатый простоватый охранник очаровал мир своими шутками про отца и неуклюжестью и неопытностью в пользовании социальными сетями. По словам Спилмана, рискованная затея, нарушающая все священные правила социальных медиа, привела к огромному успеху. Менее чем за пять месяцев число подписчиков музея в Twitter выросло от восьми тысяч человек до ошеломляющих 300 тысяч. Хэштег #HashtagTheCowboy был подхвачен в социальных сетях клиентами, знаменитостями и даже компанией Disney, что помогло небольшому музею рекордными темпами привлечь внимание национальных СМИ. Кульминацией стала эксклюзивная выставка с одноимённым названием, на которой были представлены посты Тима, форма охранника и письма поклонников. Это была поистине одна из самых обсуждаемых кампаний 2020 года.

Наш эксперт
Эбби Берд, менеджер по коммуникациям в музее Black Country Living Museum
Каковы основные проблемы в области социальных медиа для музеев?
Эбби Берд: Когда дело доходит до социальных медиа, основной проблемой для музеев будет обеспечение того, чтобы у них была полностью поддерживаемая и обеспеченная ресурсами должность менеджера социальных медиа. Социальные медиа всё больше становятся одним из важнейших аспектов нашего коммуникационного инструментария, но они требуют огромных ресурсов. Я также убеждена, что качественный креатив не терпит спешки, и поэтому попытка быть всем для всех без надлежащей поддержки — это рецепт катастрофы. Я также думаю, что нам нужно найти способ сократить или, по крайней мере, признать культурный разрыв между людьми, принимающими решения в музеях, и представителями поколения z, потому что в настоящее время это огромная пропасть.

Стоит ли музеям вступать в модный TikTok и почему?
Эбби Берд: Сейчас всех интересует вопрос: «Должен ли мой музей быть в TikTok?», и ответ (по крайней мере, для меня) таков: если у вас достаточно ресурсов и вы сами являетесь пользователем TikTok, то да. Если эти две вещи не соответствуют действительности, то я бы посоветовала вам сначала решить эти проблемы. Если вам трудно найти время для создания контента для одной из крупнейших медиаплатформ, то это тревожный звоночек, и я бы предположила, что вы недостаточно обеспечены ресурсами.

Перевод с английского Ирины Дин.
На фото: Облачная платформа Second Canvas позволяет создавать мультимедийные проекты, сочетая изображения высокого разрешения из музейных коллекций с интерактивным повествованием.
Печатается по: Новые идеи и инструменты. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 32 – 35.
См. также: Цифровая трансформация. Перевод Ирины Дин (Хохолевой) // Мир Музея. 2021. №12. С. 22 – 27.

Цифра меняет наш мир. Беседа Алексея Пищулина с Антонием Швиндтом // Мир Музея. 2021. №12. С. 6 – 9.

Дин (Хохолева) И. Фотоаппарат «на вооружении» // Мир Музея. 2024. №3. С. 10 – 15.

Дин (Хохолева) И. Банковские каникулы, или День святого Лаббока // Мир Музея. 2024. №1. С. 54 – 55.

Дин (Хохолева) И. Know how // Мир Музея. 2024. №2. С. 54 – 55.

Дин (Хохолева) И. Русская шарлотка во чреве динозавра // Мир Музея. 2023. №12. С. 48 – 51.

Дин (Хохолева) И. От бунтарей Средневековья до бунтарей рок‑н‑ролла // Мир Музея. 2023. №12. С. 36 – 38.

Место силы Ньютона // Мир Музея. 2023. №9. С. 10 – 12.

Дин (Хохолева) И. Музыка на службе астрономии // Мир Музея. 2023. №2. С. 13 – 15.

Дин (Хохолева) И. Pешающие 13 километров // Мир Музея. 2023. №8. С. 50 – 53.

Дин (Хохолева) И. «Ноев ковчег на мели» // Мир Музея. 2023. №8. С. 44 – 47.